Методические рекомендации для учителя литературы
консультация по литературе на тему
На сегодняшний день все согласны с тем, что и учащимся, и педагогам нужен хороший учебник, отвечающий современным требованиям и позволяющий обеспечивать качественное преподавание предмета. Однако, несмотря на это всеобщее согласие, именно проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных. Во-первых, потому, что сложившаяся сегодня в России вариативная система образования требует от учителя методической подготовки к работе по выбранному учебнику, во-вторых, знаний особенностей учащихся того или иного класса, уровня их подготовки. В-третьих, есть учителя, отличающиеся «добротным консерватизмом», достигающие хороших образовательных результатов без использования учебника литературы. Изменение целей обучения, а именно смещение акцентов в преподавании на формирование ключевых компетенций учащихся, заострило проблему выбора учебника, соответствующего новым требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_uchitelya_literatury.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Методические рекомендации для учителя литературы
Обобщение педагогического опыта «Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе»Современная концепция обучения литературе в средней школе предусматривает совершенствование содержания и методов преподавания. Переход на новые образовательные стандарты привел к обновлению учебных изданий, используемых в школе.
На сегодняшний день все согласны с тем, что и учащимся, и педагогам нужен хороший учебник, отвечающий современным требованиям и позволяющий обеспечивать качественное преподавание предмета. Однако, несмотря на это всеобщее согласие, именно проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных. Во-первых, потому, что сложившаяся сегодня в России вариативная система образования требует от учителя методической подготовки к работе по выбранному учебнику, во-вторых, знаний особенностей учащихся того или иного класса, уровня их подготовки. В-третьих, есть учителя, отличающиеся «добротным консерватизмом», достигающие хороших образовательных результатов без использования учебника литературы. Изменение целей обучения, а именно смещение акцентов в преподавании на формирование ключевых компетенций учащихся, заострило проблему выбора учебника, соответствующего новым требованиям.
«Стандартом основного общего образования по литературе» подтверждается важность развития коммуникативных способностей учащихся, где акцентируется внимание на целях изучения литературы в школе. Эти цели предполагают развитие мышления, позволяющего понимать авторскую позицию, критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, принимать самостоятельные решения.
В связи с этим возникает вопрос о выборе учебника по литературе, ориентированного на современного школьника, отвечающего запросам времени, позволяющего обеспечивать не только качественное преподавание предмета, но и являющегося источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», способствующего полноценному становлению личности, материалом для успешной сдачи ЕГЭ по литературе.
Современный учебник должен быть «навигатором» по всей системе учебно-методических комплектов (УМК). Современный учебник должен содержать базовый минимум информации, необходимый в соответствии со стандартом образования. Также учебник должен ориентировать и учителя, и ученика на поиск дополнительной информации, которую никакой учебник сегодня вместить в себя не может. Особенно это важно для тех ребят, которым предмет нравится, по которому они будут сдавать ЕГЭ, которые дальше мыслят себя в этой области и желают в дальнейшем продолжать свою деятельность и учебу.
Это значит, что «учебник-навигатор» необходимо снабжать разнообразными материалами, которые развивают сам учебник. Современный учебник определенно должен быть и кладезем знаний, и навигатором, который открывает путь к дополнительным знаниям.
Этим требованиям соответствует УМК по литературе для 5-11 классов, разработанный Г.С. Меркиным, С.А. Зининым, В.И. Сахаровым, В.А. Чалмаевым. К этому заключению мы пришли, апробируя учебники данного авторского коллектива, в течение 5 лет.
Работая по данному УМК, считаю, что авторы учебника решают основную задачу преподавания литературы - развитие представления о литературе как об искусстве слова, воспитание культуры читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Новый учебник отличается по структуре, содержанию, методическому аппарату от других. Разнообразный материал нового учебника направлен на развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Для реализации поставленных задач, конечно, необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Автор учебника ориентирует преподавателя на урок сотворчества. Эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Построение урока опирается на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно–деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельной творческой активности.
Воплотить указанные подходы помогают рубрики, позволяющие сделать сложный теоретический материал увлекательным и доступным для понимания учащихся. В учебнике Г.С. Меркина представлено большое количество новых рубрик, позволяющих ученику и учителю осуществить свой выбор в связи с поставленными целями и задачами и учётом личностных особенностей школьника.
Эффективно организовать внеклассную работу по предмету помогает рубрика После уроков», в которой автор предлагает разные формы: фестивали, праздники, концерты, экскурсии, викторины и т.п.
Осуществлению внутрипредметных связей помогают рубрики «Живое слово», «В мире художественного слова…», ученики, выполняя задания автора учебника, учатся работать с различными справочниками и языковыми словарями. Знакомясь с другими рубриками учебника: «Поразмышляем о прочитанном», «Поговорим о прочитанном», «Это интересно», «Пофантазируем»,- ученик, вступая в диалог с автором учебника, получает советы в корректной форме по самообразованию, и, выполняя задания, выбирает то, что ближе ему: рисует, готовит сообщение, учит наизусть, пишет сочинение-рассуждение, идет в библиотеку для того, чтобы выбрать новую книгу. Осуществлять культуроведческий подход учителю позволяет работа с иллюстрациями, рисунками, портретами.
Таким образом, ученик становится активным участником трансляции культуры, так как в процессе своего развития, усваивает ее на личностном уровне.
Информационная насыщенность учебника позволяет даже при отсутствии дополнительного учебно-методического материала провести урок интересно, используя разнообразные виды деятельности, как самого учителя, так и учащихся.
Учебник Г.С. Меркина обеспечивает детей необходимой информацией, трансформирует ее с учетом возрастных особенностей детей и дидактических требований, систематизирует излагаемое, координирует использование других средств обучения.
Достоинствами учебника является интеграция знаний и сведений из смежных дисциплин, логика и доступность учебного материала. Автором включены в круг чтения и изучения произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, любви, социальных отношений. Особенностью учебника является настроенность на диалог: педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т.е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. Особый акцент направлен на поисково-исследовательский метод анализа авторского текста художественного произведения, способствующего литературному образованию, философскому и нравственно-эстетическому осмыслению мира автора и его произведения.
Но самое, на мой взгляд, главное преимущество этого УМК в том, что он направлен на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ: он дает основательную теоретическую базу, базируется на системе анализа художественных произведений в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. В этих учебниках авторами предусмотрена работа по подготовке к ЕГЭ. После изученных произведений даются небольшие тесты, что позволяет систематизировать работу по подготовке к ЕГЭ и начать ее на начальном этапе. С 8 по 11 класс я сама готовлю и провожу разные тестовые работы по типовым заданиям ФИПИ, с которыми дети хорошо справляются.
Чтобы убедиться в правильности выбора УМК, мы проверили уровень знаний учащихся, занимающихся по учебникам Г.Меркина и В.Я.Коровиной, сравнили уроки, проведенные открытые мероприятия. Наши наблюдения и анализ показали, что дети, занимающиеся по учебнику Г.С. Меркина, более развиты, они грамотнее высказываются, они умеют сравнивать и анализировать, лучше мыслят, они более подкованы теоретически, уровень знаний их выше. Это я могу подтвердить еще тем фактом, что в 8 классе учащиеся без особого труда выполняют 1 и 2 часть заданий ЕГЭ по материалам ФИПИ. Уроки по этой программе насыщеннее и интереснее. А результаты анкетирования учащихся и родителей показали, что данный учебник способствует повышению качества знаний, развивает, увлекает, формирует мнение, информирует, воспитывает читателя.
Действительно, апробация учебника нового поколения по литературе оказалась действенным способом проверки качества учебной книги как основного средства для достижения образовательных целей, отвечающих задачам модернизации школы и обновления содержания образования. Учебники Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева, на наш взгляд, выдержали экспериментальную проверку в нашей школе.
А самое главное для меня – учебник мне стал отличным помощником при подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе. В нем есть все: нужные формы, разнообразие методов и подходов, системность и последовательность в обучении.
ЕГЭ по литературе – один из самых сложных экзаменов. Готовить детей к его сдаче – очень тяжелая задача для учителя-словесника. Именно на нем сейчас я хочу более подробно остановиться, и поделиться с вами, уважаемые коллеги, опытом своей работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе.
Тестовая работа по литературе состоит из 3-х частей:
1. Часть 1 – анализ прозаического произведения
2. Часть 2 - анализ лирического произведения
3. Часть 3 – составление связного речевого высказывания на заданную литературную тему
Сейчас я вам опишу последовательность подготовки учащихся к ЕГЭ:
Подробное изучение специфики экзамена
1. Подбор материалов по подготовке к ЕГЭ
2. Изучение перечня элементов содержания, проверяемых на гос. экзамене (прозаические произведения, которые не помнят – перечитать; лирика – прочитать и разбить на группы по жанрам: любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)
3. Вспомнили, изучили новое по теории литературы: течения литературы, выразительные средства, стихотворные размеры, жанры литературы, структуру и содержание литературного произведения, литературных персонажей.
4. Отработка ЗУН в работе с тестами.
5. Особую роль уделяла написанию письменных работ, т.к. на них можно набрать большее количество баллов: С1-С4 по 3 бала за каждый = 12б и С5.1- С5.3 – 15 баллов. Что в сумме дает 27 баллов из 39 первичного балла. При чем С1-С2, С3-С4 – письменный связный ответ на вопрос от 5 до 10 предложений; С5.1- С5.3 – письменный полный развернутый ответ на один из перечисленных трех проблемных вопросов в объёме не менее 200 слов.
В отличие от экзамена по русскому языку экзамен по литературе сдают единицы учащихся. Поэтому трудности при подготовке к этому испытанию могут испытывать и учителя, и ученики. Знакомство с демоверсией показывает, что, несмотря на изменения в содержании, по сравнению с прошлым годом, работа остается достаточно сложной и объемной. Безусловно, без знания текстов художественной литературы и литературоведческих понятий, без умения привлекать литературный контекст, без надлежащих навыков цитирования справиться с заданиями ЕГЭ очень сложно. Учителю на последнем этапе подготовки рекомендуется вместе с учащимися, изъявившими желание сдавать этот экзамен, ещё раз внимательно перечитать критерии оценивания заданий с развернутым ответом (а их получается целых 5: С1-С4 и С5) и посмотреть, насколько пробные работы учащихся соответствуют этим критериям. Желательно обратить внимание учащихся на следующие моменты:
· Задания С1 и С3 требуют от учащегося лаконичного, но точного ответа. Здесь Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ. В зависим ость от конкретного вопроса, содержащегося в задании, основной тезис, содержащийся в ответе, может быть свободным изложением материалов учебных пособий или представлением собственной аргументированной точки зрения экзаменуемого.
· Выполнение заданий С2 и С4 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст. Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5-10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Это, по существу, проблемный вопрос, который требует рассмотрения художественного текста в определенном литературном контексте. Для успешного выполнения этого задания ученик должен владеть умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление искусства, а как часть единого культурно-художественного пространства, т.е. часть истории человеческой цивилизации.
· Объем заданий С1-С4 - 5-10 предложений. Однако учащийся может дать полный и точный ответ и в тексте меньшего объема, но при этом предложения должны представлять собой сложные конструкции. Все предъявляемые в критериях требования должны быть соблюдены.
· Объем задания с развернутым ответом в части С5 значительно больше. Чем в заданиях С1-С4. Здесь, выбрав один из предложенных вопросов, выпускник должен продемонстрировать глубину и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе; уровень владения теоретико-литературными знаниями; обоснованно привлечь текст произведения; последовательно и логично изложить свои мысли, соблюдая при этом речевые нормы. Ученикам рекомендуется напомнить, что соблюдение речевых норм оценивается 3 баллами, при этом и речевые и грамматические ошибки учитываются равноценно.
Понимание основной проблемы – важнейшее условие успешного выполнения задания с развернутым ответом. Минимально достаточным считается умение обнаружить проблему (понять, в чем заключается познавательное противоречие) и дать ответ на поставленный вопрос (аргументировать основной тезис высказывания).
Обучая детей написанию сочинения и изучив критерии проверки и оценки выполнения заданий, я разработала структуру написания сочинений.
С1-С2:
1. Тезисы
2. Доказательства
3. Вывод
С3- С4:
1. Размышления по проблеме (ответ на вопрос), с привлечением литературного контекста
2. Примеры произведений по данной теме 2-3 писателей с названиями произведений
3. Сопоставительный анализ данных произведений, приводя аргументы
4. Вывод
- Очень хорошо на начальном этапе помогли клише (показ клише).
С5:
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе:
- Формулировка понимания проблемы с учетом позиции автора
- Тезисы – доводы и аргументы
- Вывод по ним
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями:
- Применение теоретико-литературных знаний при анализе литературного материала
3. Обоснованность привлечения текста произведения:
- Анализ текста с частичным кратким пересказом содержания, обращение к микротемам текста и их интерпретация
- Подтверждение суждений цитатами с комментариями к ним
4. Последовательность и логичность изложения
5. Нормы речи
Усердно отрабатывая материал и усиленно работая в такой системе, мы смогли вместе достичь высоких результатов на экзамене по литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология быстрого счета на уроках математики. Методические рекомендации молодому учителю
Молодому учителю, только что переступившему порог Храма науки, трудно сориентироваться в огромном количестве методик развития математических навыков у учащихся, выделить нужное на различных этап...
Методические рекомендации для учителей и учеников по созданию научно- исследовательской работы и её оформлению
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности...
Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)
Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.
Игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаетс...
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературыИгра как метод обучения.Игра практически с древних времён ...
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...