Урок по роману А.Гончарова "Обломов"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Лебедева Анна Александровна

Урок для 10 класса, следующий за изучением главы "Сон Обломова", который позволяет  обобщить пройденный материал и помогает понять истоки характера главного героя. После урока уместно просмотреть фрагменты художественного фильма об Обломове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon son_oblomova.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Тема: «Обломов» Гончарова. Полнота и сложность образа главного героя, авторская позиция, образная насыщенность главы «Сон Обломова».

Вводная часть.

Единство уроков по роману Гончарова осуществляется за счет одной проблемы – выявления своеобразия авторской позиции, а также благодаря опоре на методику целостного анализа художественного произведения.

До изучения романа старшеклассники получают дифференцированные задания: исследование характеров главных героев с опорой на проблемные вопросы, предложенные учителем; анализ отдельных эпизодов романа; индивидуальные сообщения по отдельным главам.

Цели:

  1. Актуализировать навыки выявления авторской позиции, показать сложность авторского мировосприятия, образную насыщенность главы «Сон Обломова».
  2. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение.
  3. Учиться обретать знания в процессе творческого поиска, развивать навыки самостоятельного анализа эпического произведения.

Задачи:

  1. Выявить смысл названия романа, роль образов и приемов волшебной сказки в создании идиллического образа Обломовки.
  2. Раскрыть сложность и глубину размышлений автора о проблеме соотношения цельности человека и активности его жизненной позиции

Оборудование: портрет И. А. Гончарова, иллюстрации к роману   Обломов   художественный  фильм Н. Михалкова  «Несколько дней из жизни  Обломова».

Оформление доски:  Эпиграф к уроку:

«Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить «Обломова»

                                                                         И. С. Тургенев

Схема анализа эпического произведения

Тип урока:  Проблемный урок с элементами семинарского занятия.

Виды деятельности учащихся:

  1. работа с текстами произведений;
  2. выдвижение гипотез;
  3. добыча доказательств;
  4. формулировка микровыводов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя, постановка проблемы.

Учитель напоминает учащимся насколько противоположную оценку получил роман в критике середины 19в.: одни увидели в романе и образе главного героя «поэтизацию патриархального образа жизни (А. В. Дружинин), другие – острую сатиру на него (Н. А. Добролюбов).

Вопрос:  Почему оказалось возможным столь разное прочтение романа разными  читателями  критиками  литературоведами?

В процессе обсуждаемых версий учитель актуализирует знания по теории литературы: дело в особенности проявления авторской позиции. В эпическом произведении она «спрятана». Законы жанра совпали с особой жизненной и эстетической позицией автора.

Вывод: авторская позиция явно не выражена.

Для выявления авторского отношения к героям и проблеме предлагается схема анализа произведения:        

  1. Повествовательная структура произведения.
  2. Система персонажей.
  3. Композиция
  4. Система сквозных символических образов.

Этой схемой вы воспользуемся.

Вопрос: кто ведет повествование в романе?

Вспомним понятие автор – повествователь – рассказчик – герой. Делаем вывод: в романе преобладает точка зрения повествователя и героев.

Вопрос: в чем состоит смысл названия произведения?

Гипотеза ответа: имя заглавного героя подчеркивает особенность его места в произведении, выделяет тот интерес, который представляет жизненные позиции главного героя.

Вопрос: где эта позиция, суть отношений героя к миру, выявлена наиболее полно?

Ученики называют главу «Сон Обломова», единственную главу, где есть название.

Вопрос: в каких ранее изученных произведениях описываются сны? Каковы были функции сна?

Гипотеза ответа: Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», Грибоедов «Горе от ума». Делаем вывод: сон – это средство психологического состояния, сон – это идиллия, мечта, сон – это предвидение будущего.

Вопрос: Какие функции выполняет сон в романе Гончарова?

Гипотеза ответа:

  1. Сон выявляет духовное состояние героя, при этом он обретает символическое значение: сон – это символ его жизни, его обычное духовное состояние.
  2. Сон – мечта героя, но она устремлена не в будущее, а в прошлое.

Вывод записывается в тетрадь.

Работа по тексту с опорой на домашнее задание.

Вопрос: какие средства устного народного творчества используются в создании образа Обломовки?

Гипотеза ответа: 

  1. отгороженность от  мира (тридевятое царство)
  2. наличие волшебной силы (сон) и своего закона в ней (безделье)
  3. любимые герои этого волшебного мира – Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.

Вопрос: Как живут обломовцы?

Гипотеза ответа: они переживают свой «золотой век»: они спокойны, у них нет дурных наклонностей, они естественны, красивы, здоровы, живут в изобилии, они долгожители. Смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход из одной разновидности сна в другую – в вечный сон.

Вопрос: Исходя из христианской идеологии, что напоминает  Обломовка? Докажите это текстом произведения.

Гипотеза ответа: Это Эдем, Рай. Там изобилие, вечное тепло, солнце, мир, где всем ясно, что труд – это божье наказание за излишнюю любознательность.

Вопрос: какой образ в главе «Сон Обломова» является центральным, объединяющим все его фрагменты.

Гипотеза ответа: это образ матери (как матери-женщины и матери-природы). Все согрето материнской любовью, заботой.

Дополнение учителя: а имя Обломова Илья Ильич – знак повторения отца, его жизни.

Вывод: Таким образом, Обломовка приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка – мечта – утопия.

Вопрос: Как Обломов представляет будущее России?

Гипотеза ответа: по мнению Обломова цельность и гармония предполагает состояние покоя. А движение – это дисгармония. То есть его идеал – это патриархальная, не меняющаяся Россия.

Вопрос:  а так ли думает автор? Возвращаемся к выявлению авторской позиции.

Гипотеза ответа: 

  1. Автор иронизирует, это сатира на наших предков.
  2. Обломовцы гармонично развиваются духовно и физически, но они абсолютно не любознательны, а значит, стоят на месте.
  3. Обломовка -  идеал для героя, а автор видит ущербность этого мира.

Дополнение учителя: здесь нет гармонии, есть часть целого «обломок гармонии (вдумаемся в смысл фамилии). Это не рай, а обломок рая.

Вопрос: подтверждается ли этот вывод композицией романа?

Гипотеза ответа: да, роман построен эпизодами (Петербург – детство – Штольц – Ольга – Выборгская сторона). Это как бы моменты остановившейся жизни, нет развития.

Делаем вывод: Итак, анализ художественных особенностей главы «Сон Обломова», композиции романа доказывает мысль о том, что нравственные идеалы героя и автора не совпадают.

Предлагается посмотреть первый эпизод сна Обломова из фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Домашние задания:

Профильная группа: Совпадает ли авторская задумка и киновресия романа. Почему «Сон Обломова» Н. Михалков разбросал по всему фильму? Оправдан ли режиссерский замысел?

Базовая группа: Сопоставьте героев:

1 вариант – Обломов – Захар

2 вариант – Обломов – визитеры

3 вариант – Обломов – Штольц

4 вариант – Обломов – Ольга

5 вариант – Обломов – Агафья Матвеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Презентация к уроку литературы в 10 классе...

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста

В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...

Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе

Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....