Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "На Волге"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
для уроков литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
martynova_e.a._analiz_stihotvoreniya_n.a.nekrasova.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» в 5 классе
Цели урока: 1) познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «На Волге»; 2) расширить их представления о тематическом разнообразии русской лирики, заставить задуматься над глубоким содержанием поэтического слова Н.А.Некрасова; 3) развитие высокого гражданского чувства, любви к родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести родной русской природы.
Тип урока: анализ текста.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, текст стихотворения, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге», диск с записью актёрского чтения стихотворения «На Волге».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Установка и психологический настрой, знакомство с темой урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Н.А. Некрасова «На Волге». Это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности. Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших сердцах.
- Беседа с учащимися, актуализация знаний.
Ребята, в каких произведениях вы читали о жизни русского крестьянина? Что вы узнали из них о жизни русского народа? (Обобщение ответов учителем).
Учитель: В стихотворении «На Волге» нам откроется новая картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки – тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд, поэтому сложилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь».
- Словарная работа.
Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой.
Бечева – прочная толстая веревка, канат.
Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество;2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье.
Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.
- Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.
Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”, она поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.
(Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения).
Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть.
- Работа над текстом стихотворения «На Волге».
А) Прослушивание записи стихотворения в актёрском исполнении. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно?
Б) Беседа после прочтения по вопросам?
- Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему?
- Как построено стихотворение?
- А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое)
- А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее)
Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека.
Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”.
(“О Волга! Колыбель моя…”
“Давно-давно, в такой же час…”)
Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами:
Целый час стою неподвижно,
Хмурюсь и молчу.
- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? (Радость встречи с родной рекой). Найдите здесь эпитет.
- Почему эпитет “родной” повторяется трижды? ( Это поэтическое выражение переживаний автора: он любуется красотой дорогих мест и, в то же время, испытывает горечь, негодование, гнев: жизнь народа не изменилась к лучшему).
- Как говорит о Волге Некрасов? (Светло, безмятежно)
- В какой момент настроение автора резко меняется? Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? (Появляются бурлаки, их стоны уж очень не подходили к светлой картине реки. Поэтому дрогнуло сердце поэта.)
- Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Найдите глагол, которым автор предаёт движение бурлаков. ( Глагол ползти). Этот глагол трудно заменить синонимом, так как дан точный поэтический образ: «Почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бечевой, обутым в лапти, вдоль реки ползли гурьбою бурлаки…» ).
- А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращаются в вой).
- Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?
- Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое? (Изменилась не природа, а отношение будущего поэта к ней)
- Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (Первая встреча с бурлаками в детстве глубоко потрясла мальчика. Он побежал за ними и услышал их разговор.)
( Чтение по ролям разговора бурлаков ).
-Какой бурлак привлек ваше внимание? («Угрюмый, тихий и больной» ).
- Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? Какие слова могли повлиять на мальчика?
( Мальчика поразило прежде всего желание бурлака умереть ).
-Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете? (Перед ним открылась несправедливость жизни, тяжкая судьба народа. Сочувствие к бурлакам, сожаление, сознание своей беспомощности – всё это глубоко потрясло мальчика, и родная Волга превратилась для него в «реку рабства и тоски»).
(Перечитываем последнюю часть стихотворения)
- Как можно ее назвать? ( «Размышления о бурлаках». «Дума о судьбе бурлака»).
- Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение)
VII. Применение полученных знаний на практике.
1 группа – найти в стихотворении строки, рассказывающие о бурлаках, объединить их (то есть составит композицию) и выразительно прочитать, передавая чтением отношение поэта к бурлакам.
2 группа – выписать из произведения выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры), рисующие чувства Некрасова; определить вид рифмы.
3 группа – подобрать подпись к картине Репина из стихотворения Некрасова. Что общего между стихотворением «На Волге» и картиной Репина «Бурлаки на Волге»?
Вариант работы: сообщаются задания, ребята выбирают одно из них.
VIII. Рефлексия, саморефлексия.
Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся).
Учитель: Некрасова в этом стихотворении печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Поэт говорит своим произведением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Некрасова возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости. Поэт все-таки верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей участи.
Учитель подводит итоги работы учащихся на уроке и выставляет оценки.
Домашнее задание.
Варианты:
- Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
- Подготовить связный рассказ на вопрос № 4 учебника.
- Описать волжскую природу; выразить свое понимание главной мысли стихотворения.
- Составить рассказ о том, что изображено на картине Репина «Бурлаки на Волге».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
презентация А.Н.Некрасов. Анализ стихотворения "Школьник".
Презентация содержит краткие сведения о жизни и творчестве А.Н.Некрасова и частичный анализ стихотворения "Школьник"....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Анализ урока географии по теме "Волго-Вятский район"
Анализ урока географии по теме "Волго-Вятский район"...
Величие народа- созидателя в картинах подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасов. « Железная дорога».
Технологическая карта урока...