Литературно-музыкальная гостиная "Не надо сдаваться, люди!"
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Литературно-музыкальная гостиная будет интересна как детям среднего школьного возраста, так и старшеклассникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературно-музыкальная гостиная "Не надо сдаваться, люди!" | 38.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная «Не надо сдаваться, люди!», посвященная жизни и творчеству Э.А.Асадова
Цель:
познакомить воспитанников с жизнью и творчеством поэта-фронтовика Э.А. Асадова.
Задачи:
- расширить представление о поэзии XX века;
- способствовать развитию художественного вкуса;
- формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, героизм;
- побуждать к чтению поэзии, к активному участию в литературных мероприятиях.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Вступительное слово:
Каждая наша гостиная – это знакомство с поэтом и его стихами. Сегодня тема поэтического вечера связана также с большим событием. Совсем скоро наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, будет чествовать героев, среди них - герой Советского Союза, почетный гражданин города-героя Севастополя поэт Эдуард Аркадьевич Асадов. Поэт, вся жизнь которого является подвигом. Именно, о нем мы и расскажем вам сейчас.
(вся композиция проходит на фоне мультимедийной презентации)
Ведущий 2 (юноша): (за кулисами)
Я так хочу стихи свои писать,
Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперед.
Такая песня будет побеждать,
Такую песню примет мой народ!
Я так хочу стихи свои писать,
Чтоб, взяв их в новый, незнакомый век,
Читатель мог уверенно сказать:
– Недаром прожил в мире человек!
(ведущие поочередно выходят навстречу друг другу из-за кулис)
Ведущий 1 (девушка): В 1919 году на трудных дорогах революции встретились два молодых смелых человека — 19-летняя учительница Лидия КУРДОВА и 20-летний чекист Аркадий АСАДОВ. Это было в Барнауле.
Ведущий 2: А через четыре года, 7 сентября 1923 года, в туркменском городке Мары, куда уехала молодая учительская семья, родился сын Эдуард. Родители горячо любили и учеников, и своего сына (а позднее родилась еще и дочь), вкладывали всю душу в воспитание детей, учили доброте, чувству прекрасного.
Ведущий 1: Отец рано ушел из жизни, и, когда Эдуарду было шесть лет, его мама вместе с детьми переехала на Урал к своему отцу Ивану Курдова.
Ведущий 2: Это был удивительный человек. В юности Иван Курдов обучался в Казанском университете, участвовал в революционном движении, был секретарем у писателя-революционера Николая Чернышевского, после работал врачом.
Ведущий 1: Асадов звал его «историческим дедом». Он оказал очень сильное влияние на внука, воспитание в нем силы воли и мужества, на его веру в совесть и доброту, горячую любовь к людям.
Чтец
Когда мне встречается в людях дурное
Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это скорее всего напускное,
Что это случайность. И я ошибаюсь.
И, мыслям подобным ища подтвержденья,
Стремлюсь я поверить, забыв про укор,
Что лжец, может, просто большой фантазер,
А хам, он, наверно, такой от смущенья.
Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,
Возможно, по глупости разболтался,
А друг, что однажды в беде не помог,
Не предал, а просто тогда растерялся.
Я вовсе не прячусь от бед под крыло.
Иными тут мерками следует мерить.
Ужасно не хочется верить во зло,
И в подлость ужасно не хочется верить!
Ведущий 2: Эдуард объездил весь Урал и навсегда полюбил строгую красоту природы, горы и трудолюбивых, сердечных людей Урала.
Чтец 2.
Не то я задумчивый стал с годами,
Не то где-то в сердце живет печаль,
Но только все чаще и чаще ночами
Мне видится в дымке лесная даль.
Вижу я озеро с сонной ряской,
Белоголовых кувшинок дым…
Край мой застенчивый, край уральский,
Край, что не схож ни с каким иным.
(Э. Асадов. “Свидание с детством”.)
Ведущий 1: В 1939 году Лидию Ивановну как опытного учителя переводят на работу в Москву, Эдуард продолжил обучение в столичной школе, Асадов хорошо учился, писал стихи, занимался в драмкружке, театр любил также беззаветно, как и поэзию.
Ведущий 2: И вот14 июня 1941 год. Выпускной бал в 38 московской школе…
А через неделю – война!
Ведущий 1: В армию призывали с 18 лет, Эдуарду было 17. Асадов пошел в райком комсомола с просьбой отправить добровольцем на фронт.
Ведущий 2: Вечером пришел в райком, а утром уже был в поезде.
Чтец 3:
Перрон, пути, потом Москва-Вторая,
Мытищи, Клязьма, дымный небосклон…
Летит стрелою, скорость набирая,
В свой дальний путь военный эшелон.
Бегут поля, деревни, мимо, мимо…
Шлагбаум, будка, ленточка берез…
И песня, перемешиваясь с дымом,
Несется, кувыркаясь, под откос.
Еще ребятам далеко до фронта,
Еще не раз их побомбят сперва.
Давно ушла за кромку горизонта
Знакомая, любимая Москва.
(Э.Асадов. “Снова в строй”)
Ведущий 1: Асадова попал в секретные войска, оснащенные новым видом оружия – гвардейскими минометами, или, как их назвали, «катюшами», назначили наводчиком орудия. После полутора месяцев интенсивной учебы дивизион, в котором служил Асадов, был направлен под Ленинград.
Ведущий 2: Жгучие 30-40-градусные морозы, сотни и сотни километров туда и обратно вдоль изломанной линии фронта. Кроме должности наводчика Эдуард в короткое время изучил и освоил другие военные обязанности.
Ведущий 1: Весной 1942 года в одном из боев в районе деревни Новая был тяжело ранен командир орудия. Асадов взял на себя командование «катюшей».
Ведущий 2: Вдруг из облаков вынырнул немецкий бомбардировщик. Развернувшись, он начал пикировать. Бомба упала в нескольких метрах от боевой машины сержанта Асадова. Заряжающий Николай Бойков, несший на плече снаряд, был ранен, ему оторвало левую руку.
Еще секунда-две - и снаряд ткнется в землю, и тогда на десятки метров вокруг не останется ничего живого.
Ведущий 1: Асадов живо оценил ситуацию. Он одним прыжком подскочил к Бойкову, подхватил падающий с плеча товарища снаряд, положил его на землю подальше от горящей машины и бросился помогать водителю тушить огонь.
Ведущий 2: С тех пор Эдуард Асадов выполнял две обязанности: командира орудия и наводчика. А в коротких перерывах между боями продолжал писать стихи.
Чтец 4 «Грохочет тринадцатый день войны»
Грохочет тринадцатый день войны
Грохочет тринадцатый день войны.
Ни ночью, ни днём передышки нету.
Вздымаются взрывы, слепят ракеты,
И нет ни секунды для тишины.
Как бьются ребята - представить страшно!
Кидаясь в двадцатый, тридцатый бой
За каждую хату, тропинку, пашню,
За каждый бугор, что до боли свой...
И нету ни фронта уже, ни тыла,
Стволов раскалённых не остудить!
Окопы - могилы... и вновь могилы...
Измучились вдрызг, на исходе силы,
И всё-таки мужества не сломить.
Грохочет тринадцатый день война
И, лязгая, рвётся всё дальше, дальше...
И тем она больше всего страшна,
Что прёт не чужой землёй, а нашей.
Не счесть ни смертей, ни числа атак,
Усталость пудами сковала ноги...
И, кажется, сделай ещё хоть шаг,
И замертво свалишься у дороги...
Комвзвода пилоткою вытер лоб:
- Дели сухари! Не дрейфить, люди!
Неделя, не больше ещё пройдёт,
И главная сила сюда прибудет.
На лес, будто сажа, свалилась мгла...
Ну где же победа и час расплаты?!
У каждого кустика и ствола
Уснули измученые солдаты...
Эх, знать бы бесстрашным бойцам страны,
Смертельно усталым солдатам взвода,
Что ждать ни подмоги, ни тишины
Не нужно. И что до конца войны
Не дни, а четыре огромных года.
Ведущий 1: Во время войны минометные части испытывали острую нехватку офицерских кадров. Лучших младших командиров, имеющих боевой опыт, отправляли в военные училища.
Ведущий 2: Так осенью 1942 года Асадов был срочно командирован в Омское гвардейское артминометное училище. За 6 месяцев учебы надо было пройти двухлетний курс обучения. Занимались днем и ночью, по 13-16 часов в сутки.
Ведущий 1: В мае 1943 года, успешно сдав экзамены и получив звание лейтенанта и грамоту за отличные успехи, Эдуард возвращается на фронт.
Ведущий 2: Так, за годы войны поэт прошел путь от наводчика орудия до офицера, командира батареи прославленных «катюш». Воевал на четырех фронтах - Волховском, Ленинградском, Северо-Кавказском и 4-м Украинском.
Ведущий 1: Удивительно, но и на войне было место шуткам, улыбаться в самый нелегкий час по плечу лишь исключительно мужественным и добрым людям, таким был Асадов.
Чтец 5 «В землянке»
В землянке
Огонек чадит в жестянке,
Дым махорочный столбом...
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чем.
В тишине да на покое
Помечтать оно не грех.
Вот один боец с тоскою,
Глаз сощуря, молвил: "Эх!"
И замолк, второй качнулся,
Подавил протяжный вздох,
Вкусно дымом затянулся
И с улыбкой молвил: "Ох!"
"Да",- ответил третий, взявшись
За починку сапога,
А четвертый, размечтавшись,
Пробасил в ответ: "Ага!"
"Не могу уснуть, нет мочи! -
Пятый вымолвил солдат. -
Ну чего вы, братцы, к ночи
Разболтались про девчат!"
Ведущий 1: Под Севастополем лейтенант Асадов принял командование батареей. Бои были очень жестокими. Поступило распоряжение разместить 2 батареи гвардейских минометов на взгорье и в лощине у деревни Бельбек.
Ведущий 2: Главный удар с земли и с воздуха пришелся на батарею Асадова, которая к утру 3 мая 44-ого года была практически разбита.
Однако многие снаряды уцелели, в то время как наверху, на батарее Ульянова, была резкая нехватка снарядов.
Ведущий 1: Решено - доставить уцелевшие боеприпасы на батарею Ульянова. Пока загружали в машину, рассвело. Но другого выхода не было.
Ведущий 2: На рассвете лейтенант Асадов и шофер Акулов повели груженную до отказа машину вверх по гористому склону... Фашисты их сразу заметили - открыли шквальный огонь.
Ведущий 1: Мотор работал с перебоями, изрешеченная пулями машина двигалась медленно. Потом налетели «юнкерсы», в машину не попали, но дорогу разбомбили. Лейтенант Асадов выпрыгнул из кабины и пошел впереди, показывая водителю путь среди воронок.
Ведущий 2: Когда батарея Ульянова была уже недалеко, рядом взметнулся грохочущий столб дыма и пламени - лейтенант Асадов был тяжело ранен осколком снаряда в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до батареи.
Ведущий 1: Когда приехали, Ульянов подбежал к машине со словами: «Асадов приехал, молодец, снаряды привез», открыл дверь, и Асадов свалился ему на руки - потерял сознание.
Ведущий 2: А дальше госпиталь… двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью! 12 операций, сомнения, надежды и все-таки … полная потеря зрения, лицо обезображено.
Ведущий 1: Cпустя годы генерал-лейтенант И. С. Стрельбицкий в своей книге об Эдуарде Асадове "Ради вас, люди" так напишет о его подвиге:
"...Эдуард Асадов совершил удивительный подвиг. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине под непрерывным огнем, под бомбежкой,..ехать почти на верную гибель ради спасения товарищей - это подвиг... Любой врач уверенно бы сказал, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться. А Асадов не вышел из боя.
Решающий перед штурмом Севастополя залп был дан вовремя, залп ради спасения сотен людей, ради победы...»
Ведущий 2: За этот подвиг гвардии лейтенант Асадов был награжден орденом Красной Звезды, а спустя многие годы ему было присвоено звание Героя Советского Союза и почетного гражданина города-героя Севастополя.
Чтец 6
Могила Неизвестного солдата
Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Саперными лопатами солдат.
Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.
Кто был в боях и знает край передний,
Кто на войне товарища терял,
Тот боль и ярость полностью познал,
Когда копал "окоп" ему последний.
За маршем - марш, за боем - новый бой!
Когда же было строить обелиски?!
Доска да карандашные огрызки,
Ведь вот и все, что было под рукой!
Последний "послужной листок" солдата:
"Иван Фомин", и больше ничего.
А чуть пониже две коротких даты
Рождения и гибели его.
Но две недели ливневых дождей,
И остается только темно-серый
Кусок промокшей, вздувшейся фанеры,
И никакой фамилии на ней.
За сотни верст сражаются ребяга.
А здесь, от речки в двадцати шагах,
Зеленый холмик в полевых цветах -
Могила Неизвестного солдата...
Но Родина не забывает павшего!
Как мать не забывает никогда
Ни павшего, ни без вести пропавшего,
Того, кто жив для матери всегда!
Ведущий: 1 А подвиг Асадова продолжался и после войны. Предстояло вновь поверить в себя!
Ведущий: 2 Когда Эдуард уходил на фронт, у него не было девушки, не успел влюбиться. Как-то в госпитале подошла к нему медсестра.
Инсценировка
Медсестра: Что есть будем?
Ведущий 2 (Асадов): Ни есть, ни жить мне теперь ни к чему. Кому я такой нужен…
Медсестра: Как кому? Мне. Запомни, меня зовут Оксана Иваненко. Когда тебя подлечат, неважно, будет ли у тебя зрение или нет, приезжай, я выйду за тебя замуж.
Ведущий 2: Асадов воспрянул духом. А потом уже в Москве, в госпитале, приходили знакомые девчата. В течение года 6 девушек предложили ему руку и сердце. Девушки не испугались – это было огромным духовным зарядом для поэта.
Чтец 7
«Чудачка»
Одни называют ее чудачкой
И пальцем на лоб - за спиной, тайком.
Другие - принцессою и гордячкой,
А третьи просто синим чулком.
Птицы и те попарно летают,
Душа стремится к душе живой.
Ребята подруг из кино провожают,
А эта одна убегает домой.
Зимы и весны цепочкой пестрой
Мчатся, бегут за звеном звено...
Подруги, порой невзрачные просто,
Смотришь - замуж вышли давно.
Вокруг твердят ей: - Пора решаться.
Мужчины не будут ведь ждать, учти!
Недолго и в девах вот так остаться!
Дело-то катится к тридцати...
Неужто не нравился даже никто? -
Посмотрит мечтательными глазами:
- Нравиться нравились. Ну и что? -
И удивленно пожмет плечами.
Какой же любви она ждет, какой?
Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада!
Красивой-красивой! Большой-большой!
А если я в жизни не встречу такой,
Тогда мне совсем никакой не надо!"
Песня на стихи Асадова «Я могу тебя очень ждать»
Ведущий 1: Эдуард собирает волю в кулак и находит в себе мужество совершить свой второй человеческий подвиг — подвиг преодоления. И он, ослепший, учился заново делать все, что необходимо в повседневной жизни. И, конечно же, работа, работа, работа над новыми стихами.
Ведущий 2: Осенью 46-ого года Асадов поступил в Литературный институт имени Горького. За 5 лет учебы не получил ни одной тройки и окончил институт с "красным" дипломом.
Ведущий 1: Женился, родился сын, но семейная жизнь как-то не заладилась, расстались.
Чтец 8
Друг без друга у нас получается всё
В нашем жизненном трудном споре.
Всё своё у тебя, у меня всё своё,
И улыбки свои, и горе.
Мы премудры: мы выход в конфликтах нашли
И, вчерашнего дня не жалея,
Вдруг решили и новой дорогой пошли,
Ты своею пошла, я - своею.
Все привольно теперь: и дела, и житье,
И хорошие люди встречаются.
Друг без друга у нас получается всё.
Только счастья не получается...
Ведущий 1: В 1951 году после выхода в свет первой книги стихов "Светлые дороги" Асадов был принят в Союз писателей. Начались многочисленные поездки по стране, творческие встречи с читателями в десятках больших и малых городов.
Ведущий 2: Литературные вечера поэта проходили с неизменным аншлагом
На одном из творческих выступлений познакомился с будущей второй женой.
Инсценировка
Галина Разумовская: Здравствуйте, я артистка Москонцерта – Галина Разумовская, буду с вами выступать. Вы могли бы пораньше меня пропустить, потому что я сейчас улетаю в Ташкент.
Ведущий 2 (Асадов): А какая у вас программа?
Галина Разумовская: Женщины в борьбе за мир.
Асадов: А почему только женщины, куда же мужчины подевались? Пошутили, посмеялись…
Ведущий 2 (Асадов): Стихи Асадова Галине очень понравились, попросила прислать их для своих выступлений. Так с творчества началась дружба и любовь. 36 лет вместе!
Чтец 9
Слово о любви
Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.
А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.
Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить — это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!
Любить — значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.
Любить — значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!
Любовь — не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить — это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.
Песня на стихи Асадова «Все равно я приду на свидание»
Ведущий 1: С начала 1960-х годов поэзия Эдуарда Асадова стала очень популярной. Его книги моментально исчезали с прилавков книжных магазинов.
Ведущий 2: В одном интервью Асадов сам обозначил темы своей лирики: «Я пишу о любви, дружбе, о любви к Родине». Какой бы темы ни касался поэт, о чем бы он ни писал, это интересно, ярко, искренне и всегда волнует душу.
Ведущий 1: Поэт обращается к лучшим человеческим качествам — к доброте, верности, великодушию, справедливости. Будучи незрячим, Асадов видел жизнь глубже, проницательнее, чем многие другие.
Чтец 10
Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
Ведущий 2: У Асадова, как у Есенина, целый цикл таких трепетных, проникновенных стихов о животных. Все они - своеобразный гимн преданности, благородству и красоте, страстный призыв беречь всё живущее на земле.
Ведущий 1: Поэт и после войны остался бойцом. Необыкновенно жизнерадостный, обаятельный, он никогда не сдавался, сражался со своей слепотой, в годы перестройки, когда не печатали, упорно продолжал писать стихи, не изменяя своим идеалам.
Ведущий 2: Умер Эдуард Асадов 21 апреля 2004 года. Похоронен в Москве, а вот сердце свое завещал захоронить на Сапун-горе в городе Севастополе.
Когда я сгину в вихре грозовом,
Друзья мои! Вы в смерть мою не верьте!
Я - ваш поэт! Я воевал со злом
За ваше счастье пулей и стихом,
А для поэта не бывает смерти!
Заключительное слово:
Вот и закончилась наша композиция «Не надо сдаваться, люди!», так называлась статья в газете «Красная звезда», посвященная Эдуарду Аркадьевичу Асадову. Согласитесь, это очень точное название: поэт никогда не сдавался, обладал необыкновенной жизнестойкостью! Когда вам будет трудно, вспоминайте этого мужественного человека, изувеченного войной, ослепшего, но не побежденного, не сдавшегося. И никогда не сдавайтесь сами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь» (Тема любви в жизни известных людей).
Литературно-музыкальная композиция помогает показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь на примере историй жизни известных истрических личностей; развивает творческие...
Литературно-музыкальная постановка "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"
Литературно-музыкальная постановка, предлагаемая для внеклассного мероприятия в старших классах, посвящённая 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия: развитие интереса к ис...
литературно-музыкальная композиция "Люди! Покуда сердца стучатся, помните..."
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов о песнях, стихах, созданных во время Великой Отечественной войны...
Литературно-музыкальная композиция "И проходят мимо люди добрые..."
Небольшая литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова....
Литературно-музыкальная композиция "Люди- покуда сердца стучаться, - помните!"
Приближается великий праздник для всей нашей страны день Победы. Этому празднику и посвящена данная композиция...
Взрослым людям и детишкам, Всем знаком великий Шишкин. Литературно-музыкальный вечер
На мероприятии ученики знакомятся с интересными фактами из биографии известного художника И. И. Шишкина, подробно узнают историю создания Дома-музея великого художника в городе Елабуга. Совершают заоч...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....