Анализ стихотворения М. Цветаевой "Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю..."
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
Можно использовать на уроке или для подготовки к олимпиаде, к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_analiz.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения М.И. Цветаевой
«Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю…»
Не думаю, не жалуюсь, не спорю,
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.
Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.
Не радуют ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.
На, кажется, надрезанном канате
Я – маленький плясун.
Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик
Двух темных лун.
13 июля 1914
«Поэзия – крик моего времени – моими устами, контр-крик его самому себе», - сказала М.И. Цветаева о своей поэзии. Поэтому пронзительное самообнажение мы видим в каждом ее стихотворении. Отрицание собственной жизни, безудержное стремление «пропасть», раствориться в мире, игра теней – все это загадочно и пронзительно соединено в стихотворении «Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю…».
Перед нами - обнаженная душа лирического героя, который бежит по жизни, как канатоходец по канату. Это движение (бег с короткими остановками, со вздохами и выдохами) задано уже ритмом стихотворения – чередованием длинной и короткой строк.
Неровное (нервное) движение подчеркнуто и enjambements-ом – устремленностью смысла к концу двустишия, что усиливает напряженность, взволнованность, неуравновешенность, даже опасность (вздохи – паузы подчеркнуты синтаксически).
Неуравновешенность, дисгармоничность выражена и неточными рифмами:
не спорю – к морю;
не сплю – ни к кораблю;
жарко – подарка;
в саду – не жду;
ни трамвая – позабывая;
на… канате – лунатик;
плясун – (двух) лун.
Таким образом, и ритмически, и лексически, и синтаксически передана крайняя душевная разомкнутость лирического героя, его разъятость (разъ-Я-тость), переходящая в разорванность, раздробленность души, подчеркнуто отрицающей этот мир.
Однотипность рефрена (анафора), градационная насыщенность глаголов с отрицанием не усиливает желание лирического героя уйти из мира чувств, отказаться от мысли и общения, отказаться от любого движения в пространстве, чётко прорисованном в стихотворении:
«солнце – луна – море – корабль –
- стены – сад –
- трамвай –
- канат».
Пространство не расширяется, а, наоборот, сужается (усиливая отрицание всего, что способно радовать и возрождать душу), сужается, замыкая в себе Лирического героя, оставляя ему лишь канат.
Утрата чувств («не чувствую, как в этих стенах жарко»), утрата гармонии («не чувствую, как зелено в саду» - цветовая символика гармонии) подчеркивает раздвоенность лирического героя, дисгармоничность души которого усиливается и внутренним контекстуальным противопоставлением во 2 строфе (антитезой):
Давно желанного и жданного подарка
Не жду. [жданного – не жду]
Поэтому ничто не радует лирического героя – «ни утро, ни трамвая звенящий бег», т.к. они лишь подчеркивают быстротечность, мгновенность жизни человека, отсчитывающего бег времени: «утро – день – число – век». А может быть, это сама Вечность ведёт отсчёт времени?!
Время, пронзительно убыстряющее свой бег, враждебно человеку, теряющему способность воспринимать мир, теряющему память. И этим тоже правит Время.
Борьба человека с безжалостным, всепоглощающим потоком времени и невозможна – это подчеркнуто единственной лексически точной рифмой: «бег – век».
Образ несущегося времени – «трамвая звенящий бег» - символичен в стихотворении М.Цветаевой. Именно такой образ времени мы встречаем у Н.Гумилева:
Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мной летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял при свете дня.
(«Заблудившийся трамвай»)
Но у М.Цветаевой образ времени усложняется. Образ «трамвая» становится синонимичен образу «корабля», который в поэзии Цветаевой – символ ладьи, увозящей души по реке Времени в мир теней, в мир смерти (Как он созвучен ладье Данте!). Поэтому-то Лирический герой и не рвётся «к кораблю», не спешит, как впрочем, и не радуется звенящему бегу «трамвая», проносящегося мимо Времени.
Стремительный бег Времени, подчеркнутый насыщенностью глаголами-сказуемыми (при отсутствии подлежащего), резко обрывается в начале 4-ой строфы, являющейся своеобразным ответом на своеобразный вопрос, заданный в 3-ей строфе зарифмованными окончаниями 1 и 3 строки: ни трамвая – позабывая (А я? – а я?) – «А кто Я в этом стремительном времени?» И Время резко останавливается – на мгновение: при полном отсутствии глаголов вырисовывается картина томительной неподвижности:
Надрезанный канат –
Маленький плясун –
Тень от чьей-то тени –
Лунатик –
Две темные луны.
Что это? Игра теней? Или мир теней?
Начало строфы – энергичное «На…», оторванное от существительного «канате» (столь редкий в поэзии художественный прием – гипербатон, но столь любимый М.Цветаевой), - «На», брошенное в пустоту, - своеобразный ответ Времени и Вечности вопрошающему человеку. Это символический подарок (не его ли так долго желали и ждали?), подарок Вечности и Времени – человеку.
Но кто он? – «Маленький плясун» (кривляка, позёр, фигляр) – «тень» - «лунатик».
Призрачность существования человека, его бездейственность подчёркнута нагромождением предметности (существительные в роли сказуемых). Причастность человека к Вечности и ко Времени – обман, призрак. Кажущаяся жизнь, кажущееся движение есть только мгновенное истаяние, призрачное отражение во Вселенной «чьей-то тени». Вся 4-ая строфа насыщена этой призрачностью, этим отражением:
- и заданная неопределенность, неуверенность словом «кажется» (разрывающим «на канате»);
- и «тень от чьей-то тени» - в вопросе чьей, являющимся центром этой фразы, отражаются как в зеркале тени;
- и даже вертикально заданное отражение «Я» в «Я» и «Я+Я» в «двух» (анафоричность строк – это тоже своеобразное отражение, своеобразные тени и в то же время сближение и слияние «Я» в «две» луны – растворение «Я» в другом «Я» - растаЯние - основная тема цветаевской поэзии;
- и, конечно же, лунатик, живущий по своим законам (или законам Вечности?!) в нереальном, зеркально отраженном мире – в мире Морфея.
А Время? Время пульсирует, прерывается, оно дробится на маленькие осколки, отражающие и приглушающие лунный свет, который не дает тепла, а лишь искажает всё, делает действительность уродливой.
Раздробленность Времени при томительной неподвижности подчеркнута и сложным синтаксисом:
*довольно сложной фигурой – гипербатоном («На, кажется, надрезанном канате»);
*параллелизмом, осложненным enjambements-ом:
Я – маленький плясун.
Я – тень от чьей-то тени.
Я – лунатик
Двух темных лун.
Интересна звукопись как последней строфы, так и всего стихотворения в целом.
Подчеркнутое в первой же строке отрицание «не жалуюсь» звукописью не только не подтверждается, но и опровергается: многократно повторяющийся открытый звук [у] (как внутри строк, так и в ударных окончаниях строк) в 4-ой строфе переходит в закрытое [ун], уходящее глубоко вовнутрь человека. Это уже не жалоба, не стон, а скорее – вой в темноту, таинственную бесконечность, вой, переходящий в ответный ветер Вселенной - [ух – ых - ун] (в последней строке).
Отсутствие заглавия позволяет вновь (ретроспективно) обратиться к первой строфе, и тогда становится ясно, почему «не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю», почему «не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, ни к кораблю». «Тень от чьей-то тени», «лунатик» (существующие в ином мире – не реальном) не чувствуют, не помнят. Контекстуальная оксюморонная замкнутость с новой силой подчеркивает замкнутость, одиночество человека во Вселенной, такой чужой и стремительно уносящей человека в небытие.
Так решается М.Цветаевой в этом стихотворении её излюбленная тема одиночества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...