Я и живая мимолётность...
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Данная методическая разработка знакомит с основными приемами, необходимыми для написания эссе по материалам художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_zhivaya_mimolyotnost.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Байдарова Валентина Юрьевна               239-707-852

Открытый урок

Я и живая мимолётность…

 

(на материале повести А.И.Бунина «Антоновские яблоки»)

Тип урока: комбинированный

Вид урока: обучение написанию эссе.

Технология: творческая мастерская.

Цели урока:

  • научить основным приемам, необходимым для написания эссе по материалам художественных произведений.

Задачи урока:

Обучающие

  • научить строить собственный текст в жанре эссе, как отклик на пережитое на уроке;
  • учить использовать экспрессивную лексику и различные тропы при создании сочинения в жанре эссе;

Развивающие

  • познакомить с культурой ушедшей дворянской эпохи на примере повести А.И.Бунина «Антоновские яблоки»;
  • в ходе урока показать внутренний мир писателя, его ощущения дворянского и крестьянского быта, включённого в единый природный цикл;
  • показать сенсорное наполнение лексики А.И.Бунина через собственные вкусовые, слуховые и зрительные ощущения учащихся с подключением культурных компонентов: живописи, музыки, а также дегустации антоновских яблок, мёда, ржаного хлеба;
  • продолжить работу по развитию творческого и воссоздающего воображения и ассоциативного мышления учащихся;
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу,  музыку, изобразительное искусство;

Воспитательные

  • продолжить формирование познавательных интересов и любви к культуре родного Отечества.

Оборудование урока:

  • на доске написана   тема урока;
  • фрагменты текста  А.И.Бунина «Антоновские яблоки», распечатанные для всех учащихся;
  • весь класс в жёлтых осенних листьях;
  • парты сдвинуты в один большой стол, накрытый скатертью;
  • на столе антоновские яблоки, ржаной хлеб, мёд, тарелки, чашки;
  • цветные карандаши;
  • ноты Ф. Шопена «Ноктюрны», И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир», И.Глинка «Разлука»;
  • на доске словарь: величавая,взволнованная,таинственная,прозрачная,сверкающая,божественная,изысканная,элегантная,тоскливая,мучительная,возвышенная,пронзительная,щемящая,романтическая.

Методические приёмы:

  •  слово учителя;
  •  выразительное чтение фрагментов повести;
  • музыкальное сопровождение для создания атмосферы;
  • беседа с учащимися;
  • словарная работа;
  • индивидуальные сообщения учащихся.

I Организационный момент. 

Объявление темы урока. Постановка целей перед учащимися.

II Содержание урока:

Слово учителя:

Я хочу поблагодарить всех, кто пришёл к нам сегодня на урок. Обычно, на открытом уроке мы вступаем в диалог с гостями, и если сегодня кто-то из вас захочет принять участие в нашей лексической работе, то, пожалуйста, включайтесь. Но специально включение гостей в сегодняшний урок мы не готовили. У нас сегодня урок-импровизация на тему «Я и живая мимолётность». Урок, посвящённый обучению написания эссе. Мы будем анализировать фрагменты повести Бунина «Антоновские яблоки» и на этом материале учиться писать эссе.

Итак, Иван Алексеевич Бунин «Антоновские яблоки».Открывайте, пожалуйста, тетради (уровень С) и запишите название урока и  тему  эссе:  «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете…».

Повесть «Антоновские яблоки» по жанру эссе. И поскольку сегодня мы будем учиться писать эссе, запишите определение эссе.

Эссе (франц. Essai – попытка, проба, очерк), прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу.

Эссе предполагает субъективно окрашенное слово о чём-либо.

Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Это сочинение, где на первый план выступает личность автора.

Есть книжная реальность, и первичная реальность. Сегодняшний день – это первичная реальность, а рассказ Бунина – реальность вторичная. Сегодняшнее событие – ваши ощущения, оформленные в эссе – живая мимолётность важнее  интерпретации книжного текста. Создать эффект присутствия, поместить себя в иные декорации иногда очень полезно. Начинаешь лучше в себе разбираться.

Итак, важен ваш эмоциональный отклик на текст Бунина, ваши личные впечатления, ваши ассоциации. Для этого, чтобы говорить предметно, мы воссоздали с вами осенний сад в миниатюре, с осенними дарами усадебного быта, чтобы создать эффект присутствия  в этом  быте.

Жизнь у Бунина всегда несёт в себе особый аромат. В своём  эссе Бунин описывает чисто физические впечатления от природы и жизни – запахи, цвета, звуки… Вы будете работать с текстом и пробовать на вкус, аромат и цвет всё, о чём говорит Бунин. И в свою очередь опишите свои собственные ощущения жизненных ароматов.

Я напечатала вам отдельные фрагменты из повести А.И.Бунина  «Антоновские яблоки». Вы будете работать с этими фрагментами. Приложение 1.

Посмотрите первый абзац из фрагментов. Повесть начинается молчанием, паузой, многоточием. Этот приём,  многоточие, вводит нас в какой-то постоянно текущий, непрерывный поток воспоминаний. И не так важно, где и когда в него войти. Можно с середины. Смысл не теряется.  Сюжета в рассказе нет. Это цепь воспоминаний, наплывающих, сменяющих друг друга картин. Это свободный поток мыслей, ощущений. Жизнь схвачена в её свободном течении. Это элегические воспоминания А. И .Бунина об уютном, налаженном дворянском  и крестьянском быте.

Я сейчас буду читать вслух фрагменты из повести, а вы  будете цветными карандашами раскрашивать текст картин из описаний Бунина. Каков цвет «тяжёлой» воды? А «долгой, тревожной»  ночи? Какого цвета сад, когда в нём «пустынно и  скучно»?А каков цвет блаженства? Прислушивайтесь к себе и раскрашивайте эти чувства.

  В этом же фрагменте описываются  вкусовые ощущения от антоновских яблок, мёда, ржаного хлеба. Ваша задача – пробовать на вкус и цвет всё, что описывает Бунин и прислушиваться к своим ощущениям. Пожалуйста, ешьте с сочным хрустом, как пишет Бунин, яблоки, лежащие перед вами, ржаной хлеб и мёд. Ощутите аромат яблок и мёда. Пробуйте стиль Бунина на вкус и цвет, играйте со словом, вынашивайте слово в себе, перекатывайте во рту, в голове, в животе, в душе…

Ваше воображение нарисует вам какие-то картины, пробудит какие-то чувства, мысли, образы. У вас создастся определённое настроение.

Учитель читает первую часть повести. Учащиеся цветными карандашами раскрашивают текст Бунина. Приложение 2. Затем учитель играет «Ноктюрны» Шопена, создавая настроение. Учащиеся едят яблоки, ржаной хлеб с солью, мёд.

III Практическая работа:

 Слово учителя:

А сейчас, сплетите узор своих ассоциаций, своих впечатлений, ощущений от взаимодействия с текстом Бунина. Опишите картины, образы, навеянные тем, что вы переживаете.

Для помощи вам и расширения вашего словарного запаса на доске написаны определения, которые вы можете использовать при описании того или иного образа. Это для вашей личной творческой лаборатории, для описания зрительных, звуковых и вкусовых впечатлений.

  Учащиеся пишут эссе, а учитель играет фортепианную музыку, создавая настроение.

IV Индивидуальные сообщения.

Учащиеся читают собственные работы, написанные на уроке. Приложение 3

V  Заключительная часть.

Слово учителя:

Спасибо всем за работу на уроке. Спасибо гостям за присутствие на уроке.

Байдарова Валентина Юрьевна               239-707-852                                          Приложение 3

                               

                                               

                        Индивидуальные работы учащихся

из эссе «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете…», написанные на уроке учащимися:

  1. За окном погожая осень. Земля усыпана золотым ковром из осенних листьев. Медленно плывут облака по чистому, прозрачному небу. А здесь у нас   звучит возвышенная, пронзительная мелодия. Вся комната пропитана ароматом яблок, мёда и ржаного хлеба.

   Как хорошо жить на свете!                                                                    

                                                                                                                                       Бредис Филипп

 

  2.  На улице светло. Синее небо. На небе ни облачка. Осеннее солнышко излучает  жёлтый радостный свет. Кругом опавшие листья. За окном радостная, игривая обстановка. Хочется упасть и поваляться на огромной полностью засыпанной листьями поляне.

…Как хорошо жить на свете!

Вспоминается, как хорошо гулять по аллее, по большому саду с оранжево-жёлтыми деревьями, и всё усыпано разноцветным лиственным ковром. Хочется брать эти листья и подкидывать вверх.

   На деревьях сочные антоновские яблоки. Их можно срывать прямо с ветки.

Вспоминается, старая деревенская изба. В ней натоплено. Пахнет деревянной мебелью. Стол завален неотразимыми антоновскими яблоками. В самом центре стола  лежит только что испечённый ржаной хлеб, ароматный мёд и чаша с крупной солью. В доме сказочная обстановка!

   Как хорошо жить на свете!

                                                                                                                                            Яцук Евгений

  3.  Было очаровательное осеннее утро. Яркое солнце придавало царственный вид утру. Выходя на улицу, ты видел завораживающую красоту: земля осыпана жёлтыми листьями, упавшими с деревьев. Деревья оголяются.

   А как заходишь в сад, так и хочется там остаться.

Этот запах опавших листьев! Запах ржаного хлеба, доносящийся издалека!

Вдыхаешь поглубже этот аромат и понимаешь, как хорошо жить на свете!

                                                                                                                                      Эрзанукаев Умар

Байдарова Валентина Юрьевна               239-707-852                                       Приложение 1  

А.И.Бунин  «Антоновские  яблоки»

(фрагменты для раскрашивания)

…Вспоминается  мне ранняя погожая осень.

…Помню раннее, свежее, тихое утро…Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город…

Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за одним…  

В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу. Всюду сильно пахнет яблоками, тут- особенно.

«Ядреная антоновка – к веселому году».Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился…

На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь-велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая…Умывшись и позавтракав горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью, с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла, проезжая на охоту.

Осень- пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах

С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. Стоишь у окна и думаешь: «Авось, Бог даст, распогодится». Но ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро- и скоро, точно дым, затуманивали солнце .Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь.

Из такой трепки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске.

Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен… Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким,  как

другие.

Запах  антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проекта "Живи, земля, живи"

Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательных школ.  Она включает материал по экологическ...

«…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…» (по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)

Урок посвящён знакомству с биографией и творчеством В.П. Астафьева на примере рассказа "Гуси в полынье". Содержит гуманистический компонент: воспитание сострадания ко всему живому, уважение к окружающ...

Уровни организации живой материи. Признаки живого.

Урок на тему «Уровни организации живой материи. Биологические системы» проводится в 10 классе и соответствует программе по биологии для общеобразовательных школ уровню стандарта. Урок составлен с испо...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....