Мастер - класс "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы по технологии Б.С.Дыхановой"
материал по литературе на тему
Мастер-класс предназначен для учителей литературы. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать коммуникативные способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана… И.А.Бунин
ПРОБЛЕМЫ ШИРОКОГО КРУГА В современном обществе идея престижности грамотной письменной и устной речи не приоритетна (престижность грамотного чтения в целом). Реальный статус предметов «русский язык» и «литература» в системе школьного образования оказывается довольно низким. Сокращено количество часов на изучение предметов как в среднем звене, так и в старших классах. Это негативно сказывается на результатах обучения. Многие недостатки в преподавании русского языка и литературы в современной школе связаны с недостатками в содержании современных программ и учебников по предметам, а также с несовершенством используемых форм и методов работы по обучению.
ПРОБЛЕМЫ УЗКОГО КРУГА Анализ ученических работ ЕГЭ (именно части С) показывает, что у учащихся наибольшие трудности вызывает : определение основной мысли текста, стиля, языковых особенностей
Б.С. Дыханова предлагает строить учебный процесс с учетом следующих положений: словарная работа на уроках литературы должна стать началом всех начал, обязательным элементом образовательной системы; ни одно из теоретических обобщений, ни один литературоведческий термин не вводится без этимологического анализа всех наименований и без привязки к изучаемому материалу; ежеурочное использование логико-структурных схем и опорных таблиц в качестве тренажеров для развития устной и письменной монологической речи.
Структура урока литературы по технологии Б. С. Дыхановой. Предварительный этап - домашние задания: выразительное чтение текста , словарная работа , рисунки, иллюстрации к тексту, краткие письменные ответы на «домашний» вопрос , подготовка собственных вопросов к тексту , сочинение сказок, былин. Первый структурный элемент урока – разминка (проверочные задания по усвоению лексики изучаемого произведения, воспроизведение ЛСС; анализ иллюстраций и письменных ответов; тестирование и т. п.). Второй структурный элемент урока - чтение «домашнего» текста «по цепочке», сопровождающееся лексическим анализом. Основной этап - аналитическое освоение «домашнего» текста.
Данная программа обеспечивает : Существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к урокам русского языка и литературы в целом. Понимание учащимися своеобразия поэтики изучаемой новеллы или рассказа. Способствует появлению у школьников навыков исследовательской работы, желания вторично перечитывать текст, чтобы еще раз осмыслить его содержание.
Победители, призёры, лауреаты творческих конкурсов, смотров, соревнований, олимпиад (за последние 3 года)
№ Ф.И. Кл. Год Название конкурса Уровень конкурса Место 1. Перова Лидия 11 2004 Конкурс сочинений «Энергетика 2005» областной I 2. Семенкова Татьяна 10 2005 Конкурс творческих работ, посвящённый 110-летию С.Есенина муниципальный II 3. Меркулов Владимир 8 2005 Конкурс сочинений «Письмо ветерану» всероссийский Лауреат 4. Семенкова Татьяна 10 2005 Конкурс художественного слова, посвящённый 60-летию Победы муниципальный I 5. Белецкая Екатерина 8 2005 Конкурс художественного слова, посвящённый 60-летию Победы муниципальный II 6. Белецкая Екатерина 9 2006 Конкурс художественного слова «Мой край – родная Белгородчина» муниципальный I 7. Лактионова Наталья 10 2006 Конкурс юных поэтов «Мой край – родная Белгородчина» муниципальный III 8. Мкртчян Мария 11 2005 Русский язык Муниципальный III 9. Серенко Алёна 9 2006 Русский язык Муниципальный II
Урок по теме: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М.Ю. Лермонтова: её художественный смысл
Соц. статус Имя Косвенная хар-ка Историч. эпоха Место в сюжете … про царя Ивана Васильевича Молодой опричник Удалой купец Калашников Абсолютная власть - царь Из личного войска царя Представитель среднего уважаемого сословия, опора семьи Имя и отчество Без имени Фамилия Власть верховная, справедливая, «отцовская» Власть нелюбимая, жестокая Представитель рода, глава семьи Эпоха Ивана Грозного Эпоха Ивана Грозного Эпоха Ивана Грозного Проявление справедливой власти Завязывает сюжет – взрыв чувств В сюжете защитит семейные устои
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так уж много. Но есть немало настоящих профессионалов. И они наверняка знают, сколько труда уходит на то, чтобы урок получился и остался в сердце ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
Использование здоровьесберегающей технологии для создания условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка.
Обобщение опыта по теме. Из опыта работы учителя....
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»...
Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...
Статья "Использование технологии развития критического мышления для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка в начальной школе."
В статье представлен опыт работы по применению ТРКМ в начальной школе....
Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.
Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котор...
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы...