Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала | Беседа по материалу домашнего задания: Что же такое обращение как языковое и речевое явление?
Какую роль выполняют обращения в нашей речи?
На какие группы делятся обращения? | Сообщения учащихся:
Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращена речь. Это важный знак речевого этикета, играющий большую роль в человеческом общении. Обращения выражают отношения одного человека к другому, характеризуют взаимоотношения, дают характеристику адресанту и адресату. Служебные обращения, которые употребляются в официальной обстановке, выражают социальный статус адресата и адресанта. Обращения-наименования родства, характеризующие отношения людей в повседневном, неофициальном общении. | Проверка домашнего задания: найти информацию об обращении и его классификации | Знать особенности обращения и понимать его роль в речи; Знать классификацию обращений | Регулятивные: Уметь работать с различными источниками информации, отбирать нужную и анализировать её. |
Изучение нового материала | Беседа по заранее составленной таблице обращений романа.
Обращения романа мы будем рассматривать, исходя из предложенной классификации. Обратимся к первой группе обращений. Начнем со служебного обращения, направленного к Гриневу со стороны Пугачева – Ваше Благородие. О чем свидетельствует это обращение при первой встрече героев? Как изменяется смысл этого обращения в следующих главах?
Как данное обращение характеризует Пугачева?
Какие служебные обращения употребляются в пугачевском окружении? Какова их особенность? Как они характеризуют Пугачева и его соратников?
Следующая группа обращений – наименования родства – особенны тем, что употребляются по отношению к чужим людям. Назовите эти обращения.
Наиболее частотным обращением является обращение батюшка. Какие значения оно имеет?
В романе данное обращение отсутствует в первом значении. Но из этого значения вытекают все остальные. Какую роль в жизни человека должен играть отец? Вспомните образы отцов в романе.
Почему возникает второе значение у обращения батюшка? Кто употребляет его в романе и почему?
Почему данное обращение возникает по отношению к чужому человеку, старшему по возрасту и положению? С кем оно связано в романе?
Почему обращение батюшка возникает по отношению к младшему по возрасту и положению? С какими героями романа оно связано?
Почему Пугачев хочет услышать от людей обращение батюшка? Какие эпизоды романа об этом свидетельствуют? Кто из героев романа не называет его так, по какой причине? | Анализ обращений по следующим группам: служебные обращения, обращения-наименования родства.
Это обращение крестьянина, казака к дворянину и офицеру.
Это характеристика внутренних качеств Гринева, признание его благородства, верности долгу, отцовскому завету. Это человек, который ценит в человеке верность своим принципам, сострадание и добро. Фельдмаршал, господа енаралы. Пугачев искажает фонетический облик слова, нарушает правила дворянского речевого этикета. Пугачев и его сподвижники восприняли лишь внешнюю сторону дворянских отношений, внутренняя суть остается недоступной.
Батюшка, отец, отец родной, матушка, братец, дядюшка. Почтительное обращение к отцу, обращение жены к мужу, доброжелательное обращение к собеседнику, старшему по возрасту и положению и младшему по возрасту и положению.
Отец – это глава семьи, её защитник, хранитель нравственных законов, он несет ответственность за духовное благополучие детей. Петр Андреевич Гринев и Иван Кузмич Миронов дают нравственный завет своим детям. Жена воспринимает мужа как защитника своей чести и души. В романе так обращается Василиса Егоровна к Ивану Кузмичу и Маша Миронова к Петру Гриневу. Адресант таким образом как бы отдает себя под покровительство адресата, просит у него защиты, как если бы просил у родного отца. Так обращается Савельич к Гриневу и Василиса Егоровна к людям Пугачева, прося о помиловании. Это обращение Ивана Кузмича и Василисы Егоровны к Гриневу и Швабрину. Оно является непрямым воспитательным воздействием. Капитан и его жена хотят пробудить в молодых офицерах моральную ответственность за окружающих людей, призвать к следованию нравственным законам, божьим заповедям. Он хочет считать себя человеком, оказывающим моральное воздействие на людей, уважаемым. Об этом свидетельствует эпизод присяги при взятии крепости и эпизод сна Петра Гринева. Гринев, капитан Миронов, Иван Игнатьич не признают в Пугачеве нравственного начала, он для них злодей, нарушивший божьи заповеди. | Найдите в таблице обращений служебные обращения и наименования родства. Определите их роль в характеристике адресанта и адресата. | Уметь анализировать произведение с учетом языковых деталей; уметь характеризовать образы романа; владеть термином «образ». | Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию, выслушивать другие позиции. Регулятивные: Выделять причинно-следственные связи, делать выводы, структурировать материал. |
Обобщение и систематизация знаний | Обобщающая беседа
Итак, подведем итоги. Какую же роль играют обращения в романе?
Попробуйте определить главную мысль романа, исходя из того, что обращение батюшка является самым значимым обращением произведения.
Какова же главная тема романа?
Кто из героев романа является истинным отцом и сыном (матерью и дочерью)? Кто не является?
| Определение роли обращений, главной темы и идеи романа.
Обращения отражают взаимоотношения героев, характеризуют внутренний мир героев. Главное в жизни человека – сохранить в себе отцовские заветы, божьи заповеди, следовать им, ощущать себя сыном и отцом одновременно, то есть осознавать свою ответственность за окружающих, моральный долг перед другими людьми, перед Богом. Тема духовного сыновства и отцовства. Нравственным законам следуют Петр Гринев, Маша Миронова, капитан Миронов, его жена, Иван Игнатьич, Андрей Петрович Гринев. Отцовские, божьи заповеди забыли Пугачев, Швабрин. | Проблемные вопросы: Почему именно обращение батюшка является наиболее частотным в романе? Как это обращение способствует выявлению идеи романа? | Формулировать идею произведения; владеть термином «идея произведения»; понимать специфику романа А.С. Пушкина, его нравственную направленность; определить главную тему романа – духовного отцовства. | Личностные: Осознать нравственную ответственность за окружающих. Регулятивные: Уметь формулировать выводы самостоятельно или с помощью учителя. Коммуникативные: Уметь высказывать самостоятельно (или с помощью учителя) свою позицию. |
Рефлексия и сообщение домашнего задания | Можем ли мы сказать, что цель урока достигнута? Что на уроке показалось наиболее интересным и важным? Сообщение домашнего задания: Письменно ответьте на вопрос «В чем смысл названия романа?» Как материал урока поможет вам в выполнении задания? |
В названии романа употребляется слово дочка. Поскольку главной темой романа является тема отцовства и сыновства, оно отражает связь Маши Мироновой с отцом. Маша на протяжении романа исполняет заветы отца, следует божественным, высшим законам. | Постановка проблемного вопроса: Как домашнее задание связано с темой и целью урока? |
| Регулятивное: Уметь оценить свою деятельность, полученные знания. Представлять область их применения. |