Урок по теме: "Волшебная красота и сила русского слова"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Борисова Юлия Александровна

Урок по теме: "Волшебная красота и сила русского слова" (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме:

"Волшебная красота и сила русского слова"

(по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)

Цели урока:

помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой, показать богатство русского языка.

Задачи:

Образовательные 

-показать мастерство Тургенева в создании образа героя;

-представить Тургенева как мастера в обрисовке пейзажа.

 Развивающие:

-развивать навыки выразительного чтения и пересказа, а также инсценировки;

- навыки нахождения художественно-изобразительных средств;

- формировать  навыки тестирования;

Воспитательные

-воспитывать у учащихся  чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

     “Бежин луг – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. 

     Что “хотел выразить Тургенев в этом небольшом, но сложном произведении, в чём его смысл, разгадка тайны, попытаемся определить, наблюдая за речью писателя, за прекрасным тургеневским языком, за его стилем.

       К концу урока мы должны будем с вами ответить на вопросы: Какова тема и основная мысль произведения, сделать вывод о роли слова в творчестве И.С.Тургенева.

  1. Звучит стихотворение в прозе Русский язык” в исполнении заранее подготовленного ученика.  Работа с эпиграфом (задание №2)

           Работа с эпиграфами на контрольных листках. ( Задание №1)

  1. Работа с текстом рассказа «Бежин луг»

Работа над текстом начинается с анализа пейзажа.

- С чего начинается рассказ?

( С описания июльского дня.)

- И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. 

Очевидно, что под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства родились строки произведения.

- Слушаем, как Тургенев рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Вникаем в основную мысль.

Чтение наизусть начала рассказа.

- Какова основная мысль описания? Когда происходит действие?

(«Был прекрасный июльский день».)

Физкультминутка.

-Чем же он прекрасен? Что особенно впечатлило вас?

  • «заря разливается кротким румянцем»,
  • солнце «светлое и приветно лучезарное»,  
  • «весело и величаво … поднимается могучее светило»
  • «облака насквозь проникнуты светом и теплотой»
  • «цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый»

(В описании всё гармонично и красиво)

(Человек, замечающий эту красоту, обладает богатым духовным миром).

( Создаётся настроение бодрости и ликования, нежности и мягкости.)

- Мы послушали музыку, видим изображения художников. У художника, у композитора свои художественные средства: у одного – краски, ракурс, свет, а у другого – ритм, мелодия, голос.

А у писателя –  что?

( Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений.)

3. Работа над художественно-изобразительными средствами в описании        ( теория литературы).

- Повторим, что такое эпитет (Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность).

-Дайте определение метафоры. (Метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве).

- Что такое сравнение? (Сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.)

4.Работа учащихся в контрольных листках ( задание № 4)

Из всего сказанного мы можем сделать следующий вывод:

  • Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами. Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов, чтобы передать всю красоту природы.
  • - За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу.

Понаблюдаем, как меняется тон рассказа. Предлагаю ученикам найти элементы описания надвигающейся ночи.

  • («Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»)

- О чём говорит это сравнение?

( Гроза несёт страх, жуткое состояние, становится темно. Угрюмое настроение, одиночество. Ночь рождает ощущение таинственности).

- После слов ”…. вдруг очутился над страшной бездной” автор переходит к характеристике мальчиков и предлагает читателю выслушать их страшные истории.

Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними. 

  1. Рассказ-описание учащимися мальчиков.

Портретные характеристики мальчиков. (Работа давалась учащимся по группам на дом).

Вывод: Портреты ребят нарисованы с теплотой и  нежностью. Мы можем определить авторское отношение к героям (Задание №3).

Исследовательская работа. Учащиеся сами вводят понятие очерк.

Безусловно, характеристики детей были бы неполными, если бы мы не услышали, о чём они говорили у костра. Летний вечер. За лесами солнышко уж село;

На краю далеком неба 

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят.

5. Инсценировка «У костра».

 Истории, рассказанные у костра. 

- Какими чертами характера наделены дети? Что мы можем сказать о них?

(Деловые и серьёзные, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом – пасут лошадей.)

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

    Словарная работа со словом быличка.

 6.Подведение итогов.

А теперь попробуем подвести итоги урока и сделать вывод какова же роль слова

       Работа в контрольных листках (Задание №5).

 «Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы и выросших среди нее,  на первый взгляд, ничем не приметных героев.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку по теме "Волшебные цифры"

Презентация-дополнение к уроку английского языка в 4 классе "Волшебные цифры"...

Урок – лингвистическая игра.« Мы сохраним тебя,…великое русское слово»

Проверка знаний, уровня развития речи, грамматического кругозора; развитие интереса к углубленному изучению языка;Воспитание бережного отношения к родному слову....

Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".

Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведет...

Внеклассное мероприятие"Великая сила русского слова".

Это мероприятие позволит вам возродить истинное Слово, сделать нашу речь чистой и красивой. А это возможно лишь при внимательном и бережном отношении к нашему родному языку, к нашей прекрасной русской...

Вводный урок в 5 классе « В дружбе с русским словом»

     Урок построен по технологии проблемно - диалогического обучения.  (Проблемно- диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредств...

Конспект урока по теме "Волшебная мастерская Зимушки-зимы. Аппликация - снеговик"в 6 классе для детей с умеренной степенью умственного развития

Конспект урока содержит  цели, задачи и подробное описание хода урока. Схема последовательности выпонения снеговика поможет увидеть конечный результат работы. Разработка будет полезна учителям ко...