Урок по новелле Луиджи Пиранделло «Черепаха».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Пучнина Юлия Николаевна

Урок литературы в 7 классе по новелле Луиджи Пиранделло «Черепаха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

http://im7-tub.yandex.net/i?id=91345969&tov=7

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7  КЛАССЕ

по новелле Луиджи Пиранделло «Черепаха».

 

«А счастье-то вот оно, счастье…», или Загадка Луиджи Пиранделло.

Цели урока:

1) знакомство с личностью писателя, с сюжетным планом новеллы, раскрытие в ходе аналитической беседы основной идеи (загадки) произведения; постановка нравственно-этической проблемы понимания счастья на материале новеллы, произведений русской литературы, изученных в 5-7 классах, личного опыта учащихся и учителей школы;

2) развитие умения характеризовать героев, разъяснять мотивы поведения персонажей;

3) создание условий для формирования у детей потребности осмысливать нравственно-этические основы бытия.

Задачи урока:

1) обсуждение на основе событийного плана новеллы Пиранделло «Черепаха» нравственно-этической проблемы восприятия счастья;

2) создание модели «Счастье» силами учащихся 7 В класса.

Ожидаемый результат:

1) решение на оптимальном уровне поставленных задач урока и получение результата: анализ проблематики произведения и создание образа-модели;

2) сохранение на протяжении всего урока продуктивной мотивации, заинтересованности и творческой активности учащихся;

3) умение учащихся делать собственные выводы на основе услышанного и увиденного на уроке и умение выражать результат своих раздумий.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся – иллюстрации к новелле «Черепаха», заготовка для модели «Счастье» в виде листа ватмана с изображенной на нем окружностью с 16 сегментами, 3 эпиграфа к уроку.

Эпиграф № 1: Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души (Ф. Э. Дзержинский).

Эпиграф № 2: Большинство людей счастливы настолько, насколько они чувствуют себя счастливыми (А. Линкольн).

Эпиграф № 3: Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, подобно старухе. Искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу (Б. Шоу).

Ход урока:

  1. Слово учителя: В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова это понятие трактуется как «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», а Владимир Иванович Даль объясняет смысл этого слова как «благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смут, тревог, покой и довольство». Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о счастье по рассказу Луиджи Пиранделло «Черепаха».

ТЕМА УРОКА «А счастье-то вот оно, счастье…», или Загадка Луиджи Пиранделло. СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ ОБ АВТОРЕ НОВЕЛЛЫ.

  1. ЧТЕНИЕ НАЧАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ стр. 262-263 (от начала до слов «Попробуй, сам увидишь…»).
  2. Слово учителя: Посмотрим, как встретили главного героя его жена и дети.

ИНСЦЕНИРОВКА:

Дети: - Что это?

Мальчик: - Что ты сегодня принес нам?

Девочка: - Это подарок?

Главный герой: - Нет, это всего лишь черепаха…

Мальчик: - Черепаха?! Зачем?!

Девочка: - Это не игрушка?

Мальчик: - Наш отец всегда был сумасбродом! (толкает его)

Девочка: - Принести в дом какое-то омерзительное животное! (толкает его)

Главный герой: - Но это всего-навсего совершенно безвредная черепаха, с которой можно даже поиграть… Мне сказали, что она приносит счастье…

Жена главного героя: - Черепаха?! Лучше бы ты принес семье достойный заработок! И вообще, либо в доме не будет черепахи, либо через 3 дня я вместе с матерью уеду в Англию. Либо она, либо я!!!

  1. ОБСУЖДЕНИЕ:

- Как в семье мистера Мишкоу воспринимают его сюрприз?

- Какое открытие делает главный герой о своей жене и детях? ТЕКСТ

- Какое решение принимает мистер Мишкоу?

- Удается ли ему избавиться от черепахи и почему?

- Как понимают счастье жена и дети главного героя?

- Как понимает счастье приятель мистера Мишкоу?

- Как вы понимаете счастье? Что такое счастье?

БЛОК ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ – ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАРАНЕЕ НАПИСАННЫХ СОЧИНЕНИЙ.

ПОСЛЕ ОТВЕТОВ УЧ-СЯ ДВЕ ДЕВОЧКИ, отслеживающие наиболее часто повторяющиеся ответы, помещают бланки с понятиями на стенд «Модель счастья». Бланки: любовь, семья, друзья, хорошее настроение, понимание, авторитет, любимая работа, отсутствие бед и огорчений, материальное благополучие, удача, стремление к знаниям, чувство радости жизни и другие (всего 16).

  1. Слово учителя: Людям свойственно стремление к счастью, стремление дать определение счастью. Обратили ли вы внимание, что в зарубежном произведении, изучаемом сегодня, постичь счастье стремится только один герой – и тот РУССКИЙ (Мишкоу – Мишков). Каким образом рассматривали эту проблему русские писатели? Исследование на тему «Счастливее и несчастливые герои в русской литературе на примере произведений, изученных в 5-7 классах» провели Ирина, Алена и Регина.

Посмотрим, как определяют счастье учителя нашей школы. Настя, Марина и Настя провели соцопрос среди учителей, и вот его результаты.

  1. Слово учителя: Итак, наиболее часто звучали ответы, которые мы положили в основу модели «Счастье».

- Скажите, человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, необходимы абсолютно все эти составляющие счастья?

-  От чего зависит определение счастья у каждого человека?

- Скажите, у мистера Мишкоу счастливая семья? Он богат? Может быть, в его жизни есть любовь?

ПОЧЕМУ ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ?

  1. Обращение к Эпиграфам № 1 и № 2.
  2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: НАВЕРНОЕ, СЧАСТЬЕ – ЭТО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПРОСТО. ПОСМОТРИТЕ ВОКРУГ СЕБЯ, УЛЫБАЙТЕСЬ, НЕ УСТАВАЯ ИЗУМЛЯТЬСЯ ЖИЗНИ, И ПОЧУВСТВУЙТЕ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ!
  3. Обращение к Эпиграфу № 3: Писатель Бернард Шоу в свое время сказал: «Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, подобно старухе, искавшей свой очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу».
  4. ЧТЕНИЕ уч-ся стихотворения С. Я. Маршака «Счастье»

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый – сиреневый – день,

Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья – цветы,

В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,

С какою надеждой и страстью

Искали меж звездочек в грозди густой

Пятилепестковое «счастье».

 С тех пор столько раз перед нами цвели

Кусты этой щедрой сирени.

И если мы счастье еще не нашли,

То, может быть, только от лени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса "Развитие жанра новеллы в зарубежной литературе" по новеллам Р.Брэдбери

На занятии элективного курса новелла Р.Брэдбери "Наказание без преступления" сопоставляется с романом Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....

Урок по новелле Одоевского "Последний квартет Бетховена"

Урок литературы в 8 классе по углубленной программе  изучения по учебнику. М.Б.Ладыгина с применением региональгого компонента....

Мультимедийное пособие по литературе "Жанр новеллы в зарубежной литературе. Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»Характер как двигатель сюжета".

Выяснить, что такое новелла как литературный жанр?Какими качествами характера обладают герои новеллы П. Мериме?Чем заканчивается новелла?Почему так названа данная новелла?...

Урок литературы в 7 классе. Внеклассное чтение по рассказу Луиджи Пиранделло "Черепаха"

План-конспект внеклассного чтения по литературе в 7 классе по новелле крупнейшего итальянского драматурга и прозаика Луиджи Пиранделло "Черепаха". Урок построен  в соответствии с  технологие...

Методическая разработка урока по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"

Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию...

Технологическая карта урока по теме "Заяц и черепаха". 4 класс по учебнику "Английский в фокусе"

Технологическая карта урока по теме "Заяц и черепаха". 4 класс по учебнику "Английский в фокусе"...

Конспект урока изучения новеллы Эдгара По “Низвержение в Мальстрём” ,7 класс

Конспект урока изучения новеллы Эдгара По “Низвержение в Мальстрём”  в 7 классе.Форма урока - беседа...