Литературная игра "Строки, опаленные войной"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему
Урок внеклассного чтения для 8 класса
Игра составлена на материале стихотворений о Великой Отечественной войне русских поэтов 20 века, ставщих классиками отечественной литературы. Сценарий включает в себя разные виды заданий. Их выполнение требует знания биографических данных поэтов, их стихотворений. Представлены и конкурсы, рассчитанные на активизацию творческого мышления учащихся. В ряде случаев придется применить сочинительские способности, продемонстрировать находчивость и сообразительность. В игре участвуют четыре команды произвольной численности (и пятая команда, если будут приглашенные, для них тоже предусмотрены задания). Игра состоит из нескольких туров, в которых командам дается задание и при необходимости время на его выполнение. За правильный ответ присуждаются баллы от одного до трех в зависимости от степени сложности. Побеждает в игре команда, набравшая наибольшее количество балллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroki_opalyonnye_voynoy_liter.igra_.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
им. А.А.Перфильева
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я И Г Р А
«С Т Р О К И, ОПАЛЁННЫЕ В О Й Н О Й»
по лирическим произведениям
о Великой Отечественной войне
Анпилогова Светлана Антоновна,
учитель русского языка и литературы
г. Александров
2014
Описание игры. Игра составлена на материале стихотворений о Великой Отечественной войне русских поэтов ХХ века, ставших классиками отечественной литературы. Сценарий включает в себя разные виды заданий. Их выполнение требует знания биографических данных поэтов, их стихотворений. Представлены и конкурсы, рассчитанные на активизацию творческого мышления учащихся. В ряде случаев семиклассникам придётся применить сочинительские способности, продемонстрировать находчивость и сообразительность.
В игре участвуют четыре команды произвольной численности (и пятая команда, если будут приглашённые, для них тоже предусмотрены задания). Игра состоит из нескольких туров, в которых командам даётся задание и при необходимости время на его выполнение.
За правильный ответ присуждаются баллы от 1 до 3 в зависимости от степени сложности. Побеждает в игре команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оборудование: ноутбук, экран, слайд-шоу, музыкальный центр, диски с записями военных песен, фильм «Памятники», карточки с заданиями; репродукции картин художников на слайдах, портреты поэтов на слайдах.
ХОД УРОКА – ИГРЫ
Эпиграф
Ценою слёз и материнской боли
Война была оплачена сполна…
Мы память павших чтим и не
позволим,
Чтоб разразилась новая война.
1. На экране портрет Андрея Дементьева.
Звучит песня «БАЛЛАДА О МАТЕРИ»
сл. А.Дементьева, муз. Е. Мартынова
в исполнении ученицы 7 класса
Постарела мать за двадцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино – и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И зашёлся материнский крик:
- Алексей! Алёшенька! Сынок!.. –
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась – вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! – кричали земляки.
- Алексей, - просили, - добеги…
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив – здоров, не ранен, не убит.
Дома ей всё чудилось кино.
Всё ждала – вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
2. Вступительное слово учителя.
В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло уже 69 лет?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей и поэтов, помогавших бороться и побеждать.
Тема войны была важна в годы самой войны, актуальна сегодня, когда мы совсем скоро будем отмечать 70–летие Великой Победы, и будет звучать, надеюсь, всегда, так как связана с темой подвига и памяти. Ведь это история. Память сердца. Война приносит горе, страдания, слёзы, является чрезвычайным и особым испытанием для человека.
Годы, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьёзный срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали, утвердились во взрослости не только те, кто встретил войну подростком, но и родившиеся в грозное лихолетье и даже те, кому довелось увидеть свет во вторую половину 40-х или в 50-е годы. Разумеется, при таком возрастном раскладе мы встречаемся с разным восприятием военного прошлого. Одно дело, если человек ощущал войну на собственном опыте, пусть даже в мальчишеском возрасте, пусть совсем ребёнком, и другое дело, если о войне узнал из фильмов, рассказов взрослых, из книг.
Но есть нечто, позволяющее объединить самые разные представления о военном прошлом в одно. Это память, понимание своей зависимости от того, что была война, сознание данного обстоятельства как чего-то чрезвычайного, имеющего отношение ко всем и каждому. Война ушла в историю, но не ушла из истории. ПАМЯТЬ и ПОЭЗИЯ продолжают свой долгий путь.
Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Во вторую половину 30-х годов неотвратимо надвигающаяся война стала осознаваемой реальностью. И когда началась война, в первых рядах оказались многие молодые поэты, студенты Литературного института им. Горького, ИФЛИ, Московского университета. Это была большая группа талантливых молодых людей, они называли себя тогда поколением 40-х годов, а Василь Быков назвал их «убитым поколением» - оно
понесло на войне самые большие потери.
Молодые поэты отчётливо слышали «далёкий грохот, подпочвенный, неясный гуд» приближающейся войны с фашистом. Они отдавали себе отчёт в том, что нас ожидает очень жестокая война – не на жизнь, а на смерть. И поэзия встала в первые ряды бойцов.
Каждый поэт – это особый мир, особый взгляд на жизнь, в том числе и на войну. Когда множество не похожих друг на друга поэтов рассказывают о войне, то получается полная и объёмная картина.
Учитель читает стихотворение Юлии Друниной «Я порою себя ощущаю связной…»
3. Конкурс «КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СТРОКИ?»
Ведущие читают цитаты из стихотворений, команды должны назвать автора этих строчек. За правильный ответ – 1 балл.
- Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет – повезло…
(К.Симонов. Жди меня.)
2. Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
(А.Ахматова. Мужество.)
3. В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
(Евг, Винокуров. Москвичи.)
- Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву и тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне…
(Ю.Друнина. Я только раз видала рукопашный.)
5. Из чёрной щели амбразуры –
Из перекошенного рта –
по нас,
по полю,
по лазури –
«та-та-та-та!», «та-та-та-та!»
(Юрий Белаш.Под пулемётным огнём.)
6. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.
(К.Симонов. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.)
7. Что может враг? Разрушить и убить
И только-то?
А я могу любить,
а мне не счесть души моей богатства,
а я затем хочу и буду жить,
чтоб всю её как дань людскому братству
на жертвенник всемирный положить…
(О.Берггольц. Твой путь.)
8. Больше многих других потрясений,
Что отпущены щедрой судьбой,
Помню солнечный день предвесенний,
Помню город разрушенный мой.
(Анатолий Жигулин,)
- Тот осколок, ржавый и щербатый,
Мне прислали, как повестку, смерть…
Только б дотащиться до санбата,
Не терять сознания, не сметь!
(Ю.Друнина.)
10. Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой – к передовой.
(Ю.Разумовский. Я обращаюсь к молодым.)
11. Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь…
(А. Твардовский)
- Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
(А. Сурков. В землянке.)
Ведущий.
Вспоминает Константин Симонов: «Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Когда через много лет мы начнём вспоминать и наши уста произнесут слово «война», то перед глазами встанет Сталинград, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах снова возникнет тяжёлый бесконечный грохот бомбёжки. Мы почуем удушливый запах гари, услышим сухое громыханье перегоревшего кровельного железа…
На улицах валяются обломки сбитых бомбардировщиков, в воздухе рвутся снаряды зениток, но бомбёжка не прекращается ни на час.
Да, здесь трудно жить, больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, жить, убивая врага так жить здесь можно, так жить здесь нужно, и так мы
будем жить, отстаивая этот город среди огня, крови и дыма». («Дни и ночи».)
4. Конкурс «РАССЫПАННЫЕ СТРОЧКИ»
Командам раздаются конверты со строчками стихотворений, которые напечатаны на отдельных полосках бумаги. Команды должны составить из рассыпанных строчек целый фрагмент стихотворения.
За правильный ответ -3 балла.
Карточка для команды 1
Алексей Сурков. Песня смелых.
Стелются чёрные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовёт.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт.
Карточка для команды 2
Павел Антокольский. Сын.
Мой сын погиб. Он был хорошим сыном,
Красивым, добрым, умным, смельчаком,
Сейчас метель гуляет по лощинам,
Вдоль выбоин, где он упал ничком.
Метёт метель, и в рог охрипший дует,
И в дымоходах воет и вопит
В развалинах. А мне она диктует
Счета смертей, счета людских обид.
Карточка для команды 3
Евгений Долматовский. Курская дуга.
В тургеневских охотничьих местах
Воронки, руды мёртвого металла,
Здесь за день до двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.
А как бомбили нас! Не говори –
Такого в Сталинграде не видали,
Всю ночь качались в небе фонари,
Кровавым светом озаряя дали.
Карточка для команды 4
Эдуард Асадов. В землянке.
Огонёк чадит в жестянке,
Дым махорочный столбом…
Пять бойцов сидят в землянке
И мечтают кто о чём.
Вот один боец, с тоскою
Глаз сощуря, молвил: «Эх!»
В тишине да на покое
Помечтать – оно не грех.
Карточка для команды 5
Алексей Фатьянов. Где же вы теперь, друзья –
однополчане?
Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои…
Где же вы теперь, друзья – однополчане,
Боевые спутники мои?
Если ты случайно не женатый,
Ты, дружок, нисколько не тужи:
Здесь у нас в районе, песнями богатом,
Девушки уж больно хороши.
Ведущий.
На страшные события в годы войны первой откликнулась, конечно, поэзия. Стихотворения возникали и печатались во фронтовых газетах очень быстро. Появлялись стихотворные произведения разных жанров: стихотворения, баллады, поэмы. Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов. Но, конечно, стихотворения и песни, как наиболее простые жанры, были главным, говоря по-военному, «оперативным оружием».
5. Конкурс «ЗАМЕНИ СЛОВЕЧКО»
Команды выбирают конверты с заданием: исправьте строчки стихотворения, заменив неточные слова, прочитайте в первоначальном виде. Для каждой команды две карточки. За правильный ответ - 1-3 балла.
Ведущий.
Песня военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного её окончания. Песня делила вместе с воинами и горести и радости, подбадривала их весёлой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Песни и стихи вели в бой, они и стали оружием, разящим врага. Они помогали народу победить. И помогли! И победили!
Прошли годы. Страна залечила военные раны, но песни военных лет не забыты, они известны всем, продолжают звучать и сегодня, потрясая сердца.
6. Конкурс «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Команды получают карточки с заданием: вставить пропущенные слова в строчки известных стихотворений, ставших песнями. Проявив выдумку, представьте данное задание.
Конкурс оценивается 1 -3 баллами.
Ведущий.
Много песен сложил наш народ, но песни Великой Отечественной – это неповторимая страница истории той войны. Сколько глубоких чувств они впитали в себя. Сколько в них энтузиазма и вдохновения. Песня «Священная война» А.Александрова на слова В. Лебедева- Кумача брала за душу, звала в бой. А песня «Враги сожгли родную хату» М.Блантера на слова М. Исаковского – это песня – исповедь. И какой обжигающей безысходностью проникнута каждая её строчка.
Песня «Тёмная ночь» Н. Богословского на слова В. Агатова, «Жди меня» того же композитора на слова К. Симонова и другие – песни о любви и верности. Все эти песни вы слышали и знаете. И у каждой своя история, своя судьба.
7. Конкурс «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
Команды представляют домашнее задание – рассказ о создании стихотворений, ставших песнями. Задание получено заранее.
За полный ответ – 3 балла.
Команда 1. А.СУРКОВ. «В ЗЕМЛЯНКЕ»
Песня «В землянке» стала чуть ли не первой лирической песней, рождённой в пламени войны. Вот история её создания.
«Это было шестнадцать «домашних строк» из письма жене, - пишет А.Сурков. – Написал я его в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения, Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь», на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их… И отдал Листову, будучи абсолютно уверен в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет».
Через неделю композитор принёс в редакцию готовую песню «В землянке». Песня получилась замечательная, она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне.
Конечно, сугубо личные строки не случайно стали популярнейшей песней войны, гимном любви и верности. Уже с первых дней войны поэт почувствовал солдатское сердце ищет не только призыва и лозунга, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность, Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился с живыми тоскующими голосами всех разлучённых войной.
Команда 2. В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ. «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА».
Через несколько дней после начала Великой Отечественной войны прозвучала по радио, наверное, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, сложенных когда-либо людьми. Написали её композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебе – дев-Кумач. Песню исполнил Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии.
По воспоминаниям Бриса Александровича, сына композитора, стихотворение Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась очень быстро, на одном дыхании. В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.
В эту группу Александр Васильевич и принёс новую песню. Понравилась она сразу, разучили её быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале. Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах. Дымили махоркой – у каждого своя дума… Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни…вокзал словно замер. Слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встаёт один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Ещё!» Испол- няли ещё раз, потом третий, четвёртый.
Эта песня стала эмблемой Великой Отечественной войны.
Команда 3. А. ФАТЬЯНОВ. «СОЛОВЬИ».
О создании песни «Соловьи» поэт пишет: «Помню, мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей».
«Пришла и к нам на фронт весна» - возникли первые слова. И это вошло в песню. Первоначальным названием были как раз эти слова: «Пришла и к нам на фронт весна». Музыку песни написал постоянный соавтор Фатьянова Василий Соловьёв-Седой.
Конец 1944 года, Соловьёв-Седой, ненадолго приехавший в Москву, остановился в гостинице «Москва». Однажды дверь его номера открылась, и на пороге появился Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшей гимнастёрке, Он приехал из Венгрии и привёз написанные им стихи. Среди них и были «Соловьи». «Алексей не только прочитал стихотворение, но и напел придуманную им самим мелодию, ставшую основой припева песни, - вспоминал Соловьёв - Седой, - и я, сев за пианино, в то же утро сочинил к нему музыку».
А поэт-фронтовик Николай Старшинов к очередному празднику Дню Победы посвятил другу и автору «Соловьёв» Алексею Фатьянову следующие стихи:
Пусть былое ворвётся в беседы…
Хоть оно порастает быльём,
Каждый год, накануне Победы,
Мы солдатские песни поём.
Не случайно, совсем не впервые,
До поры отложивши дела,
Соберутся твои рядовые
У накрытого другом стола.
Снова песню военную грянув,
Словно новый возьмут перевал,
Тут и выйдет Алёша Фатьянов,
Запевала из всех запевал…
Не его ли в глухом чернолесье
Надрывались всю ночь соловьи?
Не его ли широкие песни
Были самые наши.
Свои,
Меж солдат уживались бывалых,
Пробирались по топям болот,
Согревали на кратких привалах,
Шли в рядах марширующих рот.
Ничего, что сегодня мы седы,
Мы упрямо стоим на своём:
Каждый год, накануне Победы,
Те
Прекрасные песни
Поём!..
Прозвучав более шестидесяти лет назад, «Соловьи» стали одной из любимых и знаменитых песен военной поры.
Команда 4. М. МАТУСОВСКИЙ. «НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ».
Песня «На безымянной высоте» поэта Михаила Матусовского и композитора Вениамина Баснера была написана для кинокартины «Тишина». В основу песни положена действительная история. В Новосибирске помнят имена всех «восемнадцати ребят». События, о которых поётся в песне, не выдуманы. Всё это было в действитель - ности. Там, где Калужская область соседствует со Смолен – ской, стоит посёлок Рубежанка. И есть от него недалеко высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 221,1 м.
Сколько их, безымянных таких высоток оказыва- лись серьёзной преградой на пути наших войск, освобож - давших родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским
укреплениям и после ожесточённого боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь. Бойцы несли потери, но отбивали одну атаку за другой.
«Впервые об этом сражении я услышал от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-го Белорусского фронта, -
вспоминает поэт Михаил Матусовский. – Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и с героями, оставшимися в живых. А припомнилось мне всё это снова, когда в начале 60-х го – дов режиссёр Владимир Басов пригласил меня и компози – тора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноимённому роману писателя -
фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух главных героев картины. Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!..»
Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак. «Три варианта были забракованы и поэтом, и режиссёром картины «Тишина» Басовым, и старшим
музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной, - рассказывал потом композитор, - я хотел отказаться от работы над этой песней, но режиссёр убедил в том, что время ещё есть, и просил продолжить поиски. И вот, сердитый, я ехал домой в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, по- чувствовал новую мелодию… Записать её было нечем, не на чем – поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть…».
Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колёс, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году.
Песня привлекла внимание к судьбе её реальных героев. Выяснилось, что после боя за высоту в живых осталось лишь двое… Один из них–Герасим Ильич Лапин- был оглушён и контужен в том бою. Засыпанный землёй от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, а потом ползком добрался к своим… Другой защитник высоты - Константин Николаевич Власов - был ранен, попал в плен, бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде… Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели товарищей в 1996 году был сооружён памятник. Рядом с ним – землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни. Ближе к дороге – музей. «Внутри огромного холма – землянка в три наката, - пишет М. Матусовский, - заходишь вовнутрь, и возникает ощущение, что бойцы только покинули её. Нарубили лапник, повесили шинели и каски. В углу стоит телефонный аппарат. А на деревянной стене в металле вычеканены строки из нашей песни:
Мы не забудем, не забудем
Атаки яростные те –
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте…
И когда там, на безымянной, звучала эта песня, я испытывал огромное волнение. Когда мы с композитором её писали, нам не представлялось, что песня наша найдёт такой отклик в душах людей - и ветеранов, и молодых…»
И Матусовский дописал следующие строки:
На склонах обагрённой Волги,
На берегах Москвы-реки
В своих дублёных полушубках
Стояли вы, сибиряки.
Да будет не забыт ваш подвиг,
Как не забыты будут те –
У незнакомого посёлка,
На безымянной высоте…
Ведущий.
Большой вклад в раскрытие темы Великой Отечественной войны внесли военные художники Студии имени М.В. Грекова. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до Берлина, познали на себе все тяготы войны. Всё взывало к душе художника: разрушенные города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог, нескончаемые марши, переправа под огнём врага, тяжёлые бои и стремление всё преодолеть и победить. Давайте все вместе посмотрим на некоторые из этих картин и попробуем ответить на вопросы.
8. Конкурс «УГАДАЙ КАРТИНУ»
Перед вами картины художников:
П. Кривоногов. «На Курской дуге»,
А. Дейнека. «Оборона Севастополя»,
В. Панфилов. «Подвиг героев-панфиловцев»,
А. Пластов. «Фашист пролетел».
Ю. Непринцев. «Отдых после боя».
Командам предлагаются карточки с описанием картины. Участники команды должны угадать, какой картине соответствует содержание карточки.
За полный ответ – 3 балла.
9. П О Д В Е Д Е Н Е И Т О Г О В.
СЛОВО ЖЮРИ.
КОМАНДА 1 баллов
КОМАНДА 2 баллов
КОМАНДА 3 баллов
КОМАНДА 4 баллов
КОМАНДА 5 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»
Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...
Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»
Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет. Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....
Сценарий литературно – музыкальной композиции, для старшего школьного возраста «Детство, опаленное войной»
Сценарий литературно – музыкальной композиции, для детей старшего школьного возраста «Детство, опаленное войной». Цель:- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских...
Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...
Литературный вечер "Письма, опаленные войной"
Литературный вечер "Письма, опаленные войной" проводится с целью расширения знаний учащихся о Великой Отечественной войне, воспитания чувства патриотизма, сострадания, уважения к памяти погибших. К ме...
Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования познавательных способнос...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"
Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует нравственно-патриотическому воспи...