Урок по теме: "Волшебная красота и сила русского слова"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок по теме: "Волшебная красота и сила русского слова" (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_volshebnaya_krasota_i_sila_russkogo_slova.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
"Волшебная красота и сила русского слова"
(по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)
Цели урока:
помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой, показать богатство русского языка.
Задачи:
Образовательные
-показать мастерство Тургенева в создании образа героя;
-представить Тургенева как мастера в обрисовке пейзажа.
Развивающие:
-развивать навыки выразительного чтения и пересказа, а также инсценировки;
- навыки нахождения художественно-изобразительных средств;
- формировать навыки тестирования;
Воспитательные
-воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.
Ход урока.
- Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
“Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.
Что “хотел выразить Тургенев в этом небольшом, но сложном произведении, в чём его смысл, разгадка тайны, попытаемся определить, наблюдая за речью писателя, за прекрасным тургеневским языком, за его стилем.
К концу урока мы должны будем с вами ответить на вопросы: Какова тема и основная мысль произведения, сделать вывод о роли слова в творчестве И.С.Тургенева.
- Звучит стихотворение в прозе “Русский язык” в исполнении заранее подготовленного ученика. Работа с эпиграфом (задание №2)
Работа с эпиграфами на контрольных листках. ( Задание №1)
- Работа с текстом рассказа «Бежин луг»
Работа над текстом начинается с анализа пейзажа.
- С чего начинается рассказ?
( С описания июльского дня.)
- И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”.
Очевидно, что под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства родились строки произведения.
- Слушаем, как Тургенев рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Вникаем в основную мысль.
Чтение наизусть начала рассказа.
- Какова основная мысль описания? Когда происходит действие?
(«Был прекрасный июльский день».)
Физкультминутка.
-Чем же он прекрасен? Что особенно впечатлило вас?
- «заря разливается кротким румянцем»,
- солнце «светлое и приветно лучезарное»,
- «весело и величаво … поднимается могучее светило»
- «облака насквозь проникнуты светом и теплотой»
- «цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый»
(В описании всё гармонично и красиво)
(Человек, замечающий эту красоту, обладает богатым духовным миром).
( Создаётся настроение бодрости и ликования, нежности и мягкости.)
- Мы послушали музыку, видим изображения художников. У художника, у композитора свои художественные средства: у одного – краски, ракурс, свет, а у другого – ритм, мелодия, голос.
А у писателя – что?
( Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений.)
3. Работа над художественно-изобразительными средствами в описании ( теория литературы).
- Повторим, что такое эпитет (Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность).
-Дайте определение метафоры. (Метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве).
- Что такое сравнение? (Сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.)
4.Работа учащихся в контрольных листках ( задание № 4)
Из всего сказанного мы можем сделать следующий вывод:
- Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами. Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов, чтобы передать всю красоту природы.
- - За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу.
Понаблюдаем, как меняется тон рассказа. Предлагаю ученикам найти элементы описания надвигающейся ночи.
- («Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»)
- О чём говорит это сравнение?
( Гроза несёт страх, жуткое состояние, становится темно. Угрюмое настроение, одиночество. Ночь рождает ощущение таинственности).
- После слов ”…. вдруг очутился над страшной бездной” автор переходит к характеристике мальчиков и предлагает читателю выслушать их страшные истории.
Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними.
- Рассказ-описание учащимися мальчиков.
Портретные характеристики мальчиков. (Работа давалась учащимся по группам на дом).
Вывод: Портреты ребят нарисованы с теплотой и нежностью. Мы можем определить авторское отношение к героям (Задание №3).
Исследовательская работа. Учащиеся сами вводят понятие очерк.
Безусловно, характеристики детей были бы неполными, если бы мы не услышали, о чём они говорили у костра. Летний вечер. За лесами солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
5. Инсценировка «У костра».
Истории, рассказанные у костра.
- Какими чертами характера наделены дети? Что мы можем сказать о них?
(Деловые и серьёзные, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и уважение. Умелые, ловкие, хозяйственные, они заняты ответственным делом – пасут лошадей.)
Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.
Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.
Словарная работа со словом быличка.
6.Подведение итогов.
А теперь попробуем подвести итоги урока и сделать вывод какова же роль слова
Работа в контрольных листках (Задание №5).
«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому уроку по теме "Волшебные цифры"
Презентация-дополнение к уроку английского языка в 4 классе "Волшебные цифры"...
Урок – лингвистическая игра.« Мы сохраним тебя,…великое русское слово»
Проверка знаний, уровня развития речи, грамматического кругозора; развитие интереса к углубленному изучению языка;Воспитание бережного отношения к родному слову....
Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".
Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведет...
Внеклассное мероприятие"Великая сила русского слова".
Это мероприятие позволит вам возродить истинное Слово, сделать нашу речь чистой и красивой. А это возможно лишь при внимательном и бережном отношении к нашему родному языку, к нашей прекрасной русской...
Моделирование фрагмента урока на тему «Волшебные краски осеннего дерева» в 1 классе с демонстрацией педагогического рисунка берёзы, ели, дуба.
Методика изображения осенного дерева (педагогический рисунок)....
Вводный урок в 5 классе « В дружбе с русским словом»
Урок построен по технологии проблемно - диалогического обучения. (Проблемно- диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредств...
Конспект урока по теме "Волшебная мастерская Зимушки-зимы. Аппликация - снеговик"в 6 классе для детей с умеренной степенью умственного развития
Конспект урока содержит цели, задачи и подробное описание хода урока. Схема последовательности выпонения снеговика поможет увидеть конечный результат работы. Разработка будет полезна учителям ко...