Эссе "Учитель! Перед именем твоим..."
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Михайлова Валентина Никандровна

Эссе "Учитель! Перед именем твоим..." это экскурс в прошлое, пребывание в настоящем и приглашение в будущее тех, кто посвятил себя служению детям. Это благодарность наставникам, которые дали благословение молодым, вступающим в самостоятельную жизнь. Благое слово духовника сыграло огромную роль в выборе профессии.Спасибо Вам, мои дорогие Учителя!  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchiteldokument_microsoft_word_3.doc81.08 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский дистанционный конкурс творческих работ

 «Моё призвание – Учитель!»

Эссе

Учитель! Перед именем твоим

                                                        Автор: Михайлова  Валентина Никандровна,                                                              

                                                        учитель русского языка и литературы  

                                                        МАОУ «Лицей №4» г. Чебоксары

Чебоксары 2014

                                                                 

                                                           Учитель! Перед именем твоим

                                                           Позволь смиренно преклонить колени…

Учитель… «Наставник, преподаватель, профессор», – так толкует значение слова «учитель» Толковый словарь живого великорусского языка в 4–х томах Владимира Даля.

Учитель…  Какая бездна смысловых оттенков…

Каждый человек в своей жизни бывает и учеником и учителем. Ребёнок - ученик для своих родителей, бабушек и дедушек, для школьных учителей. С возрастом ребёнок–ученик, сам того не сознавая, становится учителем, наставником, авторитетом для своих младших братьев и сестёр, для сверстников и профессиональным педагогом для учащихся, студентов, коллег по работе.

Что вкладываю я, педагог с 33–летним стажем работы, в это понятие?

Как нелегко подобрать нужные,  меткие слова, чтобы передать самые сокровенные мысли, чтобы выразить бездонную глубину чувств.

Первым учителем для маленького человека является  мама. Именно мама, мамин голос, мамины слова, мамины советы, мамино поведение, образ мыслей, умение обращаться с людьми, отношение к работе, взаимоотношения в семье между родителями, между братьями и сёстрами –словом, всё, что окружает человека, чему научился маленький человечек, это непременно заслуга мамы.

 Мне пятьдесят пять лет. До сих пор свои слова, поступки, поведение, своё отношение к работе – беззаветную преданность любимому делу – я сверяю с мамиными. Это на всю жизнь, так как мама является примером во всём.

Рядом с образом мамы появляется другой. Это образ первой учительницы, не менее доброй, умной, очень справедливой, готовой прийти на помощь своим примером, советом.

Урок чтения в первом классе. Тишина… Средь этой тишины звучит величественный голос, который уводит тебя из реального мира в мир сказок, где вечная борьба между добром и злом. Голос учителя так убедителен, что невольно поверишь в чудеса и просишь его, чтобы он подтвердил, что зло непременно будет наказано.

Всесильная, всемогущая, всезнающая Агриппина Петровна (так звали мою первую учительницу) хитро улыбнётся, мудро ответит и развеет все сомнения. Какая сила в первом Учителе! Какая власть над человеческими сердцами и душами.

Вот уже почти полвека прошло, как я переступила порог школы, а слово «Учитель» ассоциируется в моём сознании с образом первой учительницы, крупной, полной, очень доброй женщины, с блеском в глазах, с седыми нитями волос, аккуратно зачёсанных назад, с виноватой улыбкой на лице. Самое главное, что хорошо запомнилось мне, – мама и учитель дружили. Мама интересовалась, как дела у дочки, заходила в  школу (мама тоже хотела стать учителем), а Учитель всегда говорил только правду.

1-е сентября 1965 года. Первый сентябрьский  погожий денёк, тепло по–летнему. В школу пошла в летнем недошитом платье (в то время мама работала агрономом, видимо, не успела дошить). Учительница, почти как мама, подошла, поправила воротник, заправила кофту и спросила, как меня зовут. Этот день навсегда остался в памяти тем, что я поняла, Учитель– это ещё мама. Из множества эпизодов  школьной жизни помню такой: Учитель пришёл домой. Волна чувств: испуг, страх,  радость и гордость тем, что Учитель помнит тебя, значит, переживает за тебя, заботится о тебе, а может, и любит.

Обращаясь к молодым учителям, хочется сказать: «Идите к детям, они ждут вас!»

Потом были другие учителя, учителя моих детей – они были другие.

Мне повезло с Учителями! Они были не просто учителя, а Учители, каждый стоит на своём пьедестале, на почётном месте.

В пятом, после начальной школы, классным руководителем был Расторгуев Виссарион Михайлович, горячо любящий своих учеников и  своё дело. Он прививал нам любовь к родному языку, к родной литературе, культуре и к родному краю, он учил нас любить свою землю и свой народ. Учитель рассказывал нам об истории родной Чувашии, чувашских поэтах и писателях и был уверен в том, что его воспитанники будут также преданны своей малой родине, родному краю и родному языку. Через годы, оглядываясь назад, мысленно стою перед Учителем и шепчу: «Простите нас, Виссарион  Михайлович, что не оправдали Вашего доверия».

Настоящим праздником, праздником  встреч, знакомств с новым, доселе неизведанным, были уроки русского языка и литературы. Геннадий Михайлович Расторгуев – истинный педагог, «инженер» русского языка. Именно он открыл для меня широкие двери в страну языкознания, привил любовь к искусству слова. Чистый, звонкий, твёрдый, уверенный голос Учителя по сей день звучит и является примером для подражания в моей педагогической практике.

Урок русского языка в 6–м классе национальной школы. Тема нелегкая: «Склонение сложных прилагательных». Учитель вызывает меня к доске и предлагает просклонять словосочетание «Волго–Донской канал». Подобных примеров в учебнике не было, Учитель таким образом побуждал в нас интерес к предмету, расширял наш кругозор и учил радоваться успехам и победам. Деятельная любовь Учителя к детям и избранной профессии  не могла не отразиться в нашем сознании. Уже в том далёком семидесятом году я поняла, что моя дальнейшая жизнь напрямую будет связана с русским языком, с дальнейшим его изучением и погружением в бесконечное пространство русской грамматики.

Средняя школа… Новые учителя, новые преподаватели, новые наставники. Кто из них сумеет зажечь наши сердца, повлечь за собой в страну Знаний, стать для нас поистине Учителем? Счастливая судьба мальчишек и девчонок. Им посчастливилось учиться у настоящих педагогов.

Это были и есть опытные, истинные мастера своего дела.

Литературу как учебник жизни мне открыл Расторгуев Николай Михайлович, очень спокойный, степенный, уверенный в себе, в какой–то степени важный, в то же время простой и открытый в беседе учитель. Умение преподнести учебный материал, подвести к художественному тексту, раскрыть суть проблемы, заинтересовать деревенских мальчишек и вовлечь их в обсуждение, при этом корректно объяснять  поступок Сони Мармеладовой – это ли не истинный Учитель, значением которого является «тот, кто наставляет, учит,  передаёт свой опыт, знания кому–либо». Чувство сострадания, милосердия, любовь к ближнему, к литературному персонажу мы вынесли с уроков литературы, уроков доброты, уроков жизни и мудрости.

Именно Николай Михайлович подвёл меня к истине, что нет ничего ближе и роднее «дыма Отечества», что  поэт Пушкин – это наше всё и что его

«Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам» – это святыня, национальное достояние.

А Гришка Добросклонов – народный заступник. Кто из ребят, нуждающийся в защите, мысленно не мечтал о таком герое.

Стихи Маяковского и сам Маяковский в моём сознании и памяти живут с той минуты, как учитель читал нам на уроках мастерства:

                                Я

                                   достаю

                                                 из широких штанин

                                дубликатом

                                                     бесценного груза.

                                Читайте,

                                              завидуйте,

                                                                я  -

                                                                      гражданин

                                Советского Союза.

Мои Учители!  Учитель (мн. учители). Высок. –Человек, являющийся авторитетом в какой–либо области, имеющий последователей.  Вот какое значение  я вкладываю  в понятие  «Учитель». Это бог, исцеляющий наши грешные души, это мудрец, наставляющий нас на путь истинный, это человек с огнём Прометея в груди. Именно такими  были  мои Учителя: очень хорошие, очень сильные, очень мужественные и мудрые люди, известные и уважаемые  в Чувашии педагоги – представители многочисленной учительской династии  Сафроновых.  Низкий Вам поклон!

Велика роль Учителя. Ему, Учителю, отведена роль воспитателя молодого поколения. Мудрый взгляд и добрая душа, созидание радости, радость встречи и общения, знание, опыт, творчество и успех, вечные ценности духовные, надежда, вера и любовь – всё в одном человеке, в Учителе! Какое счастье быть Учителем!. Учить детей всему, что знаешь сам, быть примером для своих учеников, зеркалом для своих воспитанников.

За  моими плечами немалый опыт педагогических проб, удач и ошибок.

Опыт жизни, который передали мне мои Учителя, мои педагоги, в котором радость победы неотделима от горечи поражений.  За всё,  что во мне доброе, мудрое, справедливое, я благодарна своим Учителям и ученикам. Помнятся слова благодарности учеников: «Если бы все педагоги были такими добрыми, мудрыми, сколько добрых, умных, благородных людей воспитали бы»…

Память об Учителях, благодарность им за свет и знания у каждого  своя. А мне близки мысли Ирины Самоцветовой, выраженные в стихотворении, посвящённом Учителям:

                      И пока Учитель будет с нами,

                      Не погибнут разум и любовь.

                      Воспеваем добрыми словами

                      Всех Учителей мы вновь и вновь.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учитель, перед именим твоим..."

Выступление на окружном фестивале педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"...

Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»

Лекция по философии образования:«Учитель!   Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...

"УЧИТЕЛЬ ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ..."

РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ......

педагогическая аллея славы учителей "Учитель, перед именем твоим..."

Мой класс принимал участие в создании педагогической аллеи славы учителей, посвященной году учителя. Большую помощь в осуществлении этого поекта оказало акционерное общество "Оренбурггаздобыча". Стенд...

Статья "Учитель! Перед именем твоим..."

1 сентября - дата, которая никого не оставляет равнодушным. Кто-то вспоминает прошлое, для кого-то звук школьного звонка – это будничное настоящее, а для кого-то – будущее. Статья подтверждает фа...

Эссе "Учитель! Перед именем твоим..."

Данная работа получила диплом лауреата во Всероссийском дистанционном конкурсе "Учитель! Перед именем твоим..." (Номинация "Корнями дерево сильно.")...