Факультативное занятие "Война и дети"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Факультативное занятие проводится в 5 классе при изучении отрывка из романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Проводя сравнительную характеристику Пети Ростова и француза-барабанщика, учащиеся приходят к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми.
На занятии ребята знакомятся с некоторыми положениями Конвенции о правах ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_i_deti.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект факультативного занятия в 5 классе («Вокруг тебя – Мир»)
Угловой Елены Владимировны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №14
г. Александров Владимирской области
Факультативное занятие по теме «Война и дети»
Цели занятия:
ОБЩИЕ – подвести учеников к осознанию того, что война – тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми; познакомить с некоторыми положениями Конвенции о правах ребёнка.
ЧАСТНЫЕ – практическим путём познакомить учащихся с приёмом сравнительной характеристики героев (Пети Ростова и француза-барабанщика) и его ролью в раскрытии идейного замысла изучаемого отрывка.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитывать гуманистический взгляд на мир, формировать патриотические чувства детей.
Оформление доски:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Подготовка к восприятию
Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.
Л.Н. Толстой писал: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»
Постановка целей урока
На прошлом уроке внеклассного чтения мы прочитали отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и говорили о том, что война – тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми. Сегодня мы должны ещё раз убедиться в том, что слова война и дети несовместимы, не могут, не должны стоять рядом.
- Каковы последствия войны?
- Какой след оставляет она в душах детей?
- Почему после прочтения произведения о войне 1812 года мы говорим о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.?
На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем занятии.
Проверка первичного восприятия отрывка из романа Л.Н. Толстого
Петя Ростов стремился оказаться в центре военных событий. И его, 15-летнего мальчика, не миновала война.
- Каким мы видим Петю на страницах романа Л.Н. Толстого?
- Выберите слова и словосочетания, которые дают портретную характеристику героя. Расположите карточки на опорной схеме.
- Найдите слова и словосочетания, передающие психологическое состояние мальчика.
- Что вы можете сказать о Пете Ростове на основе анализа его портрета и психологического состояния?
Работа в группах
Каждой группе предлагается по одному вопросу.
- Как Петя относится к пленному французскому барабанщику?
- Какие чувства переживает Петя? Через какие детали его поведения они переданы?
- С какой целью автор показывает нам сон Пети?
- А теперь посмотрите, каким увидел Петю режиссёр кинофильма «Война и мир» С. Бондарчук.
Просмотр кинофильма о Пете Ростове
Итак, мы с вами убедились в том, что Петя – добрый, отзывчивый, жизнерадостный человек. Война вторглась в его жизнь и заставила воевать вместе со взрослыми.
- Дети во время вооружённых конфликтов являются самыми уязвимыми. Можно ли помочь им?
Сообщение ученика
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашено право ребёнка на особое внимание и защиту со стороны государства.
В ноябре 1989 года Генеральная сессия ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Её положения сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить эти права: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Словарная работа
Конвенция –
Декларация -
Слово учителя
К сожалению, и в наше время не всегда соблюдаются права ребёнка. В страшные же годы войны дети быстро взрослели. Они в свои 10 – 14 лет уже осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества.
Юные герои, защитники Родины – их было много в войну 1942 – 1945 гг.- обыкновенные школьники, отдавшие жизни за то, чтобы другие могли спокойно расти в мирное время.
Работа с документальными текстами (отрывки из книги С.Алексиевич «Последние свидетели»)
- Прочитайте тексты.
- Что объединяет эти тексты?
- Согласны ли вы с тем, что дети во время вооружённого конфликта являются самыми уязвимыми?
- Почему после прочтения отрывка из романа о войне 1812 года мы обращаемся к материалам о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов?
(Отрывок из романа Л.Н. Толстого – художественное произведение. Автор имеет право на вымысел. Тексты о войне 1941 – 1945 г. нельзя назвать художественными произведениями. Они основаны на воспоминаниях людей, на реальных фактах. Это произведения документальной литературы.)
Исследование материалов школьного музея
Мы, живущие сегодня, чтим память всех погибших в годы войны. Ребятами нашей школы собраны бесценные материалы о детях войны.
Презентация учащихся (2 минуты)
Итоговое обобщение
Страшное слово война мы слышим до сих пор.
Мир надолго запомнит 8 августа 2008 года: открытие Олимпиады в Пекине и начало ожесточённой войны между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией – с другой. Чёрный август 2008 года разделил детство на 2 части: до войны и после войны, между этим – чёрная пропасть страха.
Кому нужна эта страшная, бесчеловечная, жестокая война? Только не простым людям. Мы хотим быть счастливыми, жить в мире и согласии.
Л.Н. Толстой писал: «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтобы она стала непоколебимым требованием честной совести».
Рефлексия
Представьте, что у вас появилась возможность обратиться с просьбой к президентам всех стран. Напишите такое обращение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Риторика" для детей с задержкой психического развития» (5-6 классы)
Программа данного факультативного курса составлена на основе учебного пособия «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, которая является составной частью учебников образовательной системы «шк...
Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и...
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...
Проект по факультативному курсу "Информатика" "Дети в интернете"
Проект по факультативному курсу "Информатика" "Дети в интернете" для учащихся среднего и старшего звена адаптивной школы....
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДДЕРЖКА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ» для 6 класса
Программа факультативного курса по поддержке одарённых детей предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Курс...
Программа факультативного курса "Школа русского языка " для детей-мигрантов (первый и второй год обучения, 5-9 кл.)
Рабочая программа по русскому языку как иностранному для детей 9-16 лет, слабо владеющих русским языком, имеет практическую направленность на их культурно-языковую адаптацию и позволяет организовать р...