Разработка по Пушкину
методическая разработка по литературе на тему
Разработка урока и презентация А.С. Пушкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_solovevoy_n.n.ppt | 53 КБ |
urok_po_pushkinu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Автор: А.С. Пушкин
Произведение: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)
Вид: урок усвоения нового материала
Тип: урок-собеседование, интерпритация поэитческого текста
Тема:
Цели урока:
- Обучение анализу идейного содержания лирического произведения.
- Развитие умения мыслить – ставить и разрешать проблемы.
- Формирование положительных нравственных ориентаций.
План урока
Содержание этапов уроков | Методы и формы |
1. Оргмомент | 1. Приветствие |
2. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению новых знаний | 2. Установочные ориентации на уроке |
19 октября (о Пушкинском лицее)
На пороге наших дней неизменно мы встречаем,
Узнаем и обнимаем наших истинных друзей.
Здравствуй, время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч,
Свято дружеское пламя, да не просто уберечь.
Вот бы жить, как в оны дни, вот бы жить легко и смело,
Не рассчитывать предела для бесстрашья и любви,
И, подобно лицеистам, собираться у огня
В октябре багрянолистом девятнадцатого дня.
Но судьба свое возьмет, по-ямщицки лихо свистнет,
Все по-своему расчистит, не узнаешь наперед,
Грянет бешеная вьюга, захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга, да не выдумаешь как.
На дорогах наших дней, в перепутье общежитий
Ты наш друг и наш учитель, славный Пушкинский лицей,
Под твоей бессмертной сенью научиться бы вполне
Безоглядному веселью, бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине…
Ю. Ким
Слово учителя: анализ стихотворения «19 октября(1827г.)»
Известно, что стихотворение создано к годовщине Царского лицея и при чтении его Пушкиным на собрании лицеистов было воспринято как спонтанная импровизация. Но продуманность композиции, отточенность формы говорят о тщательной подготовленности этого экспромта. Обратимся к тексту
Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником, или прослушивание.
Это стихотворение – благословение и перечень ситуаций, в которых человеку нужна Божья помощь. Перечень этот дан строго систематизировано. В первой строфе – благоприятные ситуации в порядке нарастания их значимости. Во второй строфе в порядке возрастания их отрицательного значения – оппозиционными парами, антитезами. Если свести все антитезы в таблицу, это будет выглядеть так (слайд ).
Пятый элемент – не парный, перегружает негативную сторону шкалы: смерть противопоставлена всей человеческой жизни и завершает ее, как восьмая строфа завершает все стихотворение. Это стихотворение – формула жизни.
В композиционном плане в стихотворении соблюдается строгое равновесие – идеальная правильность.
Такое сочетание идеальной формы – симметрии и смысловой асимметрии, дающей множество смысловых оттенков, и есть свойство настоящей поэзии – свойство, которому нет названия, и чтобы его передать остается воспользоваться выражением Платона – «легкий ветерок красоты».
Три свойства могут служить признаком настоящей поэзии:
- суггестивность;
- пророчество – открытие тайн и законов жизни;
- благословение – излучение любви через слово
Даже одного из этих свойств достаточно, чтобы дать стихотворению поэтическую силу. У Пушкина эти три качества явились вместе в восьмистрочной миниатюре.
Стихотворение повторяет смысл и фору русского православного восьмиконечного креста. Восемь – число и знак вечности, знак Воскресения Христа, а значит символ Спасения. Вертикальный луч означает любовь и связь между людьми и Богом, горизонтальный – любовь и связь между людьми. Верхняя и нижняя планка креста в стихотворении выражена Благословением, смысловая асимметрия последней строки повторяет наклон нижней планки – символа схождения Христа в ад и спасения грешников, возведение праведников (демонстрация изображения креста).
Задание. Сформулируйте ответ на вопрос: Настоящая поэзия – это…
Рефлексия (от лат. «обращение назад») – обращение человека на свое знание или на свое состояние. В психологии и обиходном смысле рефлексии называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Проводя рефлексию, человек осознает, что же он делает на самом деле, пытается выявить трудности и найти пути их преодоления. Видов рефлексии может быть несколько, один из них – записать свои состояния и размышления: что я чувствую, вспоминаю, представляю и… понимаю. Таким образом, «19 октября» - это стихотворение-рефлексия, итогом которой и стало стихотворение «19 октября» (1927г.)
1. Предполагаемый ответ
Биографический комментарий.
Стихотворение написано в Михайловском между десятым и двадцатым октября 1825 года. Таким образом опыт «проживания» Пушкиным «дня Лицея» и опыт написания стихотворения совпадает.
2. Чтение строф с первой по
3. Ответ «функция пейзажа, с которого начинается стихотворение.
Подсказка ( слово «парадокс») подталкивает к вопросу – в чем? Думая в том что осень, октябрь, день Лицея всегда в лирике Пушкина – праздник жизни и творчества, в этом стихотворении мы слышим горечь отчаяние, «печален я» и узнаем причину: «со мною друга нет». Нет друзей – и жизнь остановилась. В книге «протяжение точки» писатель Андрей Балдин пишет: «тяжелее испытания, чем это торможение в Михайловском трудно было придумать… всего тяжелее было убывание дружеского круга, который поставлял ему эхо для его стихов, без которого они тускнели угасали. Пушкин остался один. Все с кем он праздновал и спорил, от кого бесился, над кем насмехался, в кого был влюблен, остались за спиной… Александр остановивший свой скорый бег в Михайловском, всерьез ждет здесь близкой смерти». Ему ближе сейчас умерший Корсаков и Матюшкин, находившийся в кругосветном путешествии.
Потеря друзей подобна потере смысла жизни и это чувство выражено через пейзаж осени – любимого времени в этом и парадокс.
2. Форма стихотворения.
Подсказкой были слова «диалог и монолог». По форме это стихотворение – лирический монолог героя, переходящий в воображаемый диалог: четыре первые строфы это монолог, когда поэт чувствует себя одиноким; а далее это диалог – беседа с обращениями, тостами, благодарностью, многообразием интонаций – лирический герой воображает себя в кругу друзей и меняется его настроение.
3. Лирический сюжет. Подсказкой было слово – преображение.
Я постарался найти в начале и в конце стихотворения строки которые выражают развитие лирического сюжета. Считаю что это строки «Печален я: со мною друга нет…» и в конце стихотворения « Как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот». Т.е. с лирическим героем действительно происходит преображение: от печали и горя – к радости беззаботности, т.е. состоянию гармонии и счастья. А причиной я считаю воображаемую встречу с друзьями.
4. Идея стихотворения.
Подсказкой было слова «ключ» и «отечество»…
Предполагаемый ответ.
Думаю, что строфой - ключом к этому стихотворению являются строки (чтение строфы «Друзья мои, прекрасен наш союз»).
Отечество… О каком отечестве идет речь, если мы знаем, что Пушкин родился в Москве? Думаю, он говорит о духовном отечестве о мести духовного рождения и роста «под сенью дружных муз». Смыслообразующая рифма союз – муз раскрывает главную мысль стихотворения: дружба для Поэта – это союз творческий.
Дополнения учителя.
Обратите внимание на смысл трех эпитетов « неколебим – свободен – беспечен: от уверенности неколебимости их дружбы лирический герой становится свободным беспечный и вот тогда диалог превращается в беседу – он обращается к друзьям и начинает ее со своеобразного покаяния…
5. Роль антитезы.
Строфа о «дружбе новой в соотношении с шестью строфами – обращениями к подлинным друзьям показательно ассиметричен – незначительно. Пушкин применяет эту антитезу, чтобы ярче выразить свое представление о истиной дружбе в основе которой всегда лежит поступок. Какой же поступок объединяет друзей поэта – Пущина, Горчакова, Дельвига. Встреча вопреки обстоятельствам, рискуя личным благополучием они разделяют учесть поэта, облегчая его наказание. Он называет их «друзья души моей». А душа живет верой в добро милосердие любовь. Поэт благодарен им за то что они вернули ему веру.
Горчаков – баловень фортуны – в благородство и бескорыстие.
Пущин в великодушие и милосердие .
Дельвиг – в способность чувствовать.
Дополнения учителя.
Одно лишь воспоминание об этом наполняет поэта такой радостью таким желанием жить, что далее в стихотворении он поднимает тосты – над печальной реальностью одиночества торжествует пир воображения. Лирический герой обретает силы оружие сильных – юмор. Как мы читаем – последний тост за царя. Выражение «он человек» звучит как извинение, а смысловая инверсия «он взял Париж, он основал Лицей» - Лицей основан раньше чем взят Париж – вызывает улыбку несопоставимостью событий в реальности, но их равнозначностью для лицеистов.
6. Роль композиции.
Подсказка: слово «кольцо».
Предполагаемый ответ сначала строки.
Композиция кольцевая: в конце стихотворения снова возникает мотив смерти, но никак личное ощущение, а как общий закон бытия.
Дни бегут.
Невидимо склоняясь и хладея
Мы близимся к началу своему…
Важнейший опыт лирического героя: оказывается, смерть не конец. А начало чего-то иного, но «пока еще мы тут – пируйте», т.е. жизнь это пир, так радуйтесь. Пережив опыт одиночества и дружеского участия лирический герой поднимается на иной уровень миропонимания; усвоив уроки воскрешения дружбой, он думает теперь о том несчастном, кто будет действительно и необратимо одинок - «кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному»
(Читает последние строфы)
Назначение и смысл последних строк – дружеская поддержка. Эта строфа голос друга из настоящего в будущее, голос поддержки и ободрения – предусмотрительность величайшего милосердия.
Слово учителя – итог урока.
Так соединяются в стихотворении понимания тайн и законов жизни – пророчества; излучение любви к друзьям через слово – милосердие и энергия внушения этих чувств и знаний людям, читателям. Стихотворение 19 октября 1825 – рефлексия, анализ пережитого и самоанализ переживаемого; анализ который приводит поэта к новому мировоззрению – верующего человека, верующего в людей и промысел Божий.
Домашнее задание (дифференцированное).
- Письменная работа – эсс «дружба - …
- Одно из заданий теста «5+»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)
Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...
Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина "Вся жизнь - один чудесный миг"
Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина...
Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина
Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина(2 часть)...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»
Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование интереса к личности поэта на материале литературной ...
Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)
Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...
Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...