Методическая разработка открытого занятия по литературе по творчеству В.Набокова.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Казаченко Ольга Витальевна

Методическая разработка включает в себя конспект открытого занятия "Тема изгнания и тоски по Родине в поэзии В.Набокова". В конспекте есть перечень стихотворений, используемых для анализа, опорная таблица для устного ответа по теме, примерный план сочинения по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodina_v_poezii_nabokova.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«Тема изгнания и тоски по Родине

в поэзии Владимира Набокова »

Разработчик:       преподаватель русского языка и литературы  Казаченко О.В. 

Санкт-Петербург - 2014г.

 


                             Технологическая  карта  занятия по литературе

                    "Тема изгнания и тоски по Родине в поэзии В. Набокова"

№ п/п

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Критерии оценивания

1.

Организационный момент.

 

Создание положительного эмоционального настроя на уроке

Пассивное восприятие

Распечатка стихов В.Набокова,

презентация о поэте

Приветствие студентов

Приветствие преподавателя.

-

2.

Сообщение темы,

цели и задач

занятия, плана работы

Создание мотивационной базы урока

Пассивное восприятие

Опорный конспект по литературе

Вступительное слово преподавателя.

Слушают преподавателя, делают

записи темы в конспектах

-

 3.

Актуализация ЗУН

Концентрация

внимания,

рефлексия

Проверка знаний, умений и навыков,

 Дидактический материал: текст экспресс-

опроса

Фронтальный опрос  

Студенты

письменно отвечают на вопросы преподавателя

Макс. балл -3

Миним. балл -0

4.

Проверка индивидуального домашнего задания

Развитие навыков СР

Работа с книгой , словарями. интернет-ресурсами

Презентация

Индив.

опрос

Студенты

Представляют презентации,  устные ответы

в форме реферативных докладов.

1 балл

5.

Работа с текстом стихотворений

Учебная,

образовательная

Объяснит.-

иллюстр.

Тексты стихотворений

Задает вопросы,

комментирует

ответы.

Подсказывает примеры слов и с/с

Читают,

находят примеры, делают записи в конспекте

6.

Аналитическая беседа

Развивающая

Проблемное

обучение

Цитаты из текстов

стихов

Направляет

дискуссию в нужное русло

Высказывают

точку

зрения

7.

Домашнее задание

Развивающая,

воспитательная

Поисковый

 План анализа лирического стихотворения

Инструктирует,

рекомендует

Задают

вопросы

Макс. - 3 балла

Мин.  -  0 баллов

8.

Подведение итогов занятия

Воспитательная

Побуждающ.

БАРС

Оценивает,

комментирует,

поощряет

Рефлексия

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

  I. Цели занятия:

Основная цель занятия: .

Цели по уровням познавательной деятельности

Формулировка целей и задач занятия

1.

Знать

Темы и проблемы поэтического творчества В.Набокова, его особое место в русской и мировой литературе .

2.

Понимать

Значение понятий "Литература русского зарубежья", "модернизм", "литературное течение" и др.

3.

Применять

Знания литературоведческих терминов (лирика, тема, проблема, строфа, поэтический размер, композиция и др.)

4.

Анализировать

Стихотворения поэта, мастерство автора.

5.

Оценивать

 Результаты своей работы в баллах; знать критерии оценки данных видов работы.

II. Оборудование: Распечатка подборки стихотворений В.Набокова о Родине, России; презентация о его жизни и творчестве, презентация плана анализа лирического стихотворения, толковые словари, учебник по русской литературе для 11 класса.

1.Технические средства: Компьютер, интерактивная доска для демонстрации презентаций, фрагментов фильмов, иллюстраций.

2.Дидактический материал: текст "Экспресс-опроса", макет опорного конспекта, презентация о жизни и творчестве поэта.

3.Литература:

1. В Набоков. Капля солнца в венчике стиха. Стихотворения. Москва, Эксмо, 2000.

2. В.Набоков. Избранное. Книга для ученика и учителя. Москва, Олимп, 1998.

3. Стихотворения/ Сост. Н.И.Толстая.- Л.: Худож. лит., 1990

4. Анастасьев Н. Феномен Набокова. - М., 1992

5. Чуковский К. Онегин на чужбине. Дружба народов, 1988, №4.

4.Ход занятия:

 4.1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, определение целей и задач занятия)

 4 .2. Сообщение темы урока и плана работы:

          Тема нашего занятия  посвящена поэзии В.Набокова, точнее, тем его пронзительным стихам, в которых он на протяжении всей своей жизни выражал свои чувства, мысли о своей тоске по России, так как вынужден был покинуть ее из-за печально известных событий 1917 года, когда более трех миллионов русских людей оказались за пределами страны - в эмиграции (запись темы занятия в конспектах для активизации внимания). Сегодня мы познакомимся с поэтическим творчеством этого замечательного поэта, услышим его удивительные стихи, научимся анализировать их, находить то, что скрыто от невнимательного взгляда и запишем примерный план сочинения по теме изгнания и тоски по Родине в поэзии В.Набокова.

4.3. Повторение темы (проверка ЗУН, фронтальный письменный опрос):

   Перед тем, как перейти к изучению заявленной темы, вспомним то, что мы прошли на предыдущем занятии. Проверим домашнее задание, частью  которого был краткий конспект по биографии и творчеству поэта. Проведем экспресс - опрос из 10 вопросов. Готовы? Напоминаю, что вы не записываете вопрос, а только ответ - одним словом или словосочетанием, цифрой.

                                        Экспресс-опрос по творчеству В.Набокова

1. Мы изучаем творчество  В.Набокова в курсе русской литературы, считая его национальным писателем. Но он занял особое место в мировой литературе, потому что большую часть жизни прожил за рубежом и писал многие свои произведения на английском языке.  В какой еще стране его называют "своим" писателем и гордятся его произведениями?

В Америке

2. Многие произведения русской классики известны западному читателю благодаря В.Набокову, потому что он прекрасно владел английским, немецким, французским языками.  Чем занимался писатель кроме создания собственных произведений?

Переводами ("Задачи перевода: "Онегин" по-английски", "Герой нашего времени" и др.)

3. Набокова называют великим романистом ХХ столетия, назовите тот из его романов, который принес ему не только известность, но и материальную обеспеченность (он смог оставить преподавательскую работу)?

"Лолита"

4. Назовите любые два-три  романа писателя, которые критики  называют "многомерными замысловатыми загадками".

"Дар", "Другие берега", "Защита Лужина"

5. Какое знаменитое произведение древнерусской литературы было переведено Набоковым?

"Слово о полку Игореве"

6. В каких странах пришлось жить и работать Набокову(он называл это - "скитаться").

В Германии, в Англии, во Франции, в США, В Швейцарии

7. Еще в 1914 году(ему было всего 15 лет!) Набоков выпустил брошюру под своим именем. сколько произведений и какого жанра было в этой первой книжке?

Одно стихотворение!

8. Чтобы заработать на жизнь, Набоков , как известно, читал лекции о русской литературе(профессор Корнельского, Гарвардского и др. университетов) . Какую знаменитую премию он получил в Америке?

Премию Американской Академии Искусств и Словесности

9. Набоков писал не только прозу, лирику. но и ...

Пьесы.

10. Какой псевдоним использовал В.Набоков?

В.Сирин (сирый: одинокий, несчастный)

Критерии самооценки:

10 правильных ответов - 3 балла

8 правильных ответов    - 2 балла

6 правильных ответов   - 1 балл

Менее 6 плюсов               - 0 баллов

Максимальный балл - 3б.

Минимальный балл -  0

Подведение итогов проверочной работы (взаимопроверка, оценивание соседа)

4.4. Проверка индивидуального домашнего задания:

  Студенты представляют две презентации о жизни и творчестве В. Набокова.

4.5. Анализ нескольких стихотворений В.Набокова по теме урока (слово учителя).

    Многие из литераторов, оказавшихся в вынужденной эмиграции вдали от Родины, продолжали писать произведения на русском языке, о России. Таким был, например, И.Бунин. Для некоторых изоляция от России стала очень болезненной: например, А.Куприн не смог смириться с тем, что лишился "своего" читателя и признавался, что здесь, во Франции, где он тогда жил, он утратил смысл жизни и творчества. То же самое творилось и в душе В.Набокова, долгие годы своей жизни он писал произведения, в которых звучала  тоска по Родине. Это особенно проявляется в  его стихах. Перед вами подборка стихотворений поэта, названия которых говорят сами за себя: "Россия", "Изгнание", "Сны", "Расстрел", "К России", Русь, "Петербург", "Беженцы", "Скитальцы"" "Возвращение" и др. Если проследить хронологию создания этих произведений, то становится понятно, что эта тема волновала Набокова всю жизнь, начиная с момента отъезда из России и до последних дней его жизни(демонстрируется хронологическая таблица написания подборки этих стихотворений).  Предлагаю вам прослушать несколько самых знаменитых стихотворений В.Набокова, посвященных изгнанию и тоске по Родине. Этот мотив звучит в каждом из них. Давайте составим опорную таблицу, которая поможет нам проанализировать эти стихотворения (таблица заполняется по мере прочтения стихотворений и выявления особенностей).

          Выразительное чтение и комментирование текста стихотворений.

Название

Год

Композиция

Средства выразительности

Идея автора

"Расстрел"

1927,

5 четверост.

Сравнение: "циферблат, как пристальное дуло",

Эпитет:"оцепенелое сознанье"

Оксюморон: "благополучное изгнанье"

Смысл стихотворения в том, что несмотря на опасность быть расстрелянным. поэт мечтает вернуться на родину(парадокс)

"Сны"

1926

5 шестистиший

Эпитеты: "тусклый разговор", "роковые приметы", "нерусская земля".

Метафора: Россия, поделенная на сны(как лоскутное одеяло), сон - мечта.

Идея в том, что автор только во сне может вернуться домой и требует от самого Бога ответа:

"кто увидит родину. кто нет..." Неизвестность его убивает.

"К родине"

1924

9 двустиший

Эпитеты: "рдяная ладонь", "вербный огонь", "пронзительная земля".

Сравнение: душа, как небо над Невой

Метафора: кость в груди(плоть от плоти)

Память ощущений сохраняется в человеке даже через много лет. У поэта по родной земле тоскуют даже "впадины ступней".

"Родина"

1927

Традиционная:

5 четверостиший

Метафоры: "Россия - бессмертное счастие", "изгнание - жало", "Россия - тайна".

Сравнение: "как ветер, как море, как тайна".

Эпитеты: "гордые музы России", "дремучий шум" , "родные равнины".

Стихотворение, в котором собраны все мотивы. повторяющиеся в др. стихах о Родине: мотив сна, тоски, ощущение изгнания. чужбины. Чужая земля не дает силы,

"Отвяжись, я тебя умоляю..."

1939

7 четверост.

Метафоры: Париж - "угольная яма", "дрожащие пятна березы", "трава двух несмежных могил", годы-столетья.

Эпитеты: "слепые наплывания", "слепые глаза". Просторечия, вульгаризмы: "отвяжись", "выть".

По эмоциональному накалу это стихотворение - одно из самых сильных, пронзительных, потому что поэт пытается забыться, бежать от воспоминаний и тоски, отказаться от родного языка - и не может простить обиду из-зи сломанной судьбы.

4.6. Образец письменного анализа стихотворения по плану.

 Проанализировав несколько стихотворений В.Набокова и составив опорный конспект,  легко написать сочинение-анализ. Для этого следует продумать  план письменного  анализа стихотворения. Обсудим и запишем примерный план сочинения.

                                            Образец примерного плана.

1. Введение. Особое место В.Набокова в русской и мировой литературе.

2. Тема изгнания и тоски по России в стихах поэта.

2.1. Общие мотивы   и образы в стихотворных произведениях о Родине (сон-воспомининие, изгнание, чужбина)

2.2. Анализ стихотворения "Родина":

     а) смысл названия, история создания (место, время написания, где опубликовано);

     б) жанр и композиция стихотворения;

     в) содержание каждой строфы;

     г) авторская идея;

     д) художественные и языковые особенности.

 3. Читательские выводы (о теме, идее, о таланте автора и др.)

4.7. Домашнее задание:

1.Написать сочинение "Тема изгнания и тоски по России в стихах В.Набокова"

(на примере анализа одного из стихотворений по выбору)

2. Выучить наизусть стихотворение "Родина"

4.8. Подведение итогов занятия: оценка успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...

Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"

Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....

Методическая разработка открытого занятия по теме "Панно из кожи" в Доме творчества

Методическая разработка занятия по программе "Магия дома" для обучающихся Дома творчества 12-14 лет. Цель: Создание творческого продукта - панно из кожи в произвольной тематике. Задачи: -озн...