Разработка урока литературы в 11 классе "Художественный мир Пастернака"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Данная технология значима тем, что поддерживает интерес, позволяет понять, что процесс познания бесконечен и вклад каждого ученика в него немаловажен, так как каждый из участников процесса акцентирует значимый для него аспект обсуждаемой проблемы, а общий диалог позволяет увидеть какое-либо явление в наибольшей полноте.
Результат в процессе урока проявляется как внутренний, так и внешний. Внешний – творческий продукт (текст, схема); внутренний – новое переживание, осознание значимости темы мастерской, знакомство с основными понятиями, открытия, новые вопросы, возникшие в результате работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._pasternak.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Асбест Урок литературы Тема : «Поэзия Пастернака - дорога, полная неожиданностей и открытий» Художественный мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака
Класс 11 Форма – урок-мастерская Ф.И.О. учителя Разуева Елена Анатольевна учитель русского языка и литературы
|
Пояснительная записка
Сегодня наиболее перспективным путем на уроках литературы признано использование такой технологии, как педагогическая мастерская. Уроки-мастерские – это находка для творческого педагога, так как знания, которые предлагаются ученикам на занятиях, предоставляют возможность каждому пройти своим путем. В мастерской учитель не передает свои знания и умения, он лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают в нем участие все, в том числе и педагог. Его задача – направить к успеху каждого таким образом, чтобы подвести к открытию в себе скрытых возможностей. Поэтому и возникла необходимость создания условий для позитивной самореализации школьников, познавательной деятельности, в ходе которой участники развивают свои способности и возможности.
Главной отличительной чертой уроков-мастерских является соединение в одном учебном процессе малых групп, работа в которых мобилизует интеллектуальные, коммуникативные возможности каждого, обучает этически выдержанным нормам общения.
Структура мыслительного цикла мастерских состоит из следующих компонентов:
- порождение проблемы и формулирование мыслительной задачи;
- поиск решения;
- поиск обоснования решения.
Методы исследования: формулирование гипотезы, проверка гипотезы с помощью фактов, вывод (верна гипотеза или нет).
С целью эффективной работы необходимы следующие условия:
- равенство всех участников: все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы;
- распределение ролей;
- ответственность каждого за результаты работы в группе (отчитываются о работе все члены группы);
- рефлексия.
Главный принцип работы в мастерской – принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.
Данная технология значима тем, что поддерживает интерес, позволяет понять, что процесс познания бесконечен и вклад каждого ученика в него немаловажен, так как каждый из участников процесса акцентирует значимый для него аспект обсуждаемой проблемы, а общий диалог позволяет увидеть какое-либо явление в наибольшей полноте.
Результат в мастерской проявляется как внутренний, так и внешний. Внешний – творческий продукт (текст, схема); внутренний – новое переживание, осознание значимости темы мастерской, знакомство с основными понятиями, открытия, новые вопросы, возникшие в результате работы.
.Мастерская, посвященная лирике Б. Пастернака.
Тема: «Поэзия Пастернака - дорога, полная неожиданностей и открытий»
Художественный мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака.
Форма урока: урок-мастерская
Класс 11
Учитель русского языка и литературы Разуева Елена Анатольевна
Цель мастерской — создание творческой среды для вхождения в мир поэта, реализация чувств, настроений, ассоциаций через систему творческих заданий.
Задачи:
1) Обучающие:
- ввести учащихся в мир поэта, научить читать, понимать, осмысливать многозначное слово, художника в контексте его времени и судьбы.
- выявить особенности его художественного мира и стиля;
- определить индивидуальность поэтической манеры.
2) Развивающие:
- вырабатывать навык восприятия поэтического произведения, умение его комментировать;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи
с использованием художественной литературы;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
- учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формировать собственное мнение и позицию.
3) Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду поэта, к его своеобразному взгляду на мир.
Оборудование к уроку: портрет Пастернака, рабочие тетради для индивидуальной работы и представления проекта, сборники стихов, конверты «Глазами современников», карточки с заданиями, аудиозапись стихотворений, рабочий и рефлексионные листы, «Помощник представления», лист оценивания.
Слово учителя. Наш урок необычен по своей форме. Это урок-мастерская. Мастерская – это место, где в процессе работы рождается что-то новое. Какие открытия в процессе нашей работы мы должны с вами сделать? (Учащиеся озвучивают цели урока).
Я надеюсь, что к концу урока каждый из вас составит собственное представление
о творческой индивидуальности поэта.
1-й этап. Группам раздаются конверты с надписью «Глазами современников»
(приложение 5)
1)Задание. Прочитать воспоминания современников о творчестве поэта, осмыслить высказывания и подготовить группе ответ на вопрос: какое впечатление сложилось о художественном мире Б. Пастернака?
Помощник представления
Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.
Перед нами поэт, который__________________________________________
Нам импонирует его манера_______________________________________
Нам кажется, что художественный мир поэта_______________________
Выдвижение гипотезы: Художественный мир поэта необычен, своеобразен, индивидуален. (или в лирике поэта в полной мере его проявляется авторская индивидуальность.)
В процессе работы над стихотворениями Б. Пастернака определим:
Гипотеза……
- подтвердилась?
- была опровергнута?
- подтвердилась частично?
- была дополнена?
2-й этап. Самостоятельная работа с текстами стихотворений в группах. Анализ стихотворений
«Светает», «Опять весна», «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме», «Быть знаменитым некрасиво», «На ранних поездах».
На групповую работу даётся 15-20 минут, после чего каждой группе необходимо представить свои результаты в виде комментированного анализа, сформулировать один наиболее важный тезис, прозвучавший в обсуждении, и познакомить с ним всех. Определить подтверждение или неподтверждение гипотезы. Сравните взгляды современников с тем, что создал Пастернак. Ваши открытия? По высказанному тезису могут дать комментарий или задать вопрос участники других групп. Рабочий лист (Приложение 6) поможет организовать совместную работу в группе. Чтобы обеспечить представление работы, можно воспользоваться «Помощником представления» (Приложение 3). Оценка за выполненную работу выставляется следующим образом: самооценка, оценка руководителя группы и оценка учителя.(Приложение 2)
Задание для каждой из групп.
1 группа.
Стихотворения «Светает», «Опять весна» (природа)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость, своеобразие? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Вывод: стихи о природе свидетельствуют о глубоком ее понимании, стремлении слиться с ней. Поэт одухотворяет ее. В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир.
2 группа
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Быть знаменитым некрасиво…» (призвание поэта, поэт и творчество)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость?
- Как Пастернак поэтически формулирует цель своего творчества, чем он объясняет свой выбор? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Вывод: «Быть знаменитым некрасиво» - это кредо Пастернака–Человека. Именно таким - скромным, стеснительным, безумно честным и необыкновенно талантливым вошел он в 20 век, чтобы остаться в нем навсегда! Главное политическое значение Пастернака - его чистая поэзия. Поэзия – «самоотдача», призвание.
3 группа
Стихотворения «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме» (любовная лирика)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы? Каким предстает образ любимой в стихотворениях?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
-Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
-Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Вывод: И любовь у Пастернака – это хаос чувств, страстей и переживаний. Она не может подчиняться никакому порядку, рассудку, протекать размеренно и чинно. Любовь – это безрассудность. С появлением женщины, подобным наступлению будущности, приходит мир.
- группа
Стихотворение «На ранних поездах» (народ, Родина)
Вопросы для анализа.
- Какая тема звучит в данном стихотворении? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Вывод: Поэт всегда чувствовал кровную связь с народной стихией. Картины России вызывают чувство умиления, «обожания» как называл его сам поэт. Искренность патриотического чувства и отсутствие патетики в его выражении.
4-й этап. Предоставляется слово группам. Одно из стихотворений прослушивается в аудиозаписи. Комментированный анализ, связывание информации, оценивание. Подтверждение гипотезы. Выступают все члены группы. Используют «Помощник представления» (Приложение 3)
Общий вывод: Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию. Такая оригинальность видения мира позволяет увидеть независимость жизненной позиции поэта. Пастернак утверждал в своем творчестве великий закон сохранения энергии: ничто не возникает из ничего, ничто не исчезает бесследно. Каждый, входящий в этот мир, - не песчинка, не винтик. Главное - жить в согласии с собой, помня общечеловеческие заповеди: не навреди, не солги, не убий, люби ближнего как самого себя. Каждый человек- это частичка бытия, никогда бесследно не исчезающая. Если человек осознает это, то и наш век, и следующий будет по- настоящему красивым. Век Пастернака- это век и Пастернака, и людей, немногих, надо сказать, которые смогли, нашли в себе мужество быть самими собой в очень сложное время.
5-й этап. Реализация рефлексии.
В течение последних минут ученики отвечают на вопросы по рефлексивному
алгоритму.(Приложение 4)
«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),
«Мы» (комфортно ли было работать в группе),
«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам, открытиям вышел).
6-й этап.
Учащиеся выставляют в карте самооценку, руководители групп свою оценку. Учитель предоставляет слово руководителям групп, которые анализируют работу своих команд. Окончательная оценка каждому выставляется на следующем уроке.
7-й этап. Информация о домашнем задании. Создание условий для выбора учащимися домашнего задания.
1) Миниатюра на тему «Необычны ли, своеобразны ли, индивидуальны ли пастернаковские стихи?»
2) Создать рисунок-ассоциацию и прокомментировать его. «Я понимаю поэзию Пастернака так…»
3) Анализ стихотворений (одно по выбору): «О, знал бы я , что так бывает», «Душная ночь», «Определение поэзии».
4) Составить творческий портрет Б.Л. Пастернака.
Используемая литература.
Карсонов В.А. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: методическое пособие/ В.А. Карсонов.-Саратов, 2002
Никитина И.В. Инновационные педагогические технологии./ И.В. Никитина. – Волгоград: Учитель, 2008
Первое сентября [Электронный ресурс] : газ. – Режим доступа: http: //ps. 1 september. Ru
Прозоров В.В. Другая реальность: очерки о жизни в литературе/ В.В. Прозоров. – Саратов: Лицей, 2005.
Стратегия и тактика учителя. Сборник. Составитель О. Варшавер – М.: ЦГЛ, 2005.
Приложение 1
Задание 1
Помощник представления
Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.
Перед нами поэт, который__________________________________________
Нам импонирует его манера_______________________________________
Задание 1
Помощник представления
Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.
Перед нами поэт, который__________________________________________
Его художественный мир заключается_______________________________________
Задание 1
Помощник представления
Нам представилась возможность познакомиться с воспоминаниями современников. И вот какие выводы мы сделали.
Поэт интересен__________________________________________
Отличие художественного мира мы видим_______________________________________
Приложение 2
Лист оценивания
Руководитель группы __________________________________Группа №
№ | Ф.И. учащегося | Самооценка | Оценка руководителя группы | Оценка учителя |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Помощник представления
1-я группа
Стихотворения «Ты в ветре, в ветке пробующем», «После дождя»
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Мы рассмотрели стихотворения………………………………. Об этом говорят следующие строки:…………………………………..В произведении раскрывается картина (ы)……………………
…………….. Метафоры, сравнения, олицетворения(привести примеры) помогают нам увидеть это. Образы……………………….. приобретают черты……………………….Они передают новую степень овладения окружающей действительностью. Природа ……………………. Стихотворение(я) изобилуют такими цветами, как…………………………………………………Они передают…………………настоение, чувства. Природа и человек как одно целое, поэтому Лирический герой………………………….. .
Для него характерно…………………………..Создается ощущение……………………………………
Мастерство автора можно оценивать на основании………………………………………….Идейный смысл заключен в …………… Особенность художественного мира проявилась в ……………………………………………………
Помощник представления
2-я группа
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Быть знаменитым некрасиво…» (призвание поэта, поэт и творчество)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость?
- Как Пастернак поэтически формулирует цель своего творчества, чем он объясняет свой выбор? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Мы проанализировали стихотворения…………………………………………….. В них отражаются темы………………….. Об этом говорят следующие строки…………………………. В них мы видим……………………………………..
Стихотворения открываются такими картинами, как………………………………………………….
В стихотворении(ях) встречаются такие образы: …………………………………. Сравнения и метафоры (привести примеры) помогают нам увидеть и понять их. В этих образах проявляется ……………………………. Автор для раскрытия………………………………..использует цвета:……………………………………………. Их смысловая нагрузка заключается в ………………………………………. В стихотворениях слышны звуки……………. Они передают ощущения……………………………. Лирический герой стихотворения дышит……….. Он находится в ожидании (чего?)………………………. Пастернак так формулирует цель своего творчества……………………………………… Мы пришли к выводу, что…………………………….
Помощник представления
3-я группа
Стихотворения «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме» (любовная лирика)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы? Каким предстает образ любимой в стихотворениях?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
-Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает? Как воспринимает жизнь?
-Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Мы проанализировали стихотворения…………………………………………….. В них отражаются темы…………………..Они отчетливо слышны в строках …………………………. В них мы видим……………………………………..
В стихотворениях рисуются такие картины, как ………………………………………………….
Поэтическая мысль обращена к образам: …………………………………. Сравнения и метафоры (привести примеры) помогают нам увидеть и понять их. В этих образах проявляется ……………………………. Автор для раскрытия………………………………..использует цвета:…………………………………………….Такая цветовая гамма нужна автору для раскрытия (чего?)…………………..Звуки в стихотворения имитируют……………. Они передают ощущения……………………………. Лирический герой стихотворения восхищен…, чувствует(что?)….., воспринимает окружающий мир………….. Основная мысль выражена в ……… Мы пришли к выводу, что…………………………….
Помощник представления
- группа
Стихотворения «На ранних поездах» (народ, Родина)
Вопросы для анализа.
- Какой темой объединены данные стихотворения? Какие строчки свидетельствуют об этом?
- Прокомментируйте, какая нарисована картина и с помощью каких средств?
- Какие образы возникают и какую мысль они передают? Какие детали помогают создать эти образы?
- Какая цветовая гамма? Сколько цветов преобладают? Какова их смысловая нагрузка?
- Какие звуки мы слышим? В чем заключается их смысловая особенность?
- Чем живет и дышит лирический герой стихотворений? Какую способность он обретает?
- Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем особенность его художественного мира, его неповторимость? (На чем вы больше сосредоточили свое внимание)
Мы рассмотрели стихотворения………………………………. Об этом говорят следующие строки:…………………………………..Свое внимание мы остановили на теме……………………
…………….. Здесь поэт «боготворит» …………………………………….Вглядываясь в поэтические картины, ощущаешь………………... Внутренний сюжет связан с переходом от «пустынности мира» к ……………………………….Образную систему представляют………………………..Они символизируют………………………. Метафоры, сравнения, олицетворения(привести примеры) помогают нам увидеть это. Образ Родины предстает в деталях……………….. Стихотворение(я) изобилуют такими цветами, как…………………………………………………Они автору нужны для передачи …………………………………….настоения, чувств.(каких?) Лирически герой глубоко переживает………………………………Он остается верен(кому?)…………………………………….
Для него характерно…………………………..Создается ощущение……………………………………
Идея заключается в ………………………………………………………………………………………..
Мы остановились на мысли о том, что ……………………………………………………………….
Приложение 4
Рефлексивный алгоритм
«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),
«Мы» (комфортно ли было работать в группе),
«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам вышел).
Приложение 5
Глазами современников
1)«Основные темы поэзии автора — любовь, творчество, природа — не существуют в его стихах раздельно. Они переплетаются и сливаются воедино ввиду целостного авторского подхода к миру. В мире живет все, что в нем есть, природа, таким образом, ничем от прочих элементов мироздания не отличается. Да, ей присуща большая толика жизненной силы…» (А. Синявский)
2) «Назначение пейзажа в лирике Пастернака своеобразно. Для Пастернака бесспорна духовность всего сущего, ибо оно существует по единым для всего законам любви — настолько бесспорна, что дается в его творчестве как нечто само собой разумеющееся. И неразрешимых коллизий, противостояний у него также нет. Природа выступает у автора как мощное восстанавливающее силы души начало. Природа одухотворена (А. Синявский)
3) «Пастернак не отдает предпочтения и не разъединяет природу на родную и экзотическую, на живую и неживую. В равной степени она вся живет и существует для него, вмещается в его поэзию наряду со всеми прочими родами бытия и наряду с самим автором. Природа излечивает и делается неисчерпаемым началом, фактором стихотворчества. Автор переносит присущие человеку психические свойства на явления природы, на животных, предметы и т. » (Г. Кружков)
4) Пастернак – поэт, сохранивший при этом высокий душевный тонус и любовь к жизни. Пожалуй, главное. Что характеризует лирику поэта, - удивление перед чудом существования – вот поза, в которой застыл Пастернак, завороженный своим открытием: «опять весна». (Л. Быков)
5) Художественный метод Пастернака имеет основу, соприродную музыке: «любое его творение-это некий круг и громадное поле смыслов, единое звуковое поле» (А. Синявский)
6) Отсюда – пастернаковское «Определение поэзии». Это вся жизнь, целое мироздание во всем многообразии звуков и запахов, разливе красок, богатстве ощущений. Это и «ночь, леденящая лист», и «двух соловьев поединок», и «слезы вселенной», и чувственное (Л. Озеров)
7) Поэтический мир Пастернака предстаёт перед нами во всём богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин природы и жизни человека. Читая лирику автора, поражаешься его специфическому видению мира, которое проявляется в его образах, сравнениях, метафорах.
<. . . . . . > (Л.А. Озеров)
8) Предметы и явления, входящие в состав образа, отдалены друг от друга необычайно, но они вместе с тем и сближены. Сближение отдалённого делает образ необычным, заставляет читателя открывать – вслед за поэтом – новые связи в мире. (Л.А. Озеров)
9) Б. Пастернак воспринимает мир через предметное, материальное. Его поэзия насыщена метафоричностью. Метафора строится на ассоциативном сближении явлений. Причем метафоры как бы нанизываются друг на друга.
Приложение 6
Рабочий лист
- Распределите роли в группе: руководитель группы, помощник организатора, исполнители.
- Прочитайте высказывания современников о художественном мире Б. Пастернака и сформулируйте предположение (гипотезу) об особенностях его поэтики. Пользуйтесь «Помощником представления»
- 1 из участников выступит со сформулированной группой гипотезой.
- Проанализируйте предложенные стихотворения и обобщите материал.
- Соотнесите результаты ваших наблюдений с выдвинутой в начале урока гипотезой. Сделайте вывод, подтвердилась ли она (была опровергнута / дополнена / частично подтверждена).
- Подготовьте выступление группы в виде устного сообщения. Материалы выступления тезисно отразите на бумаге. (Все участники группы готовятся к выступлению)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Разработка урока литературы в 11 классе на тему «Обзор творчества Б.Л.Пастернака»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: работа в группах переменного состава (ГПС) в виде ролевой игры.Учащиеся разделены на три группы: «Искусствоведы», «Артисты», «Литературоведы». Каждая группа получает карто...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Разработка урока литературы в 7 классе по теме " Борис Пастернак "Никого не будет в доме...", "Июль"".
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Борис Пастернак "Никого не будет в доме", "Июль""...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....