Становление и развитие субъектности на уроках литературы
статья по литературе на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_i_razvitie_subektnosti_na_urokah_literatury.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Становление и развитие субъектности на уроках литературы
Творческий отчет о прочитанном как показатель субъектности
В течение многих десятилетий дух творческого исследования и преподавания гуманитарных наук заменялся апологетикой и догматизмом.
Тендециозность в преподавании литературы формировала особый тип мышления у учащихся, требующий “закрепления” в жестко регламентированных по форме и по содержанию сочинениях. Традиционные сочинения, по сути дела, представляли собой аналогию литературно-критической статьи, предполагающей логику общепринятых суждений о произведении. В ученике виделся литературный критик, в сочинении ценились гладкость, обкатанность, общеупотребительность.
С 2015 года для выпускников общеобразовательных школ вводится обязательный экзамен - сочинение по литературе. С одной стороны, цель этого «новшества» благая: привить навыки логического изложения мыслей, повысить статус русской литературы как учебного предмета, воспитывать думающего читателя... «Творческая работа молодого человека при написании сочинения – это серьезная вещь, которая призвана обогатить учебный процесс и абитуриента», – сказал Владимир Путин, уточнив, что «зачеркиванием крестиков и ноликов определить знания сложно». Однако обязательность сочинения по литературе может вызвать обратный эффект, если результат экзамена станет конечной целью ученика и, главное, учителя. Самый лёгкий и безопасный путь к высокой оценке лежит отнюдь не через «творческую работу». Ученики, стремясь «попасть» в мнение экспертов, просто заучивают шаблонные работы, взятые из интернета или из сборника «1000 «лучших» сочинений». Такой вид «творчества» обессмысливает урок литературы, обезличивает процесс постижения литературных произведений.
Писать по установленным канонам (вступление, главная часть, заключение), рассуждать так, как рассуждают “знатоки” русской словесности – занятие скучное, вряд ли кого-то порадует и вдохновит.
Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, невозможны без изменения целевых ориентиров в преподавании литературы.
Образовательная технология преподавания литературы должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы.
Очевидно то, что миссия учителя литературы в том, чтобы сделать Слово экологически чистым инструментом постижения учеником своего собственного мира и Вселенной; сделать Слово инструментом воспитания личностных качеств в ученике; сделать Слово средством постижения Красоты, проникновения в глубину художественных образов читаемых произведений.
Мотивационные ориентации в обучении письменной речи
В настоящее время идет интенсивный поиск средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Мотивы обучения рассматриваются как единство потребностей и объекта, который удовлетворяет эти потребности. Для выявления мотива необходимо наличие субъекта, потребности и ситуации, в которой эта потребность может быть удовлетворена. Для повышения уровня мотивации обучения письменной речи следует подвергнуть анализу ключевые потребности учащихся в этом процессе.
Основываясь на своих психологических исследованиях, Л.С. Выготский приходит к высшей степени важным практическим выводам: обучение следует поставить так, чтобы чтение и письмо нужно было бы для чего-то ученику.
Если ученик читает и пишет, то это не просто для того, чтобы он умел писать, а для того, чтобы он развивался в процессе чтения и письма, узнавал больше о людях, о Мире, законах Вселенной, а главное - о самом себе. В это “нужно для чего-то” входит, по-видимому, и обогащение речи и чувств ученика; и осмысленный подход к творческому процессу, умение обдумывать и ставить перед собой задачи – о чем писать, с чего начать, как строить изложение, какими формами речи пользоваться. Каждая творческая письменная работа предлагается учеником с верой и большой надеждой учителя на возможности и способности учащегося.
Второе требование – жизненность письма; оно должно быть осмысленно для ученика, вызывать в нем естественную потребность включаться в жизненно необходимую задачу, и только тогда мы можем быть уверены, что оно будет действительно развиваться как сложный вид деятельности.
О жизненности письма свидетельствует способность вычленять взволновавшую тему художественного произведения как основу для собственного размышления, умение характеризовать героев произведения по их поступкам, сопоставлять с собственными качествами, поиск своих подходов для раскрытия смысла, содержания прочитанного, умение при письме оживлять события путем использования разных форм речи (авторской, прямой, внутренней, авторских комментариев и т.д.).
Третье требование – естественность обучения письменной речи. Его надо не навязывать, а выращивать в ученике. Идя этим путем, ученик приходит к письму как к естественному моменту в своем собственном развитии, а не как к внешней выучке.
Естественность письма проявляется в добровольности его действий, в свободном творчестве и предвкушении удовольствия порадовать учителя и одноклассников полетом своей фантазии.
Таким образом, в основе сотворчества художника-учителя-ученика должна присутствовать РАДОСТЬ. Радость вдохновения порождает непреодолимую тягу к творчеству. Увлеченность познанием, радость творчества – вот главный путь к спасению от душевной и умственной опустошенности. Миссия учителя литературы в том, чтобы направить и поддержать на нем ученика, терпеливо прививать ему вкус к творчеству, не подменяя учебу каторгой зубрежки и тюремным однообразием принудительных работ. Для учителя литературы главным должно быть содержание сказанного учеником по мысли и духу, важны искренность, заинтересованность, самостоятельность, что требует особой поддержки и одобрения.
Действительно, произведение приобретает литературное значение лишь тогда, когда человек его рассматривает в контексте собственной судьбы, времени, современником которого является он сам. В работе важно, как проявляется нравственная сущность автора, каковы его ценностные ориентации, эстетические позиции.
Формула не верна, если она некрасива, как сказал известный математик. Художественное не просто форма теоретического и прикладного познавательного действия. Художественное неотделимо от рационального в процессе познания: оно позволяет почувствовать изучаемый мир как единое целое, сопереживать ему, сливаться с ним и противостоять ему. Лишь художественное дает возможность отделить индивидуальное как ценность от общетипологического. А это значит, что только оно является полноценным гарантом нравственности. В эпоху, когда значимость личностного проявления как никогда высока, нельзя забывать о формировании и развитии художественных способностей в процессе образования. Ибо художественное изначально составляло природу человеческой свободы.
Таким образом, познавательный интерес, творческое отношение к усваиваемым знаниям обеспечивают прежде всего внутренние мотивации, лежащие в основе самодеятельности как основной составной части учебной деятельности.
Выбор жанра как условие создания авторского текста.
Каково же надежное средство воспитать свободного человека, укрепить его волю и совесть? Всегда, где это возможно, оставлять ему право самостоятельного выбора, расширять это поле выбора.
Выбор – это трудная миссия, это всегда ответственность, это осмысленное использование свободы действий, это способность предвидеть последствия. Именно эти качества и определяют степень духовной зрелости личности.
Итак, нужно выбирать не тему, а жанр. Сочинение, являясь школьным упражнением, считается творческой работой, потому что в первую очередь ученик создает свой текст. Написать свой текст вне жанра невозможно. Выбирая жанр, ученик выходит из тупика на бескрайнее плодородное поле, ибо сам проектирует свою творческую деятельность, находя оптимальные пути для самовыражения, подбирая соприродные ему стилистические средства.
Каковы жанры? Письмо от имени героя (или адресованное герою), дневниковые записи (или страница дневника), дописанный эпизод, путешествие, эссе, “мимолетное” (жанр, “изобретенный” В.В. Розановым), диалог-дискуссия (диалог-беседа, диалог-расспрос), монолог-рассуждение, очерк, рецензия, и многие другие. Однако не все любят сочинять и выдумывать, многим нравится вычислять, анализировать, конструировать. Мы обязаны сделать шаг навстречу индивидуальности. Вот жанры творческих отчетов для “технарей” – диаграмма душевных состояний героя, статистика цветовых эпитетов в поэтическом тексте и тому подобное. Последним спасительным островком для творческого отчета является рисунок, чаще всего это даже не иллюстрация, а аллегория на тему прочитанного со своими комментариями.
Если учащийся изобретает свой жанр – это отдельная дополнительная высокая оценка.
Все названные формы не новы, но важен принцип – это творческий отчет о прочитанном, который предполагает самостоятельность, работу воображения, огромную свободу и радость ощущения этой свободы, и главное, радость успеха, который рождает уверенность в своих творческих возможностях.
Работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочинения более разнообразны, одним словом, это важный шаг на пути преодоления сложившихся стереотипов в практике школьного сочинения.
Следует обратить внимание на то, что теоретические сведения о жанрах, как и вся теория в школьном курсе даются в педагогически обработанном виде. Важно учитывать, что границы жанров весьма подвижны, и в ученических сочинениях соблюдаются лишь основные признаки жанра.
Необходимо подчеркнуть, что создание разножанровых авторских текстов является базисной составляющей для формирования коммуникативной компетенции у учащихся. Жанр определяет поле коммуникации, в границах которого человек способен проявить себя как речевая личность.
Творчество и страх – вещи несовместимые. Говоря о гуманной педагогике, мы должны думать о гуманной дидактике. Нельзя ставить за творчество знаков посредственности. Творчество достойно всякого поощрения, и оценка – самое малое, что можно не скупясь отдать взамен вдохновения.
Таким образом, роль учителя состоит в том, чтобы направлять выбор, помогая ученикам лучше осознать их вкусы, влечения, способности.
Практически, говоря современным языком, этот путь можно назвать использованием метода творческих мини-проектов, включая сюда выпуски газет, выразительное чтение, драматургию и т.д. – всего, что требует личного творческого участия, работы воображения и мысли.
В чем при этом секрет успешного освоения программы? Он прост. Меняя формы, жанры творческих отчетов, мы не меняем последовательности читаемых книг. Однако, известно, что любую великую книгу можно лишить души формалистикой и школярством, ведь во всякой книге есть урок великого искусства понимания другого человека, его чувств и мысли, его души. Именно поэтому школьный предмет литература – это прежде всего Человековедение, а только затем филология. Учитель литературы стоит сегодня перед выбором: увлекательный роман или сухой учебник, “вода живая” или “вода мертвая”? Выбор за нами, но если он не совпадает с выбором учеников, то кого винить в этом? Выбор должен быть сделан в сторону счастья творческого общения с юностью, которое только из наших рук может получить пылающую эстафету любви к Человеку, к Творчеству, к Труду.
Работа над текстом на занятии должна опираться на творческие находки и неожиданные решения и на то, что “в тексте дышится свободнее, когда есть возможность подходить к его анализу с разных философских и концептуальных позиций, а не ограничиваться узкими рамками единственного подхода”. Ограничение текстового пространства рамками одной господствующей теории исключает творческие “столкновения”, из которых и произрастает живое обсуждение в аудитории и за ее пределами. Размышление над текстом возможно тогда, когда сформирован навык чтения и когда читатель умеет “погружаться” в текст. Важно научиться вчитываться в текст по-новому, по-новому расставлять акценты. Такой подход к обучению чтению бросает вызов “традиционному, который стремится свести интерпретацию текста к узаконенному учебником стандарту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аксиологический подход к развитию личности на уроках литературы в условиях современной действительности: необходимость применения и способы реализации.
В статье представлены размышления по поводу причин духовного кризиса современного нам общества, изменения приоритетов в иерархической системе ценностных ориентаций. Рассматриваются способы преодоления...
Нравственно-интеллектуальное развитие личности на уроках литературы
Новые подходы к изучению литературы....
Нравственно-интеллектуальное развитие личности на уроках литературы
Новые подходы к изучению литературы....
Нравственно-интеллектуальное развитие личности на уроках литературы
Новые подходы к изучению литературы....
Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.
Статья "Актуализация" навыков развития речи на уроке литературы" предназначена для учителей литературы и развития речи, носит методический характер....
Развитие исторического самосознания как путь становления личности современного школьника на уроках литературы//Раздумья.-2014.-№8 - С. 94-99
Статья посвящена вопросу развития исторического самосознания становления личности учащихся на уроках литературы. В данной работе автор рекомендует использовать на уроках литературы некоторые эффективн...
Развитие речи на уроках литературы
Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь дете...