«ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ!» (Литературно-музыкальная композиция)
классный час (10 класс)
Цель: формирование у обучающихся ценностных ориентиров на сохранение исторической памяти и преемственности поколений напримере истории геноцида мирного населения со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Задачи:
- расширить информационное поле учащихся о фактах преступлений против мирного населения со стороны нацистов в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время;
- сформировать негативное отношение к нацизму как антигуманной идеологии; - воспитывать чувство сострадания к жертвам военных конфликтов – мирным гражданам;
- способствовать сохранению исторической памяти о событиях геноцида путем обсуждения способов сохранения исторической памяти; развитию человечности и гражданского достоинства.
Форма занятия: литературно-музыкальная композиция.
Наглядность и оборудование
1.Плакат-эпиграф«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!» (А.Т. Твардовский)
2.Видеоролик «От Кремля до Рейхстага».
3.Г/з песен: «Бухенвальдский набат», «Детский лагерь Саласпилс», «Бабий Яр» (в исполнении А. Розенбаума), увертюра В. Моцарта «Реквием».
4.Отрывки из повести В.Богомолова «Иван», «Красный автобус» из книги Молчанова «Возмездие должно свершиться», Гроссмана «Жизнь и судьба», М. Джалиль «Варварство», Р. Рождественский «Реквием», В. Высоцкий «На братских могилах не ставят крестов».
5.Кадры из к/ф «Иди и смотри…», «Нюрнберг».
6.Конкурсные сочинения обучающихся «Без срока давности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ!» (Литературно-музыкальная композиция) | 50.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЕТЛИНА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 26
Город Сызрань, Самарская область
«ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ!»
(Литературно-музыкальная композиция)
Цель: формирование у обучающихся ценностных ориентиров на сохранение исторической памяти и преемственности поколений напримере истории геноцида мирного населения со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Задачи:
- расширить информационное поле учащихся о фактах преступлений против мирного населения со стороны нацистов в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время;
- сформировать негативное отношение к нацизму как антигуманной идеологии; - воспитывать чувство сострадания к жертвам военных конфликтов – мирным гражданам;
- способствовать сохранению исторической памяти о событиях геноцида путем обсуждения способов сохранения исторической памяти; развитию человечности и гражданского достоинства.
Форма занятия: литературно-музыкальная композиция.
Наглядность и оборудование
#1055;лакат-эпиграф«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!» (А.Т. Твардовский)
#1042;идеоролик «От Кремля до Рейхстага».
#1043;/з песен: «Бухенвальдский набат», «Детский лагерь Саласпилс», «Бабий Яр» (в исполнении А. Розенбаума), увертюра В. Моцарта «Реквием».
#1054;трывки из повести В.Богомолова «Иван», «Красный автобус» из книги Молчанова «Возмездие должно свершиться», Гроссмана «Жизнь и судьба», М. Джалиль «Варварство», Р. Рождественский «Реквием», В. Высоцкий «На братских могилах не ставят крестов».
#1050;адры из к/ф «Иди и смотри…», «Нюрнберг».
#1050;онкурсные сочинения обучающихся «Без срока давности».
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Твои глаза не видели разруху,
Душа не попадала в сети зла,
И мать к столу из лебеды краюху,
Омытую слезами, не несла…
Стихи эти напоминают о тяжелом времени, о войне, разрухе, голоде, горе людском. У времени есть своя память – история. Мы не имеем права забыть ужасы войны 1941 – 1945 гг. Мы обязаны все помнить: и павших в боях, и тех, кто стал жертвой геноцида – планомерных действий, направленных на уничтожение представителей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств. 19 апреля в России проводится День единых действий в память о геноциде нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В этот день в 1943 году был подписан указ «О наказании немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах гражданского населения и пленных красноармейцев». Этот указ был необходим для суда над гитлеровскими захватчиками.
Цена победы велика. Злодеяния гитлеровцев были поистине изуверские. На оккупированных территориях фашисты устанавливали «новые порядки». У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими». Вот одна из них: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».
В исполнении вокальной группы обучающихся звучит песня «Бухенвальдский набат».
Учитель.Фашисты превратили в руины города и села, издевались над мирным населением, проводили медицинские экспериментынад людьми, морили голодом, жгли в крематориях, создавали лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Вопиющие факты геноцида.
Выступления обучающихся
1 – й.Чтение стихотворения М. Джалиля «Варварство» (победитель конкурса чтецов Денисова Мария).Факт геноцида: в Бабьем Ярурасстреляно более 100 тысяч человек, в том числе детей и стариков.
Г/з песни «Бабий Яр» в исполнении А. Розенбаума.
2 – й.Особую жестокость фашистов следует отметить по отношению к детям. Документы свидетельствуют: «Сотни тысяч детей ввозрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывшихотправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. Детский лагерь «Саласпилс». В Саласпилседетям делали впрыскиваниежидкости, от которой они истекали поносом. Давали отравленную кашу, и от этого в день умиралопо 150 человек. Детей, родившихся в лагере, сразу же умерщвляли.
3 – й. Весной 1944 года в лагере Биркенау был организован блок для близнецов, где проводились эксперименты (постепенно сводили сума, превращали в подобие животных).
4 – й. В Польше была проведена нацистская акция «Операция АБ» по уничтожению польской интеллигенции. За три месяцабыло убито 3550 деятелей науки, искусства.
5 – й. Дети погибали как заложники в борьбе фашистов с партизанами. Документ: «В деревне Хатынь года сожженозаживо и расстреляно 149 человек, в том числе 75 детей.
(Чтение конкурсного сочинения «Без срока давности»на фоне кадров из фильма «Иди и смотри…».Видениктова Наталья,10 класс, 2024 год)
«Боль взывает к людям…» (рецензия)
Писатель Томас Манн писал: «Фашисты хотели превратить весь мир в огромную могилу, над которой развевалось бы знамя тупоумного рабства». Злодеяния гитлеровцев потрясли весь мир бесчеловечностью. 1942 год. Территория Белоруссии. Совершаются преступления против человечности. Как жестока судьба к людям! Семь несчастных деревень, каждой из которых посвящена отдельная глава. Главная цель карательного отряда – деревня Борки. В составе “особой команды” – “штурмбригады” – немец Оскар Дирлевангер объединил уголовников, предателей, дезертиров разных национальностей и вероисповедания. В первом поселке всех жителей сгоняют за сарай к большой яме, где и будет совершен расстрел ни в чем не повинных жителей. Особенно отвратителен образ полицая Доброскока. Он мог бы отпустить беременную родственницу, никто бы об этом не узнал, но… В глазах женщины потухает огонек надежды. Читаю и пытаюсь найти ответ на вопрос: почему Гончар наделил подлеца говорящей фамилией? Может, потому, что у этого зверя мелькает первое чувство сострадания и тут же гаснет? Как раненый зверь, с особой злобой он мстит и себе за слабость.
В главе “Поселок второй” описывается уничтожение деревни Козуличи. Каратель-француз просит полицая Тупигу за кусок сала проделать за него “неприятную работенку” – расстрелять семью. Ведь Тупига – “мастер, специалист, ну что ему стоит?” У полицая – своя манера: сперва он говорит с женщинами, просит хлеба перекусить – те и расслабляются, а как хозяйка к печи повернется, так и… “Тело пулемета рванулось – как бы и он испугался…”
Поселок третий особо не отличается от предыдущих. Полицаи Тупига, Доброскок и Сиротка идут через соснячок, вдыхая запах смерти. Внезапно в гуще малинника полицаи встречают женщину с детьми.
Сиротка готов немедленно покончить с ними, но Тупига, вдруг повинуясь какому-то неосознанному порыву, отправляет напарников дальше, а сам, стреляя, промахивается. Возвращение Сиротки вызывает в нем животный страх. Тупига представляет, как бы отреагировали на его поступок немцы. Он входит в хату и…находит спящего в люльке младенца. Один глаз его приоткрыт и, кажется, смотрит на полицая… Ребенок кричит – и Тупига выхватывает наган… Далеко и незнакомо звучит его голос: “Жалко было, пацана пожалел! Живым сгорит”.
Читая, понимаешь и одну из проблем: откуда рождаются предатели? Малодушие, слабоволие – вот корни этого чувства. Нет ему оправдания! Однажды запятнав себя чужой кровью, не отмоешься никогда. Показательны в этом плане Белый – бывший русский командир, и Суров.
Облив бензином сарай, куда согнали все население поселка, они вместе с немцами наблюдают «рвущую душу» картину сожжения.
Борковская операция продолжается. Осуществляет ее по “методе” Дирлевангераштурмфюрер Слава Муравьев. Лучшая стерилизация – это “омоложение детской кровью”. Борки, по Дирлевангеру, – это демонстративный акт тотального устрашения. Женщины и дети загнаны в амбар, местные полицаи, наивно рассчитывавшие на милость немцев, – в школу, их семьи – в дом напротив. Дирлевангер со свитой входит в ворота амбара “полюбоваться” на добросовестно подготовленный “материал”. Когда затихает пулеметная пальба, сами собой распахиваются не выдержавшие огня ворота. У стоящих в оцеплении карателей не выдерживают нервы: Тупига дает очередь из автомата в клубы дыма, у многих выворачивает желудки. Затем начинается расправа с полицаями, которых на виду у семей выводят по одному из школы и швыряют в огонь. И каждый из карателей думает, что такое может произойти с другими, но не с ним.
В 11 часов 56 минут немец Лянге водит стволом автомата по трупам страшной ямы первого поселка. В последний раз видит своих убийц женщина, и в жуткой тишине беззвучно кричит от ужаса и одиночества неродившаяся шестимесячная жизнь.
Читать книгу тяжело, еще тяжелее думать о том, что геноцид продолжает существовать, только старается уйти в так называемое подполье. В какой-то момент, осмелев, наносит удар бесчеловечности и цинизма. Только почему-то об этом мы узнаем с опозданием и воспринимаем информацию как что-то обычное. А надо поднимать весь мир против этого явления, трубить, бить тревогу, не давать памяти затухать. Вот почему такие произведения, как «Каратели», необходимо читать. Это уроки истории.
Вырвать корни геноцида! (Эссе Дудченко Анна, 6 класс, 2024 год)
Готовясь к конкурсу сочинений, прочитала несколько книг о геноциде фашистов, посмотрела фильм о Хатыни – кладбище деревень.
Это память о белорусских деревнях, сожженных вместе с детьми, женщинами, стариками. 186 человек! Они мечтали о счастье, ходилипородной земле в школу, дети бегали босиком по росе, пели звонкие песни… Детство оборвалось с приходом врага. Такой жестокостипредставить невозможно!
Раскрытая книга ждет меня, как читателя, на тридцатой странице. Но слезы не дают мне прочитать ни строчки. «Каратели» АлесяГончара – факты истории, которые останутся на века свидетелями бесчеловечного отношения немцев в годы Великой Отечественнойвойны.1942 год. Территория Белоруссии. Семь деревень, и для каждой уготована своя смерть. Уголовники, предатели, дезертиры
разных национальностей выслуживаются перед Дирлевангером: выкопали за сараем большую яму для расстрела жителей.
Отвратителен полицай Доброскок! Он мог бы отпустить беременную родственницу, об этом никто бы не узнал. Женщина с надеждой
смотрит на предателя. Злой, мстительный, он вспоминает все «грехи» родственницы. Две жизни падают в общую могилу.
Деревня Козуличи уничтожается шаг за шагом, дом за домом. Пользуясь гостеприимством хозяев,полицаи просят хлеба перекусить.
Радушно женщина повернется к печи – и выстрел в спину… И эта смерть – радость для нацистов.
Вот полицаи направляются в третью деревню и в малиннике встречают женщину с детьми. Тупига стреляет, но умышленно
промахивается, не берет греха на душу. Но когда в одном из домов находит спящего в люльке младенца, выхватывает пистолет.
«… пацана пожалел! Живым сгорит», -- оправдывается он перед полицаями».
Откуда берутся предатели? Этот вопрос сверлит мозг, и пока читаешь, он возникает снова и снова. Потом находишь ответ: в одном из
боев русский командир Белый струсил – и вот он убивает своих. Каратель Иван Мельниченко ненавидит всех: и немцев, и партизан, и
родителей, которые молят бога о его смерти. Бывший лейтенант Муравьев стал предателем незаметно для себя. С остатками полка
отбивался от немцев, попал в плен. И теперь он убивает, сжигает всех, кто «подходит» под материал: пятьдесят евреев из Майдана. А
потом и сами полицаи попадают в огонь.
Очень тяжело читать эту книгу о нацизме, который перерос постепенно в неонацизм. Он наносит удар неожиданно. Нацизм
бесчеловечен, безжалостен и к детям. Вот почему нужно уничтожить корни этого страшного явления. Надо бить в набат, напоминать о страшных трагедиях Хатыни, Беслана. Память об этом сохранят такие источники, как «Каратели» Алеся Гончара.
6 – й.В деревне Борки в сентябре 1942 года немцы расстреляли 705 человек. года в два часа ночи в деревне Заболотье все
жители согнаны в здание школы. 289 человек расстреляны, 151 двор сожжен, угнано 700 голов крупного рогатого скота, 400 свиней, 400 овец, 70 лошадей; вывезено 800 центнеров зерна, собрано 150 единиц сельскохозяйственного оборудования.
7 – й. года Гитлер заявил, что все евреи будут уничтожены. Для этого была разработана операция «Котбус» - массовое
истребление евреев на территории Белоруссии и других территориях.
(Чтение наизусть отрывка из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба»на фоне кадров из фильма.Победитель конкурса «Живая классика» Денисова Мария, 10 класс)
8 – й.Документ: в Киеве замучено, расстреляно и отравлено в «душегубках» более 100 тысяч мужчин, женщин, детей и стариков. В
Риге проживало до немецкой оккупации около 80000 евреев, в живых осталось 140.
9 – й. года подписан декрет «О принудительной мобилизации во всех оккупированных странах». Фюрер распорядился о
немедленном привлечении женщин в возрасте от 15 до 35 лет для использования их в домашнем хозяйстве.
10 – й.Геноцид был направлен и на сбор и вывоз в Германию культурных ценностей. Была создана организация «БюроРиббентропа». Из Царского Села было вывезено все содержание дворца-музея Екатерины Второй. Под хранилища немцы оборудовалиштольни. Только в одной шахте было обнаружено 5350 картин художников, 220 рисунков и акварелей, 1039 гравюр, 95 гобеленов, 68скульптур, 32 ящика с монетами, 128 образцов оружия и доспехов, 64 предмета мебели, 79 контейнеров и 43 ящика с художественнымиизделиями, 40 коробок с драгоценностями, 237 ящиков с книгами. Бриллианты, золото, коллекции марок неисчислимы…
11 – й. Документ: полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень; свыше 6миллионов зданий; лишено крова 25 миллионов человек; В СССР разрушено32 тысячи промышленных предприятий, 4100железнодорожных станций, 40 тысяч больниц, 84 тысячи школ, техникумов и вузов, 43 тысячи библиотек.
Учитель:4 года!1418 дней! 34 000 часов! И более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет. Давай те, благодарные потомки, почтим память всех, кто отстоял мир на земле, минутой молчания!
(Звуки метронома, мультимедиа – кадры геноцида, зажжены свечи).
Планируя захватить мир, фашисты совершили преступление против мира, против человечности.Преступления нацистов неостаются безнаказанными. С года по 1 октября 1946 года Международный военный трибунал рассмотрел дела 24 человек, входивших в высшее государственное и военное руководство нацистской Германии, а также вопрос о признании преступными основных нацистских партийных, государственных и военных организаций. Признал подсудимых виновными в преступлениях против мира; в убийствах и других жестокостях, совершенных против гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, то есть преступлениях против человечности; в убийствах заложников, убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран, угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ, разграблении общественной и частной собственности, то есть в военных преступлениях.
(Чтение конкурсного сочинения «Без срока давности» на фоне презентации «Беслан».Победитель окружного этапаХанбековаКарина, 7 класс, 2024 год)
По закону справедливости…
Сочинения писать приходится не так уж и редко, но конкурс «Без срока давности» заставил перечитать много справочной литературы. В толковом словаре уточнила значение слов: нацизм, геноцид, неонацизм. Какие страшные слова! Все чаще и чаще мы слышим их на классных часах в школе, в «Новостях». Скорбим вместе с теми, кто пережил страшные трагедии Беслана.
В сентябре к нам в класс пришёл новенький. Вернее, его привела Наталья Федоровна, классный руководитель. Мальчик был бледный, худенький. О таких говорят: «Еле-еле душа в теле». В тот же день я узнала, что он беженец из ДНР, да ещё и стал моим соседом по парте (учителя решили, что я, как отличница, «подтяну» Олега по всем предметам). Там, на родине, он долгое время не учился. Отец погиб в одном из первых боёв с нацистами. То, что рассказал этот несчастный мальчик, заставило меня по-другому взглянуть на своё счастливое, беспечное детство. В какой-то момент, когда Олежек делился воспоминаниями, я поняла, какая пропасть лежит между нами: рано повзрослевший мальчик и наивная, беспечная девочка, не знающая боли потерь. Олег запомнил глаза убийцы, запах смерти. Наёмники на глазах его семьи (у него есть мама, бабушка и маленькая сестрёнка) расстреляли соседей (всю семью, не пожалели малышей) за то, что пятилетняя девочка вцепилась в булочку, небрежно выхваченную одним из нацистских солдат из детских ручонок.
Олег говорит, что именно после этого у него часто болит голова, плохо запоминаются стихи, а по ночам ему снится Олеся: девочка лежит в луже крови, а рядом - мать, дед и бабушка, пытавшиеся защитить ребёнка. Потрясение, которое перенёс мой одноклассник, невозможно забыть. Теперь эта история стала частью и моей жизни, моего сознания. Оно протестует, призывает действовать. Но как? Что я могу? Как помочь Олегу? Застывшая в глазах печаль и целая страница истории.
Нацизм осмелел. Он подобрался к границам моей любимой страны. Он обагрил кровью землю Донецка и Луганска, унёс жизни моих сверстников. Дети стали жертвами убийц, не оправдавших высокого звания людей. Страшно подумать, но, наверное, родители нацистов проклинают тот день и час, когда дали им жизнь. Откуда жестокость и жажда крови? Кто они? А может, это нацисты, шагнувшие через 80 лет из далёких сороковых военных лет? То же превосходство перед безоружными людьми, та же программа уничтожения: убивать, сжигать, превращать всё в пепел. Кладбище деревень Донецкой и Луганской республик…Не повторилась ли Хатынь? По закону справедливости история позаботилась о свидетелях хатынской трагедии – сохранит она в памяти мальчишек и девчонок, уцелевших в огне жестокости и насилия, боль Донецка и Луганска. Остановить неонацизм, загнать, как зверя, в клетку, сковать цепями добра и милосердия. Это и было бы местью за искалеченное детство грустного мальчика – Олега.
Звучит авторское стихотворение Зубина Даниила, 11 класс(На фоне увертюры «Реквием» В. Моцарта)
Чтоб в лучах золотистых
Страна начинала свой день,
Без грохота пушек и свиста
Снарядов, направленных в цель…
Чтоб в школе за партой,
Где есть и уют, и покой,
Дети знали: за счастье
Заплатили высокой ценой
Наши прадеды, детства не знавшие,
Что в бессмертье шагнули навек
За Победу, за мир воевавшие,
Чтобы жил на Земле человек
И ценил это небо высокое,
Журавлиные крики вдали,
И поля, и озера глубокие,
И восход, и закаты зари -
Все, что создано милостью Божьей,
Что завещано вечно беречь –
Сохрани, человек, и любовью
Сохранишь свою душу и честь.
Используемая литература
#1040;лесь Адамович «Хатынская повесть».
#1052;олчанов В.К. Возмездие должно совершиться: Пермь. – изд. «Звезда», 1981.
#1069;нциклопедия для детей. Т.5, История России20век//Сост. С.Исмаилова. – М.:Аванта+, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная постановка "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!"
Литературно-музыкальная постановка, предлагаемая для внеклассного мероприятия в старших классах, посвящённая 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия: развитие интереса к ис...
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем»
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЙ 70 ГОДОВЩИНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ СЛ. АГРАФЕНОВКА, РОДИОНОВО – НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА ОТ НЕМЕЦКО - ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ «Давайте, люди, никогда о...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...
Внеклассное мероприятие "Давайте, люди, никогда об этом не забудем"
Внеклассное общешкольное мероприятие, посвященное 70 - летию Великой победы....
Презентация. Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"
Презентация.Конкурс-викторина,посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне "Давайте,люди,никогда об этом не забудем!"...
Внеклассное мероприятие ко дню Победы «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!...»
laquo;Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая, и...