Система уроков по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
статья по литературе по теме
Общие цели изучения романа "Мастер и Маргарита": познакомить учащихся с историей создания романа; рассмотреть роман как сложную многоуровневую систему, найти и прокомментировать соответствия между разными уровнями; выявить в тексте основные философские и нравственные темы, охарактеризовать мотивную структуру произведения; обнаружить интертекстуальные и общекультурные связи романа.
При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман "Мастер и Маргарита", целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы. Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке. Описанная далее система уроков по роману "Мастер и Маргарита" построена на сочетании коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_urokov_po_romanu_m.a._bulgakova_master_i_margarita.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Система уроков по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Общие цели изучения романа "Мастер и Маргарита": познакомить учащихся с историей создания романа; рассмотреть роман как сложную многоуровневую систему, найти и прокомментировать соответствия между разными уровнями; выявить в тексте основные философские и нравственные темы, охарактеризовать мотивную структуру произведения; обнаружить интертекстуальные и общекультурные связи романа.
При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман "Мастер и Маргарита", целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы. Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке. Описанная далее система уроков по роману "Мастер и Маргарита" построена на сочетании коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности.
Первое занятие состоит из двух частей. Сначала идет лекция учителя о замысле романа и его редакциях, построенная на материалах статьи Л. Яновской "Треугольник Воланда"[8]. Ее цель: представить роман как плод долгого и кропотливого труда, как произведение, к которому писатель шел всю жизнь.
Далее учитель предлагает учащимся коллективно познакомиться с первыми страницами романа и выборочно их прокомментировать, указать источник эпиграфа. Цель этой работы: обнаружить в Воланде дьявольские черты. При анализе обратить внимание на позу героя, детали его костюма, (трость с головой пуделя - в "Фаусте "Гете Мефистофель является в образе пуделя; поза- скульптура Антокольского "Мефистофель"<Рисунок1>; расшифровка треугольника на портсигаре Воланда как его монограммы дана в статье Яновской), а также на игру слов "черный"и "черт", на употребление эпитета "сверхъестественный".
Вывод: Булгаков наделяет Воланда сатанинскими чертами, взятыми из мировой литературы (интертекстуальность романа), по ним читатель с первых строк романа должен "узнать" Воланда.
Вопрос классу: кто из героев романа сразу узнает Воланда, а кто нет, чем отличаются эти две группы героев? (Мастер и Маргарита сразу и независимо друг от друга узнают Воланда, не узнают его сатирические персонажи).
Второе и третье занятия проходят в форме семинаров. Учащиеся заранее получают вопросы для индивидуальной работы и рекомендации учителя по дополнительной литературе для подготовки ответа, на уроке заслушиваются мини сообщения (2-3 минуты) и коллективно обсуждаются, схемы, таблицы, выводы фиксируются на доске и в тетрадях.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:
(см. ниже материалы к некоторым семинарским вопросам)
Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера. (Сравнительную таблицу представить на доске).
Какие временные пласты выделяются в романе? Как они связаны между собой?
Система двойников в романе. Кто не имеет двойника? (Схема на доске).
Описание Москвы и Ершалаима: параллели и соответствия (ночной и дневной пейзаж, образ разбитого светила, время московских и ершалаимских событий — страстная неделя).
Лунный и солнечный свет в романе, игра света и тени в соотношении с основной философской идеей романа. [3]
Мотив дома в романе. Что такое дом? Кто ищет дом? Какие в романе есть дома?
Тема сумасшествия в романе. Кого считают сумасшедшим?
Свобода и несвобода в романе. Кто свободен и кто несвободен? Кого из героев волнует эта тема?
Полеты в романе. Общекультурная символика, мифологические корни полетов. Связь с темой свободы. Мотив падения в романе как противоположность мотиву полета.
Через каких героев, в каких эпизодах реализуется в тексте тема власти?
"Писатель "и "мастер" — каковы значение этих слов в романе? Литературный мир на страницах романа. Глобальная роль творчества в романе. Почему роман Мастера должен быть написан? Зачем Воланд спасает рукопись Мастера ? ("Рукописи не горят !")
Тема одиночества, ее связь с темой свободы и творчества.
Сосуществование добра и зла в романе, их взаимодополняемость. (Воланд утверждает, что без зла мир был бы "голым светом".Носителем справедливости в романе является именно Сатана).
Пожары и апокалиптическая символика в романе.
Философские проблемы в романе (бытие Бога, свободная воля человека, границы человеческого разума).
Тема жертвенности. Кто и ради чего (кого) жертвует?Что приносится в жертву?
Предатели и предательство в романе во всех временных пластах.
Счастье, боль и цена любви. (Маргарита на страницах романа).
Критерий истины в романе. Кто смог и кто не смог ее постичь?
"Он не заслужил света, он заслужил покой". Почему? Что такое в романе "свет" и "покой"? Представление разных версий. [3], [8]
Концовка романа - анализ 32 главы. (Трансформация персонажей свиты Воланда в лунном свете. "Настоящее " и "ненастоящее" обличив нечистой силы, разоблачение обмана. История- сцена, где действуют маски.)
Жанровое своеобразие произведения. Признаки каких жанров можно обнаружить в романе? ( В данном произведении можно увидеть признаки следующих жанров:
сатирическая повесть, фантастический роман, любовный роман, философская повесть, миф, мениппея. Признак мифа — отсутствие пространственных и временных противоречий, амбивалентность в оценке добра и зла.)
Общие выводы: роман "Мастер и Маргарита сложная многоуровневая система, в которой через лейтмотивы исследуются очень важные философские и нравственные темы. Однажды возникнув, мотив всплывает много раз в разных формах, по этой причине текст романа прочитывается через призму ассоциативных связей между героями, деталями и событиями разных пространственно-временных пластов.
Домашнее задание на четвертое занятие: собрать материал к сочинению и написать черновик по одной из предложенных тем: "Почему роман о Сатане Булгаков назвал "Мастер и Маргарита"? (читательское размышление)",
"Я открыл (а) роман Булгакова "Мастер и Маргарита" и... (читательское открытие), "Писатель и мироздание (на примере судьбы Мастера)", "Мастерство Булгакова в романе "Мастер и Маргарита" (аналитические заметки читателя)", "Философская проблематика романа ". Тему сочинения ученик может сформулировать самостоятельно.
Четвертое занятие — творческая работа.
Пятое занятие посвящается чтению и рецензированию наиболее удачных творческих работ.
Если позволяет время и уровень подготовленности класса, можно провести интеллектуальную игру или викторину по роману, взяв за основу задания, предложенные в пособии Т. Г. Кучиной и А. В. Леденева [4]. В составлении заданий и вопросов для игры могут принять участие и сами одиннадцатиклассники.
Литература
Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. —М., 1991.
Булгаковская энциклопедия\ под ред. Соколова Б. - М., "Локид", 1997.
Колодин А. Б. Свет и во тьме светит //Литература в школе. —1994. -№1.
Кучина Т. Г. Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе 9—11 классы. —М. , -"Дрофа", 2000.
Русская литература 20 века (учебник для Икласса) —часть 1-М., "Дрофа", 1996.
Русская литература (учебник для Икласса) — часть 2-М., "Просвещение", 1994.
Шапошников В. Н. От "серебряного века"до наших дней. — Новосибирск, 1996.
Яновская Л. М. Треугольник Воланда //Октябрь. — 1991. - №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема урока: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...
Серия уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Представлены разработки уроков по основным сюжетным линиям романа....
презентация к уроку по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"в 12 классе для слабослышащих детей
Материал дан учителем для краткого ознакомления с произведением,ввиду проблем со слухом дети обладают малым словарным запасом ,многое им неизвестно.Поэтому легче всего рассказать ,используя картинки с...
Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
ЗАДАЧА урока - вспомнить основные ТЕМЫ, МОТИВЫ, ОБРАЗЫ романа «Мастер и Маргарита», включить его в широкий литературный контекст, отработать на фрагменте из романа наш алгоритм экзаменационного ответа...
Урок по роману М . Булгакова "Мастер и Маргарита"
Урок- рассуждение по роману М.Булгакова...
Система уроков по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»– одно из загадочных явлений русской литературы XX века. Это произведение имеет множество вариантов прочтения, ни один из читателей не остает...