Активизация логического мышления на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чеснокова Ольга Викторовна

Выступление на заседании МО учителей русского зыка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация логического мышления на уроках литературы

(выступление на МО

учителей русского языка и литературы)

     

                          Подготовила Чеснокова О.В.

г.Нижневартовск, 2011

Мышление было бы ненужно,

если бы были готовы истины,-

их нет: но развитие истины

 составляет ее организм,

без  которого она не действует.

                                                                                        А.И. Герцен

Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира

Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

Мышление по правилам – логическое – лежит в основе всех видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе.

Наиболее значительные исследования, посвященные анализу логического мышления школьников, были проведены в 60 – ых годах группой ученых во главе с известным психологом Н.А. Менчинской. В их работах мышление рассматривалось в контексте общей способности к усвоению знаний, к обучению, т.е. в контексте обучаемости. Обучаемость тесно связывалась с умственным развитием: со сформированностью мыслительных операций (особенно анализом, синтезом, сравнением, обобщением), со свойствами ума (гибкостью, активностью, самостоятельностью), с соотношением конкретного и абстрактного видов мыслительной деятельности.

Логическое мышление принято рассматривать в психологии как процесс решения задач. Характеризуя содержание мышления как особой психической деятельности, С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление исходит из проблемной ситуации. Когда проблема отформулирована как задача, в которой отдельно зафиксировано данное и искомое, условия и требования, весь ход мышления определяется соотношением условий задачи и ее требований. В их соотнесении и заключается, говоря совсем общо, мыслительный процесс решения задачи"».

Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению, решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта) для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

 Окончательная  фаза мыслительного процесса– суждение по данному вопросу.

Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях.

Для того, чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию.

К такому все более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.

        Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение.

   

      1. ПОНЯТИЯ                                                                                             1.АНАЛИЗ

       2. СУЖДЕНИЯ                                                                                          2.СИНТЕЗ

       3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ                                                         3.СРАВНЕНИЕ

      4.АБСТРАГИРОВАНИЕ

      5.ОБОБЩЕНИЕ

      6.КОНКРЕТИЗАЦИЯ

      7.КЛАССИФИКАЦИЯ

Признаки предметов могут быть существенными и несущественными. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т.е.  таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые , достаточны , чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

АНАЛИЗ – это расчленение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установление связей, отношений между ними.

СИНТЕЗ – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

СРАВНЕНИЕ – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.

ОБОБЩЕНИЕ – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.

КЛАССИФИКАЦИЯ – это распределение предметов по группам, где каждая группа, класс имеет свое постоянное место.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Уроки литературы более направлены на развитие словесно-логического мышления, которое  направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

Читательская культура школьников является существенным показателем духовного потенциала общества.  Расширение круга чтения ученика связано с истоками духовной культуры и обогащением гуманитарных знаний. Каковы же читательские интересы современного школьника? Проведенное исследование круга чтения и особенностей восприятия показало достаточно пеструю картину и по выбору книг, и по уровню общей культуры, и по личному отношению к прочитанному. Однако удручает  наличие ответов пустых, бесцветных. Но перед нами новый школьник начала 21 века, который имеет обширные интересы, имеет свои суждения. Поэтому я обратилась к методу проектов, чтобы удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, а также, стимулировать процессы самопознания личности, позволяющих развивать практическое и теоретическое мышление школьников и, как следствие, повышать качество образования.

Литература как школьный предмет — благодатное поле для развития мышления учащихся. Учить читать целенаправленно — значит учить мыслить. 

Образовательный проект-это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени.

- практикоориентированные, отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников;

- информационные проекты, требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

- ролево — игровые, структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями;

- творческие, предполагающие  соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;

- исследовательские, требующие  хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию критического мышления, самостоятельности, творческих способностей способствует использование проблемного, частично-поискового и исследовательского методов обучения, что помогает в работе над проектом.. На уроках литературы я учу сравнивать языковые факты и явления, проводить анализ, формулировать выводы, вычленять идеи и закономерности, вести наблюдения, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы, выдвигать проблемы  как при восприятии нового материала, осмысливании обобщений и систематизации знаний, так и при закреплении и повторении учебного материала, выполнении домашнего задания и его проверке на уроке. Если ученик глубоко осознает смысл полученных знаний, значит он понимает характер связи между ними, отличает существенные связи от несущественных, усматривает процесс становления и проявления этих связей, умеет доказывать истинность знаний и применять их на практике. Особую роль в этом случае играет умение правильно ставить вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти.  

Развитию продуктивного логического мышления способствуют вопросы типа: почему? С какой целью? Каковы причины? В чем состоят результаты? Творческие упражнения развивают инициативу, творчество и самостоятельность, в этом отношении более ценны те из них, которые заставляют размышлять над существом проблемы, а не над структурой материала, нацеливают на нахождение вывода из фактического материала, а не на нахождение материала для иллюстрации вывода, вырабатывают самостоятельность, а не подражательность.

Творческие самостоятельные работы представляют собой специальные задания на сообразительность, смекалку, выявление личных наблюдений, впечатлений и догадок.

Задания должны быть как на воспроизведение знаний по образцу, так и творческого характера, требующие сложных мыслительных операций – анализа, аргументации, собственных выводов. Формы организации самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными:

  • Соотнести термин с разъяснением содержания.
  • Заполнить пропуски в предложениях.
  • Заполнить таблицу.
  • Решение хронологических задач.
  • Задания, связанные с проблемным подходом, личностной оценкой событий.
  • Толкование иллюстраций.
  • Организация работы над заголовком.
  • Организация словарной работы.
  • Составление схем, рисунков, таблиц, кроссвордов.

Работа по развитию у учащихся самостоятельного логического мышления должна вестись на всех этапах обучения: при целеполагании, при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. Я сейчас расскажу, как эту работу провожу на этапе целеполагания при изучении темы «Деревенская» проза  В.  Шукшина и В. Распутина:

Форма: Отсроченная отгадка.

-         Кто из писателей в 1955 году поехал покорять Москву, взяв с собой толстую амбарную тетрадь со своими рассказами и, не зная, что есть режиссерский факультет, сдал документы на актерский?

 -         Кто из писателей родился на берегу Ангары в селе Усть – Уда, позже попавшей в зону затопления? Как отнесся этот писатель к затоплению своего села? («Не каждому поколению приходится пережить уничтожение колыбели, в которой формировалось его духовное существо».

- Что объединяет этих писателей?

-         Оба из села, пишут о проблемах деревни. Их называют писателями «деревенщиками».

За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником, с текстом:

  1. Организация работы над заголовком (назвать, придумать заголовок к данному тексту, дать заголовок без текста, предложить , истолковать, о чем будет текст).
  2. Умение задавать вопросы к тексту (диалог с текстом).
  3. Умение выделять главную мысль текста.
  4. Выдвижение и проверка гипотез.
  5. Восполнение пробелов текста.
  6. Замена исходных данных.
  7. Организация словарной работы.
  8. Использование иллюстраций.
  9. Конструирование текста по данным предложениям.

Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении учащиеся сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет учащимся не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца.

При изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза» я предлагаю учащимся вопросы:

-Случайна ли гибель Катерины?   Возможен ли был другой путь?

Учащиеся выдвигают гипотезы, доказывают свою позицию. Выдвижение и проверка гипотез позволяют ещё раз обратиться к тексту  пьесы, понять мотивы поступка героини.

Для успешного развития личности обучение должно включать проблемные ситуации, в условиях которых учащиеся самостоятельно или с помощью учителя решают возникшую проблему. Проблемные ситуации  могут быть самыми простыми, например:

- По какому принципу слова объединены в пары?

Наклеивать - наклеить

Прибегать - прибежать

Печь – испечь

При изучении темы «Деревенская проза Распутина и Шукшина» я провожу беспроигрышную лотерею. Учащимся дается опережающее домашнее задание: самостоятельно познакомиться с биографиями  В.Шукшина и В.Распутина, прочитать произведения писателей (из предложенного списка на выбор)

Условия опроса: Вы можете выбрать один лотерейный билет, два или максимально – три. На лотерейном билете напечатана тема задания, его стоимость. Причем, вы можете выбрать один билет стоимостью в 60 баллов или три с суммой в 60 баллов – это ваше право.

 беспроигрышная лотерея

 Те ученики, которые хотят иметь «5», из предложенных художественных текстов выделяют проблемы, которые волнуют писателей:

  • «Если бы удалось между добром и злом провести черту, то вышло бы, что часть людей эту черту перешло»
  • «Сколько кладбищ уничтожено, снесено, заброшено, сколько людей не знают могил своих родителей»
  • «Господи, как легко расстается человек с близкими своими, как быстро он забывает всех»
  • «Эх – эх,  до чего же мы добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все мы творим зла»
  • «Занимаясь созиданием, мы одновременно с этим страшно много разрушаем»

 Следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы, направленной на развитие логического мышления учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями.

Первое условие – наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.

Второе условие – присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.

Третье условие – необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.

Четвертое условие – работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.

Пятое условие – самостоятельная работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока – это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.

Объяснение материала целесообразно сопровождать заданиями для учащихся на систематизацию фактов, выявление причин и следствий тех или иных событий. Один из приемов организации работы учащихся – использование памяток во время лекции преподавателя. Например:

– Запишите тему и план лекции.

– Составьте тезисы, запишите выводы.

– Выделите в записях трудные термины и объясните их значение.

- Не упустите трудные даты.

– Конспект лекции дополните сведениями из учебника.

– Подготовьте ответы на вопросы, поставленные учителем перед лекцией.

Если в лекцию включаются сообщения учащихся, группе предлагается дать рецензии на них. В тетрадях учащихся записаны рекомендации по составлению рецензий. Они должны соответствовать следующим требованиям:

– Правильность приводимых исторических фактов, дат, имен.

– Полнота содержания.

– Последовательность, логичность сообщения.

– Использование дополнительных источников информации, средств наглядности.

– Речь, стиль изложения.

– Умение обобщить, сделать вывод.

– Общая оценка.

Такая рецензия дается учащимся и на ответы одноклассников по домашнему заданию. При этом оценка выставляется и отвечающему, и давшему рецензию.

Ведущим принципом обучения я считаю принцип самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в  практике  использую активные формы и методы обучения:

  • Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах.
  • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску .
  • Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися.
  • Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
  • Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала.
  • Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др..
  • Метод эмпатии (метод личной аналогии). Умение поставить себя на место героя или героини..
  • Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
  • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…). 

Я часто провожу уроки  в форме интеллектуального казино.

Развиваются умения применять знания в нестандартной ситуации, умение выделять главное в изучаемой теме, учащиеся выходят к доске и, наконец – то отрываются от тетради. Наконец, активные формы обучения действительно активизируют самостоятельное  логическое мышление учащихся.

 Для этого необходимо в определенном направлении перестроить процесс обучения, методику занятий так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по усвоению новых знаний и применению их на практике.

Занятия по традиционной схеме «объяснение - закрепление» ограничивают возможности успешной подготовки учащихся к жизни, формирования у них творческой активности, инициативы, умений самостоятельно пополнять свои знания.

Отчёт за 2 четверть 2010-1011 учебного года

Учитель Чеснокова О.В.

Русский язык

5А – 80 %

6А – 37%

6В – 46,2%

7А – 65,5%

Литература

6В – 53,8%

7А – 69%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида

При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль...

Развитие логического мышления на уроках биологии

"Развитие логического мышления на уроках биологии" - материал из опыта работы учителя биологии Емельяновой Н.Д.....

Развитие логического мышления на уроках биологии

"Развитие логического мышления на уроках биологии" - материал из опыта работы учителя биологии Емельяновой Н.Д.....

Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»

В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....

АКТИВИЗАЦИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ

АКТИВИЗАЦИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Цели: • мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях; • интенсивное обучение правописанию; • реализация дифференцированного под...

Активизация логического мышления на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками

Использование работы над ошибками с целью активизации логического мышления и повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка....