Внеклассная работа по русскому языку и литературе как путь создания в школе культурной среды, способствующей целостному гуманистическому развитию личности обучающихся
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Информация об индивидуальной, кружковой внеклассной работе. Объединяющие формы работы и формы массовой работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение по теме семинара | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Новомосковск Тульская область
ГМО учителей русского языка и литературы на базе МБОУ «СОШ № 2»
«Внеклассная работа
по русскому языку и литературе
как путь создания в школе культурной среды, способствующей целостному гуманистическому развитию личности обучающихся».
Лякина Ирина Ивановна,
руководитель школьного ЦМО учителей
русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Новомосковск, 16.03.2011 г. ГМО
Сегодня образование-это не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний.
Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы МБОУ «СОШ №2» является проведение внеклассной воспитательной работы, успеху которой содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при подготовке всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие реализовывало максимум воспитательных задач. При выборе содержания всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов внеклассной работы по созданию в школе культурной среды ,способствующей целостному гуманитарному развитию личности обучающихся ,является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы:
- индивидуальные
- кружковые
- объединяющие
- массовые
Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных
учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, иллюстрированных альбомов и так далее. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. К индивидуальным формам работы относятся конкурсы, олимпиады, соревнования, игры, требующие непосредственной активности каждого. А это развивает инициативу, стимулирует детскую активность. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают ребята разных возрастных групп. И год от года количество желающих поучаствовать растет. В 2010/2011 учебном году в олимпиаде по русскому языку 1 школьного этапа было задействовано 100 обучающихся из параллели 5-11 классов, по литературе-22 среди 9-11 классов прошедшего 2009/2010 учебного года цифры таковы:78 участников по русскому языку и 23 - по литературе. Это является свидетельством проявленного интереса к данным предметам. Стабильным остается участие школьников в лингвистической игре «Русский медвежонок». В 2009/2010гг. среди 5-7 классов в ней приняли участие 85 ребят ,а в этом году - 87.Показатель чуть больше, но зато здесь активно участвовали не только ученики 5-7 классов, но и 8-9 классов.
Учащиеся нашей школы принимают участие в различных конкурсах, постановках музыкально-литературных композиций. В городском конкурсе по произведениям поэтов серебряного века «Умейте же беречь наш дар бессмертный - речь», подготовленный педагогами Сапроновой Л.А. и Гусевой А.С., старшеклассники заняли 3 место. Для 7,10,11 классов была поставлена литературно-музыкальная композиция «Я славлю имя твое», посвященная творчеству Марины Цветаевой, для старшеклассников проводилось внеклассное мероприятие «Нам память не дает покоя…», посвященное открытию мемориальной доски афганцам.
Сотрудничаем мы и с Пушкинской школой. Ребята участвуют в уже ставшем традиционным конкурсе «Натали», «Мой Пушкин», к городскому конкурсу театральных коллективов инсценировали поэму «Цыгане» А.С.Пушкина.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства. В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, встречи с интересными людьми и др.
В нашей школе уже три года работает кружок художественно-эстетического направления « Юный журналист», руководителем которого в 2010/2011 учебном году является Нишанова Н.Н. Ранее кружок возглавляли Железнова О.В. и Расстригина О.Н. Работа «Юного журналиста» направлена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Посещая занятия, члены кружка интенсивно обучаются основам журналистики, получают возможность использовать навыки в практической деятельности. Ребятами, посещающими кружок «Юного журналиста», выпускается газета « Школьный калейдоскоп», в которой они освещают важные события, произошедшие в нашей школе. Это и экскурсии, и встречи с интересными людьми, и мероприятия, приуроченные к знаменательным датам. Основными рубриками школьной газеты являются: « Советы психолога», « Свое здоровье сохрани», « События и факты», «Поздравляем!», «Проба пера». По инициативе самих школьников был создан сайт, на котором происходит обмен мнениями среди учащихся. Сами занятия кружка проводятся Нишановой Н.Н.в следующих формах: это свободная творческая дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, практическая работа - подготовка материалов для публикаций в прессе. Система занятий построена таким образом, чтобы каждый раз ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобретая навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
Результатом такой работы являются выпуск газеты «Школьный калейдоскоп», сборников творческих работ «Окно в природу» (о водоёмах Тульской области), «Салют, Победа!» (о событиях Великой Отечественной войны), публикации в местной прессе. В «Новомосковской правде» были опубликованы работы учащихся нашей школы: «Спасибо детям и учителям!», «Вернулись в детство», «Этого не должно быть в нашей жизни!»
Занятия в кружке «Юный журналист» помогают обучающимся МБОУ «СОШ №2» познакомиться с журналистикой, как профессией и областью литературного творчества.
К объединяющим формам работы относятся школьные музеи.
По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материала. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея используются на уроках для просветительской деятельности.
При краеведческом музее нашей школы работают 2 кружка: «Истоки» и «Основа православной культуры». На протяжении последних шести лет стало традицией проводить ученическую научно-практическую конференцию, посвященную сражению на Куликовом поле. Так, в прошлом учебном году ученица 10-А класса Калякина Надежда заняла второе место с работой «Легенды и предания села Монастырщина». В 2010/2011 учебном году победительницей стала ученица 9-Б Бубнова Вероника, выступившая с докладом «Куликовская битва в литературе». К работе конференции привлекаются учащиеся с 5 по 11 классы, где кроме традиционных, выше перечисленных методов, используют метод презентации. По результатам данного вида работы силами учащихся выпускаются сборники, готовятся выставки. Так члены кружка « Основа православной культуры » подготовили материал к выставке « Православная книга своими руками», сделали несколько презентаций по святым источникам, иконе Казанской Божьей матери.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в нашей школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. Такие мероприятия расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. Дети воспитываются в деятельности. Главное — опираться на актуальные потребности подрастающего поколения. Надо сделать всё, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, где, несмотря на кризис веры, доверия и всяких авторитетов, есть время и место задуматься над организацией добросовестной жизни.
А закончить свое выступление хочется словами В.А.Сухомлинского «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по русскому языку и литературе .
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....
«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)
Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...
«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)
Статья - описание проекта "Перечитывая заново"...
«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)
Статья- описание проекта...
Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"
В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....
Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"
Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....
Презентация к методическому семинару "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"
Презентация к методическому семинару на конкурс "Учитель года "...