Урок литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель: Сидорова Е.А., ГБОУ лицей №408
Литературные чтения. 7 класс.
Птицы России, или «Вереницы птиц» в лирике Николая Рубцова.
Цель: познакомить учащихся с отражением в лирике Н.М.Рубцова образа птицы; вызвать интерес к экологическим проблемам, связанным с птицами; развивать навыки выразительного чтения; содействовать воспитанию любви к природе России, к лирике Н.Рубцова, к красоте окружающего мира.
Оборудование: презентация урока, книжная выставка, сборники стихотворений Н.Рубцова, записи птичьих голосов.
Учитель: Когда мы говорим «Россия», в памяти у нас возникают разные картины: Москва, Кремль, Красная площадь, гордый русский флаг, вечный огонь у памятника неизвестному солдату, русские берёзы.. У каждого слово «Россия» вызывает множество ассоциаций и множество чувств: и гордость, когда мы видим русский флаг, поднятый в честь наших спортсменов, и боль, когда вспоминаем гибель подводной лодки «Курск»…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Эти слова начертаны на могиле одного из самых читаемых и «русских» поэтов ХХ века. Строчки из его стихотворения, которое стало выражением его самой горячей любви – любви к Родине, к России. Стихотворение «Видение на холме» Николая Рубцова – его исповедь, его завещание, один из самых сильных отпечатков его души.
Взбегу на холм
и упаду
в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
Засвищут стрелы, будто наяву,
Блеснёт в глаза кривым ножом
монгола!
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
Россия, Русь –
Куда я ни взгляну!
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы,
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях
России.
Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной – бессмертных звёзд
Руси,
Спокойных звёзд безбрежное
мерцанье…
Для Рубцова слово «Россия» было тесным образом связано с птицами. Вспомните строки из стихотворения:
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
«Вереницы птиц» летят в лирике Рубцова как символ России, как выражение самой задушевной любви поэта к Родине, заменившему ему мать – в прямом и переносном смысле, так как рос Рубцов без родителей, в детском доме.
Птицы России… В стихотворениях Рубцова мы найдём множество пернатых друзей, без которых мы и не представляем нашей жизни. В каждом стихотворении Рубцова, посвящённом родине, обязательно есть строчки о птицах. Не верите? Давайте проверим. Слушаем внимательно, названия птиц запишите, не перебивайте чтецов.
Тихая моя родина.
В.Белову
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать здесь моя похоронена
В детские годы мои.
– Где же погост? Вы не видели?
сам я найти не могу. –
Тихо ответили жители:
– Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Ночь на родине.
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома!
Не встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик…
Вернулся я – былое не вернётся!
Ну что же? Пусть хоть это остаётся,
Продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром…
Учитель: Итак, мы убедились в том, что птицы были в стихотворениях, посвящённых родине. Соловьи, ворона, коростель… Можно написать по стихам Рубцова целое научное исследование: птицы в лирике Рубцова. Юному орнитологу ( так называют учёных, которые изучают птиц) в сборнике Рубцова прямо раздолье! Кого только не встретишь тут: ласточка, соловьи, ворона, коростель, сорока, перепёлка, журавли, кукушка, воробей… Есть и чайки, и бакланы…
Поэт, который провёл детство в деревне, очень тесно был связан с природой. Поэтому он хорошо знал птиц, их повадки, различал их, говорил в стихах не об абстрактных птицах, а о конкретных ласточках, воробьях, воронах… Однако есть птица, которая была ближе всего сердцу Рубцова. Попробуйте догадаться, что это за птица. Они летят клином и своим печальным криком над русскими полями предвещают разлуку, осень… Как вы думаете, почему такими близкими сердцу Рубцова были журавли7
Журавли.
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Учитель: с журавлями у поэта связано и чувство печали, когда они улетают, и чувство радости, когда возвращаются и несут на крыльях весну…
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей… («В минуты музыки печальной»)
Как высоко над зыбким половодьем
Без остановки мчатся журавли!
В лучах весны – зови иль не зови! –
Они кричат всё радостней, всё ближе…
Стая журавлей под куполом светлых небес – это для Рубцова образ его родины, его деревенской России. Но ведь были и другие птицы, не менее любимые поэтом. Птицы, с которыми деревенские мальчишки всегда в большой дружбе: ласточки, воробьи, вороны…
Открываем сборник Рубцова и находим там стихи, которые так и называются: «Ворона», «Ласточка», «Воробей».
Ворона.
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны…
Ласточка.
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилу птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
Воробей.
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Учитель: Скажите, когда вы слушали стихи о вороне, о ласточке, о воробье, что вы думали, какие чувства испытывали? Только ли о птицах эти стихи?
Человек должен быть добрым, должен заботиться о других людях, о птицах, обо всех беззащитных, нуждающихся в помощи. Земляк Николая Рубцова, вологодский поэт Александр Яшин написал замечательное стихотворение «Покормите птиц».
Покормите птиц
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Давайте проверим себя: кто больше знает названий птиц. (Игра: парами по очереди называть птиц.)
Учитель: Птицы России – это ласточки, вороны, воробьи… А филин? Каламбур: Каким образом этот образ связан с образом России? Не торопитесь возражать, послушайте стихотворение Рубцова «Старая дорога».
Старая дорога.
Всё облака над ней, всё облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука.
Навстречу им июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам – качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые вечности глаза!
То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин-властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова – глушь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль да знаки верстовые…
Здесь каждый славен –
мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит…
Но этот дух пройдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака…
Учитель: С филином разобрались, а вот такая птица, как альбатрос? какое имеют отношение к Рубцову и его птицам бакланы, чайки, альбатросы?
Секрет открывает нам биография Рубцова. поэт служил на флоте, на корабле, охраняя морские рубежи России, потом работал на траловом флоте, поэтому морские птицы тоже нашли отражение в его поэзии.
Угадайте, названия каких птиц пропущены в стихотворениях.
На слайдах:
И … плескались
в волнах,
И долго,
и хищно,
стремясь поживиться,
С кричащей
голодной
тоской
Летели
большие
клювастые
птицы
За судном,
пропахшем
треской…
(«В океане»)
Я уношусь куда-то в мирозданье,
Я зарываюсь в бурю, как …, –
За вечный стон, за вечное рыданье
Я полюбил жестокий океан.
(«Ты с кораблём прощалась…»)
Старпомы ждут своих матросов.
Морской жаргон с борта на борт
Летит, пугая … ,
И оглашён гудками порт.
(«Старпомы ждут своих матросов…»)
Учитель: Образы птиц встречаются в стихах поэта как отражение жизни его самого.
Вот примеры. Поэт вспоминает своё детство:
Помню, как тропкой, едва заметной,
В густой осоке, где утки крякали,
Мы с острогой ходили летом
Ловить налимов под речными корягами.
Жизнь поэта вся была отдана его стихам, его родные и близкие люди часто не понимали его. В «Прощальной песне» поэт обращался к любимой женщине:
Так зачем же, прищурив ресницы,
У глухого болотного пня
Спелой клюквой, как добрую птицу,
Ты с ладони кормила меня…
Мы с тобою как разные птицы!
Что ж нам ждать на одном берегу?
Может быть, я смогу возвратиться,
Может быть, никогда не смогу.
С образами птиц связано множество тропов, художественно-изобразительных средств в поэзии Рубцова. Давайте попробуем восстановить отрывки из стихотворений:
Капитан, как …. птица,
В нашей стае серьёзен один:
Где-то рядом в тумане таится
Знаменитый скалистый Кильдин… (вожатая)
Как хорошо! Ты посмотри!
В ущелье белый пар клубится,
На крыльях носят свет зари
…. птицы. (перелетающие)
Но в этот миг, как туча, над болотом
Взлетели с криком …. птицы,
Они так низко начали кружиться
Над головой моею одинокой,
Что стало мне опять не по себе… (яростные)
Не кричи так жалобно, ….,
Над водой, над стужею дорог!
Мать России целой – деревушка,
Может быть, вот этот уголок… (кукушка)
О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Боюсь я, боюсь я, как … … птица
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!
(вольная сильная)
Учитель: Скажите, а какая птица встречается в сказках? Конечно, жар-птица. Есть она и у Рубцова. В образе жар-птицы является в русские леса осень…
Жар-птица.
Когда приютит задремавшее стадо
Семейство берёз на холме за рекой,
Пастух, наблюдая игру листопада,
Лениво сидит и болтает ногой…
……..
В деревне виднее природа и люди.
Конечно, за всех говорить не берусь!
виднее над полем при звёздном салюте,
На чём поднималась великая Русь.
……………..
– Старик! а давно ли ты ходишь за стадом?
– Давно, – говорит. – колокольня вдали
Деревни ещё оглашала набатом.
и ночью светились в домах фитили.
– А ты не заметил, как годы прошли?
– Заметил, заметил! Попало как надо.
– Так что же нам делать, узнать интересно…
– А ты, – говорит, – полюби и жалей,
и помни хотя бы родную окрестность,
Вот этот десяток холмов и полей…
– Ну ладно! я рыжиков вам принесу…
Как просто в прекрасную глушь листопада
Уводит меня полевая ограда,
И детское пенье в багряном лесу,
и тайна древнейших строений и плит,
И только от бывшей печали, быть может,
Нет-нет да и вспомнится вдруг, затревожит,
Что осень, жар-птица,
вот-вот
улетит…
Учитель: На обложке книги Рубцова «Подорожники» изображены журавли. А на обложке книги другого вологодского поэта Анатолия Мялкина изображены чайки. Надо сказать, что птицы в стихах Анатолия Мялкина появились не только под воздействием воспоминаний о своём деревенском детстве, но и непосредственно под влиянием поэзии Николая Рубцова. Ведь Рубцов – любимый поэт Анатолия Мялкина. Поэтому одно из его стихотворений так и называется – «Журавли».
Журавли. А.Мялкин.
Повторилось в мире: на неделе
Высоко в безоблачной дали,
Всё летели над землёй, летели
Косяками к югу журавли.
Неизбежно осень приближалась,
И они в исходе тёплых дней
Всё махали крыльями, прощаясь
С синеокой родиной своей.
А душе ещё хотелось в лето,
И тепла хотелось, и любви…
И, казалось, жалобно об этом
В небесах кричали журавли.
Вот умчится к горизонту стая…
Будет мне и грустно, и светло,
И тогда на счастье я поймаю
В руки журавлиное перо.
Чтоб потом, под завыванье вьюги,
Чередой холодных зимних дней
Рассказать единственной подруге
Про высоких серых журавлей.
Учитель: Угадайте, о какой это птице Анатолий Мялкин пишет: «Сам чёрный, а столько приносит света!» Конечно, это грач.
А.Мялкин. Грач.
Он белые ночи прилётом пророчит,
К нам чёрный, как смоль, возвращаясь весной.
На мартовский снег перо своё сбросит –
И сразу запахнет талой водой.
И станет теплее и ярче солнце,
А небо – снова высоким и синим.
В сугробах земля отворит оконца
И выставит к свету мускулы сильные.
Он чёрным, наверное, стал оттого,
Что тёмные ночи зимние
Упрятал надёжно к себе под крыло,
В обмен на разливы синие.
И сердце с любовью его принимает,
Как символ добра, как записку о лете.
…Меня это каждой весной удивляет:
Сам чёрный, а столько приносит света!..
Учитель: Сколько птиц вообще в мире? Около 8,5 тысяч. А у Рубцова находим упоминания о 20 птицах, да ещё он использует сказочный образ жар-птицы, но тем не менее выходит, что в стихах Николая Рубцова действительно летят «вереницы птиц».
Птицы летят осенью, весной. Прилетают птицы – весна пришла. Знаете ли вы, что птица символизирует замечательный весенний православный праздник Благовещения? На Благовещенье была в России традиция выпускать на волю птиц. Об этом писал ещё А.С.Пушкин:
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Что же мы можем сделать для птиц? Чем им помочь? Вообще надо сказать, что изучение птиц – это занятие для настоящих джентльменов. Не верите? Вот что рассказывает энциклопедия. («Птицы и звери» «Аванта», с. 29)
Сообщение: По выходным дням в Западной Европе на приморских пляжах или на болотистых берегах водоёмов можно встретить не совсем обычных туристов – с биноклями или подзорными трубами и справочниками-определителями в руках. Этих людей объединяет интерес к птицам. В свободное время они наблюдают за своими любимцами. «Воскресные орнитологи» хорошо знают птиц, различают их по голосам. в Швеции существует «Клуб 300». Членом этого клуба может стать человек, наблюдавший не менее 300 видов птиц в дикой природе. Популярно такое хобби и в Великобритании: по данным опросов, до половины английских джентльменов называют наблюдение за птицами своим любимым занятием. Появился даже термин «бёрдвотчинг» (от английских слов птица и наблюдение). Человек, с детства привыкший с любовью и интересом наблюдать за птицами, обычно стремится не причинять им вреда.
В России «бёрдвотчинг» пока мало распространён, хотя уже существует организация орнитологов-любителей – Союз охраны птиц России – со штаб-квартирой в Москве.
Учитель: Настоящие джентльмены не только наблюдают птиц в природе, но они изучают их повадки и по книгам. Давайте докажем, что мы знаем о птицах если не всё, то многое.
Викторина.
Что вы знаете о повадках птиц?
Кто прячет голову в песок?
Кто летает по ночам?
Кто вообще не умеет летать?
Кто подбрасывает яйца в чужие гнёзда?
Кто строит гнездо из грязи?
Кто самый маленький в птичьем царстве?
Кто в самую лютую зиму выводит птенцов?
Добавьте название птицы к прилагательному.
Гордый ( орёл)
Зоркий (сокол)
Мудрая (сова)
Драчливый ( воробей)
Задиристый (петух)
Мокрая (курица)
Крикливая (чайка)
Любопытная (ворона)
Знаете ли вы пословицы, в которых упоминаются птицы?
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Одна ласточка весны не делает.
А знаете ли вы профессии птиц?
Кто лесной доктор? Кто почтальон? Кто рыболов? Кто певец?
О птицах можно говорить бесконечно: о птицах России, о птицах Рубцова, об алакурттинских синичках, которые уже, почуяв приближение весны, поют свои весёлые песни. Но время наших литературных чтений подходит к концу. Нам нужно собрать свои впечатления, осмыслить то, что услышали и увидели. Давайте отразим свои мысли и чувства в сочинении-миниатюре, которое так и будет называться «птицы России».
Во время работы над миниатюрами показать коллаж «Птицы России» (слайд) и включить записи птичьих голосов.
Чтение миниатюр.
Выставка книг:
Н.Рубцов. Стихотворения.
А.Мялкин «Над Комёлой-рекой»
Энциклопедия «Птицы и звери»
Энциклопедия «Экология»
В.М.Песков. Просёлки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....