"Автор в поэме" (Н.В.Гоголь "Мертвые души")
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме
По произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души» по Маранцман В.Г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor_v_poeme.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОР В ПОЭМЕ.
Взгляды «практичного человека» Чичикова передают прозаическую логику жизни. Но эта пошлая позиция постоянно опровергается авторским взглядом, возвышающимся до поэтической сущности жизни.
Авторский взгляд в «Мертвых душах» постоянно вступает в полемику не только с представлениями Чичикова, но и с читательским отношением к жизни и к литературе. Начиная со второй главы с ее иронией по отношению к читателям, автор ведет постоянную борьбу за утверждение программы реалистического искусства и взыскательного, благородного подхода к жизни.
Гоголь, как и Лермонтов в «Герое нашего времени», хочет сказать в своей книге «горькую правду», вывести людей из забвения, в котором «спит ум» (глава XI). Это совпадение позиций Гоголя и Лермонтова продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы и современное поколение, которое «смеется над неразумием своих предков», может быть, «самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки».
Лирическое отступление в десятой главе «Мертвых душ» во многом совпадает по звучанию с «Думой» Лермонтова (творчество его Гоголь хорошо знал и ценил). Однако Лермонтов в своем романе обращался к человеку, способному подняться на «горные вершины» духа, Гоголь же делает героем современной эпохи «подлеца», и уже в этом сказывается представление
Гоголя о низменности, приземлённости современной ему жизни. Для героев Лермонтова (при том, что цельность чувств у многих из них разрушена) существуют поэтические начала жизни, в них живет готовность к подвигу и потребность в любви, их мучит будничность, им доступна красота мира, они наделены волей к борьбе. Гоголь считает, что быт заслонил от современного ему человека великие вопросы, что «тысяча... мелочей... кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела».
Гоголь видит в себе «историка предлагаемых событий», которые недалекому читателю могут показаться «вздором». О «тине мелочей», о ничтожных людях и нелепых событиях Гоголь пишет обстоятельно, так как именно «дрязг жизни», с точки зрения писателя, заполняет бытие современного человека. При этом писатель умеет посмотреть на привычное потрясенным взглядом и увидеть в обыденном чудовищное. Потрясение рождено возвышенностью идеалов, резким диссонансом мечты и действительности.
Чичиков не замечает грубости жизни. Слыша в толпе подгулявших чиновников: «Врешь, пьяница!», «Ты не дерись, невежа!»,— герой не обратит на это никакого внимания. Но автор тут же скажет читателю, что эти слова «вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося двадцатилетнего юношу, когда, возвращаясь из театра, несет в голове испанскую улицу, ночь, чудный женский образ с гитарой и чудными кудрями. Чего нет и что не грезится в голове его? Он в небесах и к Шиллеру заехал в гости — и вдруг раздаются над ним, как гром, роковые слова, и видит он, что вновь очутился на земле, и даже на Сенной площади, и даже близ кабака, и вновь пошла по-будничному щеголять перед ним жизнь».
Автор «Мертвых душ» уже не романтический юноша, не герой «Невского проспекта». Но искусство вечно несет в себе эту юношескую потрясенность при встрече со злом, это юношеское несогласие с несовершенством жизни. Поэтому художник, споря с читателем, упрекая его, смеясь над ним, хочет вернуть человеку, прикоснувшемуся к его книге, «свежее, тонкое понимание». Признаваясь, что охлаждение коснулось и его сердца («равнодушно гляжу на ее пошлую наружность»), Гоголь в писательстве избавляется от «безучастного молчания» и призывает читателя забирать «с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество», все человеческие движения.
Текст «Мертвых душ» пестрит скрытыми цитатами из Пушкина. Образ Руси-тройки напоминает «гордого коня» в «Медном всаднике». Сходны даже вопросы, обращенные к символическому образу Родины («Русь, куда ж несешься ты, дай ответ!» — «Куда ты скачешь, гордый конь?»). В повести о капитане Копейкине отчасти спародировано вступление к той же поэме. Эти совпадения далеко .не случайны. Сближение начинается с определения авторами жанра произведения: повесть о капитане Копейкине названа «в некотором роде целой поэмой», поэма «Медный всадник» имеет подзаголовок «Петербургская повесть». У Гоголя столкновение «маленького» человека и государства рассмотрено как происшествие внешне комическое, а по существу трагическое.
Стиль повести о капитане Копейкине обусловлен манерой рассказчика— почтмейстера: уровень сознания провинциального обывателя таков, что в его устах трагические конфликты жизни, поэтически представленные в творчестве Пушкина, снижаются до бытового анекдота. Гоголь пародирует не Пушкина, а неспособность «небокоптителей» подняться до поэтического осмысления жизни. Пушкин, по мнению Гоголя,— «явление чрезвычайное», «это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Когда мы читаем письмо незнакомки Чичикову, нельзя не заметить искаженного сходства претенциозных и сентиментальных признаний гоголевской героини с письмом Татьяны, со строками из. пушкинских «Цыган». В таком снижении пушкинских образов опять-таки сказывается отношение Гоголя не к поэту, а к его читателям, подчеркивается далекость их от высокого мира Пушкина. В этой позиции Гоголя не было ничего кощунственного. Биограф Пушкина П. Е. Щёголев в статье «Обожатели Пушкина» приводил несколько писем провинциальных читателей поэту. В письме «обывателя захолустного городка» В. Коленова содержалось и его стихотворение с такими, например, строками:
Мы в эту Таню влюблены,
И главы этого романа
Почти уж все затвержены.
Очевидно, эта всеобщая влюбленность в Татьяну и подсказала гоголевской незнакомке обращение к мотивам письма пушкинской героини. Уровень обывательской психологии в письмах, приведенных Щеголевым, и В «Мертвых душах», Гоголя оказывается столь близким, что мы видим, какую «горькую правду» обнаруживал Гоголь в жизни.
Вспомним лирическое отступление в начале главы VII. «Счастливый поэт» у Гоголя наделён той душевной высотой, которая свойственна его (счастливого поэта) героям: «Вдвойне завиден прекрасный удел его: он средних, как в родной семье, а между тем далеко и громко разносится его слава». Любовь поэта к миру отзывается благодарным восхищением, читатели превращаются в почитателей. А теперь обратимся к статье «Несколько слов о Пушкине»: «Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин, ничья слава не распространялась так быстро. Все кстати и некстати считали обязанностью поговорить, а иногда исковеркать какие-нибудь ярко сверкающие отрывки его поэм. Его имя уже имело в себе что-то электрическое».
В лирическом отступлении, как во всяком художественном тексте, отношения «счастливого поэта» и читателя даны более обобщённо, чем в статье, тем более что имени Пушкина Гоголь здесь не называет: это вообще писатель определенного склада, писатель счастливой судьбы. Но образ этот подсказан, несомненно, обликом Пушкина, о чем говорят и почти прямые совпадения строк из статьи и поэмы. Лирическое отступление о «счастливом поэте» было для Гоголя памятником и эпитафией Пушкину. Здесь сказалось восторженное отношение к Пушкину, который для Гоголя был символом света и высокой гармонии искусства.
Но Гоголь явил своим творчеством новый этап литературы, и, оставаясь в кругу идей Пушкина, он не может не полемизировать с ним. Судьба «непризнанного писателя» определена именно тем, что он дерзнул «вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами». Воинственность толпы, не принимающей реальной повседневности и «горькой правды» в искусстве, Гоголь подчеркивает с той же силой, что и Лермонтов в «Пророке». «Сурово его поприще и горько почувствует он свое одиночество»,— пишет Гоголь о «непризнанном писателе», как бы вспоминая слова о собственном своем пути: «Уж судьба моя — враждовать с моими земляками». Вместе с тем Гоголь мечтает о другом времени, «когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья» вознесет его к торжественным и величественным картинам.
Прочтите повесть Гоголя «Портрет» и подумайте над вопросами: Чем поразил молодого Черткова портрет старика и почему он отдал за него последний двугривенный? Почему Чертков становится модным живописцем? Как при этом меняется его манера работать? Как Чертков относится к славе и богатству? Почему Чертков рыдает у полотна прежнего товарища? Отчего Чертков сошел с ума и умер? Почему художник, написавший портрет ростовщика, завещал сыну уничтожить этот портрет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В свои стихи я вкладываю душу". Урок литературы в 6 классе на примере творчества местных авторов.
Презентация к уроку литературы в 6 классе "В свои стихи я вкладываю душу". Работа на уроке строится на материале произведений местных авторов. Содержит разнообразный материал для групповой и индивидуа...
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
презентация к уроку-семинару "Образ автора в поэме "Мёртвые души". Лирические отступления"
Тема урока "Лирические отступления в поэме "Мёртвые души". Образ автора в поэме ." Данный урок представляет собой обобщение материала по произведению, работа с текстом предполагает анализ и систематиз...
Образ автора в поэму Н.в.Гоголя " Мертвые души"
Презентация помогает провести урок по одной из самых сложных тем в творчестве Н.В.Гоголя...