Олимпиадные задания
олимпиадные задания по литературе (9 класс) на тему

Федоренко Ольга Анатольевна

Материал содержит олимпиадные задания школьного этапа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiady_9_klass.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 9 класс

1.Покажите графически, какими звуками различаются слова: уголь-угол, мал-мял.

2.Определите, сколько раз звуки, составляющие слово льет, встречаются в следующем отрывке:
                        Не гляди на меня с упреком.
                        Я презренья к тебе не таю,
                        Но люблю я твой взор с поволокой
                        И лукавую кротость твою.
                                                                      (С.А.Есенин)

3.Составьте словообразовательную цепочку, начальным и конечным звеном которой являлись бы слова бить и пуленепробиваемый.

4.Определите, одушевленными или неодушевленными являются перечисленные ниже слова. Какие слова можно отнести к обеим группам? С чем это связано?
Погрузчик, кукла, туз, существо, рота, истребитель, матрешка, труп, покойник.

5.Поставьте ударение в словах, укажите слова, в которых допустимы два варианта ударений.
Асимметрия, статуя, тефтели, верба, творог, свекла, балованный, звонит, жалюзи, туфля, поутру, кулинария, оптовый, ожил.

6.Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных, поставьте ударение: якорь, торт, директор, инструктор, тренер, договор, порт.

7.Объясните, почему в одном случае слово однако выделено запятыми, а в другом нет.
                          В пустыне пустынно,
                          Однако не пусто.
                          Я вижу долины
                          И грусти и буйства…

                            Здесь редки блага
                           И зелень – не зелень.
                           Травою, однако,
                           Край этот усеян.
                                                        (Н. Глазков)

8.Запишите в транскрипции следующие слова: датский, счастье, езжу, сжечь, просьба.

9.Замените заимствованные слова русскими синонимами: пресса, автоклав, кульминация, спидвей, презумпция.

10.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
     Отец все время см…тревший на Тыбурция удивле(н,нн)ыми гл…зами повин…вался. Оба они вышли а я остался п…давле(н,нн)ый ощущениями п…реполн…вшими мое сер(?)це. В эту м…нуту я (н…)(в)чем (н…)отд…вал себе отч…та. Был только маленький мальчик в сер(?)це к…торого встр…хнули два разн…бразных чу(?)ства гне… и любовь так сильно что это сер(?)це замутил…сь. Этот мальчик был я и мне самому себя было как бу…то жалко. Да еще были два гол…са смутным хотя и …живле(н,нн)ым гов…ром звуч…вшие за дверью.
Я все еще ст…ял на том(же)месте как дверь к…б…нета отв…рилась и оба с…беседника вошли. Я опять почу(?)ствовал на своей г…л…ве чью(то) руку и в(з,с)дрогнул. То была рука отца нежно гладившая мои вол…сы.
Тыбурций взял меня на руки и п…с…дил в пр…сутствии отца к себе на к…лени.
Пр(е,и)ходи к нам ск…зал он. Отец тебя отпустит.
                                                                    (В.Г.Короленко «Дети подземелья»)

Ключи

1. Уголь – уго[л`], угол – уго[л], мал – ма[л], мял – [м`]ал. (4 балла)

2. Льет – [л`й`от]. (4 балла)
[л`] – 3 раза (г[л`]яди, [л`]юблю).
[й`] – 8 раз ([й`а], презрень[й`а], та[й`у], [й`а], тво[й`], поволоко[й`], лукаву[й`у], тво[й`у]).
[o] – 6 раз (уп[р`о]ком, н[о], тв[о]й, вз[о]р, повол[о]кой, кр[о]тость).
[т] – 4 раза ([т]аю,[ т]вой, кро[т]ость, [т]вою).

3. Бить – пробить – пробивать – пробиваемый – непробиваемый – пуленепробиваемый.  (5 баллов)

4. Погрузчик – неодуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: погрузчики). (10 баллов)
    Кукла – одуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: кукол).
Туз– неодуш. в значении игральная карта (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: тузы) и одуш. В значении влиятельный человек (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: тузов).
существо – одуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: существ).
    рота - неодуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: роты).
истребитель – неодуш. в значении «боевой самолет» (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: истребители), одуш. В значении «летчик истребительной авиации» (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: истребителей).
матрешка – одуш.( во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: матрешек).
труп – неодуш.( во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: трупы).
покойник – одуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: покойников).

5. Асимметрия, статуя, тефтели и тефтели, верба,  творог и творог, свекла, балованный, звонит, жалюзи, туфля, поутру, кулинария и кулинария, оптовый, ожил.                                 (1 балла за каждое правильное слово)

6. Якорь – якоря, торт – торты, директор – директора, инструктор – инструкторы, тренер – тренеры, договор – договоры и договора (разг.), порт – порты. (1 балла за каждое правильное слово)

7. В первом случае однако является союзом, синонимичным союзу но, поэтому запятая ставится только перед однако. Во втором случае однако – вводное слово, поэтому выделяется запятыми. Однако является вводным словом, если находится в середине или в конце предложения, в начале предложения однако является союзом. (3 балла)

8. Датский – [дацк`ий`], счастье –[ щ`ас`т`й`э], езжу – [й`эжжу], сжечь – [жжэч`], просьба – [проз`ба]. (1 балла за каждое правильное слово).

9. Пресса – печать; кульминация – предел, вершина, зенит; спидвей – мотогонки; презумпция – предположение. (1 балла за каждое правильное слово).

10.      Отец,  все время смотревший на Тыбурция удивленными глазами, повиновался. Оба они вышли, а я остался, подавленный ощущениями, переполнившими мое сердце. В эту минуту я ни в чем не отдавал себе отчета. Был только маленький мальчик, в сердце которого встряхнули два разнообразных чувства: гнев и любовь -  так сильно, что это сердце замутилось. Этот мальчик был я, и мне самому себя было как будто жалко. Да еще были два голоса, смутным, хотя и оживленным говором звучавшие за дверью.
         Я все еще стоял на том же месте, как дверь кабинета отворилась и оба собеседника вошли. Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы.
Тыбурций взял меня на руки и посадил в присутствии отца к себе на колени.
       - Приходи к нам, -  сказал он, - отец тебя отпустит. (максимально 20 баллов)
                                                                                                   (В.Г.Короленко «Дети подземелья»)

Олимпиада по литературе 9 класс

1.   Продолжите   стихотворную   строку,   назовите   автора   и   название произведения:
а) Старик, я слышал много раз ...
б) Скажи мне, кудесник, любимец богов ...
в) Еще в полях белеет снег ...

2.   Восстановите  верную  последовательность  написания  произведений А.С. Пушкина.
а) «Дубровский»
б) «Борис Годунов»
в) «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне     Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
г) «Станционный смотритель»
д) «Капитанская дочка» (до 5 баллов)

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а)  Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.
б)  Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».
в)  Рифма — обязательно условия стихотворной речи.
г)  Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.
д)  Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е)  Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

4. Укажите авторов крылатых выражений.

В минуту жизни трудную, легкость в мыслях необыкновенная, и в воздух чепчики бросали, пошла писать губерния.

5. Соотнесите годы жизни и имена писателей.

1809-1852                        А.С. Пушкин

1826-1889                       Н.В. Гоголь

1799-1837                       М.Е. Салтыков-Щедрин

1818-1883                       М.Ю. Лермонтов

1814-1841                       И.С. Тургенев

6. Допишите фамилии героев, а также укажите автора и произведение, в котором о них рассказывается:

- Николенька И…
- Алёша П…
- Маша М…
- Петруша Г…
- Акакий Акакиевич Б…
- Самсон В…
- Тарас Б…

7.Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». Кто из них станет:

а) крестьянкой; б) цыганом; в) разбойником; г) царём?

8.Разгадайте перевёртыши, заменив слова контекстуальными антонимами.

а) Долгожданный хозяин лучше русского.
б) Мужик на телегу – коню тяжелее.
в) Отобранной птице в уши глядят.
г) Чужие звери – не поладим.
д) Когда ближе к полю – меньше деревьев.
е) Валяется кокос – можно выпить.

9. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Человек, который вызывает у меня чувство восхищения». (10-15 предложений)


10. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.
а) Не напрасно дули ветры,
   Не напрасно шла гроза.
          С.А.Есенин
б) Унылая пора! очей очарованье!
    А.С.Пушкин
в) Печальная береза
   у моего окна,
   И прихотью мороза
   разубрана она.
       А.А.Фет
г) Мурава лугов
   Ковром стелется…
   Гляну к северу —
   Там, в глуши пустынь,
   Снег, что белый пух,
   Быстро кружится.
        И.С.Никитин
д) Нева вздувалась и ревела...
   и вдруг, как зверь остервенясь,
   на город кинулась...
         А.С.Пушкин

Ключи

1.Ставится 1 балл за каждую продолженную строчку, 1 балл за автора и название.

а) Что ты меня от смерти спас. (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)
б) Что сбудется в жизни со мною? (А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
в) А воды уж весной шумят. (Ф.Тютчев «Весенние воды»)

2. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.

    1)«Борис Годунов»
    2) «Станционный смотритель»
    3) «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне        Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
    4) «Дубровский»
    5) «Капитанская дочка»

3. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.

    а) –нет
   б) – да
   в) – нет
    г) – нет
   д) – да
   е) – да

4. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.

Н.А.Некрасов, Н.В.Гоголь, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь.

5. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.

1799-1837                        А.С. Пушкин
1809-1852                        Н.В. Гоголь
1826-1889                        М.Е. Салтыков-Щедрин
1814-1841                       М.Ю. Лермонтов
1818-1883                       И.С. Тургенев

6. Ставится 1 балл за верно указанное имя и 1 балл за автора и название.

 - Николенька Иртеньев (Л.Н.Толстой «Детство»).
- Алёша Пешков (М.Горький «Детство»).
- Маша Миронова (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
- Петруша Гринев (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
- Акакий Акакиевич Башмачкин (Н.В.Гоголь «Шинель»).
- Самсон Вырин (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»).
- Тарас Бульба (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).

7. а) крестьянкой – Лиза Муромская; б) цыганом - Алеко; в) разбойником – Владимир Дубровский; г) царём – Емельян Пугачев?

8. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.

Незваный гость хуже татарина.

Баба с возу – кобыле легче.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Свои люди – сочтемся.

Чем дальше в лес – больше деревьев.

Висит груша – нельзя скушать.

9. Максимальная оценка 10 баллов.

10. Ставится 1 балл за каждый правильный троп или стилистическую фигуру и 1 балл за каждый приведенный пример.
а) Инверсия: дули ветры, шла гроза
   Анафора: Не напрасно…., Не напрасно
б) Оксюморон: Унылая пора! очей очарованье!
в) Эпитет - Печальная береза
г) Метафора - Мурава лугов Ковром стелется
  Сравнение - Снег, что белый пух,
д) Олицетворение: Нева вздувалась и ревела, на город кинулась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....