Литературно-музыкальная композиция " У ПОБЕДЫ женское лицо!"
методическая разработка по литературе на тему
Материал разработан на основе регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pobeda_budet_za_nami.docx | 36.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«У ПОБЕДЫ женское лицо»
Сцена 1.
Звучит песня «Рио-Рита»
Выпускники( шары, цветы, кто-то танцует)
ведущий:
Мирно страна проснулась в
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Сцена 2.
Объявление войны. Голос Левитана
Все участники выходят на сцену. В центре «Родина-мать»
Минусовка песни «Вставай, страна огромная!»
Все поют:
Музыка: А.Александров
Слова: В.Лебедев-Кумач 1941 г.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Сцена 3. ( оккупация Ростовской области 1941-1943)
Художественное исполнение. Некрасова Е.П.
Лопахин уверенно, будто у себя дома, распахнул покосившуюся калитку, вошел во двор, непролазно заросший бурьяном и крапивой. Полуразрушенные дворовые постройки, повисшая на одной петле ставня, прогнившие ступеньки крыльца – все говорило о том, что в доме нет мужских рук. "Хозяин, наверно, на фронте, значит, дело будет", – решил Лопахин.
Около сарая небольшая, сердитая на вид старуха в поношенной синей юбке и грязной кофтенке складывала кизяки. Заслышав скрип калитки, она с трудом распрямила спину и, приложив к глазам сморщенную, коричневую ладонь, молча смотрела на незнакомого красноармейца. Лопахин подошел, почтительно поздоровался, спросил:
– А что, мамаша, не добудем ли мы у вас ведро и немного соли? Раков наловили, хотим сварить.
Старуха нахмурилась и грубым, почти мужским по силе голосом сказала:
– Соли вам? Мне вам кизяка вот этого поганого жалко дать, не то что соли!
Лопахин ошалело поморгал глазами, спросил:
– За что же такая немилость к нам?
– А ты не знаешь, за что? – сурово спросила старуха. – Бесстыжие твои глаза. Куда идете? За Дон поспешаете? А воевать кто за вас будет? Может, нам, старухам, прикажете ружья брать да оборонять вас от немца? Третьи сутки через хутор войско идет, нагляделись на вас вволюшку! А народ на кого бросаете? Ни стыда у вас, ни совести, у проклятых, нету! Когда это бывало, чтобы супротивник до наших мест доходил? Сроду не было, сколько на свете живу, а не помню! По утрам уж слышно, как на заходней стороне пушки ревут. Соли вам захотелось? Чтоб вас на том свете солили, да не пересаливали! Не дам! Ступай отсюдова!
Багровый от стыда, смущения и злости, Лопахин выслушал гневные слова старухи, растерянно сказал:
– Ну, и люта же ты, мамаша!
– А не стоишь ты того, чтобы к тебе доброй быть. Уж не за то ли мне тебя жаловать, что ты исхитрился раков наловить? Медаль-то на тебя навесили небось не за раков?
– Ты мою медаль не трогай, мамаша, она тебя не касается.
Старуха, наклонившаяся было над рассыпанными кизяками, снова выпрямилась, и глубоко запавшие черные глаза ее вспыхнули молодо и зло.
– Меня, соколик ты мой, все касается. Я до старости на работе хрип гнула, все налоги выплачивала и помогала власти не за тем, чтобы вы сейчас бегли, как оглашенные, и оставляли бы все на разор да на поруху. Понимаешь ты это своей пустой головой?
Лопахин закряхтел и сморщился, как от зубной боли.
– Это все мне без тебя известно, мамаша! Но ты напрасно так рассуждаешь...
– А как умею, так и рассуждаю... Годами ты не вышел меня учить.
– Наверно, в армии у тебя никого нет, а то бы ты иначе рассуждала.
– Это у меня-то нет? Пойди спытай у соседей, что они тебе скажут. У меня три сына и зять на фронте, а четвертого, младшего сынка, убили в Севастополе-городе, понял? Сторонний ты, чужой человек, потому я с тобой по-мирному и разговариваю, а заявись сейчас сыны, я бы их и на баз не пустила. Благословила бы палкой через лоб да сказала своим материнским словом: "Взялись воевать – так воюйте, окаянные, как следует, не таскайте за собой супротивника через всю державу, не срамите перед людями свою старуху мать!"
Лопахин вытер платочком пот со лба, сказал:
– Ну, что ж... извините, мамаша, дело наше спешное, пойду в другом дворе добуду ведро. – Он попрощался и пошел по пробитой в бурьяне тропинке, с досадой думая: "Черт меня дернул сюда зайти! Поговорил, как меду напился... "
– Эй, служивый, погоди-ка!
Лопахин оглянулся. Старуха шла следом за ним. Молча прошла она к дому, медленно поднялась по скрипучим ступенькам и спустя немного вынесла ведро и соль в деревянной выщербленной миске.
– Посуду тогда принеси, – все так же строго сказала она.
Всегда находчивый и развязный, Лопахин невнятно пробормотал:
– Что ж, мы люди не гордые. Можно взять... Спасибо, мамаша! – И лочему-то вдруг низко поклонился.
А небольшая старушка, усталая, согнутая трудом и годами, прошла мимо с такой суровой величавостью, что Лопахину показалось, будто она и ростом чуть ли не вдвое выше его и что глянула она на него как бы сверху вниз, презрительно и сожалеюще...
Ведущий:
Степной характер местности не позволял создавать в Ростовской области крупные партизанских соединения, поэтому главное внимание уделялось формированию подпольных организаций и групп, небольших партизанских отрядов. К концу 1941 года созданы 83 партизанских отряда и группы (свыше 3200 человек).
Сцена 4 ( партизанское движение)
Минусовка песни «Землянка»
Сидят солдаты у костра:
Мы в тот день чуть не погибли: пошли в прорыв через минное поле.
Разместили нас в землянке, я хотел написать репортаж. А получились стихи. Показал их Кости Листову- композитору. Он как раз искал текст. И песню эту стали петь на фронтах.
А в 42 ее запретили. Строчки : «..до тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага..» кому-то на верху показались упадническими. Грамм пластинки стали изымать. Запретили по радио…А недавно я получил письмо от танкиста,пишет : «Вы для них перепишите,что до смерти 4 тысячи английских миль. А нам оставьте , как есть. Мы- то знаем сколько шагов до нее….до смерти»
«Вьется в тесной печурке огонь»- песня
слова А. Суркова, музыка К. Листова
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Сцена 5. ( « Песня родом из Каменска»)
Минусовка песни «Давай закурим»
Ведущий:
Было это осенью 1941 года, в Каменске-Шахтинском Ростовской области, где в ту пору располагались штаб и политуправление Южного фронта. Первыми песню исполнили участники армейского ансамбля. Выступали с нею в концертах и сами авторы песни. А в 1942 году Табачников вместе с фронтовым театром «Веселый десант», родившимся на Южном фронте, приехал в Москву, показал песню Клавдии Шульженко. Она включила «Давай закурим» в свою новую программу, посвященную городам-героям, премьера которой состоялась 21 февраля 1944 года в Театре сатиры.
Теплый ветер дует, развезло дороги,
И на Южном фронте оттепель опять.
Тает снег в Ростове, тает в Таганроге,
Эти дни когда-нибудь мы будём вспоминать.
Припев:
Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь
Мы будем говорить.
Вспомню я пехоту
И родную роту,
И тебя — за то, что ты дал мне закурить.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой!
Ведущий:
К тому времени войска наши успешно разгромили гитлеровцев под Сталинградом и Ростовом, появились другие, новые направления боевых действий. И певица видоизменила текст песни, стала петь ее с иными словами, где уже не упоминались ни Южный фронт, ни Таганрог, ни Ростов, про которые пелось в изначальном ее варианте.
Сцена 6: (ХОЛОКОСТ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ)
Ведущий:
Эта песня была написана поэтом Александром Соболевым, участником войны, евреем по национальности.
Сообщение радио о том, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, и дало толчок к написанию стихотворения.
Столбы с колючей проволокой. Справа мирное население, слева военные
Минусовка песни «Бухенвальдский набат»
Музыка: В. Мурадели Слова: А. Соболев
3 куплет
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!
Ведущий:
Ростов-на-Дону был освобожден 14 февраля 1943 года. А уже 17 февраля Ростовская ЧГК по учету ущерба и злодеяний, нанесенных немецко-фашистскими оккупантами учреждениям, предприятиям и гражданам города, установила, что немецкий комендант города генерал-майор Киттель организовал массовое истребление евреев города.
Сцена 7 : ( казаки в Берлине)
Ведущий:
Сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Ведущий:
Эта песня родилась прямо в День Победы.
9 мая 1945 года на оживленном берлинском перекрестке движением управляла молодая регулировщица. Вдруг раздался цокот копыт, и на улице появилась конница. Все просто замерли : среди развалин и покореженной техники гордо вышагивали донские скакуны.
Точным взмахам флажка она остановила танки и пехоту, грузовики. Улыбнулась кавалеристу и задорно сказала : « Эй, конница, давай, не задерживай!»
Звучит песня «Едут по Берлину наша казаки» = танец
Сцена 8: ( память жива)
Минусовка песни « От героев былых времен»
Все поют.
От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки
Поднимался, как один,
Те, кто брал Берлин.
Сцена 7:
Минусовка песни «Журавли»
Ведущий : говорит на фоне песни
На трассе М-4 Москва-Ростов находится один из красивых и символичных памятников, посвященный солдатам, погибшим во время Великой Отечественной войны. С одной стороны дороги на холме – фигура матери, ожидающей своих детей, которые ушли на фронт. С другой стороны– стая журавлей. Они так и стоят уже много лет, разделенные дорогой. Памятник называется “Невернувшимся”. Он навеян известнейшим стихотворением народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Журавли», ставшего не менее известнейшей песней-реквиемом по всем погибшим в войнах.
Звучит песня « Журавли»
1 куплет
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Сцена 8 ( Отрывок из "Реквиема" Роберта Рождественского)
Ведущий + все вместе
Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаем, - помните!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«И помнит мир спасенный…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в Великой Отечественной войне)
Цель: Активизировать деятельность студентов на познание основ взаимоотношений между людьми, поиск точек соприкосновения двух противоположностей – войны и гуманизма.Направить студентов по п...
Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»
Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...
Литературно-музыкальная композиция "День Победы"
Литературно-музыкальная композиция "День Победы" (с приглашением ветеранов ВОв и ветеранов-блокадников)...
Литературно-музыкальная композиция "День Победы"
Литературно-музыкальная композиция для 9-11 классов. Можно проводить как на параллель, так для общешкольного показа. В сценарии использовались документы, письма с фронта из школьного музея "Боевой сла...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"
Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "День Победы"
Представленная работа посвящена знаменательной дате в истории нашей страны – Победе в Великой Отечественной войне. Основная идея данной работы дать возможность студентам прочувствовать атмосферу...
Сценарий тематического вечера, посвященного Дню Победы "Женское лицо войны"
Сценарная разработка тематического вечера, в которой отражена роль женщины в годы ВОВ...