Опора на знание родной истории при изучении древнерусскрй литературы 6-7 класс
статья по литературе (6, 7 класс) на тему
Излагаются взгляды учителя на преподавание древнерусской литературы, на особенности восприятия древнерусского языка учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opora_na_znanie_rodnoy_istorii.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
МИРКИНА М. А. Учитель РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ДОКЛАД на методическом объединении в ЦО № 1 от 14.02. 2014 г.
Опора на знание родной истории
при изучении древнерусской литературы в 6 - 7 классах
Произведения древнерусской литературы разбросаны по всей школьной программе. Знакомство с ними начинается в 6 классе, когда ученики еще почти ничего не знают о древнерусской истории, за исключением иллюстративных сведений, полученных в 5 классе. Наибольшее число произведений древнерусской литературы содержит программа 6 - 7 классов. Это, в основном, фрагменты Повести временных лет. Без опоры на дополнительные сведения из истории россии воспринимаются как нечто чужеродное, вызывают отторжение и непонимание, плохо откладываясь в сознании учащихся, и не находя своего места в рамках определенной системы знаний. Для того чтобы говорить о древнерусской литературе, мы должны выяснить ее периодизацию и соотнести время написания ее произведений с тем, что в это время происходит в истории России, должны выяснить на каком языке написаны произведения древнерусской литературы и в чем его отличие и сходство с современным русским языком, каковы принципы литературного творчества того времени, на какую систему нравственных и культурных ценностей опираются древнерусские писатели, какую цель они преследуют при написании своих текстов, как живут в это время люди, какова система управления государством и структура общества, каково отношение к женщинам и детям и т.д. На уроках литературы я стараюсь знакомить учеников с общей исторической картиной древнерусского периода. Трудности такого подхода в том, что школьная программа не предполагает изучения сведений по истории Древней Руси в 6 - 7 классах и нет распространенных и легко доступных материалов для учащихся,расширяющих их кругозор. Поэтому приходится адаптировать и излагать в доступной форме научные работы по истории Древней Руси.
При изучении фрагментов Повести временных лет с шестым классом я
столкнулась с непониманием, что Повесть изначально была написана не
как литературное произведение, а как исторический источник для знания
истории в то время, и является повестью в самом отвлеченном смысле
этого понятия. При изучении "Повести о Петре и Февронии" ученикам 7
класса трудно было понять, что это тоже не совсем повесть, а скорее
житие. Тяжело вызвать интерес к Поучениям Владимира Мономаха, которые
воспринимаются учениками как архаичные и абстрактные и часто смысл их
вовсе теряется. Приходится актуализировать вечные нравственные нормы,
переводить и комментировать их на Понятном школьникам языке. В целом,
привлечение исторических сведений мне кажется продуктивным и обогащающим кругозор и нравственное сознание учеников.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Нравственное воспитание учащихся при изучении русской литературы в старших классах
В данной статье мне бы хотелось рассказать о крупицах своего опыта, своих наблюдениях по нравственному воспитанию учащихся на материале нескольких произведений классической и современной литературы. Д...
ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
Статья дает обзор современной литературы, характеризует основные направления литературы конца 20 - начала 21 века....
« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»
Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...
Дидактический материал к изучению курса "Литература родного края» 9 класс
Предлагаемая разработка « Дидактический материал к изучению курса« Литература родного края» окажет действенную помощь учителю-словеснику в изучении данного курса....
Статья "Изучение современной литературы в старших классах"
Статья посвящена исследованию современной литературы в старших классах средней школы....
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...