«Сам ведь я коми…» (Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию Г. Юшкова.)
план-конспект урока по литературе на тему
Литератрурно-музыкальная композиция по творчеству коми поэта Г. Юшкова - один из видов работы по литературе. В данной форме морме можно закрепить изученный материал по ЭКК, повыить интерес учащихся к творсетву писателя, развить литературные и творческие способности учащихся...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam_ved_ya_komi.doc | 52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Сам ведь я коми…»
(Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию Г. Юшкова.)
Участники: обучающиеся 5-11 классов школы, учителя русского языка и литературы.
Место проведения: актовый зал школы № 34
Технология проведения мероприятия:
- Подбор литературы по творчеству Г.Юшкова.
- Составление сценария.
- Распределение ролей.
- Репетиции.
- Подбор музыкального сопровождения.
- Оформление актового зала.
- Оформление и распространение пригласительных билетов.
Методика работы: сотрудничество учащихся и учителей.
Цели и задачи мероприятия:
- Познавательная - формирование у детей интереса к изучению литературы родного края, расширение круга знаний в области истории, культуры коми народа.
- Развивающая – работа над развитием устной речи учащихся, над умением инсценировать произведения Г.Юшкова.
- Воспитательная – воспитание любви к родной земле, ее традициям, культурным ценностям.
Оформление сцены: на сцене складная ширма голубого цвета. На ней изображены образы героев стихотворения Г.Юшкова «Вот на рассвете, как старый знакомый»: лес, речной ручей, сосна, рябина, лось, рябчик. На левой колонне зала портрет писателя и название композиции, на правой колонне – название произведений писателя. Звучит музыка леса.
1 чтец: читает стихотворение «Вот на рассвете, как старый знакомый…»
Вот на рассвете, как старый знакомый,
Тихо к ручью подхожу я лесному.
Ветки над синей водой поднимая,
Встала сосна, будто мачта прямая.
С веток роса, как небесная милость,
Каплет. И ею брусника умылась.
Рядом — сохатый. Раздув свои ноздри,
Щиплет с рябины багряные грозди.
Видит меня, но не выпустит ветки...
Мы с ним не будем врагами вовеки.
Дальше иду,— там в овраге тенистом
Рябчик зовет меня дружеским свистом.
Так и хожу я — гудят мои ноги,
Только люблю я усталость в дороге.
Сам ведь я коми. А, знаете, коми
Счастлив в тайге, как в родительском доме…
Это стихотворение написал коми поэт Геннадий Анатольевич Юшков. В этом году Геннадию Анатольевичу исполняется 75 лет. Вся жизнь и творчество писателя связаны с коми землей , коми народом.
2 чтец: Геннадий Анатольевич Юшков родился 14 марта 1932 года в деревне Красная Часовского сельсовета Сыктывинского района в семье колхозника.Учился в Краснодеревенской средней и Часовской семилетней школах. Часово – малая Родина будущего поэта, место, с которым связаны самые добрые и теплые воспоминания. Необыкновенным лиризмом и философичностью наполнены стихотворения поэта, посвященные родному селу.
3 чтец: звучит стихотворение «Пристань Часово».
Часово,Часово, тихая пристань!
Помнишь ли ты, как в сияньи лучистом
Ранней весны, когда воды спадали,
Девушке славной «С приездом» сказали
Видела ты, на приехавших глянув,
Девушку с цветом волос конопляным?
С ней мы платочком одним укрывались
От комаров, когда летом прощались.
Что ж ты молчишь над водой золотистой
Часово, Часово, тихая пристань?
4 чтец:
После окончания средней школы г. Сыктывкара в 1950 году три года работал в радиокомитете, сначала литсотрудником, затем редактором последних известий. К этому времени за плечами писателя был большой запас жизненных впечатлений трудового военного детства.
5 чтец:
В 1953 году Юшков прошел творческий конкурс в литературный институт имени А.М. Горького. Занимался в поэтическом семинаре М.Светлова, посещал семинары К.Паустовского по прозе и Б.Ромашова по драматургии - словом, учился и познавал жизнь во свеем ее многообразии. После окончания Литературного института Г.Юшков работал литературным консультантом Союза писателей Коми АССР, ответственным секретарем редакции журнала «Войвыв кодзув».
6 чтец:
В 1961 году Г.Юшков принят в члены писателей СССР. Творческий путь Геннадий Анатольевич начал как поэт, опубликовав в 1952 году в журнале «Войвыв кодзув» стихотворение «Утро мира», и в коми поэзии зазвучал новый голос.
( чтение стихотворения «Утро мира»).
7 чтец:
Своеобразные черты стиля Г.Юшкова стали проявляться с выходом сборника «Первый разговор» (1959год).
Среди стихотворений первой книги глубиной и силой социального обобщения выделятся стихотворение «Мать»(1958). В нем рассказывается о ярком воспоминании детства, своебразном нравственном уроке, полученном в годы войны. В деревне трудились только женщины, и ребятишки по мере сил помогали им. В жаркий летний день мальчишки рыли силосную яму, а затем пошли купаться и забыли о работе.
8 чтец: чтение стихотворения «Мать».
9 чтец: Через частное событие поэт раскрыл то огромное напряжение, каким жила страна в годы войны, какие физические и духовные силы потребовались для победы. В стихотворениях Г. Юшкова о деревне вставал лирический герой, особенности характера которого складывались в результате воздействия трудовой среды. Именно крестьянский мир наложил отпечаток на его личность, формируя понятие о правде и добре.
Еще одно впечатление детства отразилось в стихотворении « Посвящение в мужчины». Слова «Никогда не хнычу и не плачу» стали жизненным кредо поэта.
10 чтец: Читает стихотворение «Посвящение в мужчины».
11 чтец: Г.Юшков широко известен как драматург. Он написал 12 пьес, не считая коротких сценок – теш. Самые известные их них комедии: «Где-то в тундре», «Седьмой председатель», «Макар Васька - сикта зон» ( Макар Васька – сельский парень»). Отличительной чертой является многообразие человеческих типов, конкретные проявления национальных особенностей характера коми человека. В пьесах он защищает самобытность коми человека, право быть самим собой. Макар Васька – самый популярный герой его драматургии. Макар Васька – беззлобный озорник и неунывала, стремящийся жить широко и вольно. Он из породы оптимистов, смеется над собой и другими. До колхозов и совхозов был Васька удачливым охотником и рыболовом. Но новые времена и преобразования в крае разрушают национальный тип. Это и заметил Г.Юшков. Нелегко теперь в жизни найти свое место, определиться в ней Макар Ваське. Пьесы Г.Юшкова проникнуты любовью к родной коми земле, ее людям, хотя и не всегда складным, иногда смешным и чудаковатым.
.
12 чтец:
Чтение одного из монологов героя из пьесы «Макар Васька – сикта зон».
13 чтец: Есть у Геннадия Юшкова стихотворения, похожие на маленькие пьесы – диалоги. В них звучит искрометный юмор, через который раскрывается характер коми крестьянина. Одно из них «Как Василий помирал».( инсценировка стихотворения.).
14 чтец: Излюбленный герой Г.Юшкова – это человек, являющийся опорой для других. Комо Семо (или по-русски Семен Кононович), герой одноименного рассказа, выражает свой характер так: « И другой какой-то жизни я не желал. Кому-то ведь надо же. Ну вместо опоры. Изгородь начинаешь городить и тоже ведь сначала колья вбиваешь в землю». Главная страсть такого человека – делать дело основательно, не века: « У коми мужика,- говорит Комо Семо,- правило есть - одну работу дважды не делать».Такое отношение к труду- неписаный моральный закон коми народа, родовой знак, завещанный потомками. Труд поставлен во главе всего, нужен человеку сам по себе, для поддержания чувства человеческого достоинства, состояния счастья, ощущения настоящей жизни.
15 чтец: Чтение и инсценирование отрывков из рассказа «Комо Семо».
16 чтец: Геннадий Анатольевич Юшков прежде всего деревенский писатель. Село, его тайны, проблемы, боль и самого писателя. В романе «Родовой знак»(1987) он скрупулезно изобразил родовые знаки коми крестьянина. Испокон веков он пользовался ПАС-ами, знаками, которые наносились на сделанных собственноручно предметах. Это метки личные и семейные, показывали не только знак собственности, но и качества, живую мету нравственности. Родовой знак переходил из поколения в поколение.
17 чтец: Чтение отрывков из романа «Родовой знак».
18 чтец: Творческий портрет талантливого коми писателя будет неполным, если не отметить его активную, целеустремленную и заинтересованную работу по созданию произведений для детей. Сборники рассказов для юных читателей «Сам знаю», «Чистая рубашка», «Шаловливый народ», сказка «Лесной дедушка и Миша» и другие умело сочетают познавательность и занимательность, доступное содержание и образный язык.
19 чтец: Многогранно творчество Г.Юшкова. Писатель ставит в нем острые проблемы современности, показывает народный взгляд на отношение человека к человеку, человека к земле, Парме, ко всему живому на свете. С именем Г.Юшкова связан важный рубеж в развитии коми литературы - обостренное внимание к проблемам нравственности, обшечеловеческим ценностям и национальному своеобразию. Герои его рассказов болезненно осознают свою вину в поступках. Так в повести «Живая душа» старого егеря Поликарпа мучает совесть за то, что осквернил речь бранными словами всего лишь два раза в жизни, а мать одного из героев ходит в церковь и отдает последние деньги, чтобы покаяться за то, что во время войны «матюкалась по-нехорошему, когда пахала, и лошадей, голодных, била почем зря. Даже гаечку-железку к концу плети привязывала, прости меня , грешную…Ну чем не сатана?».
20 чтец: Звучит церковная музыка. Чтение отрывка из повести «Живая душа» со слов «Вспоминалось мне, как веровала моя мать»…до слов «это, пожалуй, и есть главная его молитва».
21 чтец: Нравственная проблематика в творчестве Г.Юшкова усиливается и расширяется обращением писателя к теме человек и природа. На шестом съезде писателей РСФСР Юрий Бондарев, Василий Белов, Валентин Распутин, Геннадий Юшков развернули острую дискуссию о взаимоотношении человека и природы в стране. Судьба лесов, рек, тундры, живого и растительного мира, самого коми человека – боль писателя. Она выступала на страницах его рассказов, повестей, романов. Писатель не раз обращался к общественности, утверждая, что интенсивное освоение природы севера наносит невосполнимый ущерб его народу.
22 чтец: Символичен образ материнского дерева ( мам-пу по-коми) из романа «Родовой знак». Это ель с огромными ветвями, она - крыша для человека, гнездо – для белки и клеста. Это ель со здоровой сеодцевиной, она – молочковое дерево, возрождает лес. Материнское начало дерева оценивается человеком более всего. Вот и бережет это дерево Проко Васька, главный герой романа. Но не сберег. На ели следы топора и огня. И писатель бьет тревогу. ( звучат фрагменты из оперы «Яг Морт»). Чтение отрывка из романа «Родовой знак».
1 чтец: Геннадий Анатольевич Юшков – лауреат Государственной премии Коми АССР (1974) и лауреат премии союза писателей СССР (1988).
В 1990 году ему присвоено звание Народного писателя Республики Коми.
В мае 2003 года он становится Почетным гражданином города Сыктывкара. Произведения Г.Юшкова широко известны и русскому читателю, они не раз издавались на русском языке.
2 чтец: В своих произведениях автор говорит нам, современным читателям, о своей любви к землякам, к Парме. Через многие детали писатель показал, что Парма – это колыбель коми народа, что коми характер взращен, сложен и воспитан Пармой, и исчезновение ее станет трагедией для народа. В своей прозе и лирике Г.Юшков показал накопленный народом веками опыт в отношениях человека и природы. Поэтому особенно лирично звучат сегодня строки его стихотворения:
Сам ведь я коми.
А, знаете, коми счастлив в тайге, как в родительском доме…
( звучит музыка леса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция,посвященная 65-летию Великой Победы
Данный материал разработан в канун празднования 65-летия со дня Победы в ВОвойне...
Литературно – музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы "Это было с бойцами или страной, или в сердце твоем»
Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет. Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....
"Никто не забыт,ничто не забыто"(литературно-музыкальная композиция,посвященная 70-летию битвы под Москвой)
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦель:Пробуждать чувство патриотизма ,гордости за свою страну;прививать чувство любви к родному краю;расши...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.Поклонимся великим тем годам!
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.«Поклонимся великим тем годам!»...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Сталинградской битвы
Мероприятие, приуроченное 70 летию Сталинградской битвы...