Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе под ред. В. Ф. Чертова на 2015-2016 уч. год
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 - 9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Чертова В. Ф., М.: «Просвещение», 2011 г. и ориентирована на учебник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под редакцией В. Ф. Чертова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». – 2-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2014 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А. Н. Косыгина
РАССМОТРЕНО Руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы: ________/ Муравьева С. И./
Протокол № __________ от «___» __________ 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: ________/ Нефедова Э. Н./
«___» __________ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _______/ Мирошникова А. Е./
Приказ № __________ от «___» __________ 2015 г. |
Рабочая программа
курса
«Литература»
7 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель программы: Никулина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Красногорск
2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 - 9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Чертова В. Ф., М.: «Просвещение», 2011 г. и ориентирована на учебник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под редакцией В. Ф. Чертова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». – 2-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2014 год.
Цели и задачи предмета
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Как часть образовательной области «Филология», учебный предмет «Литература» способствует развитию мышления и речи школьников, формированию комплекса коммуникативных умений, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей. Уместно вспомнить известные слова Н. М. Карамзина: «Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить».
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному)
- небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Основные виды деятельности связаны с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.
Особо важная задача изучения литературы - формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.
Курс литературы в 7 классах строится на основе сочетании концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Обращение к вопросам, связанным с литературным процессом (направление, стиль), на уроках литературы в 7 классах диктуется в первую очередь задачами анализа отдельного литературного произведения, особенностей его идейно-эмоционального содержания и художественной формы, который вне многообразных связей произведения с литературным процессом будет в значительной мере обедненным, неполным, как и всякий анализ художественного текста вне контекста (исторического, биографического, культурного).
Для 7 класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы - сюжет как метафора жизни.
В 7 классе в центре внимания — сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях. В программе этого класса большое место отводится произведениям с напряженным сюжетом, неожиданными сюжетными ходами, что соответствует возрастным особенностям учащихся, в частности их интересу к реальной основе произведения (историческому или биографическому протособытию), классике фантастической и детективной литературы. Основные виды деятельности — сочинения, связанные с анализом сюжета, конфликта и эпизода (кульминационного, финального) в литературном произведении, сочинения на нравственно-философские темы, предполагающие оценку события, а также рецензии на самостоятельно прочитанные литературные произведения или их художественные интерпретации (иллюстрации, театральные постановки, экранизации).
Особое место отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.
В рубрике «Теория литературы» указаны основные теоретические понятия, которые практически осваиваются (формируются, обогащаются, обобщаются) при изучении конкретной темы. Включены отдельные теоретико-литературные и эстетические категории и понятия, без которых невозможно постижение идейно-эмоционального содержания и художественной формы произведения («трагическое», «комическое», «идеал», «аллюзия», «реминисценция» и др.). Рубрика «Развитие речи» представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля. В рубрике «Связь с другими видами искусства» - произведения живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофильмы, которые использованы на уроках литературы и во внеурочной работе с учащимися.
Показателем результативности проведенной на уроках литературы работы является перенос полученных знаний, а также аналитических умений и навыков в самостоятельную читательскую практику. Специальная рубрика «Внеклассное чтение» помогает организовать работу по закреплению сформированных на уроке умений и навыков, подготовке учащихся к урокам-обзорам и урокам-практикумам, осуществлять индивидуальный подход в обучении. В 7 классах обозначенные в данной рубрике литературные произведения включаются в книгу для внеклассного чтения.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с региональным базисным учебным планом Московской области для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году, на изучение курса литературы в 7 классе выделено 2 часа в неделю.
Согласно календарному учебному графику, действующему на территории Красногорского муниципального района в 2015-2016 учебном году, продолжительность учебного года в 7-х классах составляет 35 учебных недель (приказ от 28.08.2014 № 508). Поэтому учебный материал курса распределен на 70 часов (35 недель ☓ 2), что полностью соответствует используемой авторской программе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
«СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ»
(вводный урок)
Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытие и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды (или сцены) как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Воссоздание в сюжете жизненных противоречий, устойчиво конфликтного состояния мира.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Поучение» Владимира Мономаха.
Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения». События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Переплетение конкретно-исторического и общечеловеческого в сюжете «Поучения». Публицистический пафос произведения. Особенности языка.
Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь. Проповедь. Автобиография. Публицистика.
Развитие речи. Составление комментария к отдельным фрагментам «Поучения» Владимира Мономаха. Обсуждение жизненной ситуации, определяющей мысли и настроения героя. Сочинение-стилизация в форме поучения, наставления.
Связь с другими видами искусства. Древнерусский быт и уклад жизни. Древнерусская иконопись.
Внеклассное чтение. «Завещание Ярослава Мудрого сыновьям» (из «Повести временных лет»). «О правлении и смерти Мономаха» (из «Ипатьевской летописи»). Н. И. Костомаров. «Владимир Всеволодович» (жизнеописание).
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
М. СЕРВАНТЕС
Слово о писателе.
Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная, философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности.
Теория литературы. «Вечный» сюжет. «Вечный» образ. Эпизод. Антитеза. Проблематика произведения. Пародия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни.
Связь с другими видами искусства. Образы Дон Кихота, Санчо Пансы и Дульсинеи в изобразительном искусстве, музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. М. Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...»
У. ШЕКСПИР
Слово о писателе.
Трагедия «Ромео и Джульетта».
«Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт. Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетты как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.
Теория литературы. Трагическое. Трагедия. Конфликт. «Вечный» сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки в трагедии. Выставка иллюстраций к трагедии, костюмов и декораций к отдельным сценам.
Связь с другими видами искусства. Сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» в живописи, музыке, кинематографе.
Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Двенадцатая ночь, или Что угодно».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Д. И. ФОНВИЗИН
Слово о писателе.
Комедия «Недоросль».
История создания комедии. Понятие о комическом. Сатирическая направленность комедии. Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром простаковых и скотининых. Основные стадии развития конфликта. Проблемы воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии.
Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатира. Конфликт. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. «Говорящие» фамилии. Речевая характеристика. Диалог. Монолог.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Речевая характеристика одного из действующих лиц комедии. Отзыв о театральной постановке. Сочинение об особенностях конфликта комедии и его реализации в сюжете.
Связь с другими видами искусства. Театральные постановки комедии.
Внеклассное чтение. Д. И. Фонвизин. «Бригадир». «Всеобщая придворная грамматика» (фрагменты).
«ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА И СПОСОБОВ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение сведений о конфликте (на материале ранее изученных произведений). Конфликт социальный, семейный, личный. Конфликт внешний и внутренний. Реализация конфликта в сюжете. Основные стадии развития конфликта. Участники конфликта. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы». Примерный план характеристики конфликта. Подготовка к сочинению об особенностях конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» или самостоятельно прочитанном произведении.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А. С. ПУШКИН
Слово о поэте.
Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар».
Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей. Роль антитезы в композиции. Символические образы. Особенности ритмики, метрики и строфики стихотворений.
Повесть «Станционный смотритель».
Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о блудном сыне. Комическое и трагическое в произведении. Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.
Теория литературы. Антитеза. Параллелизм. Ритм. Стихотворный размер. Строфа. «Вечный» сюжет. Тема «маленького человека». Интерьер.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Краткая характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике произведения и о мотивах обращения писателя к библейской истории.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.
Внеклассное чтение. «Притча о блудном сыне» (Евангелие от Луки. 15, 11—32). А. С. Пушкин. «Метель».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Слово о поэте.
Стихотворения «Три пальмы», «Тучи».
Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы, мотивы и образы в стихотворениях. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения. Событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образ дисгармоничного мира и образ лирического героя, утратившего душевную гармонию. Образы-символы в стихотворениях.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Своеобразие сюжета поэмы, его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения. Особенности конфликта в «Песне...». Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича и средства их создания. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминация сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы. Суд Божий, суд царя и мирской суд в поэме. Фольклорные источники и развитие традиций устного народного творчества в поэме.
Теория литературы. Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Историческая основа литературного сюжета. Герой. Конфликт. Эпизод. Кульминация сюжета. Фольклорные традиции в литературном произведении. Стилизация. Белый стих.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений и фрагмента поэмы наизусть. Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении кульминационного эпизода в поэме.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к произведениям поэта.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша». А. К. Толстой. «Князь Серебряный».
«ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТА И ЕГО СВЯЗИ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение сведений о сюжете как организующем начале в эпических, драматических и лироэпических произведениях. Своеобразие лирического сюжета. Традиционные и нетрадиционные сюжетные модели. «Вечные» и «бродячие» сюжеты. Проблематика произведения (философская, социальная, нравственная) и ее воплощение в сюжете. Примерный план характеристики сюжета литературного произведения. Подготовка к устным сообщениям об особенностях сюжета в одном из ранее изученных или самостоятельно прочитанных произведений.
Н. В. ГОГОЛЬ
Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба».
Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. Изображение героического характера, сильных, мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принцип контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера.
Смысл финала повести.
Теория литературы. Эпос. Герой. Повесть. Сюжет. Конфликт. Пейзаж.
Развитие речи. Выделение основных эпизодов в сюжетных линиях Остапа и Андрия. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести. Устный пересказ одного из эпизодов повести и краткая его характеристика. Подбор цитат к устному рассказу о картине жизни, нарисованной в произведении.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к повести. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
«АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Обобщение знаний об эпизоде как элементе сюжета. Закрепление навыка выделения основных эпизодов в произведении, выбора заглавия к ним. Примерный план анализа эпизода эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения по анализу одного из кульминационных эпизодов в ранее изученном произведении.
И. С. ТУРГЕНЕВ
Слово о писателе.
Рассказы «Бирюк», «Лес и степь».
Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Сочетание эпического и лирического начал в произведениях.
Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.
Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла «Записки охотника» с использованием справочной литературы. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе из цикла «Записки охотника».
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Живые мощи».
Ф. И. ТЮТЧЕВ
Слово о поэте.
Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид...», «Неохотно и несмело...».
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях.
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Подготовка вопросов для обсуждения философской проблематики стихотворений поэта о природе.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Декабрьское утро».
А. А. ФЕТ
Слово о поэте.
Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря...», «На дворе не слышно вьюги...», «Вечер».
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги...».
Теория литературы. Сюжет. Параллелизм. Баллада.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Сочинение о взаимодействии жизни природы и жизни человека на основе личных наблюдений и с использованием примеров из художественной литературы.
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»
«ПЕЙЗАЖ В ЭПИЧЕСКОМ И ЛИРИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение знаний о функциях пейзажа в литературе. Пейзаж как неотъемлемая часть национального образа мира. Сюжетно-композиционная роль пейзажа. Разнообразие картин природы в эпических и лирических произведениях. Символическое значение природных образов. Средства создания пейзажных картин. Примерный план анализа литературного пейзажа (на материале ранее изученных эпических и лирических произведений). Подготовка к написанию сочинения по анализу пейзажа в одном из произведений.
Н. А. НЕКРАСОВ
Слово о поэте.
Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская...».
Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.
Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).
Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности строфики и ритмики.
Теория литературы. Поэма. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные традиции. Строфа. Стихотворный размер.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов наизусть. Подготовка сообщений об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных декабристов, сосланных в Сибирь, с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня М. Н. Волконская»).
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Слово о писателе.
Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве».
Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций и традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пороков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы ее выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.
Теория литературы. Фантастика. Гротеск. Эзопов язык. Сатира.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала одной из сказок. Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в сюжете произведения. Подготовка сообщений о гротеске в литературе и других видах искусства.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к сказкам писателя.
Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик ».
А. П. ЧЕХОВ
Слово о писателе.
Рассказ «Смерть чиновника».
Смысл названия рассказа. Особенности сюжета и композиции. Прием повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказе. Смысл финала.
Теория литературы. Художественная деталь. «Говорящая» фамилия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Сообщение о комических ситуациях на основе жизненного и читательского опыта.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Маска».
«ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Обобщение сведений о трагическом и комическом. Трагический конфликт в эпических, лирических и драматических произведениях (на материале ранее изученного). Виды комического. Сатирический и несатирический комизм. Сочетание трагического и комического в литературном произведении как отражение противоречивой картины жизни. Подготовка сообщений о формах проявления комического (сатира, юмор, ирония, остроумие, каламбур, пародирование) в отдельных эпизодах драматических произведений (на материале классного и внеклассного чтения).
«ЖАНР НОВЕЛЛЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)
П. Мериме
«Маттео Фальконе».
Э. А. По
«Низвержение в Мальстрем».
О. Генри
«Дары волхвов».
Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия и строгость построения.
Новелла и рассказ как малые эпические жанры.
Теория литературы. Новелла. Рассказ. Сюжет.
Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле с изложением и анализом кульминационного эпизода.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
И. А. БУНИН
Слово о писателе.
Рассказ «Подснежник».
Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе, праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Символический смысл названия.
Теория литературы. Антитеза. Повтор. Символ.
Развитие речи. Подготовка устного сообщения о биографии писателя и его жизни в эмиграции. Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа.
Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти».
А. И. КУПРИН
Слово о писателе.
Рассказ «Куст сирени».
Особенности сюжета рассказа. Неожиданно возникший конфликт и остроумное его разрешение. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция.
Теория литературы. Конфликт. Ирония.
Развитие речи. Устный ответ на вопрос о формах проявления комического в рассказе.
Внеклассное чтение. А. И. Куприн. «Храбрые беглецы».
В. В. МАЯКОВСКИЙ
Слово о поэте.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка. Словотворчество Маяковского.
Теория литературы. Реальное и фантастическое в сюжете. Метафора. Гипербола. Ритм. Словотворчество.
Связь с другими видами искусства. Рисунки В. В. Маяковского.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление фактов биографии поэта и художественной картины. Обсуждение вопроса о роли гиперболы в искусстве и в разных ситуациях общения.
А. А. АХМАТОВА
Слово о поэте.
Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком — я открою...».
Историческая и биографическая основа стихотворений. События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.
Теория литературы. Тема. Фольклорная традиция. Трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Подготовка сообщения о военной теме в лирике поэта.
Внеклассное чтение. А. А. Ахматова. «Прошло пять лет, — и залечила раны...»
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Слово о поэте.
Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе...», «В этой роще березовой...», «Гроза идет».
Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.
Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на вопрос о философской проблематике стихотворения.
Внеклассное чтение. Н. А. Заболоцкий. «Журавли».
«ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
(практикум)
Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, гротеск, эпитет и др.) и фигур (сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения (на материале лирического стихотворения).
М. А. ШОЛОХОВ
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».
Изображение трагедии народа в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. Истории Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События в биографии героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин весенней природы.
Теория литературы. Характер. Тип. Герой-рассказчик. Повествователь. «Рассказ в рассказе».
Развитие речи. Подготовка устных сообщений об участниках Великой Отечественной войны (на основе справочной литературы или семейных архивов). Сочинение о биографии литературного героя. Выразительное чтение фрагмента рассказа.
В. М. ШУКШИН
Слово о писателе.
Рассказы «Срезал», «Чудик».
Своеобразие шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьезного, бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.
Теория литературы. Жанр рассказа. Рассказчик. Внешний и внутренний конфликт.
Развитие речи. Развернутые аргументированные ответы на вопросы о роли события в жизни героя. Выразительное чтение диалогов.
Внеклассное чтение. В. М. Шукшин. «Микроскоп».
«РЕЦЕНЗИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ ТЕАТРАЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ»
(практикум)
Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов из рецензий на известные учащимся литературные произведения, театральные постановки (или кинофильмы). Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА «СЮЖЕТ В ДЕТЕКТИВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)
Э. А. По
«Убийство на улице Морг».
А. К. Дойл
«Знак четырех».
Г. К. Честертон
«Лиловый парик».
Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий (совершение преступления и раскрытие преступления) в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков (Шерлок Холмс, пастор Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ и др.).
Теория литературы. Сюжет. Сюжетная линия. Детектив. Тип.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.
«СЮЖЕТ В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(обзор)
Р. Брэдбери
«И грянул гром».
Р. Шекли
«Билет на планету Транай».
А. Кларк
«Остров дельфинов».
Дж. Р. Толкин
«Хоббит, или Туда и обратно».
Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира», возможной действительности в произведениях научной фантастики. Традиции прогностической и социально-философской фантастики. Фэнтези как особый вид фантастической литературы. Связь фэнтези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности. Сюжет как цепь испытаний.
Теория литературы. Сюжет. Фантастика. Фэнтези. Романтизм.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу. Взаимные рекомендации книг для чтения. Презентация новых изданий произведений фантастической литературы.
Тематическое распределение часов
Разделы, темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Древнерусская литература | 1 |
Классические сюжеты в мировой литературе | 4 |
Русская литература XVIII века | 5 |
Русская литература XIX века | 28 |
Русская литература XX века | 19 |
Зарубежная литература | 11 |
Итоговый урок | 1 |
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- Активные и интерактивные методы обучения
- Игровые технологии
- Исследовательская технология обучения
- Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
- Метод проектов
- Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
- Технологии уровневой дифференциации
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологиии ТРИЗ
- Кейс-метод и др.
Для оценки достижений обучающихся
используются следующие виды и формы контроля:
- Промежуточный:
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица),
- выразительное чтение,
- развернутый ответ на вопрос,
- анализ эпизода,
- составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного,
- составление сравнительной характеристики по заданным критериям,
- викторины, игры, конкурсы,
- сочинение синквейнов;
- итоговый (за полугодие):
- сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода;
- тесты, включающие задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Особенности класса, в котором будет реализована данная программа
7-А класс
1. Количественный состав: _____ человек.
2. Уровень подготовленности обучающихся к освоению содержания учебного курса: средний.
3. Форма получения образования обучающимися класса: очная.
4. Индивидуальные психолого-физиологические особенности: у большинства учащихся повышенная мотивация к обучению, сформирована «внутренняя позиция ученика». Сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса обеспечения
Литература:
- Аникина С. М., Золотарева И. В. Поурочные разработки по лит-ре. 7 кл. М.: «Веко», 2006 г.
- Аркин И. И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
- Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006 г.
- Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
- Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
- Коровина В. Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
- Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
- Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под редакцией В. Ф. Чертова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». – 3-е издание – М.: Просвещение, 2013 год.
- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Чертова В. Ф., М.: «Просвещение», 2011 г.
- Марченко A. M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
- Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н. И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.
- Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
- Тумина Л. Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
- Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.
- Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А., И. и др. Уроки литературы. 7 класс (Под редакцией В. Ф. Чертова); М.: Просвещение, 2013 год.
Дидактические материалы:
Словари;
Сборники тестов;
Справочники;
Таблицы.
Материальное обеспечение кабинета:
Мультимедийный компьютер;
Проектор;
Экран;
Интернет;
Телевизор;
Видеомагнитофон;
Портреты писателей.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения литературы за курс 7-ого класса ученик должен
знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос; повесть; повесть; литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение в прозе; лирический герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое стихосложение (начальное представление); гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического; публицистика; мемуары как публицистический жанр; литературные традиции;
уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....
Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной
Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе 10 класс по программе В.Г.Маранцмана
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной (М.: Просвещение)
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в ...