Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы
проект по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Иоффе Ирина Владимировна

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню победы для Всероссийского конкурса методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся "Растим патриотов России".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»

Номинация: методика организации и проведения торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню победы.

                                                Автор: Иоффе Ирина Владимировна,

                                                учитель русского языка и литературы

                                                ГБОУ гимназии №293

                                                Красносельского района

                                                Санкт-Петербурга

2015 год

Литературно-музыкальная композиция

ко Дню победы

Постановка с использованием произведений

С. Орлова, Б. Окуджавы, А. Ахматовой,

А. Твардовского, Б. Васильева, Д. Гранина,

А. Межерова;

                       музыки

Д. Шостаковича, из к/ф «Офицеры»

Звучит первый куплет песни из к/ф «Офицеры».

1-й        ведущий.

Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Наши родные действительно «приняли смертный бой» ради того, чтобы мы с вами имели право на счастливое будущее. Поэтому в День победы в каждой семье отмечают этот праздник – праздник «со слезами на глазах».

2-й        ведущий.

70 лет прошло со дня победы над фашистами. Самым молодым солдатом последнего военного призыва уже за 80, значит о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берёз Победу Девятого мая Отпразднуют люди без слёз...

Подымут победные марши,

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны...

1-й ведущий.

Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война - это почти такое же далёкое прошлое, как и война с Наполеоном. Несмотря на это, они всегда должны помнить, что те, кто защищал их счастливое «сегодня», были также молоды и также хотели жить. Но именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.

Булат Окуджава. «Ах, война, что ты сделала, подлая...» (инсценированное пение первого куплета):

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни фанат И себя не щадите вы... И всё-таки Постарайтесь вернуться назад.

Анна Ахматова «Сзади Нарвские были ворота...»

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть...

Так советская шла пехота                                            Прямо в жёлтые жерла «берт».

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя», -

Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

2-й ведущий. 

Сколько этих парнишек не вернулось после войны! У многих выживших какое-то чувство вины осталось перед погибшими.

А. Твардовский. «Язнаю, никакой моей вины...»

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

Булат Окуджава. «Ах, война, что ты сделала, подлая...» (инсценированное пение второго куплета):

Ах, война, что ж ты, подлая сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги... Ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить нам не во что,

Что идёте войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

1-й ведущий.

«Приняли смертный бой», защищая нашу родную землю и девушки, которые не смогли остаться в стороне, когда Родина была в опасности.

«Команду - в ружьё (инсценирование отрывка из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»).

(Старшина Васков чистит сапоги. Вбегает Осянина).

Осянина/ Товарищ комендант! Товарищ старшина!

Васков/ Ну что заладила, как сорока. Докладывайте, товарищ младший сержант Осянина, по форме, как положено.

Осянина (застёгивая гимнастёрку)/ Извините, товарищ старшина.

Васков/ Ну так что?

Осянина/ Немцы в лесу!

Васков/ Немцы? Откуда известно?

Осянина/ Сама видела. Двое. С автоматами, в накидках...

Васков/ Та-ак... Вот так подарочек... А ну, команду - в ружьё: боевая тревога! (Осянина убегает. Васков берёт трубку).

Васков/ Сосна! Сосна! Ах, ты, мать... честная! Либо спят, либо поломка. Сосна! Сосна! Семнадцатый говорит. Давай третьего. Срочно давай, Ч.П. тут у нас! (пауза)... Так точно, товарищ третий! Немцы в лесу, возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух. Кем? Младшим сержантом Осяниной... Да... Тревогу я объявил... Что думаю? Думаю лес прочесать. Ловить надо, товарищ третий, пока разъезд не обнаружат. Нельзя, думаю, пропускать их к разъезду... Есть действовать!

(Осянина строит девчат).

Осянина/ Отделение, смирно!

Васков (положив трубку)/ Вольно.

Осянина/ Вот Женя, Галя, Лиза...

Васков (сморщившись перебивает)/ Погодите вы! Немцев идём ловить - не рыбу. Стрелять-то хоть умеют?

Осянина/ Умеют.

Васков (махнув рукой)/ Да, вот ещё что. Может, немецкий кто знает?

Гурвич (шагнув вперёд)/ Я знаю.

Васков (недоверчиво оглядывая)/ Что я? Что такое я? Докладывать надо.

Гурвич/ Боец Гурвич!

Васков/ Боец... Ну, и как по-ихнему «руки вверх»?

Г урвич/ Хенде хох.

Васков (удивлённо)/ Точно... Молодец, язык знаешь. (Всем) Идём на двое суток. Взять сухой паёк, по пять обойм патронов. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя превести, подготовиться. На всё - 40 минут. Разойдись! А ты, Осянина, ко мне. (разворачивает карту) Значит, на этой дороге встретила.

Осянина/ Сейчас соображу...Вот тут. А прошли мимо, к шоссе.

Васков/ К шоссе?.. А чего ты в лесу в четыре утра делала?

Осянина/ Ну, просто... по этим самым... по ночным делам.

Васков/ По ночным? Для ночных дел я вам самолично нужник поставил.

Осянина/ Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана.

Васков/ Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идёт, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем... (вновь возвращается к карте) Так к шоссе, говоришь, пошли?.. Нет, товарищ Осянина, чую я - не к шоссе их тянуло... Тючки, говоришь, у них?

Осянина/ Да, и видно, тяжёлые: в правой руке несли. И упакованы аккуратно.

(пауза)

Васков (изменив тон)/ Мыслю я, Рита, тол они несли в тючках этих. А если тол, то маршрут у них совсем иной - не на шоссе, а на железку. На Кировскую дорогу, значит. А по сему - пропустить нам их ни как нельзя. Ну, пошли, что ли... (уходят).

2-й ведущий.

Никто из этих девушек домой не вернулся.

1-й ведущий.

Война отобрала жизни не только у взрослых детей, но и у детей. Страшно подумать, сколько детей умерло в блокадном Ленинграде.

Таня Савичева... О её жизни рассказал нам дневник, который она начала вести 28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка сделала в этот день первую запись в своём дневнике.

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все.».

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Анна Ахматова. «Первый дальнобойный в Ленинграде».

И в пёстрой суете людской Всё изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть Высоких свежих облаков И вожделение лугов - Веселых ливней весть.

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух Поверить — по тому,

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нёс

Ребёнку моему.

«Щели в саду вырыты...»

1.

Щели в саду вырыты,

Не горят огни.

Питерские сироты,

Детоньки мои!

Под землёй не дышится,

Боль сверлит весок,

Сквозь бомбёжку слышится

Детский голосок.

2.

Постучи кулачком - я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не придам никогда...

Твоего я не слышала стона.

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клёна

Или просо травинок зелёных,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студёной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

А.Межеров. «Ладожский лёд» (под седьмую симфонию Д.Д.Шостоковича).

Страшный путь! На тридцатой последней версте

Ничего не сулит хорошего.

Под моими ногами устало хрустеть

Ледяное ломкое крошево.

Страшный путь! Ты в блокаду меня ведёшь,

Только небо с тобой, над тобой высоко.

И нет на тебе никаких одёж: гол, как сокол.

Страшный путь! Ты на пятой своей версте

Потерял для меня конец,

И ветер устал над тобой свистеть,

И устал грохотать свинец...

- Почему не проходит над Ладогой мост?!

Нам подошвы невмочь ото льда оторвать.

Сумасшедшие мысли буравят мозг:

Почему на льду не растёт трава?!

Самый страшный путь из моих путей!

На двадцатой версте как я мог идти!

Шли навстречу из города сотни детей...

Сотни детей!.. Замерзали в пути...

Одинокие дети на взорванном льду –

Эту тёплую смерть распознать не могли они сами

И смотрели на падающую звезду

Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надобно слово «вперёд»,

Под каким бы нам ни бывать огнём –

У меня в зрачках чёрный ладожский лёд,

Ленинградские дети лежат на нём.

2-ведущий.

Скольких оставшихся в живых война сделала несчастными, у скольких людей погибли родные и друзья, а скольких не дождались подруги и жёны. Война - страшная трагедия, не сравнимая ни с чем. Помните об этом всегда!

Люди!

Пока сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Тишина. Перебор гитарный.

Не за эту ли тишину

Погибали российские парни,

Не по песням узнав войну.

Да возможно ль такое, возможно ли?

-Да! Возможно! Сомнений нет.

Что с того, мало прожили,

Многим было по 20 лет,

Пусть порою грубы. Простите.

В сердце каждого свой тайник.

Но спросите у них, вы спросите,

Что же думали в этот миг.

В миг, когда ещё выжить пытались,

Замерзая в кровавом снегу.

И с последней гранатой взрывались,

Чтоб живьём не достаться врагу.

Нам руки даны, чтобы землю обнять

И сердцем её отогреть.

На память дана, чтобы павших поднять

И вечную славу им петь.

Не старят года, не изменят века

Черты дорогого лица.

Героев своих мы найдём имена

И впишем надёжно в сердца.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Звучит третий куплет песни из кинофильма «Офицеры».

Список использованной литературы:

Орлов С.С. Избранные стихотворения - Арх., Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.

Окуджава Б. Стихотворения - М., 2001.

Ахматова А.А. Стихотворения - М., Эксмо, 2005.

Твардовский А., Стихотворения, поэмы - М., 1971.

Васильев Борис., А зори здесь тихие... - М., Азбука-классика, 2004.

А. Межиров. Стихотворения - М., 1963.

Лицом к победе. Сборник стихотворений - М., Современник, 1985.

Адамович А., Гранин Д., Блокадная книга - СПб, Печатный двор, 1994.

Сборник стихотворений Песни о любви - М., Худож. литература, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Сценарий литературно-музыкальной композиции ,посвященной великой Победе

Сценарий музыкально-литературной композиции,посвященной великой Победе...

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню Победы

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню Победы поможет учителям в патриотическом воспитании учащихся. Сценарий содержит большое количество стихов и песен разных авторов о войне. Выдержки их ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"

Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе  в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"

Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе  в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы.

Сценарий разработан учителем Быковской средней общеобразовательной школы № 14 Башировой Н.Ю....