Рабочая программа по литературе,9 класс к УМК В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Данная рабочая программа по литературе составлена к УМК В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_9_klass_2015.doc | 345.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова _____________________ Т. В. Гарькавая «_31_» августа 2015 г. Приказ № _523_ от _31_августа_ 2015 г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы от__________ 2015 г. № ____ Руководитель ШМО ______________ Е. В. Магдалёва |
Рабочая программа по литературе
Класс: 9 «А»
Учитель: Панфилова Ольга Владимировна
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
3. Регионального базисного учебного плана на 2015-2016 учебный год (приказ МО МО № 2758 от 26.05.2015г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2015 – 2016 учебный год»).
4. Учебного плана для 7-9 классов МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова на 2015-2016 учебный год.
5.Рабочей программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 3-е издание, М. Просвещение, 2016г.
6. Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
7. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
8. Образовательной программы МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова.
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Как часть образовательной области «Филология», учебный предмет «Литература» способствует развитию мышления и речи школьников, формированию комплекса коммуникативных умений, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Уместно вспомнить известные слова Н. М. Карамзина: «Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить».
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Задачи учебной деятельности
Задачи изучения литературы в 9 классе:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочинение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
Авторская программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), рабочая программа – на 102 часа, из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 102 часов в 9 классе.
На изучение предмета согласно базисному учебному плану МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова на 2015/2016 учебный год отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. Рабочая программа по литературе рассчитана на 34 учебные недели. Таким образом, реализация учебного предмета рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. Программа реализуется на базовом уровне.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами учеников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учеников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Дидактические и методологические основы программы определяются мировоззренческими приоритетами современной российской педагогики, а также целями и задачами преподавания литературы как школьного предмета. Это следующие приоритеты:
1. Принцип демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности, веротерпимости и способности к диалогу.
2. Принцип «сочувствия» как педагогический метод и результат деятельности.
Весь процесс обучения нацелен на воспитание широты взглядов личности, формирование её эмоциональной сферы, её умения почувствовать чужую боль, выслушать другую сторону, понять иную точку зрения, формулировать собственную позицию с учётом чужой; на воспитание толерантности, благожелательности, самокритичности.
3. Принцип самостоятельности мышления учеников.
В процессе обучения каждый ребёнок учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
4. Принцип “Учитель и ученик — единомышленники..., ”Ученик — субъект познания, а не объект обучения. Процесс обучения рассматривается как диалог и совместный поиск учеников и учителя.
В основу данной программы положены следующие принципы дидактики и методики:
1. Принцип преемственности обучения с основной школой.
На каждой последующей ступени литературного образования закрепляются и углубляются читательские навыки.
2. Принцип деятельностного обучения. Деятельностный принцип обучения помогает формировать активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве. Это означает, что кроме работ аналитического характера школьники выполняют и творческие задания.
При этом в обучении учитываются возрастные и психологические возможности учеников, развивается и реализуется их индивидуальный творческий потенциал. Реализация деятельностного подхода в ходе школьного литературного образования способствует развитию сильных и выравниванию слабых сторон личности ребёнка; позволит уже на ранних этапах обучения выявить одарённых учеников, а также воспитывать одарённость.
3. Принцип «Обучение в школьном курсе идёт параллельно с исследованием». Обучение в каждой рассматриваемой теме выходит за пределы изучаемых по школьной программе явлений, побуждает учеников к самостоятельному чтению, размышлению и привлечению (прежде всего под руководством учителя) внепрограммных материалов. Индивидуальная и коллективная учебно-исследовательская деятельность школьников продолжается во внешкольной деятельности и реализуется в проблемных учебно-исследовательских работах.
4. Принцип реальной индивидуализации образования. Основы вариативного преподавания литературы в современной школе. Поставив перед собой такую серьёзную задачу, как задача понимания неоднозначных
художественных смыслов, учитель не может не осознавать, что имеет дело с учениками разной степени мотивированности и - продвинутости в предмете. Отсюда вытекает принцип необходимости реальной индивидуализации, которая может быть осуществлена в ходе многоуровневого подхода к преподаванию курса литературы. По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения, которые и следует учитывать при
преподавании литературы. Первый уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. Особенности такого восприятия были содержательно определены в работах Г.А. Гуковского: его отличает восприятие художественного произведения как реальной житейской истории; такое восприятие, будучи непосредственным и эмоциональным, создаёт основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но ещё не является достаточным.
Второй уровень характеризуется умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным.
Третий уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, то есть видеть в ―сопряжении художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел.
Четвёртый уровень восприятия литературного произведения характеризуется умением воспринимать это произведение в историко-литературном контексте — как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной и культурной традицией. Речь идёт о видении воплощённой в произведении традиции (выражающейся в общих темах, проблемах, художественных мотивах, типах художественных образов, реминисценциях, аллюзиях, ритмических и иных цитатах) и о трансформации этой традиции, а также о полемике с современниками и предшественниками. Кроме того, этот уровень восприятия
произведения характеризуется умением критически оценивать художественно-концептуальные построения автора (то есть умением на основе анализа художественного произведения рецензировать этот текст).
Ни один из этих уровней художественного восприятия не реализуется в чистом виде. Тем не менее современное преподавание литературы учитывает все названные его типы, что позволяет реально осуществлять в школе разноуровневый подход к учащимся.
Проблемное восприятие произведения, анализ его художественного своеобразия способствуют формированию мотивации к чтению и расширению читательского опыта ученика, его продвижению на новый уровень восприятия произведения.
Настоящая программа литературного образования может быть адаптирована к каждому уровню восприятия; вместе с тем, определив ―зону ближайшего развития ученика (принцип Л.С. Выготского), учитель может адаптировать её и к каждому школьнику.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Изучение учебного материала ведется на базовом уровне.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2014.
Словари и справочники:
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
- Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
- Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2012.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2010.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2014.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2010.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2014.
7. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
- http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
- http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература
- http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
- http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения
В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал, разработанный учителем или учениками.
Урок-исследование. На уроке обучающиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности, обучающиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-зачет. Устный и письменный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа.
Применяются технологии индивидуального, индивидуально–группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
- степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи | |
1. | Введение. | 1 | - |
2. | Из древнерусской литературы | 3 | - |
3. | Русская литература ХVIII века | 10 | 1 |
4. | Из русской литературы ХIХ века | 55 | 9 |
5. | Из русской литературы XX века | 26 | 1 |
6. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века | 2 | - |
7. | Из зарубежной литературы | 4 | - |
8. | Итоги года и задания для летнего чтения | 1 | - |
Итого | 102 | 11 |
Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам…».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АNNО DOMINI», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
1.Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
2.умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
3.понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
4.знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
5.умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
6.уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Школьная отметка | Критерии оценивания |
«5» | Ученик понимает суть проблематики вопроса и показывает глубокое понимание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, оперирует понятиями, соблюдает необходимые речевые нормы высказывания и не допускает фактических ошибок |
«4» | Ученик понимает суть проблематики вопроса и в целом показывает знание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, но допускает отдельные смысловые и речевые ошибки |
«3» | Ученик поверхностно понимает суть проблематики вопроса, показывает частичное знание учебного материала, в ответе не привлекает текст художественного произведения, допускает фактические и речевые ошибки. |
«2» | Ученик не понимает сути проблематики вопроса и не обнаруживает знание учебного материала и текста художественного произведения. |
Отметка 5: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка 4: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка 2: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2.Оценка сочинений.
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2.полнота раскрытия темы;
3.правильность фактического материала;
4.последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.стилевое единство и выразительность речи;
3.число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно
Дидактические материалы:
Словари;
Сборники тестов;
Справочники;
Таблицы.
Материальное обеспечение кабинета:
Мультимедийный компьютер;
Проектор;
Экран;
Интернет;
Телевизор;
Видеомагнитофон;
Портреты писателей.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № п/п в теме | Раздел / тема урока. Основное содержание. | Тип урока / ИКТ / ЦОР | Дата | ||
по плану | фактическая | |||||
Введение (1 час) | ||||||
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Урок-лекция с использованием презентации. | 1-я нед. сентября | ||||
Из древнерусской литературы (3 часа) | ||||||
1. | История открытия памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», проблема авторства. | Комбинированный урок. | 1-я нед. сентября | |||
2. | Специфика жанра и особенности композиции «Слова о полку Игореве» | Урок объяснения. | 1-я нед. сентября | |||
3. | Языковые особенности памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». | Комбинированный урок. | 2-я нед. сентября | |||
Из литературы XVIII века (10 часов) | ||||||
1. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. | Комбинированный урок. | 2-я нед. сентября | |||
2. | Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт и реформатор русского литературного языка и стиха. | Комбинированный урок. | 2-я нед. сентября | |||
3. | М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747». | Комбинированный урок. | 3-я нед. сентября | |||
4. | Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий слог и ораторские, декламационные интонации. | Комбинированный урок. | 3-я нед. сентября | |||
5. | Гавриил Романович Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. | Комбинированный урок. | 3-я нед. сентября | |||
6. | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). | Комбинированный урок. Урок-лекция с использованием презентации. | 4-я нед. сентября | |||
7. | Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. | Комбинированный урок. Урок-лекция с использованием презентации. | 4-я нед. сентября | |||
8. | Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. | Комбинированный урок. | 4-я нед. сентября | |||
9. | Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Стихотворение «Осень» и другие произведения писателя. | Урок внеклассного чтения. | 5-я нед. сентября | |||
10. | РР Контрольное сочинение «Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. | Урок развития речи. | 5-я нед. сентября | |||
Из русской литературы XIX века (55 часов) | ||||||
1. | Русские поэты первой половины XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский. | Урок внеклассного чтения. | 5-я нед. сентября | |||
2. | Василий Андреевич Жуковский – поэт романтик. Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». | Урок-лекция с использованием презентации. | 2-я нед. октября | |||
3. | «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж. | Урок-лекция с использованием презентации. | 2-я нед. октября | |||
4. | Василий Андреевич Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. | Комбинированный урок. | 2-я нед. октября | |||
5. | Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). «К вам Александр Андреич Чацкий». | Урок-лекция с использованием презентации. | 3-я нед. октября | |||
6. | «Горе от ума»: проблематика и конфликт. | Комбинированный урок. | 3-я нед. октября | |||
7. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | Комбинированный урок. | 3-я нед. октября | |||
8. | Чацкий в системе образов комедии. | Комбинированный урок. | 4-я нед. октября | |||
9. | Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. | Комбинированный урок. | 4-я нед. октября | |||
10. | РР Критика о комедии (И.А.Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. | Урок развития речи. | 4-я нед. октября | |||
11. | РР А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Классное сочинение. | Урок развития речи. | 1-я нед. ноября | |||
12. | Контрольная работа по тематике изученного материала. | Урок контроля. | 1-я нед. ноября | |||
13. | Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Лицейская лирика. | Комбинированный урок. | 1-я нед. ноября | |||
14. | Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». | Комбинированный урок. | 2-я нед. ноября | |||
15. | Любовь как гармония душ в лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…». | Комбинированный урок. | 2-я нед. ноября | |||
16. | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». | Комбинированный урок. | 2-я нед. ноября | |||
17. | РР Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…». Обучение анализу лирического произведения. | Урок развития речи. | 4-я нед. ноября | |||
18. | Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина и комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. | Урок контроля. | 4-я нед. ноября | |||
19. | Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. | Комбинированный урок. | 4-я нед. ноября | |||
20. | А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | Комбинированный урок. | 1-я нед. декабря | |||
21. | А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные женские образы романа. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | Комбинированный урок. | 1-я нед. декабря | |||
22. | А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. | Комбинированный урок. | 1-я нед. декабря | |||
23. | А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автор. | Комбинированный урок. | 2-я нед. декабря | |||
24. | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | Комбинированный урок. | 2-я нед. декабря | |||
25. | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский. | Урок развития речи. | 2-я нед. декабря | |||
26. | Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин». | Урок развития речи. | 3-я нед. декабря | |||
27. | А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства. Два типа мировосприятия персонажей трагедии. | Урок внеклассного чтения. | 3-я нед. декабря | |||
28. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Молитва», «И скучно, и грустно…» | Комбинированный урок. | 3-я нед. декабря | |||
29. | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…» «Есть речи – значенье…», «Нет, я не Байрон, я другой…». | Урок внеклассного чтения. | 4-я нед. декабря | |||
30. | Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий». | Комбинированный урок. | 4-я нед. декабря | |||
31. | Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума», «Предсказание», тема России и её своеобразие: «Родина». | Урок внеклассного чтения. | 4-я нед. декабря | |||
32. | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Сложность композиции. | Комбинированный урок. | 2-я нед. января | |||
33. | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | Комбинированный урок. | 2-я нед. января | |||
34. | Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | Комбинированный урок. | 2-я нед. января | |||
35. | М.Ю. Лермонтов. «Фаталист»: философско-композиционное значение повести. | Урок объяснения. | 2-я нед. января | |||
36. | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» дружба в жизни Печорина. | Комбинированный урок. | 3-я нед. января | |||
37. | Печорин в системе мужских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | Комбинированный урок. | 3-я нед. января | |||
38. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. | Урок развития речи. | 3-я нед. января | |||
39. | Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Урок развития речи. | 4-я нед. января | |||
40. | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова. | Урок контроля | 4-я нед. января | |||
41. | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). | Комбинированный урок. | 4-я нед. января | |||
42. | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Первые творческие успехи. Обобщение ранее изученного: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». | Комбинированный урок. | 1-я нед. февраля | |||
43. | «Мертвые души». Замысел и история создания, особенности жанра и композиции. | Комбинированный урок. | 1-я нед. февраля | |||
44. | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | Урок внеклассного чтения. | 1-я нед. февраля | |||
45. | Образ города в поэме «Мертвые души». | Комбинированный урок. | 2-я нед. февраля | |||
46. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы». | Урок внеклассного чтения. | 2-я нед. февраля | |||
47. | «Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора. | Комбинированный урок. | 2-я нед. февраля | |||
48. | Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. | Комбинированный урок. | 4-я нед. февраля | |||
49. | Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». | Комбинированный урок. | 4-я нед. февраля | |||
50. | Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | Урок развития речи. | 4-я нед. февраля | |||
51. | Ф.М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | Комбинированный урок. | 3-я нед. марта | |||
52. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести. | Комбинированный урок. | 1-я нед. марта | |||
53. | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей. | Комбинированный урок. | 1-я нед. марта | |||
54. | А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль рассказе. | Комбинированный урок. | 1-я нед. марта | |||
55. | Урок-диспут «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)». По выбору. | Урок развития речи. | 2-я нед. марта | |||
Из русской литературы XX века (26 часов) | ||||||
1. | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. И.А. Бунин. «Темные аллеи». | Урок-лекция с использованием презентации. | 2-я нед. марта | |||
2. | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». | Урок-практикум. | 2-я нед. марта | |||
3. | Русская поэзия серебряного века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…» «О, весна без конца и без краю…». | Урок-лекция. | 3-я нед. марта | |||
4. | А.А. Блок. «О, я хочу безумно жить…» высокие идеалы и предчувствие перемен. Стихотворения из цикла «Родина». | Комбинированный урок. | 3-я нед. марта | |||
5. | С.А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…». «Край ты мой заброшенный». | Комбинированный урок. | 3-я нед. марта | |||
6. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». | Комбинированный урок. | 4-я нед. марта | |||
7. | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». Новаторство поэзии Маяковского. | Комбинированный урок. | 4-я нед. марта | |||
8. | Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | Комбинированный урок. | 4-я нед. марта | |||
9. | М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | Комбинированный урок. | 3-я нед. апреля | |||
10. | История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров. | Комбинированный урок. | 5-я нед. марта | |||
11. | Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. | Урок-практикум. | 5-я нед. марта | |||
12. | Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века. | Урок контроля. | 5-я нед. марта | |||
13. | М.И. Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится. Что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?» | Комбинированный урок. ИКТ | 2-я нед. апреля | |||
14. | М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России. «Родина», «Стихи о Москве», «Стихи Блоку». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Комбинированный урок. | 2-я нед. апреля | |||
15. | А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихи из книг «Четки», «Белая стая». Трагические интонации в любовной лирике. | Урок-лекция с использованием презентации. | 2-я нед. апреля | |||
16. | Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | Урок-лекция с использованием презентации. | 3-я нед. апреля | |||
17. | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихи о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание». | Комбинированный урок. ИКТ | 3-я нед. апреля | |||
18. | Н.А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта. «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц». | Комбинированный урок. ИКТ |
3-я нед. апреля | |||
19. | М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | Комбинированный урок. | 4-я нед. апреля | |||
20. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Роль пейзажа, особенности жанра. | Комбинированный урок. | 4-я нед. апреля | |||
21. | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена». «Весна в лесу». | Комбинированный урок. | 4-я нед. апреля | |||
22. | Б.Л. Пастернак. Философская лирика поэта. «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». | Урок-семинар | 1-я нед. мая | |||
23. | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | Урок развития речи. | 1-я нед. мая | |||
24. | А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | Комбинированный урок. | 1-я нед. мая | |||
25. | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | Комбинированный урок. | 2-я нед. мая | |||
26. | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | Комбинированный урок. | 2-я нед. мая | |||
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века (2 часа) | ||||||
1. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. | Урок внеклассного чтения. | 2-я нед. мая | |||
2. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века. | Урок внеклассного чтения. | 3-я нед. мая | |||
Из зарубежной литературы (4 часов) | ||||||
1. | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», Гораций «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской литературе. | Урок внеклассного чтения. | 3-я нед. мая | |||
2. | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | Комбинированный урок. | 3-я нед. мая | |||
3. | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор). Гуманизм эпохи Возрождения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. | Комбинированный урок. | 4-я нед. мая | |||
4. | И.В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. | Комбинированный урок. | 4-я нед. мая | |||
Итоги года и задания для летнего чтения (1 час) | ||||||
1. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения. | Урок обобщения. | 4-я нед. мая |
Итого: 102 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)
Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...