Научная статья «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно»
статья по литературе (6 класс) на тему

Ситникова Светлана Александровна

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проектная деятельность, духовная и физическая мобилизация. духовная и культурная жизнь, патриот, генетическая память, профессиограмма, профессиональные качества, профессиональное мастерство.

Аннотация: Доминирующим фактором формирования подрастающего поколения в условиях социальных перемен продолжает оставаться стихия социальной среды с её духовными, нравственными, экономическими, политическими, социальными потребностями, которые формируют катастрофическое сознание и агрессивный тип поведения.

Как отмечает педагогическая общественность, в общественном сознании подрастающего поколения обесценились такие понятия как «патриотизм», «долг», «совесть», «честность», «порядочность». Этому способствует разрушение базовых ценностей традиционной культуры, экспансия нетрадиционных религий. Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Законы РФ и РД «Об образовании», Национальная доктрина образования и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество и другие институты массового воспитания на формирование патриотического сознания и убеждений у учащейся молодежи и школьников.

В современной системе дошкольного и школьного воспитания остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации работы по обеспечению духовно-патриотического, нравственного воспитания учащихся. Осознание этого привело нас к необходимости создания проекта направленного на внедрение систематической разноплановой работы, использования творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. В моей статье рассказывается об использовании проектной методики на занятиях по литературе и истории, о значимости  метода проектов, важности данной технологии. Применение таких моделей, как мне представляется, делает довольно сложный процесс духовного и патриотического воспитания детей более интересным, доступным, т.е. оптимизирует  воспитательную работу  учителя-историка, филолога в общеобразовательной школе и делает ее наиболее эффективной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно»

Ситникова С.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей №3 им. К.А. Москаленко

г. Липецк

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проектная деятельность, духовная и физическая мобилизация. духовная и культурная жизнь, патриот, генетическая память, профессиограмма, профессиональные качества, профессиональное мастерство.

Аннотация: Доминирующим фактором формирования подрастающего поколения в условиях социальных перемен продолжает оставаться стихия социальной среды с её духовными, нравственными, экономическими, политическими, социальными потребностями, которые формируют катастрофическое сознание и агрессивный тип поведения.

Как отмечает педагогическая общественность, в общественном сознании подрастающего поколения обесценились такие понятия как «патриотизм», «долг», «совесть», «честность», «порядочность». Этому способствует разрушение базовых ценностей традиционной культуры, экспансия нетрадиционных религий. Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Законы РФ и РД «Об образовании», Национальная доктрина образования и другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество и другие институты массового воспитания на формирование патриотического сознания и убеждений у учащейся молодежи и школьников.

В современной системе дошкольного и школьного воспитания остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации работы по обеспечению духовно-патриотического, нравственного воспитания учащихся. Осознание этого привело нас к необходимости создания проекта направленного на внедрение систематической разноплановой работы, использования творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. В моей статье рассказывается об использовании проектной методики на занятиях по литературе и истории, о значимости  метода проектов, важности данной технологии. Применение таких моделей, как мне представляется, делает довольно сложный процесс духовного и патриотического воспитания детей более интересным, доступным, т.е. оптимизирует  воспитательную работу  учителя-историка, филолога в общеобразовательной школе и делает ее наиболее эффективной.

В одном из популярных когда-то фильмов говорилось: «Есть такая профессия — Родину защищать», но чтобы ее защищать, ее ведь надо любить. А любим ли мы ее, когда почти каждая более или менее зажиточная семья, в которой есть сын-подросток, не только думает, как ему «откосить» от армии, но и без зазрения совести делится этим опытом со всеми заинтересованными лицами. Может быть, не так легко «любить Россию в непогоду», но ведь смогли же это сделать и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Минин с Пожарским. Русские должны верить, что, как говорил Алексей Толстой, хоть «уезд от нас останется, — и оттуда пойдет русская земля».

Следует отметить, что слова А. С. Пушкина напрямую связаны с патриотическим воспитанием «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно».

Во - первых, тема патриотического и духовно-нравственного воспитания чрезвычайно важна сегодня для нашего Отечества. Только возобновив непосредственную связь со своей историей, вернувшись к глубинным смыслам нашего прошлого, Россия сможет сохранить свою целостность и получить импульс для движения вперед.

Во-вторых, история России - это история величайшего напряжения ее народа. Это история силы духа и воли. Без этой колоссальной духовной и физической мобилизации на протяжении большого исторического периода многих и многих поколений, само существование нашей великой страны было бы невозможным [1, с.34].

Так принято, что если ты говоришь о любви к Родине, то её надо доказать делом. Многие, наверное, сразу подумали о служении Отечеству в каких-либо войсках (это дело тоже нужное и крайне важное). Но я хочу сказать не об этом. Хорошо выучиться, проработать на благо страны да просто прожить свой век так, чтобы потом не было стыдно! Разве этого не достаточно?! Каждый сам выбирает свой путь, ставит цели и пытается их во что бы то ни стало достичь. Важно помнить: Отечество – оно одно. И его не выбирают. Стоит хорошенько подумать, прежде чем совершать какие-либо проступки. Если даже ты в мыслях допускаешь, что Россия – это не твоя страна, что при первом удобном случае покинешь её (переедешь за границу), то какой же ты Патриот?!

Для многих кто вглядывается сегодня в русскую историю, такое многовековое напряжение всех народных сил странно и непонятно. Приходится слышать, что это напряжение, беспрерывные войны, освоение все новых и новых территорий - вплоть до Аляски и Калифорнии, вплоть до южных пустынь - подорвало народные силы и, в конечно счете, привело страну к краху. Однако в реальности мы видим совершенно обратное - при всех войнах, при самом напряженном труде численность нашего народа увеличивалась, духовная и культурная жизнь становилась все многограннее. Мы потеряли себя тогда, когда отказались от этого напряжения, когда захотели обойтись и без духа, и без воли. Жизнь потеряла смысл. А без смысла люди не рожают детей и умирают сами.

Выяснилось, что русский человек в массе своей не хочет трудиться только ради того, чтобы получать материальное вознаграждение. Русский человек хочет служить. Это - служба тому, что выше собственной жизни - заложено в его генетической памяти. Когда мы шли на Восток и Юг, когда отбивались от захватчиков, когда создавали свою самобытную православную цивилизацию - Россия жила. Когда стали заботиться только о «повышении своего материального благосостояния», само ее существование оказалось под угрозой.

Сегодня нам снова нужен волевой смысл, напряженное усилие духа и воли. Нужно сформировать в молодом поколении, в тех, кто придет на смену нам умение собраться, перебороть себя. Где и как это умение может быть сформировано?

Сейчас основными формами такого приобщения граждан к родной истории являются, в основном наглядная агитация, плановые занятия и публикации в периодической печати. Все это – необходимо и важно, но, думается - недостаточно. Для того, чтобы наши потомки могли с большей полнотой соприкасаться с тысячелетним героическим прошлым нашей Родины, очень важно было бы теснее связать занятия в учебных заведениях, воспитание в семье с  историей местности, где они выросли и с историей семьи [4, с.22].

В своей статье хочется коснуться не только славы наши предков, да и живущих ныне. Это летчики Липецкого авиацентра. В связи с этим учащиеся 6 класса МБОУ Лицея №3 имени К. А. Москаленко» работали над проектом «История и современность Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова».

 Цель данного проекта - выяснить, чем интересен один из музеев города Липецка – музей Липецкого авиацентра  имени Валерия Чкалова.

Для достижения намеченной цели в проекте ставятся следующие задачи:

  • Узнать историю создания музея,
  • Выяснить, какие экспонаты входят в коллекцию музея,
  • Изучить разные источники информации о музее,
  • Проанализировать  мнения респондентов о музее,
  • Сделать вывод
  •  Провести опытно-экспериментальную работу по использованию данного материала на уроках истории, литературы  и во внеурочной деятельности.

Методы исследования: классификация изученного материала, анкетирование учащихся, эксперимент.

Гипотеза: Мы предположили, что музей Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова – один из интереснейших музеев города Липецка, образовательный центр.

Практическая значимость работы. Для человека, стоящего на пороге взрослости возникает множество проблем связанных с профессиональным самоопределением и с жизненными перспективами. Ведь от того как человек правильно выберет для себя специальность зависит вся его последующая жизнь.

Проводимые по выбранной теме исследования помогут учащимся избежать ошибок в дальнейших предполагаемых действиях по выбору профессии

Продукт данного проекта: составление професиораммы – «Профессия  - летчик».

Разработка внеклассного мероприятия  - «60-летию Липецкого авиацентра посвящается».

Рассмотрев подробно историю создания музея  Липецкого авиацентра и посетив его, учащиеся ответили на вопросы анкеты.

Основополагающий вопрос проекта:

Нужны ли музеи в XXI веке?

Проблемный вопрос проекта:

Какую роль играет музей Липецкого авиацентра в жизни нашего города?

Ищем ответ на проблемный вопрос.

Наши источники информации:

__________________________________________________________

Как был создан музей Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова?

_______________________________________________________________

Кто является руководителем Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова?

_______________________________________________________________

Летчики из каких стран обучались в Липецком авиацентре?

_______________________________________________________________

Назовите фамилии летчиков, в честь которых названы улицы нашего города?

_______________________________________________________________

Какой подвиг совершил Валерий Чкалов?

_______________________________________________________________

Как ответим на проблемный вопрос проекта?

После анкетирования нами было разработано внеклассное мероприятие, посвященное липецкому авиацентру, летчикам, живущим и работающим в городе Липецке в настоящее время.

Вот какие сведения сообщили учащиеся в теоретической части проекта. Лётная профессия предъявляет высочайшие требования к моральным качествам, физическим возможностям и профессиональным навыкам человека. Липецкие авиаторы неоднократно проявляли мужество в критических ситуациях, возникавших во время полётов. Так, лётчики Л.А. Кривенков и С.М. Шерстобитов, Е.И. Захаров и В.И. Новосёлов пожертвовали собой, спасая жизни другим.

Героем Российской Федерации стал начальник Липецкого ЦБП и ПЛС генерал-майор авиации С.С. Осканов, удостоенный в1992 г. этого звания посмертно за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.

Символом славной истории Авиацентра является памятник на площади Авиаторов в Липецке – устремлённый ввысь истребитель МиГ-19. Надпись на его постаменте гласит: «Монумент установлен в августе 1969 г. в честь подвигов воинов-лётчиков местного гарнизона в годы гражданской, Великой Отечественной войн и в память о расположении в городе Липецке эскадрильи имени В.И. Ленина».

Сегодня Авиацентр является основной базой исследования боевых возможностей самолётов МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Ту-22М3, Ту-95 и их модификаций, а также вертолетов Ми-24, Ми-28МН, Ка-50 и Ка-52 с последующим внедрением в практику ВВС наработок, полученных в ходе лётных экспериментов.

В настоящее время основные усилия личного состава Авиацентра направлены на повышение интенсивности боевой подготовки, увеличение налёта, дальнейшее исследование боевых возможностей стоящих на вооружении самолётов, переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей.

Ребятам удалось познакомиться с книгой Ю.Н. Тихонова «Рассекреченный город».

Книга «Рассекреченный город», создана доктором исторических наук ЛГПУ Юрием Николаевичем Тихоновым. Книга издана в декабре 2011 года в Саратове при поддержке управления внутренней политики Липецкой области. Приятно, что свою лепту в подготовку в свое время внесла и администрация города - несколько лет назад на средства муниципального гранта Ю.Н. Тихоновым был подготовлен фотоальбом, благодаря которому была приоткрыта завеса таинственности над легендарным немецким учебным авиацентром в Липецке.

В книге освещается деятельность липецкого авиацентра в 1920 - 1930-х гг. прошлого века: история возникновения и деятельности секретной немецкой школы военных летчиков, формирование так называемой «малой академии» отечественные ВВС - Липецкого авиацентра им. В. Чкалова, обширные страницы жизни провинциального российского города в предвоенный период.

Книга содержит более 300 фотографий, многие из которых публикуются впервые. Всё это, а также факты, тщательно собиравшиеся Юрием Николаевичем на протяжении 20 лет, а также выводы, делают монографию и красочной, и чрезвычайно содержательной.

Особое внимание в книге уделяется курсантам школы. Среди инструкторов, слушателей, выпускников - немецкие генералы и руководители люфтваффе, фашистские асы. Только из выпуска 1932 года следует выделить Лютцова (115 побед, 85 на советско-германском фронте), Радуша 63 победы), Траутлофта (57 побед, 45 на Восточном фронте). После выпуска в Липецке большинство лётчкив воевали в составе «Кондора» в Испании, а потом составляли элиту ВВС вермахта в войне против России...» Слушатель липецких курсов Ганс Ешшонек - один из создателей Люфтваффе, генерал-полковник. В 1937 - 1938 гг. - начальник оперативного отдела Генштаба Люфтваффе, в 1939 - 1943 гг. - начальник Генштаба Люфтваффе. 18 августа 1943 года покончил жизнь самоубийством.[5].

Валерий Чкалов был в Липецке неоднократно и «учил» немецких инструкторов в воздушных боях по полной программе.

Ребята с удовольствием принимали участие в подготовке внеклассного мероприятия. Его результатом явилось составление профессиограммы – «Профессия – летчик».

 Вот каким видят учащиеся 6 класса человека данной профессии.

Лётчик — это человек умеющий управлять самолётом, вертолётом или другими летательными аппаратами. Многим приходилось управлять виртуальным самолётом, штурмовать противника сидя перед компьютером. Но это игра, а в действительности профессия лётчика одна из самых технически сложных.

Социальная значимость профессии в обществе. Три оси вращения самолёта уже придуманы. Пилотам остаётся только взять этот метод за основу и научиться управлять летательным аппаратом. Парить как птице, держать равновесие, делать виражи пилоту необходимо совсем не для собственного удовлетворения. Важность профессии заключается в том, что лётчику предстоит пилотировать самолёт во время воздушного боя, где именно от мастерства управления зависит, сколько вражеских самолётов будет сбито в период войны или первым проверять летательный аппарат во время испытательных полётов, опробовать двигатели.

Массовость и уникальность профессии. Лётчик, естественно, должен не боятся высоты и уметь в критическую ситуацию брать ответственность на себя, иметь профессиональную подготовку. Особенно важно быть инициативным и помнить, что неуверенным в небе делать нечего. Например, у лётчиков-испытателей обычный будничный рабочий день состоит из стрессовых нештатных ситуаций.  Риски профессии. Самолёт, как любое средство перемещения, иногда бывает непредсказуемое. Если в машине заглохнет двигатель, то её на буксире дотянут к СТО. Когда возникнет у аэроплана такая проблема, то исход будет, к сожалению, летальным для пилота. Это и есть основным риском профессии.

Кандидат в пилоты должен обладать отменным здоровьем физическим и психическим. Во время полета летчик испытывает постоянные перегрузки, особенно пилоты боевых маневренных самолетов. Также на пилота возлагается большая ответственность: в его руках жизни людей – как тех, которых он перевозит, так и тех, кто находится на земле. На протяжении всего полета летчик должен обеспечивать безопасность воздушного судна. Все эти задачи требуют серьезных физических и психических затрат, по сути пилот выполняет заранее известную задачу: откуда лететь, куда, на каком самолете, как долго, и весь маршрут уже построен.Для того чтобы стать летчиком, нужно окончить специализированное летное училище, но профессия эта подойдет далеко не каждому. Отбор в летную академию более чем строгий, так что конкуренции у пилотов нет. Пилоты чаще других проходят медкомиссию, и если ваше здоровье ухудшится, то вы будете отчислены из академии. Также стоит обратить внимание на знание английского языка, который является международным в гражданской авиации, а значит, владеть им нужно на очень высоком уровне. Для того чтобы стать летчиком, нужно окончить специализированное летное училище, но профессия эта подойдет далеко не каждому. Отбор в летную академию более чем строгий. Каждый год на пенсию уходят 500-600 профессионалов, а на смену им приходят около 200 молодых летчиков. Пилоты чаще других проходят медкомиссию, и если ваше здоровье ухудшится, то вы будете отчислены из академии. Также стоит обратить внимание на знание английского языка, который является международным в гражданской авиации, а значит, владеть им нужно на очень высоком уровне. В целом обучение в академии занимает 5 лет, по окончании вы сможете устроиться на работу в какую-нибудь авиакомпанию, налетав в академии примерно 150 летных часов.

 В итоге мы пришли к выводу о том, что музей Липецкого авиацентра имени Валерия Чкалова – один из интереснейших музеев города Липецка, который своими уникальными экспозициями привлекает посетителей не только со всех уголков нашей страны, но и из других стран, уникальный образовательный центр, центр науки и просвещения детей и взрослых.

Хочется сказать, что материалы данного проекта мы собираемся активно использовать в качестве краеведческого компонента на уроках литературы и истории. Мы считаем, что следует знать и ценить историю своего города, го знаменитых граждан, погибших и живущих ныне.

Память о наших предках и людях, посвятивших себя служению Родине, составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Память об ушедших родственниках также, а может даже более священна, чем память о выдающихся деятелях прошлого. «Под каждой могильной плитой — мировая история», — говорил Г. Гейне. И действительно, каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях.


Список литературы

  1. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2010. – 208 с.
  2. Воспитание: современные парадигмы. – М., 2009. – 160 с.
  3. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2009. –605 с.
  4. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. – М.: Веди-принт, 2008. – 288 с.
  5. Логинов А. Рассекреченный город Липецк. ttp://www.mygorod48.ru/people/user/34/blog/8931/
  6. По следам одной легенды. http: // rusaviagold.narod.ru/HISTORY/Lip_history.htm
  7. Радионов Е.Г. Педагогические основы воспитания готовности молодежи к защите Отечества: Автореф. дисс. …доктора пед. наук. – М., 2009. – 46 с.
  8. Савотина Н.А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе: Автореф. дисс. …доктора пед. наук. – М., 2006. – 43 с.
  9. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 200. – 199 с.
  10. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из н...

Сценарий линейки "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!"

В сценарий включены элементы театрализации с участием героев (гусары) Отечественной войны 1812 года....

классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"

методическая разработка классного часа...

классный час "Гордиться славою своих предков... должно!"

методическая разработка классного часа...

Научная статья «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно»

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, проектная деятельность, духовная и физическая мобилизация. духовная и культурная жизнь, патриот, генетическая память, профессиограмма, профессиональные...

Викторина "Гордиться славою своих предков... должно".

Викторина проводится в форме игры среди учащихся 8-9 классов. Викторина посвящена Дню защитников Отечества....

Мероприятие "ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ"

Мероприятие  "ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ"...