Разработка по Пушкину
методическая разработка по литературе на тему

Разработка урока и презентация А.С. Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_solovevoy_n.n.ppt53 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_pushkinu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Автор: А.С. Пушкин

Произведение: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)

Вид: урок усвоения нового материала

Тип: урок-собеседование, интерпритация поэитческого текста

Тема:

Цели урока:

  1. Обучение анализу идейного содержания лирического произведения.
  2. Развитие умения мыслить – ставить и разрешать проблемы.
  3. Формирование положительных нравственных ориентаций.

План урока

Содержание этапов уроков

Методы и формы

1. Оргмомент

1. Приветствие

2. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению новых знаний

2. Установочные ориентации на уроке

19 октября (о Пушкинском лицее)

На пороге наших дней неизменно мы встречаем,

Узнаем и обнимаем наших истинных друзей.

Здравствуй, время гордых планов,

Пылких клятв и долгих встреч,

Свято дружеское пламя, да не просто уберечь.

Вот бы жить, как в оны дни, вот бы жить легко и смело,

Не рассчитывать предела для бесстрашья и любви,

И, подобно лицеистам, собираться у огня

В октябре багрянолистом девятнадцатого дня.

Но судьба свое возьмет, по-ямщицки лихо свистнет,

Все по-своему расчистит, не узнаешь наперед,

Грянет бешеная вьюга, захохочет серый мрак.

И спасти захочешь друга, да не выдумаешь как.

На дорогах наших дней, в перепутье общежитий

Ты наш друг и наш учитель, славный Пушкинский лицей,

Под твоей бессмертной сенью научиться бы вполне

Безоглядному веселью, бескорыстному доверью,

Вольнодумной глубине…

                                                                             

                                                                              Ю. Ким

Слово учителя: анализ стихотворения «19 октября(1827г.)»

Известно, что стихотворение создано к годовщине Царского лицея и при чтении его Пушкиным на собрании лицеистов было воспринято как спонтанная импровизация. Но продуманность композиции, отточенность формы говорят о тщательной подготовленности этого экспромта. Обратимся к тексту

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником, или прослушивание.

Это стихотворение – благословение и перечень ситуаций, в которых человеку нужна Божья помощь. Перечень этот дан строго систематизировано. В первой строфе – благоприятные ситуации в порядке нарастания их значимости. Во второй строфе в порядке возрастания их отрицательного значения – оппозиционными парами, антитезами. Если свести все антитезы в таблицу, это будет выглядеть так (слайд    ).

Пятый элемент – не парный, перегружает негативную сторону шкалы: смерть противопоставлена всей человеческой жизни и завершает ее, как восьмая строфа завершает все стихотворение. Это стихотворение – формула жизни.

В композиционном плане в стихотворении соблюдается строгое равновесие – идеальная правильность.

Такое сочетание идеальной формы – симметрии и смысловой асимметрии, дающей множество смысловых оттенков, и есть свойство настоящей поэзии – свойство, которому нет названия, и чтобы его передать остается воспользоваться выражением Платона – «легкий ветерок красоты».

Три свойства могут служить признаком настоящей поэзии:

- суггестивность;

- пророчество – открытие тайн и законов жизни;

- благословение – излучение любви через слово

Даже одного из этих свойств достаточно, чтобы дать стихотворению поэтическую силу. У Пушкина эти три качества явились вместе в восьмистрочной миниатюре.

Стихотворение повторяет смысл и фору русского православного восьмиконечного креста. Восемь – число и знак вечности, знак Воскресения Христа, а значит символ Спасения. Вертикальный луч означает любовь и связь между людьми и Богом, горизонтальный – любовь и связь между людьми. Верхняя и нижняя планка креста в стихотворении выражена Благословением, смысловая асимметрия последней строки повторяет наклон нижней планки – символа схождения Христа в ад и спасения грешников, возведение праведников (демонстрация изображения креста).

Задание. Сформулируйте ответ на вопрос: Настоящая поэзия – это…

 

Рефлексия (от лат. «обращение назад») – обращение человека на свое знание или на свое состояние. В психологии и обиходном смысле рефлексии называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Проводя рефлексию, человек осознает, что же он делает на самом деле, пытается выявить трудности и найти пути их преодоления. Видов рефлексии может быть несколько, один из них – записать свои состояния и размышления: что я чувствую, вспоминаю, представляю и… понимаю. Таким образом,  «19 октября» - это стихотворение-рефлексия, итогом которой и стало стихотворение «19 октября» (1927г.)

1. Предполагаемый ответ

Биографический комментарий.

Стихотворение написано в Михайловском между десятым и двадцатым октября 1825 года. Таким образом опыт «проживания» Пушкиным «дня Лицея» и опыт написания стихотворения совпадает.

2. Чтение строф с первой по

3. Ответ «функция пейзажа, с которого начинается стихотворение.

Подсказка ( слово «парадокс») подталкивает к вопросу – в чем? Думая в том что осень, октябрь, день Лицея всегда в лирике Пушкина – праздник жизни и творчества, в этом стихотворении мы слышим горечь отчаяние, «печален я» и узнаем причину: «со мною друга нет». Нет друзей – и жизнь остановилась. В книге «протяжение точки» писатель Андрей Балдин пишет: «тяжелее испытания, чем это торможение в Михайловском трудно было придумать… всего тяжелее было убывание дружеского круга, который поставлял ему эхо для его стихов, без которого они тускнели угасали. Пушкин остался один. Все с кем он праздновал и спорил, от кого бесился, над кем насмехался, в кого был влюблен, остались за спиной… Александр остановивший свой скорый бег в Михайловском, всерьез ждет здесь близкой смерти». Ему ближе сейчас умерший Корсаков и Матюшкин, находившийся в кругосветном путешествии.

   Потеря друзей подобна потере смысла жизни и это чувство выражено через пейзаж осени – любимого времени в этом и парадокс.

2. Форма стихотворения.

Подсказкой были слова «диалог и монолог». По форме это стихотворение – лирический монолог героя, переходящий в воображаемый диалог: четыре первые строфы это монолог, когда поэт чувствует себя одиноким; а далее это диалог – беседа с обращениями, тостами, благодарностью, многообразием интонаций – лирический герой воображает себя в кругу друзей и меняется его настроение.

3. Лирический сюжет. Подсказкой было слово – преображение.

    Я постарался найти в начале и в конце стихотворения строки которые выражают развитие лирического сюжета. Считаю что это строки «Печален я: со мною друга нет…» и в конце стихотворения « Как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот». Т.е. с лирическим героем действительно происходит преображение: от печали и горя – к радости беззаботности, т.е. состоянию гармонии и счастья. А причиной я считаю воображаемую встречу с друзьями.

4. Идея стихотворения.

    Подсказкой было слова «ключ» и «отечество»…

Предполагаемый ответ.

Думаю, что строфой - ключом к этому стихотворению являются строки (чтение строфы «Друзья мои, прекрасен наш союз»).

Отечество… О каком отечестве идет речь, если мы знаем, что Пушкин родился в Москве? Думаю, он говорит о духовном отечестве о мести духовного рождения и роста «под сенью дружных муз». Смыслообразующая рифма союз – муз раскрывает главную мысль стихотворения: дружба для Поэта – это союз творческий.

Дополнения учителя.

Обратите внимание на смысл трех эпитетов « неколебим – свободен – беспечен: от уверенности неколебимости их дружбы лирический герой становится свободным беспечный и вот тогда диалог превращается в беседу – он обращается к друзьям и начинает ее со своеобразного покаяния…

5. Роль антитезы.

   Строфа о «дружбе новой в соотношении с шестью строфами – обращениями к подлинным друзьям показательно ассиметричен – незначительно. Пушкин применяет эту антитезу, чтобы ярче выразить свое представление о истиной дружбе в основе которой всегда лежит поступок. Какой же поступок объединяет друзей поэта – Пущина, Горчакова, Дельвига. Встреча вопреки обстоятельствам, рискуя личным благополучием они разделяют учесть поэта, облегчая его наказание. Он называет их «друзья души моей». А душа живет верой в добро милосердие любовь. Поэт благодарен им за то что они вернули ему веру.

Горчаков – баловень фортуны – в благородство и бескорыстие.

Пущин в великодушие и милосердие .

Дельвиг – в способность чувствовать.

Дополнения учителя.

Одно лишь воспоминание об этом наполняет поэта такой радостью таким желанием жить, что далее в стихотворении он поднимает тосты – над печальной реальностью одиночества торжествует пир воображения. Лирический герой обретает силы оружие сильных – юмор. Как мы читаем – последний тост за царя. Выражение «он человек» звучит как извинение, а смысловая инверсия «он взял Париж, он основал Лицей» - Лицей основан раньше чем взят Париж – вызывает улыбку несопоставимостью событий в реальности, но их равнозначностью для лицеистов.

6. Роль композиции.

Подсказка: слово «кольцо».

Предполагаемый ответ сначала строки.

Композиция кольцевая: в конце стихотворения снова возникает мотив смерти, но никак личное ощущение, а как общий закон бытия.

                                                                           Дни бегут.

                             Невидимо склоняясь и хладея

                             Мы близимся к началу своему…

Важнейший опыт лирического героя: оказывается, смерть не конец. А начало чего-то иного, но «пока еще мы тут – пируйте», т.е. жизнь это пир, так радуйтесь. Пережив опыт одиночества и дружеского участия лирический герой поднимается на иной уровень миропонимания; усвоив уроки воскрешения дружбой, он думает теперь о том несчастном, кто будет действительно и необратимо одинок  - «кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному»

(Читает последние строфы)

Назначение и смысл последних строк – дружеская поддержка. Эта строфа голос друга из настоящего в будущее, голос поддержки и ободрения – предусмотрительность величайшего милосердия.

Слово учителя – итог урока.

Так соединяются в стихотворении понимания тайн и законов жизни – пророчества; излучение любви к друзьям через слово – милосердие и энергия внушения этих чувств и знаний людям, читателям. Стихотворение 19 октября 1825 – рефлексия, анализ пережитого и самоанализ переживаемого; анализ который приводит поэта к новому мировоззрению – верующего человека, верующего в людей и промысел Божий.

Домашнее задание (дифференцированное).

  1. Письменная работа – эсс «дружба - …
  2. Одно из заданий теста «5+»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" (Технология Е.Н.Ильина)

Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека"...

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина "Вся жизнь - один чудесный миг"

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина...

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина

Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина(2 часть)...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)

Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...

Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...