Урок по роману А.Гончарова "Обломов"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок для 10 класса, следующий за изучением главы "Сон Обломова", который позволяет обобщить пройденный материал и помогает понять истоки характера главного героя. После урока уместно просмотреть фрагменты художественного фильма об Обломове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
son_oblomova.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Тема: «Обломов» Гончарова. Полнота и сложность образа главного героя, авторская позиция, образная насыщенность главы «Сон Обломова».
Вводная часть.
Единство уроков по роману Гончарова осуществляется за счет одной проблемы – выявления своеобразия авторской позиции, а также благодаря опоре на методику целостного анализа художественного произведения.
До изучения романа старшеклассники получают дифференцированные задания: исследование характеров главных героев с опорой на проблемные вопросы, предложенные учителем; анализ отдельных эпизодов романа; индивидуальные сообщения по отдельным главам.
Цели:
- Актуализировать навыки выявления авторской позиции, показать сложность авторского мировосприятия, образную насыщенность главы «Сон Обломова».
- Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение.
- Учиться обретать знания в процессе творческого поиска, развивать навыки самостоятельного анализа эпического произведения.
Задачи:
- Выявить смысл названия романа, роль образов и приемов волшебной сказки в создании идиллического образа Обломовки.
- Раскрыть сложность и глубину размышлений автора о проблеме соотношения цельности человека и активности его жизненной позиции
Оборудование: портрет И. А. Гончарова, иллюстрации к роману Обломов художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».
Оформление доски: Эпиграф к уроку:
«Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить «Обломова»
И. С. Тургенев
Схема анализа эпического произведения
Тип урока: Проблемный урок с элементами семинарского занятия.
Виды деятельности учащихся:
- работа с текстами произведений;
- выдвижение гипотез;
- добыча доказательств;
- формулировка микровыводов.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя, постановка проблемы.
Учитель напоминает учащимся насколько противоположную оценку получил роман в критике середины 19в.: одни увидели в романе и образе главного героя «поэтизацию патриархального образа жизни (А. В. Дружинин), другие – острую сатиру на него (Н. А. Добролюбов).
Вопрос: Почему оказалось возможным столь разное прочтение романа разными читателями критиками литературоведами?
В процессе обсуждаемых версий учитель актуализирует знания по теории литературы: дело в особенности проявления авторской позиции. В эпическом произведении она «спрятана». Законы жанра совпали с особой жизненной и эстетической позицией автора.
Вывод: авторская позиция явно не выражена.
Для выявления авторского отношения к героям и проблеме предлагается схема анализа произведения:
- Повествовательная структура произведения.
- Система персонажей.
- Композиция
- Система сквозных символических образов.
Этой схемой вы воспользуемся.
Вопрос: кто ведет повествование в романе?
Вспомним понятие автор – повествователь – рассказчик – герой. Делаем вывод: в романе преобладает точка зрения повествователя и героев.
Вопрос: в чем состоит смысл названия произведения?
Гипотеза ответа: имя заглавного героя подчеркивает особенность его места в произведении, выделяет тот интерес, который представляет жизненные позиции главного героя.
Вопрос: где эта позиция, суть отношений героя к миру, выявлена наиболее полно?
Ученики называют главу «Сон Обломова», единственную главу, где есть название.
Вопрос: в каких ранее изученных произведениях описываются сны? Каковы были функции сна?
Гипотеза ответа: Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», Грибоедов «Горе от ума». Делаем вывод: сон – это средство психологического состояния, сон – это идиллия, мечта, сон – это предвидение будущего.
Вопрос: Какие функции выполняет сон в романе Гончарова?
Гипотеза ответа:
- Сон выявляет духовное состояние героя, при этом он обретает символическое значение: сон – это символ его жизни, его обычное духовное состояние.
- Сон – мечта героя, но она устремлена не в будущее, а в прошлое.
Вывод записывается в тетрадь.
Работа по тексту с опорой на домашнее задание.
Вопрос: какие средства устного народного творчества используются в создании образа Обломовки?
Гипотеза ответа:
- отгороженность от мира (тридевятое царство)
- наличие волшебной силы (сон) и своего закона в ней (безделье)
- любимые герои этого волшебного мира – Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.
Вопрос: Как живут обломовцы?
Гипотеза ответа: они переживают свой «золотой век»: они спокойны, у них нет дурных наклонностей, они естественны, красивы, здоровы, живут в изобилии, они долгожители. Смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход из одной разновидности сна в другую – в вечный сон.
Вопрос: Исходя из христианской идеологии, что напоминает Обломовка? Докажите это текстом произведения.
Гипотеза ответа: Это Эдем, Рай. Там изобилие, вечное тепло, солнце, мир, где всем ясно, что труд – это божье наказание за излишнюю любознательность.
Вопрос: какой образ в главе «Сон Обломова» является центральным, объединяющим все его фрагменты.
Гипотеза ответа: это образ матери (как матери-женщины и матери-природы). Все согрето материнской любовью, заботой.
Дополнение учителя: а имя Обломова Илья Ильич – знак повторения отца, его жизни.
Вывод: Таким образом, Обломовка приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка – мечта – утопия.
Вопрос: Как Обломов представляет будущее России?
Гипотеза ответа: по мнению Обломова цельность и гармония предполагает состояние покоя. А движение – это дисгармония. То есть его идеал – это патриархальная, не меняющаяся Россия.
Вопрос: а так ли думает автор? Возвращаемся к выявлению авторской позиции.
Гипотеза ответа:
- Автор иронизирует, это сатира на наших предков.
- Обломовцы гармонично развиваются духовно и физически, но они абсолютно не любознательны, а значит, стоят на месте.
- Обломовка - идеал для героя, а автор видит ущербность этого мира.
Дополнение учителя: здесь нет гармонии, есть часть целого «обломок гармонии (вдумаемся в смысл фамилии). Это не рай, а обломок рая.
Вопрос: подтверждается ли этот вывод композицией романа?
Гипотеза ответа: да, роман построен эпизодами (Петербург – детство – Штольц – Ольга – Выборгская сторона). Это как бы моменты остановившейся жизни, нет развития.
Делаем вывод: Итак, анализ художественных особенностей главы «Сон Обломова», композиции романа доказывает мысль о том, что нравственные идеалы героя и автора не совпадают.
Предлагается посмотреть первый эпизод сна Обломова из фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».
Домашние задания:
Профильная группа: Совпадает ли авторская задумка и киновресия романа. Почему «Сон Обломова» Н. Михалков разбросал по всему фильму? Оправдан ли режиссерский замысел?
Базовая группа: Сопоставьте героев:
1 вариант – Обломов – Захар
2 вариант – Обломов – визитеры
3 вариант – Обломов – Штольц
4 вариант – Обломов – Ольга
5 вариант – Обломов – Агафья Матвеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...
Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.
Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...
Урок по роману Е.И.Замятина "Мы". Тема "Проблема личности и государства в романе"
Данный урок завершает изучение романа в 11 классе....
Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста
В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...
Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе
Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....