«Работа над словом в процессе подготовки к сочинению»
план-конспект урока по литературе на тему

Задачи урока:

 

1.    Углубление представлений учащихся о комплексном анализе текста, знакомство с приёмами работы над художественным описанием.

 

2.    Развитие умения определять идею текста по средствам выразительности, используемым в нём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ou_sochinenie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96

Урок по теме: «Работа над словом в процессе

подготовки к сочинению»

Подготовлен

учителем русского языка и литературы

Семёновой Людмилой Михайловной

г. Краснодар

2015

Задачи урока:

  1. Углубление представлений учащихся о комплексном анализе текста, знакомство с приёмами работы над художественным описанием.

  1. Развитие умения определять идею текста по средствам выразительности, используемым в нём.

Оборудование урока:

  1. Предлагаемый для анализа текст с заданиями.
  2. Алгоритм работы с текстом и рекомендации по подготовке к написанию рецензии.

Ход урока:

                I. Вступительное слово учителя.

Очень скоро нам с вами предстоит сдавать ЕГЭ. 2-я часть экзаменационной работы представляет собой комплексный анализ текста.

Вам будет предложен небольшой текст и 10-14 заданий к нему. Нужно будет провести смысловой анализ текста, определить его стиль и тип речи, указать какие средства выразительности помогают автору ярко и убедительно передать свои мысли и чувства.

Последнее задание теста – это небольшое сочинение-рассуждение в жанре рецензии.

Вот типичная формулировка этого задания: Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нём своё отношение к проблеме поставленной автором. Оцените языковое оформление текста. Отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности.

Задание предназначено для проверки не только вашей подготовки по русскому языку, но и общей культуры.

Итоговая оценка зависит от того, как выполнено это задание.

(Включены только задания по умению анализировать текст; проводить смысловой, языковой анализ текста и умение создавать текст в жанре рецензии).

Поэтому цель нашего урока развития речи по подготовке к написанию сочинения-рецензии – воспитание в себе грамотного, квалифицированного читателя, подготовка «к жизни в культуре».

Задачи урока:

  1. Углубление представлений о комплексном анализе текста.
  2. Развитие умения определять идею текста и аргументировано излагать её в самостоятельно созданном тексте.

Слово учителя:

  • У каждого из вас предлагаемый для анализа текст с заданиями.
  • Алгоритм работы с текстом на доске.
  • Записи на доске – это своеобразная памятка, в которой отражены типичные ошибки и затруднения, подсказки и советы.

Мы должны помнить:

Выявление средств выразительности должно помочь определить идею данного текста, увидеть отношение автора к теме размышления или к предмету описания.

Итак,

Тема нашего урока – Работа над словом (в процессе подготовки к сочинению).

Обращаю ваше внимание:

В процессе подготовки к сочинению важна как работа над словом писателя, так и работа над собственным словом!

II. Читаю текст.

Запишите свои первоначальные наблюдения, первое впечатление. Помните! Произведения художественной литературы обращены не к уму, а к сердцу! Прежде всего!

III. Работа по вопросам.

  1. Тип речи – описание.

  1. Стиль – художественный.

Чтобы донести до читателей свои мысли, автор избрал определённый стиль речи – художественный.

Давайте подумаем, какие черты ему свойственны и как они «работают на замысел автора»?

  1. Ваше первое впечатление от текста?

- Слушаю.

- От этого первоначального своего чувства и нужно будет оттолкнуться в описании данного текста. Этим впечатлением и руководствоваться при выявлении средств создания писателем художественного описания

Второй этап работы.

– исключение непонятных слов. (Вред может принести искажение смысла слов и текста в целом).

«Маркиза с крупными фестонами» – это ткань с волнистым окаймлением и её наличие на террасе дома может по-другому характеризовать и этот дом, и его хозяев.

Третий этап.

На этом этапе приступаем к конструированию предложений для будущего сочинения.

(Вопрос 4).

В качестве примера запишем.

Бахаревский дом, главный герой этого, безусловно, художественного описания, по замыслу автора, вероятно, должен был олицетворять «полное довольствие и тихое семейное счастье».

Задание 5.

В рецензии это наблюдение не пригодится, потому что это средство связи предложений (повтор!) не имеет значения в определении идеи текста.

Задание 7  (сравнения!).

Задание 8  (цветовые и оценочные эпитеты).

зелёный (4)

такое мирное

дикий серый

добродушный (2)

жёлтый

красивый (2)

изящные

Выводы и наблюдения учащихся оставляем для самостоятельной работы.

Далее работаем над обнаружением в тексте сравнений, олицетворений, других средств выразительности, каждый раз выясняя, какова их роль в описании.

Домашнее задание.

Написать сочинение-рецензию по данному тексту. Выразить своё отношение к теме, которая волнует автора. Оцените языковое оформление текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толкование значений слов при подготовке К сочинению ОГЭ,15.3.

Материал помогоает учащимся определить значение слова в задании 15.3....

Толкование значений слов при подготовке К сочинению ОГЭ,15.3.

Материал помогоает учащимся определить значение слова в задании 15.3....

Программа элективного курса "Твое золотое слово". Создание письменного высказывания (сочинения, изложения).

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Этот курс будет интересен учащимся, которые не умеют писать сочинения, но желают научиться создавать со...

Урок развития речи в 6 классе.(после изучения раздела «Лексика».)Тема: Подготовка и презентация проектных работ. Проект «Слово о слове»

Планируе    ПланируеПланируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвов...