Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "На Волге"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Мартынова Елена Анатольевна

для уроков литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martynova_e.a._analiz_stihotvoreniya_n.a.nekrasova.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» в 5 классе 

Цели урока: 1) познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «На Волге»;  2) расширить их представления о тематическом разнообразии русской лирики, заставить задуматься над глубоким содержанием поэтического слова Н.А.Некрасова; 3) развитие высокого гражданского чувства, любви к родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести родной русской природы.

Тип урока: анализ текста.

Оборудование:  портрет Н.А.Некрасова, текст стихотворения, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге», диск с записью актёрского чтения стихотворения «На Волге».

                                          Ход урока:      

  1. Организационный момент.
  2. Установка и психологический настрой, знакомство с темой урока.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Н.А. Некрасова «На Волге». Это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности. Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших сердцах.

  1. Беседа с учащимися, актуализация знаний.

Ребята, в каких произведениях вы читали о жизни русского крестьянина? Что вы узнали из них о жизни русского народа? (Обобщение ответов учителем).

Учитель: В стихотворении «На Волге» нам откроется новая картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки – тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд, поэтому сложилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь».

  1. Словарная работа.      

Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой.

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество;2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.

  1. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”, она поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.

(Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения).

Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.

  1.  Работа над текстом стихотворения «На Волге».

А) Прослушивание записи стихотворения в актёрском исполнении. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?

Б) Беседа после прочтения по вопросам?

- Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?

- Как построено стихотворение?

- А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)

- А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)

Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.

Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.

(“О Волга! Колыбель моя…”
“Давно-давно, в такой же час…”)

Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:

Целый час стою неподвижно, 
Хмурюсь и молчу.

- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? (Радость встречи с родной рекой). Найдите здесь эпитет.

- Почему эпитет “родной” повторяется трижды? ( Это поэтическое выражение переживаний автора: он любуется красотой дорогих мест и, в то же время, испытывает горечь, негодование, гнев: жизнь народа не изменилась к лучшему).

- Как говорит о Волге Некрасов? (Светло, безмятежно)

- В какой момент настроение автора резко меняется? Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? (Появляются бурлаки, их стоны уж очень не подходили к светлой картине реки. Поэтому дрогнуло сердце поэта.)

- Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Найдите глагол, которым автор предаёт движение бурлаков. ( Глагол ползти). Этот глагол трудно заменить синонимом, так как дан точный поэтический образ: «Почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бечевой, обутым в лапти, вдоль реки ползли гурьбою бурлаки…» ).

- А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращаются в вой).

- Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?

- Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое? (Изменилась не природа, а отношение будущего поэта к ней)

- Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (Первая встреча с бурлаками в детстве глубоко потрясла мальчика. Он побежал за ними и услышал их разговор.)

( Чтение по ролям разговора бурлаков ).

 -Какой бурлак привлек ваше внимание?  («Угрюмый, тихий и больной» ).

- Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? Какие слова могли повлиять на мальчика?

 ( Мальчика поразило прежде всего желание бурлака умереть ).

-Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете? (Перед ним открылась несправедливость жизни, тяжкая судьба народа. Сочувствие к бурлакам, сожаление, сознание своей беспомощности – всё это глубоко потрясло мальчика, и родная Волга превратилась для него в «реку рабства и тоски»).

(Перечитываем последнюю часть стихотворения)

- Как можно ее назвать? ( «Размышления о бурлаках».  «Дума о судьбе бурлака»).

- Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)

VII. Применение полученных знаний на практике.

1 группа – найти в стихотворении строки, рассказывающие о бурлаках, объединить их (то есть составит композицию) и выразительно прочитать, передавая чтением отношение поэта к бурлакам.

2 группа – выписать из произведения выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры), рисующие чувства Некрасова; определить вид рифмы.

3 группа – подобрать подпись к картине Репина из стихотворения Некрасова. Что общего между стихотворением «На Волге» и картиной Репина «Бурлаки на Волге»?

Вариант работы: сообщаются задания, ребята выбирают одно из них.

     VIII. Рефлексия, саморефлексия.

Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся).

Учитель:  Некрасова в этом стихотворении печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Поэт говорит своим произведением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Некрасова возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им  урок независимости и стойкости.  Поэт все-таки верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей участи.

Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке и выставляет оценки.

Домашнее задание.

Варианты:

  1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
  2. Подготовить связный рассказ на вопрос № 4 учебника.
  3. Описать волжскую природу; выразить свое понимание главной мысли стихотворения.
  4. Составить рассказ о том, что изображено на картине Репина «Бурлаки на Волге».

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация А.Н.Некрасов. Анализ стихотворения "Школьник".

Презентация содержит краткие сведения о жизни и творчестве А.Н.Некрасова и частичный анализ стихотворения "Школьник"....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Анализ урока географии по теме "Волго-Вятский район"

Анализ урока географии по теме "Волго-Вятский район"...