Методическая разработка открытого занятия по литературе по творчеству В.Набокова.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Методическая разработка включает в себя конспект открытого занятия "Тема изгнания и тоски по Родине в поэзии В.Набокова". В конспекте есть перечень стихотворений, используемых для анализа, опорная таблица для устного ответа по теме, примерный план сочинения по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_v_poezii_nabokova.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«Тема изгнания и тоски по Родине
в поэзии Владимира Набокова »
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы Казаченко О.В.
Санкт-Петербург - 2014г.
Технологическая карта занятия по литературе
"Тема изгнания и тоски по Родине в поэзии В. Набокова"
№ п/п | Этапы урока | Дидактическая цель | Метод обучения | Методическое обеспечение | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Критерии оценивания | |||||
1. | Организационный момент.
| Создание положительного эмоционального настроя на уроке | Пассивное восприятие | Распечатка стихов В.Набокова, презентация о поэте | Приветствие студентов | Приветствие преподавателя. | - | |||||
2. | Сообщение темы, цели и задач занятия, плана работы | Создание мотивационной базы урока | Пассивное восприятие | Опорный конспект по литературе | Вступительное слово преподавателя. | Слушают преподавателя, делают записи темы в конспектах | - | |||||
3. | Актуализация ЗУН | Концентрация внимания, рефлексия | Проверка знаний, умений и навыков, | Дидактический материал: текст экспресс- опроса | Фронтальный опрос | Студенты письменно отвечают на вопросы преподавателя | Макс. балл -3 Миним. балл -0 | |||||
4. | Проверка индивидуального домашнего задания | Развитие навыков СР | Работа с книгой , словарями. интернет-ресурсами | Презентация | Индив. опрос | Студенты Представляют презентации, устные ответы в форме реферативных докладов. | 1 балл | |||||
5. | Работа с текстом стихотворений | Учебная, образовательная | Объяснит.- иллюстр. | Тексты стихотворений | Задает вопросы, комментирует ответы. Подсказывает примеры слов и с/с | Читают, находят примеры, делают записи в конспекте | ||||||
6. | Аналитическая беседа | Развивающая | Проблемное обучение | Цитаты из текстов стихов | Направляет дискуссию в нужное русло | Высказывают точку зрения | ||||||
7. | Домашнее задание | Развивающая, воспитательная | Поисковый | План анализа лирического стихотворения | Инструктирует, рекомендует | Задают вопросы | Макс. - 3 балла Мин. - 0 баллов | |||||
8. | Подведение итогов занятия | Воспитательная | Побуждающ. | БАРС | Оценивает, комментирует, поощряет | Рефлексия |
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
I. Цели занятия:
Основная цель занятия: . | ||
Цели по уровням познавательной деятельности | Формулировка целей и задач занятия | |
1. | Знать | Темы и проблемы поэтического творчества В.Набокова, его особое место в русской и мировой литературе . |
2. | Понимать | Значение понятий "Литература русского зарубежья", "модернизм", "литературное течение" и др. |
3. | Применять | Знания литературоведческих терминов (лирика, тема, проблема, строфа, поэтический размер, композиция и др.) |
4. | Анализировать | Стихотворения поэта, мастерство автора. |
5. | Оценивать | Результаты своей работы в баллах; знать критерии оценки данных видов работы. |
II. Оборудование: Распечатка подборки стихотворений В.Набокова о Родине, России; презентация о его жизни и творчестве, презентация плана анализа лирического стихотворения, толковые словари, учебник по русской литературе для 11 класса.
1.Технические средства: Компьютер, интерактивная доска для демонстрации презентаций, фрагментов фильмов, иллюстраций.
2.Дидактический материал: текст "Экспресс-опроса", макет опорного конспекта, презентация о жизни и творчестве поэта.
3.Литература:
1. В Набоков. Капля солнца в венчике стиха. Стихотворения. Москва, Эксмо, 2000.
2. В.Набоков. Избранное. Книга для ученика и учителя. Москва, Олимп, 1998.
3. Стихотворения/ Сост. Н.И.Толстая.- Л.: Худож. лит., 1990
4. Анастасьев Н. Феномен Набокова. - М., 1992
5. Чуковский К. Онегин на чужбине. Дружба народов, 1988, №4.
4.Ход занятия:
4.1. Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих, определение целей и задач занятия)
4 .2. Сообщение темы урока и плана работы:
Тема нашего занятия посвящена поэзии В.Набокова, точнее, тем его пронзительным стихам, в которых он на протяжении всей своей жизни выражал свои чувства, мысли о своей тоске по России, так как вынужден был покинуть ее из-за печально известных событий 1917 года, когда более трех миллионов русских людей оказались за пределами страны - в эмиграции (запись темы занятия в конспектах для активизации внимания). Сегодня мы познакомимся с поэтическим творчеством этого замечательного поэта, услышим его удивительные стихи, научимся анализировать их, находить то, что скрыто от невнимательного взгляда и запишем примерный план сочинения по теме изгнания и тоски по Родине в поэзии В.Набокова.
4.3. Повторение темы (проверка ЗУН, фронтальный письменный опрос):
Перед тем, как перейти к изучению заявленной темы, вспомним то, что мы прошли на предыдущем занятии. Проверим домашнее задание, частью которого был краткий конспект по биографии и творчеству поэта. Проведем экспресс - опрос из 10 вопросов. Готовы? Напоминаю, что вы не записываете вопрос, а только ответ - одним словом или словосочетанием, цифрой.
Экспресс-опрос по творчеству В.Набокова
1. Мы изучаем творчество В.Набокова в курсе русской литературы, считая его национальным писателем. Но он занял особое место в мировой литературе, потому что большую часть жизни прожил за рубежом и писал многие свои произведения на английском языке. В какой еще стране его называют "своим" писателем и гордятся его произведениями? | В Америке |
2. Многие произведения русской классики известны западному читателю благодаря В.Набокову, потому что он прекрасно владел английским, немецким, французским языками. Чем занимался писатель кроме создания собственных произведений? | Переводами ("Задачи перевода: "Онегин" по-английски", "Герой нашего времени" и др.) |
3. Набокова называют великим романистом ХХ столетия, назовите тот из его романов, который принес ему не только известность, но и материальную обеспеченность (он смог оставить преподавательскую работу)? | "Лолита" |
4. Назовите любые два-три романа писателя, которые критики называют "многомерными замысловатыми загадками". | "Дар", "Другие берега", "Защита Лужина" |
5. Какое знаменитое произведение древнерусской литературы было переведено Набоковым? | "Слово о полку Игореве" |
6. В каких странах пришлось жить и работать Набокову(он называл это - "скитаться"). | В Германии, в Англии, во Франции, в США, В Швейцарии |
7. Еще в 1914 году(ему было всего 15 лет!) Набоков выпустил брошюру под своим именем. сколько произведений и какого жанра было в этой первой книжке? | Одно стихотворение! |
8. Чтобы заработать на жизнь, Набоков , как известно, читал лекции о русской литературе(профессор Корнельского, Гарвардского и др. университетов) . Какую знаменитую премию он получил в Америке? | Премию Американской Академии Искусств и Словесности |
9. Набоков писал не только прозу, лирику. но и ... | Пьесы. |
10. Какой псевдоним использовал В.Набоков? | В.Сирин (сирый: одинокий, несчастный) |
Критерии самооценки: 10 правильных ответов - 3 балла 8 правильных ответов - 2 балла 6 правильных ответов - 1 балл Менее 6 плюсов - 0 баллов | Максимальный балл - 3б. Минимальный балл - 0 |
Подведение итогов проверочной работы (взаимопроверка, оценивание соседа)
4.4. Проверка индивидуального домашнего задания:
Студенты представляют две презентации о жизни и творчестве В. Набокова.
4.5. Анализ нескольких стихотворений В.Набокова по теме урока (слово учителя).
Многие из литераторов, оказавшихся в вынужденной эмиграции вдали от Родины, продолжали писать произведения на русском языке, о России. Таким был, например, И.Бунин. Для некоторых изоляция от России стала очень болезненной: например, А.Куприн не смог смириться с тем, что лишился "своего" читателя и признавался, что здесь, во Франции, где он тогда жил, он утратил смысл жизни и творчества. То же самое творилось и в душе В.Набокова, долгие годы своей жизни он писал произведения, в которых звучала тоска по Родине. Это особенно проявляется в его стихах. Перед вами подборка стихотворений поэта, названия которых говорят сами за себя: "Россия", "Изгнание", "Сны", "Расстрел", "К России", Русь, "Петербург", "Беженцы", "Скитальцы"" "Возвращение" и др. Если проследить хронологию создания этих произведений, то становится понятно, что эта тема волновала Набокова всю жизнь, начиная с момента отъезда из России и до последних дней его жизни(демонстрируется хронологическая таблица написания подборки этих стихотворений). Предлагаю вам прослушать несколько самых знаменитых стихотворений В.Набокова, посвященных изгнанию и тоске по Родине. Этот мотив звучит в каждом из них. Давайте составим опорную таблицу, которая поможет нам проанализировать эти стихотворения (таблица заполняется по мере прочтения стихотворений и выявления особенностей).
Выразительное чтение и комментирование текста стихотворений.
Название | Год | Композиция | Средства выразительности | Идея автора |
"Расстрел" | 1927, | 5 четверост. | Сравнение: "циферблат, как пристальное дуло", Эпитет:"оцепенелое сознанье" Оксюморон: "благополучное изгнанье" | Смысл стихотворения в том, что несмотря на опасность быть расстрелянным. поэт мечтает вернуться на родину(парадокс) |
"Сны" | 1926 | 5 шестистиший | Эпитеты: "тусклый разговор", "роковые приметы", "нерусская земля". Метафора: Россия, поделенная на сны(как лоскутное одеяло), сон - мечта. | Идея в том, что автор только во сне может вернуться домой и требует от самого Бога ответа: "кто увидит родину. кто нет..." Неизвестность его убивает. |
"К родине" | 1924 | 9 двустиший | Эпитеты: "рдяная ладонь", "вербный огонь", "пронзительная земля". Сравнение: душа, как небо над Невой Метафора: кость в груди(плоть от плоти) | Память ощущений сохраняется в человеке даже через много лет. У поэта по родной земле тоскуют даже "впадины ступней". |
"Родина" | 1927 | Традиционная: 5 четверостиший | Метафоры: "Россия - бессмертное счастие", "изгнание - жало", "Россия - тайна". Сравнение: "как ветер, как море, как тайна". Эпитеты: "гордые музы России", "дремучий шум" , "родные равнины". | Стихотворение, в котором собраны все мотивы. повторяющиеся в др. стихах о Родине: мотив сна, тоски, ощущение изгнания. чужбины. Чужая земля не дает силы, |
"Отвяжись, я тебя умоляю..." | 1939 | 7 четверост. | Метафоры: Париж - "угольная яма", "дрожащие пятна березы", "трава двух несмежных могил", годы-столетья. Эпитеты: "слепые наплывания", "слепые глаза". Просторечия, вульгаризмы: "отвяжись", "выть". | По эмоциональному накалу это стихотворение - одно из самых сильных, пронзительных, потому что поэт пытается забыться, бежать от воспоминаний и тоски, отказаться от родного языка - и не может простить обиду из-зи сломанной судьбы. |
4.6. Образец письменного анализа стихотворения по плану.
Проанализировав несколько стихотворений В.Набокова и составив опорный конспект, легко написать сочинение-анализ. Для этого следует продумать план письменного анализа стихотворения. Обсудим и запишем примерный план сочинения.
Образец примерного плана.
1. Введение. Особое место В.Набокова в русской и мировой литературе.
2. Тема изгнания и тоски по России в стихах поэта.
2.1. Общие мотивы и образы в стихотворных произведениях о Родине (сон-воспомининие, изгнание, чужбина)
2.2. Анализ стихотворения "Родина":
а) смысл названия, история создания (место, время написания, где опубликовано);
б) жанр и композиция стихотворения;
в) содержание каждой строфы;
г) авторская идея;
д) художественные и языковые особенности.
3. Читательские выводы (о теме, идее, о таланте автора и др.)
4.7. Домашнее задание:
1.Написать сочинение "Тема изгнания и тоски по России в стихах В.Набокова"
(на примере анализа одного из стихотворений по выбору)
2. Выучить наизусть стихотворение "Родина"
4.8. Подведение итогов занятия: оценка успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия
Содержание методической разработки Пояснительная записка Методическая карта занятия Обеспечение занятия Структура занятия План занятия ...
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»
В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...
Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...
Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"
Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."
Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....
Методическая разработка открытого занятия по теме "Панно из кожи" в Доме творчества
Методическая разработка занятия по программе "Магия дома" для обучающихся Дома творчества 12-14 лет. Цель: Создание творческого продукта - панно из кожи в произвольной тематике. Задачи: -озн...