Олимпиадные задания
олимпиадные задания по литературе (9 класс) на тему
Материал содержит олимпиадные задания школьного этапа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiady_9_klass.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку 9 класс
1.Покажите графически, какими звуками различаются слова: уголь-угол, мал-мял.
2.Определите, сколько раз звуки, составляющие слово льет, встречаются в следующем отрывке:
Не гляди на меня с упреком.
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.
(С.А.Есенин)
3.Составьте словообразовательную цепочку, начальным и конечным звеном которой являлись бы слова бить и пуленепробиваемый.
4.Определите, одушевленными или неодушевленными являются перечисленные ниже слова. Какие слова можно отнести к обеим группам? С чем это связано?
Погрузчик, кукла, туз, существо, рота, истребитель, матрешка, труп, покойник.
5.Поставьте ударение в словах, укажите слова, в которых допустимы два варианта ударений.
Асимметрия, статуя, тефтели, верба, творог, свекла, балованный, звонит, жалюзи, туфля, поутру, кулинария, оптовый, ожил.
6.Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных, поставьте ударение: якорь, торт, директор, инструктор, тренер, договор, порт.
7.Объясните, почему в одном случае слово однако выделено запятыми, а в другом нет.
В пустыне пустынно,
Однако не пусто.
Я вижу долины
И грусти и буйства…
Здесь редки блага
И зелень – не зелень.
Травою, однако,
Край этот усеян.
(Н. Глазков)
8.Запишите в транскрипции следующие слова: датский, счастье, езжу, сжечь, просьба.
9.Замените заимствованные слова русскими синонимами: пресса, автоклав, кульминация, спидвей, презумпция.
10.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Отец все время см…тревший на Тыбурция удивле(н,нн)ыми гл…зами повин…вался. Оба они вышли а я остался п…давле(н,нн)ый ощущениями п…реполн…вшими мое сер(?)це. В эту м…нуту я (н…)(в)чем (н…)отд…вал себе отч…та. Был только маленький мальчик в сер(?)це к…торого встр…хнули два разн…бразных чу(?)ства гне… и любовь так сильно что это сер(?)це замутил…сь. Этот мальчик был я и мне самому себя было как бу…то жалко. Да еще были два гол…са смутным хотя и …живле(н,нн)ым гов…ром звуч…вшие за дверью.
Я все еще ст…ял на том(же)месте как дверь к…б…нета отв…рилась и оба с…беседника вошли. Я опять почу(?)ствовал на своей г…л…ве чью(то) руку и в(з,с)дрогнул. То была рука отца нежно гладившая мои вол…сы.
Тыбурций взял меня на руки и п…с…дил в пр…сутствии отца к себе на к…лени.
Пр(е,и)ходи к нам ск…зал он. Отец тебя отпустит.
(В.Г.Короленко «Дети подземелья»)
Ключи
1. Уголь – уго[л`], угол – уго[л], мал – ма[л], мял – [м`]ал. (4 балла)
2. Льет – [л`й`от]. (4 балла)
[л`] – 3 раза (г[л`]яди, [л`]юблю).
[й`] – 8 раз ([й`а], презрень[й`а], та[й`у], [й`а], тво[й`], поволоко[й`], лукаву[й`у], тво[й`у]).
[o] – 6 раз (уп[р`о]ком, н[о], тв[о]й, вз[о]р, повол[о]кой, кр[о]тость).
[т] – 4 раза ([т]аю,[ т]вой, кро[т]ость, [т]вою).
3. Бить – пробить – пробивать – пробиваемый – непробиваемый – пуленепробиваемый. (5 баллов)
4. Погрузчик – неодуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: погрузчики). (10 баллов)
Кукла – одуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: кукол).
Туз– неодуш. в значении игральная карта (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: тузы) и одуш. В значении влиятельный человек (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: тузов).
существо – одуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: существ).
рота - неодуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: роты).
истребитель – неодуш. в значении «боевой самолет» (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: истребители), одуш. В значении «летчик истребительной авиации» (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: истребителей).
матрешка – одуш.( во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: матрешек).
труп – неодуш.( во мн.ч. Вин.п. совпадает с Им.п.: трупы).
покойник – одуш. (во мн.ч. Вин.п. совпадает с Р.п.: покойников).
5. Асимметрия, статуя, тефтели и тефтели, верба, творог и творог, свекла, балованный, звонит, жалюзи, туфля, поутру, кулинария и кулинария, оптовый, ожил. (1 балла за каждое правильное слово)
6. Якорь – якоря, торт – торты, директор – директора, инструктор – инструкторы, тренер – тренеры, договор – договоры и договора (разг.), порт – порты. (1 балла за каждое правильное слово)
7. В первом случае однако является союзом, синонимичным союзу но, поэтому запятая ставится только перед однако. Во втором случае однако – вводное слово, поэтому выделяется запятыми. Однако является вводным словом, если находится в середине или в конце предложения, в начале предложения однако является союзом. (3 балла)
8. Датский – [дацк`ий`], счастье –[ щ`ас`т`й`э], езжу – [й`эжжу], сжечь – [жжэч`], просьба – [проз`ба]. (1 балла за каждое правильное слово).
9. Пресса – печать; кульминация – предел, вершина, зенит; спидвей – мотогонки; презумпция – предположение. (1 балла за каждое правильное слово).
10. Отец, все время смотревший на Тыбурция удивленными глазами, повиновался. Оба они вышли, а я остался, подавленный ощущениями, переполнившими мое сердце. В эту минуту я ни в чем не отдавал себе отчета. Был только маленький мальчик, в сердце которого встряхнули два разнообразных чувства: гнев и любовь - так сильно, что это сердце замутилось. Этот мальчик был я, и мне самому себя было как будто жалко. Да еще были два голоса, смутным, хотя и оживленным говором звучавшие за дверью.
Я все еще стоял на том же месте, как дверь кабинета отворилась и оба собеседника вошли. Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы.
Тыбурций взял меня на руки и посадил в присутствии отца к себе на колени.
- Приходи к нам, - сказал он, - отец тебя отпустит. (максимально 20 баллов)
(В.Г.Короленко «Дети подземелья»)
Олимпиада по литературе 9 класс
1. Продолжите стихотворную строку, назовите автора и название произведения:
а) Старик, я слышал много раз ...
б) Скажи мне, кудесник, любимец богов ...
в) Еще в полях белеет снег ...
2. Восстановите верную последовательность написания произведений А.С. Пушкина.
а) «Дубровский»
б) «Борис Годунов»
в) «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
г) «Станционный смотритель»
д) «Капитанская дочка» (до 5 баллов)
3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.
б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».
в) Рифма — обязательно условия стихотворной речи.
г) Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
4. Укажите авторов крылатых выражений.
В минуту жизни трудную, легкость в мыслях необыкновенная, и в воздух чепчики бросали, пошла писать губерния.
5. Соотнесите годы жизни и имена писателей.
1809-1852 А.С. Пушкин
1826-1889 Н.В. Гоголь
1799-1837 М.Е. Салтыков-Щедрин
1818-1883 М.Ю. Лермонтов
1814-1841 И.С. Тургенев
6. Допишите фамилии героев, а также укажите автора и произведение, в котором о них рассказывается:
- Николенька И…
- Алёша П…
- Маша М…
- Петруша Г…
- Акакий Акакиевич Б…
- Самсон В…
- Тарас Б…
7.Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». Кто из них станет:
а) крестьянкой; б) цыганом; в) разбойником; г) царём?
8.Разгадайте перевёртыши, заменив слова контекстуальными антонимами.
а) Долгожданный хозяин лучше русского.
б) Мужик на телегу – коню тяжелее.
в) Отобранной птице в уши глядят.
г) Чужие звери – не поладим.
д) Когда ближе к полю – меньше деревьев.
е) Валяется кокос – можно выпить.
9. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Человек, который вызывает у меня чувство восхищения». (10-15 предложений)
10. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.
а) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
С.А.Есенин
б) Унылая пора! очей очарованье!
А.С.Пушкин
в) Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
разубрана она.
А.А.Фет
г) Мурава лугов
Ковром стелется…
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.
И.С.Никитин
д) Нева вздувалась и ревела...
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась...
А.С.Пушкин
Ключи
1.Ставится 1 балл за каждую продолженную строчку, 1 балл за автора и название.
а) Что ты меня от смерти спас. (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)
б) Что сбудется в жизни со мною? (А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
в) А воды уж весной шумят. (Ф.Тютчев «Весенние воды»)
2. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.
1)«Борис Годунов»
2) «Станционный смотритель»
3) «Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
4) «Дубровский»
5) «Капитанская дочка»
3. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.
а) –нет
б) – да
в) – нет
г) – нет
д) – да
е) – да
4. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.
Н.А.Некрасов, Н.В.Гоголь, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь.
5. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.
1799-1837 А.С. Пушкин
1809-1852 Н.В. Гоголь
1826-1889 М.Е. Салтыков-Щедрин
1814-1841 М.Ю. Лермонтов
1818-1883 И.С. Тургенев
6. Ставится 1 балл за верно указанное имя и 1 балл за автора и название.
- Николенька Иртеньев (Л.Н.Толстой «Детство»).
- Алёша Пешков (М.Горький «Детство»).
- Маша Миронова (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
- Петруша Гринев (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
- Акакий Акакиевич Башмачкин (Н.В.Гоголь «Шинель»).
- Самсон Вырин (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»).
- Тарас Бульба (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).
7. а) крестьянкой – Лиза Муромская; б) цыганом - Алеко; в) разбойником – Владимир Дубровский; г) царём – Емельян Пугачев?
8. Ставится 1 балл за каждый правильный ответ.
Незваный гость хуже татарина.
Баба с возу – кобыле легче.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Свои люди – сочтемся.
Чем дальше в лес – больше деревьев.
Висит груша – нельзя скушать.
9. Максимальная оценка 10 баллов.
10. Ставится 1 балл за каждый правильный троп или стилистическую фигуру и 1 балл за каждый приведенный пример.
а) Инверсия: дули ветры, шла гроза
Анафора: Не напрасно…., Не напрасно
б) Оксюморон: Унылая пора! очей очарованье!
в) Эпитет - Печальная береза
г) Метафора - Мурава лугов Ковром стелется
Сравнение - Снег, что белый пух,
д) Олицетворение: Нева вздувалась и ревела, на город кинулась
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.
Использовать в работе на математическом кружке....
Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов
Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Олимпиадные задания, тесты и практические задания
Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....