урок литературы
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Борзёнкова Ольга Тимофеевна

Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы в контексте требований  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл « А.А.Ахматова «Реквием»36.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА КИНЕЛЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка урока литературы

Тема: « А.А.Ахматова «Реквием»

(использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках литературы в контексте требований ФГОС)

Выполнила:

Борзёнкова Ольга Тимофеевна,

учитель русского языка

и литературы,

ГБОУ СОШ № 3 города Кинеля

                                               

                                                  Кинель,  2015        

                                                        Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………3

2. Характеристика технологии проблемно-диалогического обучения…………3-5                

3. Технологическая карта урока литературы в 11 классе…………………………    6-11

4. Заключение…………………………………………………………………………………………………12

5. Список литературы………………………………………………………………………………………13

                                                                 

                                         Пояснительная записка

 Реалии сегодняшнего дня таковы, что учитель обязан в полной мере осознавать необходимость перехода образовательных учреждений России на Федеральные образовательные стандарты нового поколения, установленные в Российской Федерации в соответствии с требованиями Статьи 7 «Закона об образовании» и  предусматривающие  построение новой методики образования деятельностного типа.  

Иными словами, перед учителем  средней общеобразовательной школы вырисовывается   проблема переосмысления своей  педагогической деятельности,  пересмотра форм и методов преподавания учебных дисциплин, среди которых особое место занимают русский язык и литература.

      Фундаментом  ФГОС  второго поколения является системно – деятельностный подход к обучению школьников, главный принцип которого  - научить детей учиться. Основывается он на теоретических положениях  концепции Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева.

      Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека представляют собой результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований.

     Во главу угла должен быть поставлен самостоятельный поиск, способствующий приобретению опыта  целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, а также коммуникативного воздействия.  А за умениями, навыками, развитием и воспитанием должно стоять действие.

     Если говорить об образовательной области «Филология», то здесь приоритетным является коммуникативное развитие, то есть формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на родном русском языке,  овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

     Не отвергая традиционную дидактику, системно – деятельностный подход  продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей. На результат  можно расчитывать только при условии системного включения обучающихся  в самостоятельную учебно – познавательную деятельность.

     Современный урок позволяет  детям самим совершать открытие нового знания через практическую направленность.  Он формирует УУД, обеспечивающие им  умение трудиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.  Учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение  знаний в процессе собственной деятельности на уроке, так как самостоятельная работа ученика  соотносится с организующей ролью учителя.

         Сегодня  актуально  проблемное обучение, предусматривающее особый вид урока - урок – исследование. Он предусматривает строгую последовательность основных этапов.

      Вышеупомянутый подход  подход к преподаванию русского языка и литературы  позволяет учащимся систематически получать навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Работа в микрогруппах создаёт условия психологического комфорта, помогает своводно излагать свои мысли, уважая мнение  других и отстаивая собственные выводы.

Необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. А данные предметы обладают наибольшим потенциалом в плане формирования личности, способной объективно оценить ситуацию, определить проблему, принять правильное решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.  Обучающийся должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.  В развивающей образовательной системе реализуется помимо прочих и  технология проблемно-диалогического обучения, помогающая обучающимся смостоятельно открывать знания. Иными словами,  монолог  постепенно вытесняется  диалогом.

Характеристика  технологии проблемно-диалогического обучения на уроках  литературы

Диалог (от греч. разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд важных организационных моментов:

  • учебный диалог предполагает  больщую  предварительную подготовку;
  • учебный диалог ограничен определёнными  временными рамками;
  • слабая активность ученика- следствие  недостатка знаний;
  • ни  единая  реплика не должна оставаться без ответа

Если попытаться раскрыть суть самого термина  «проблемно-диалогическое обучение», то можно увидеть, что  первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена, а именно:

  • постановка учебной проблемы;
  • поиск решения данной  учебной проблемы

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения обучающиеся осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Используется два вида диалога:

Побуждающий диалог

Подводящий диалог

Состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель в самом начале  создает проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, подводящие учащихся к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает детей выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивая открытие путем проб и ошибок. В формировании проблемы призваны помочь такие риемы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и, как следствие, способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. При отсутствии  удивления  нет и  диалога. Если попытка удивить ребенка оканчивается неудачей, то может не получиться проблемной ситуации, и он  останется совершенно равнодушным к тому, что происходит на уроке.

 Это, по сути дела, система, которая пошагово подводит  обучающихся к непосредственному формулированию темы. Учитель, выстраивая логическую цепочку, исподволь  ведёт за собой к «открытию»

            Далеко не  последнюю роль в организации подобного урока играет создание различных ситуаций на нём, а именно:

ситуации успеха;

ситуации интеллектуального разрыва;

формулирование учебной задачи совместно с с учителем.

               Следует заметить, что необходимыми условиями учебного диалога являются:

  • ликвидация  всех факторов, тормозящих непосредственное  общение педагога с детьми;
  • восприимчивость к чужому мнению, проявляющая  в стремлении не оценить, а  услышать и принять мнение ребёнка;
  • виртуозное владение педагогом технологией организации предметного диалога

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов факторы, наличие которых может воспрепятствовать  диалогу, а именно:

  • категоричность учителя, его ярко выраженная нетерпимость к другому мнению, к ошибке;
  • навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм;
  • отсутствие внимания к ребёнку;
  • наличие вопросов, требующих односложного  ответа или вообще не требующих ответа;
  • неумение учителя быть хорошим собеседником, подразумевающее  недослушивание, постоянное прерывание речи говорящего, негативная оценка услышанного

Вне всякого сомнения, чтот  сама структура проблемного урока обеспечивает творческое усвоение знаний.  Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя осуществления четырёх педагогических действий:

  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к осознанию существующего  противоречия проблемной ситуации; побуждение к формированию учебной проблемы;
  • принятие предполагаемых обучающимися формулировок учебной проблемы

                          Технологическая карта урока литературы в 11  классе

Учитель: Борзёнкова

Класс: 11

УМК: Литература 11  класс. Чалмаев В.А., Михайлов О.Н., Павловский А.И., Карпов А.С. и др.

Учебный предмет: литература

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока:  «А.Ахматова «Реквием»

Педагогическая технология:  технология проблемно-диалогического обучения

Цель урока: пробудить у учащихся интерес к изучению поэмы

Задачи урока: помочь старшеклассникам осознать масштабность трагедии; способствовать формированию чувства патриотизма

Формируемые УУД:  Личностные

  • формирование интереса к предстоящей деятельности

Метапредметные

Познавательные

  • умение распознавать текст по его характерным признакам;
  • умение осуществлять анализ, синтез целого из частей;
  • умение правильно использовать терминологию.

             Регулятивные

  • чёткое понимание учебной задачи;
  • формулирование темы и цели урока;
  • оценивание своей деятельност

            Коммуникативные:

  • формирование своих мыслей в устной форме;
  • взаимодействие в группе;
  • умение приходить к общему в совместной групповой деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог

        Предметные

  • умение понимать поэтический текст;
  • умение видеть за внешней простотой его глубину

                Технологическая карта урока литературы в 11 классе          

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Мотивация к деятельности

Формирование эмоционального настроя на урок. Включение учащихся в учебную деятельность

Учитель приветствует класс. С целью создания эмоциональ-ного настроя на урок и  погружения обучающихся  в эпоху тоталитарно-го правления Сталина зажигаем свечу перед иконой  «Иисус прощается со своей матерью»

Приветствуют учителя, настраивают-ся на работу, выражают готовность включиться в деятель-ность. Мысленно переносятся в годы массовых репрессий, в годы  «ежовщины»  

Личностные : формирование положительного настроя на предстоящее занятие. Коммуникативные: 

тесное взаимодействие с учителем.

Регулятивные: прогнозирование уровня усвоения учебного материала.

Актуализация и пробное учебное действие

Подготовка мышления учащихся и организация осознания имивнутренней потребностик построению нового способа действий

Предлагает

обучающимся прослушать

фрагмент музыкальной записи и ответить на вопросы:

- Чья это музыка?

- Как называется это музыкальное произведение?

- Почему поэма носит такое название?

Выражают удивление,  работают со словарями, выдвигают различные гипотезы

Познавательные: анализ предложенных объектов с целью выявления общих признаков.

Коммуникативные:

Выстраивание  свей  работы,  умение чётко и ясно выражать свои мысли.

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений  ( почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).

Создаёт проблемную ситуацию(стадия выбора):

- Какая же связь может существовать между похоронной мессой  и текстом поэмы?

 Обучающие -ся формулиру-ют  тему и проблему урока

Личностные:  выявление тесной связи между целью учебной деятельности и присущим ей мотивом.

Познавательные: формулирование темы и проблемы без посторонней помощи. Регулятивные: определение целей. Коммуникативные:

умение ставить вопросы

Выявление места и причины затруднения

Постановка целей учебной деятельности

Нацеливает обучающихся на решение проблемной ситуации. Предлагает  им  сформулиро-вать цель урока. После обсуждения и прихода к единому мнению цель прописывает-ся на доске

Неожидан-ное препятствие в начале урока подвело  к осмыслению проблемы. Обучающие-ся демонстрируют имеющиеся у них  различные варианты, обосновывая свою точку зрения

Личностные: компетентная оценка уровня своей  успешности. Предметные:

умение отличать текст от набора предложений, знание основных его признаков.

Познавательные: умение анализировать предложенный текст.

Регулятивные: упорядочение своих действий в соответствии с логикой мышления. Коммуникативные: демонстрация плодотворного учебного сотрудничества  при работе в группах

Применение общего способа действия

Сформулировать алгоритм действия, отработать его на практике

Учитель даёт каждой рабочей группе конкретное задание:

-Отобрать из биографии поэтессы те факты, которые легли в основу поэмы;

-Нанести на контур Страны Советов 30- 40 годов упоминае-мые в тексте названия городов, рек…;

-Подготовить заочную экскурсию по Ленинграду Ахматовой;

-Обозначить временные рамки описы-ваемых событий;

-Подготовить сообщение об истории создания поэмы;

- Находя  в тексте строчки-доказатель-ства, отследить в поэме  библейские мотивы, «мотивы  молчания» и «мотивы плача»;

-Выявить своеобразие темы «Памятника»

Учащиеся приходят к выводу о том, что здесь Ахматова предстаёт совершенно иной, что  пространство социального зла безгранично,  что история создания произведе-ния сама по себе  уникальна,  что видна прямая параллель между образом Богоматери и судьбой героини.

Читают отрывки из поэмы под музыку «Реквиема»

Предметные:

умение находить в  предложенных каждой группе  текстах тему, основную мысль, ключевые слова; восстанавливать деформированный текст. Познавательные: формулировка алгоритма действия, фиксация полученных знаний в виде таблицы. Регулятивные: совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверки.  

Коммуникативные: умение слушать и слышать своего партнёра, признавать свои ошибки

Контроль на этапе окончания темы

Проверка результата

Учитель предлагает учащимся диагностическую работу в форме теста по изучаемой теме. Организует рефлексию учащихся

Индивидуальное выполнение заданий теста. Рефлексия.

Личностные:  осознание связи между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные: умение реально оценить степень своей результативности на уроке, видеть достижения и просчёты; осуществление самоконтроля совместно с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: умение чётко и связно облекать рождающиеся в голове мысли в слова.

Домашнее задание (индивиду-

альное)

Проследить многоголосье в поэме, проанализи-ровав  звучащие в поэме голоса:

голос матери, голос поэта, голос историка

Записывают домашнее задание в дневник, выстраивают композицию будущей работы

                                                     

                                         Заключение

Итак, на примере  данного урока с применением проблемно-диалогической технологии отчётливо видно  очень много положительных моментов, а именно: возникновение у школьников интереса к новому материалу, формирование познавательной мотивации.  В результате было достигнуто  понимание учащимися материала, поскольку  до всего они «додумались»  сами.

            Таким образом, можно сделать следующий вывод: технология проблемно-диалогического обучения как нельзя лучше способствует, прежде всего, личностному росту обучающихся. Дети пребывают в ситуации, когда каждый может высказать независимое  мнение по тому или иному вопросу, отстаивая  свою точку зрения. Использование данной технологии  в сочетании с работой в группах даёт ряд преимуществ: повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся, снижается уровень тревожности, страха проявить себя некомпетентным в каком-либо вопросе. Они рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Очевидно, что работа, выстроенная подобным образом,  повышает мотивацию детей, что резко повышает  их интерес к изучению родного языка, даёт им превосходную возможность проявить себя. Они с удовольствием работают, общими усилиями  разрешая поставленные ими же проблемы,  находя единственно верный выход. Пытаясь справиться с поставленными задачами,  приходя друг другу на выручку в случаях затруднения, каждый из них вносит свой вклад в общую деятельность. Даже слабоуспевающий обучающийся, чувствуя помощь и поддержку, старается быть полезным в своей группе. В подобных условиях формируется коммуникативная компетентность.  Успешность здесь обеспечивает и тот факт, что учитель «не над учеником, а вместе с ним». Тогда и дети изо всех сил стараются стать интересными собеседниками.

Задуманное учителем практически полностью удалось осуществить на  данном уроке. Единственное, что вызывало затруднение «исследователей», это отслеживание библейских мотивов в поэме и их верная интерпретация, что, видимо, объясняется, отсутствием у учащихся определённых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....