Урок-экскурсия по заповеднику "Пушкинские горы"
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему
Урок-экскурсия-нестандартная форма урока, помогающая активизировать процесс обучения, создавая эффект присутствия обучающихся в местах, связанных с жизнью поэта. Урок сопровождается презентацией, на слайдах которой дети увидят пейзажи Михайловского, Петровского и Тригорского. Перед уроком каждый обучающийся получает задание, дающее ему возможность принять участие в общем процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным
изучением отдельных предметов п. Восточный
Омутнинского района Кировской области
Урок-экскурсия
по музею-заповеднику
«Пушкинские горы»
9 класс
Автор-составитель: Серебрякова Е.В., учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории
Восточный 2013
Карта
урока - экскурсии
по литературе в 9 классе
Тема урока: «Вновь я посетил…»
(заочная экскурсия по музею-заповеднику "Пушкинские горы")
Дидактическая цель:
создать условия для духовно-нравственного становления личности учащихся.
Представленный урок включён в систему изучения творчества А. С. Пушкина.
Тип урока: урок закрепления и углубления полученных знаний с применением ИКТ.
Цели по содержанию:
- Образовательная – создать условия для продолжения знакомства обучающихся с основными фактами биографии А. С. Пушкина, расширения представления о личности поэта; продолжить работу по изучению теории литературы (романтизм, реализм, жанры литературы); организовать работу с лексическим значением слов «личность», «духовная ценность», «национальное достояние».
- Развивающая – способствовать формированию у обучающихся навыков поиска информации в различных источниках, анализа художественного текста, а главное, работы со словом как концептом нравственности.
- Воспитательная – способствовать формированию духовно-нравственных ценностей и осознанию понятий: душевное мужество, общечеловеческие ценности, творчество, гармония, Родина.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый (выбор ключевых слов), исследовательский (решение задач)
Методы познания: логический (анализ и синтез)
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, рабочие тетради по литературе.
Домашняя подготовка:
1. Прочитать параграф учебника, посвященный Михайловской ссылке А. С. Пушкина 2.Индивидуальные задания:
доклад «Михайловское в жизни Пушкина»
доклад «А. С. Пушкин и народ»
доклад «Музей Пушкина - памятник русской и мировой культуры» сообщение об А. П. Ганнибале, прадеде поэта; сообщение о дружбе, в течение всей жизни связывающей А. С. Пушкина и И. И. Пущина, о посещении Пущиным ссыльного друга, выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину»;
сообщение об А. П. Керн и ее отношениях с поэтом, выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и др.
Предполагаемая рефлексия: помочь представлению результатов своей деятельности с привлечением ключевых слов темы урока.
Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, смена видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований (освещение, цвета слайдов)
Ход урока
Слово учителя | Предлагаемые вопросы и задания | Деятельность учащихся |
Слайд 1. Слово учителя: В 120 километрах от Пскова, на невысоких холмах, расположен заповедник Пушкинские горы. Места эти неразрывно связаны с именем А.С.Пушкина. Через всю жизнь пронёс поэт любовь к этому прекрасному уголку русской природы. Сюда он приезжал в 1817 и в 1819 годах, здесь провёл два года ссылки (с 1824 по 1826 год), здесь, «ближе к милому пределу», завещал похоронить свой прах. | Давайте вспомним, когда и при каких обстоятельствах приезжал Пушкин в Михайловское. Чем привлекали поэта эти места (до ссылки)? | Обучающийся воспроизводит фрагменты доклада «Михайловское в жизни Пушкина». Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 2. А начиналось всё с имени выдающегося исторического деятеля Абрама Петровича Ганнибала, «арапа Петра Великого», прадеда А.С.Пушкина. В 1742 году Михайловская губа в Псковской губернии была пожалована ему в благодарность за заслуги перед Отечеством Екатериной Второй. Позднее он поделил имения, находящиеся в этих местах, между сыновьями Петром, Осипом и Исааком. | Что поражает в судьбе этого незаурядного человека? | Сообщение о личности и судьбе А. П. Ганнибала. Обучающиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 3. Итак, владельцем усадьбы Михайловское стал О. А. Ганнибал, родной дед А. С. Пушкина по матери. К дому ведёт Еловая аллея, посаженная Осипом Абрамовичем. | Просмотреть слайд | Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 4. При въезде из Еловой аллеи стоит на консоли пушечка - мортирка. Салюты из потешных орудий устраивались у Пушкиных по особо праздничным дням. Соседи шутили: «Как же у Пушкиных, да без пушки!» | Просмотреть слайд | Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 5. Пушкин-лицеист. | Каким вы представляете себе Пушкина- лицеиста? Как передает скульптор его настроение, душевное состояние? | Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос. |
Слайды 6-7. Старинный ганнибаловский дом, в котором жил Пушкин, не сохранился, но восстановлен таким, каким был при жизни поэта. Он расположен на холме, южным фасадом обращён в сторону парка, а северным в сторону Сороти. | Просмотреть слайд | Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайды 8- 9. Вид на Сороть, открывающийся с усадьбы Михайловское, неповторим по своей красоте. | Какое впечатление производят на вас пейзажи? Какие слова возникают в сознании? | Обучаюшиеся делятся впечатлениями. Слова-концепты: КРАСОТА, ГАРМОНИЯ, ПОКОЙ. |
Слайд 10. Вдали виднеется ветряная мельница, и невольно приходят на память строки из романа «Евгений Онегин»… | Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин», с которым нам вскоре предстоит познакомиться. Действие романа происходит в этих местах… | Обучающийся читает отрывок из романа. |
Слайд 11. В парке Михайловского есть пруды, на одном из которых находится поэтичный «Остров уединения»; восстановлены мостик и беседки, расчищены старые дорожки. | Просмотреть слайд | Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 12. Знаменитый «Горбатый мостик». | Просмотреть слайд | Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 13. До наших дней сохранилась одна из красивейших аллей парка – липовая аллея. Её называют «Аллея Керн», в память о лирическом шедевре, написанном А.С.Пушкиным после посещения Михайловского А.П.Керн в июле 1825 года. | Что вы помните об отношениях А. П. Керн и А. С. Пушкина? Об их первой встрече? При каких условиях состоялась их вторая встреча? Как проявляется личность поэта в этом стихотворении? | Сообщение об отношениях Пушкина и Керн. Чтение наизусть стихотворения Мой первый друг, мой друг бесценный…» Учащиеся прослушивают сообщение, стихотворение, отвечают на поставленный вопрос |
Слайд 14. Анна Петровна Керн. | Давайте познакомимся поближе с личностью и непростой судьбой этой удивительной женщины. | Сообщение о личности и судьбе А. П. Керн. |
1824 год. Пушкин снова приезжает в Михайловское, на этот раз не как гость, а как ссыльный. Два с половиной года, прожитые поэтом в этих местах, оставили в его жизни и творчестве неизгладимый след. | Расскажите о причинах и условиях начала второй ссылки Пушкина. Представьте себе дущевное состояние поэта. Что усугубляло его тяжесть? | Обучающийся воспроизводит фрагменты доклада «Михайловское в жизни Пушкина». Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 15. «Пущин в гостях у Пушкина» | Какой момент во время пребывания Пушкина в ссылке изображен на картине? | Сообщение об отношениях Пущина и Пушкина. Чтение наизусть стихотворения Мой первый друг, мой друг бесценный…» |
Ссылка стала нелегким испытанием для поэта. | Какие качества личности Пушкина, по-вашему, проявились при этом? Что помогло ему выстоять? Как вы понимаете слова «личность», «душевное мужество»? | Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. Обучающийся воспроизводит фрагменты доклада «А. С. Пушкин и народ». |
Слайд 16. В ссылке Пушкиным было написано более 100 произведений. | Дайте определение понятий романтизм, реализм. Чем обусловлен переход от романтизма к реализму в творчестве Пушкина? | Обучающиеся просматривают слайды презентации, отвечают на поставленный вопрос. |
В пяти километрах к западу от Михайловского находится село Тригорское, усадьба ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых и Вульфов, место, ставшее для поэта вторым домом в годы ссылки. | Обучающиеся просматривают слайды презентации. | |
Слайд 17-18. Путь к Тригорскому шёл мимо небольшого красивого озера Маленец, воспетого Пушкиным в романе «Евгений Онегин», и по дороге мимо трёх сосен… | Вспомните стихотворение «Вновь я посетил…» Какими чувствами пронизано стихотворение? | Учащиеся прослушивают стихотворение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 19. Дом Осиповых, который в сознании самих обитателей усадьбы воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа угадывались конкретные лица. | Давайте познакомимся поближе с этой замечательной семьей. | Сообщение о П. А. Осиповой –Вульф, ее семье, о дружеских отношениях, связывавших Пушкина и обитателей Тригорского. |
Слайд 20. Скамья Онегина | ||
Слайд 21. Зелёная зала. Место, где устраивались игры для детей, а летними вечерами - танцы для тригорской молодёжи. | Просмотреть слайд | Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 22. Замечательным памятником пушкинских мест является Петровское, расположенное в трёх километрах от Михайловского на берегу озера Кучане. Петровское унаследовал Пётр Абрамович Ганнибал, двоюродный дед поэта, который был для Пушкина живым источника всевозможных исторических сведений. | Просмотреть слайд | Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 23. Парк Петровского - самый старый в заповеднике, он заложен в 18 веке и отличается строгой планировкой. | Просмотреть слайд | Обучающиеся просматривают слайды презентации. |
Слайд 24. Савкина горка-городище 16 века. | Чем так привлекало это место поэта? Расскажите о его заветном желании. | Сообщение о городище Савкина горка. Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 25. Вид с Савкиной горки. | ||
Слайд 26. Последним земным приютом А.С.Пушкина стал древний Святогорский монастырь. Здесь шестого февраля 1837 года тело поэта было предано земле у алтарной стены собора. Слайд. Спустя четыре года на могиле был установлен памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина Натальи Николаевны. | Что вы помните о гибели Пушкина? | Сообщение. В период В.О.войны могила Пушкина, лестницы и дорога возле монастыря были заминированы немцами. Могилу Пушкина спасли от уничтожения, рискуя собственной жизнью воины – сапёры Рижской сапёрной инженерной бригады. На братском кладбище, расположенном у монастырской стены, покоятся те, кто отдал свою жизнь, освобождая в 1944 году всенародную святыню. – Пушкинские горы. |
Сегодня Государственный Пушкинский заповедник, занимая территорию 10 тысяч гектаров, включает в себя музеи -усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское с мемориальными парками; могилу А.С.Пушкина в Святогорском монастыре, городища Воронич, Врев, Савкино; озёра Кучане, Белагуль, Маленец, Чёрное; пойменные луга реки Сороть; места, где располагались имения родственников, друзей и соседей поэта. | Что вы могли бы сказать создателям и хранителям музея-заповедника? | Учащиеся прослушивают сообщение, отвечают на поставленный вопрос. |
Слайд 27. | Согласны ли вы со словами Д. С. Лихачева? | Обучающиеся высказывают свое мнение. |
Слайд 28. Этап рефлексии | Продолжите фразу: «Посетив заочную экскурсию по музею-заповеднику пушкинские горы, Я узнал… Я почувствовал… Я приобрёл…. | Обучающиеся самостоятельно работают, затем по желанию высказывают свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".
Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...
Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия
Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...
Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"
Данный материал предназначен для закрепления....
Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)
Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер...
Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"
познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...
Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...
урок- экскурсия "Виртуальная экскурсия по Германии"
урок- экскурсия в 9 классе...