Урок литературы
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тема: Человек и зверь. (По повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Цели: 1. на основе анализа эпизодов фильма показать, как решает литература актуальные проблемы защиты природы;
2. получить эмоциональный отклик в душах учащихся; подвести их к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг;
3. воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, любовь к «братьям нашим меньшим».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Тема: Человек и зверь. (По повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Цели:
- на основе анализа эпизодов фильма показать, как решает литература актуальные проблемы защиты природы;
- получить эмоциональный отклик в душах учащихся; подвести их к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг;
- воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, любовь к «братьям нашим меньшим».
Форма: урок-размышление.
Ход урока
Мы сегодня будем говорить о героях удивительной книги, которая уже десятилетия волнует читателя, заставляет его думать, делает чище и добрее. А поможет нам в этом одноименный фильм Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо».
Если появятся у вас сегодня слезы на глазах, то не стесняйтесь этого. Это слезы очищения.
Наш урок называется «Человек и зверь». Давайте поразмышляем на эту тему.
Главный герой повести – Бим.
- Какой он? Как рос Бим? Как он воспитывался? Почему хозяина волновала судьба собаки? Что можно сказать о чертах характера Бима?
(Сцена «Детство Бима»)
Бим имел прекрасную родословную. Щенок был обаятельным белым сеттером. Несмотря на это, был изгоем среди породистых собак. У него окраска была нестандартной, не черной.
«…он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. У каждого его предка был личный листок, свидетельство. <…> но Бим при всех своих достоинствах имел большой недостаток: окрас оказался абсолютно нетипичным. Туловище белое, только одно ухо и одна нога черные. Родители – гордоны, а он – альбинос породы».
Бим был заботливым и внимательным не только к Ивану Ивановичу, но и к себе подобным. Он был добрый.
Бим – преданный и верный пес.
Бим был умной собакой. По глазам своего хозяина понимал, кто перед ним: знакомый или чужой. Правильно выполнял приказы, приносил тапки, здоровался. Бим сам научился царапаться в дверь, чтобы открыли.
Он умел смеяться и плакать.
(Сцены «Смех» и «Слезы»)
«Бим вдруг расслабленно опустился на пол и вытянулся, положив голову на лист. Из глаз его покатились слезы. Бим плакал первый раз в жизни. Это были слезы надежды, счастливые слезы, лучшие в мире слезы. Верь мне, дорогой читатель: Бим умеет смеяться и плакать».
- Какой прием использует автор? Очеловечивание.
«К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. Он знал около ста слов, относящихся к охоте и дому. По глазам понимал: хорошо смотрит хозяин на человека, и Биму он – знакомый с той же минуты; недружелюбно глянет – и Бим взрычит. Но никогда и никого Бим не укусил – хоть на хвост наступи. Такая уж интеллигентная порода.
- Почему автор называет Бима интеллигентной собакой?
Интеллигентный – значит обладающий большой внутренней культурой, образованный.
Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро.
- Почему собака стала обладательницей таких качеств?
Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека.
- Расскажите об Иване Ивановиче?
Иван Иванович был участником Великой Отечественной войны, носил в груди осколок. Будучи журналистом, он вечерами писал свои статьи, а маленький Бим наблюдал за его работой. Любимым увлечением Ивана Ивановича была охота. Он был добрым охотником: никогда не стрелял в зайца. Бим был охотничьей собакой. Иван Иванович брал его на охоту, чтобы обучать правилам охоты.
- Можно ли отнести эпитет «интеллигентный» к хозяину Бима?
Да, он не хочет убивать дичь; переживает, что дал взятку водителю автобуса.
«Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что один понимал другого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».
(Сцена прощания Ивана Ивановича и Бима)
- Почему эту сцену можно назвать прощанием друзей?
Они чувствуют ответственность друг за друга.
Бим среди людей большого города.
Биму было приказано ждать. Теперь это стало целью жизни Бима.
Разных людей встречает Бим. Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идет к людям. Но среди них есть добрые и злые, хорошие и плохие.
(Сцены из фильма «Люди и Бим»)
Работа в группах.
- Распределите людей, которые встречались Биму, по группам.
Плохие люди | Хорошие люди |
|
|
- Какую наблюдаете закономерность?
Всех друзей Бима писатель называет по имени, а у его недругов только клички. И в этом выражается отношение автора к своим героям.
Добрые люди жалеют Бима, разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу, называют «человеком».
Мы назвали добрых и злых людей. В повести есть и третья категория людей – равнодушные. Они страшны и опасны. Это с их молчаливого согласия совершается зло. Из-за таких людей собака начинает терять веру в людей.
- Назовите представителей этой группы.
Водитель автобуса, родители Толика и др.
Повесть о Биме автор назвал «трагическим романом о собачьей жизни». Но более всего писателя интересовали люди.
- Как вы понимаете слова автора:
«…Ведь пока люди спешат по улицам города, их едва можно заметить, отличить в толпе друг от друга. Но как только на их пути возникает Бим, их как бы можно проверить, увидеть каждого в отдельности».
В жизни Бима, как в зеркале, отражаются человеческие поступки, все добрые и плохие стороны.
( «Последняя сцена»)
- Почему произведение заканчивается трагически?
Бим погибает. Он сильно был предан своему хозяину, не мог жить без него.
У Троепольского на станицах книги есть такое замечание: «Когда собакам больно и тоскливо, они умирают».
- Почему повесть называется «Белый Бим Черное ухо»?
Возможно, окраска собаки – белый цвет – носит символический характер. Ведь у Бима было много хороших качеств. Черный цвет – символ смерти. Финал повести трагический.
Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – это укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи.
- Какой же след оставил Бим на этой земле?
- Толик и Алеша стали друзьями.
- Многие люди, встречаясь с Бимом, становились лучше, добрее.
- Младший Иван бросил работу собачника, потому что считал себя виновным в смерти Бима.
Итог. - Почему урок называется «Человек и зверь»?
Существует мир людей и мир зверей. К сожалению, мы знаем горькую истину: на земле еще существует зло. Люди обижают друг друга, оскорбляют, применяют даже физическую силу. И это похоже на мир зверей, где беспощадна борьба за существование.
А что же Бим? В его мире все наоборот, потому что в этот мир из жизни людей перенесены понятия о добре, справедливости, гуманности.
Бим прошел через многое за свою короткую жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. Поэтому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился, не стал зверем. Он верил людям, и сам учил доброте.
Я думаю, что вы не забудете Бима, так как у вас есть свои верные четвероногие друзья, которых вы любите, жалеете, которым отдаете часть своей души.
Вот и все. Мы прощаемся с Бимом. И пусть это прощание будет молчаливым: чувство печали не терпит многоголосья.
(Сцена прощания с Бимом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....