Методическая разработка культурно-досугового мероприятия, посвященного фольклорным традициям
учебно-методический материал по литературе на тему
Данная методическая разработка может быть использована как на уроке литературы, так и во внекласном мероприятии, посвященном фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклор в современном мире | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка культурно-досугового мероприятия, посвященного фольклорным традициям
Пояснительная записка
Ребенок, хорошо знающий фольклор, - это ребенок, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям в жизни, откликающийся на горе и радость окружающих людей, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности. Ребенок, знакомый с фольклором, способен перенимать опыт у своих родителей, бережно хранить его, чтобы затем передать его другим поколениям.
Значения фольклора как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Различные жанры фольклора исстари сопровождали человека на протяжении всей его жизни. В настоящее время важно не предавать забвению фольклор как источник народной мудрости. Педагог, умеющий «включить» детей в фольклор как в творческое действо, поможет детям прикоснуться к вековым традициям и понять, что народная мудрость, касающаяся самых разных повседневных тем, актуальна и в наше время.
Тема: "Народная мудрость в повседневном общении"
Цель: научить детей использовать фольклор в своей речи.
Задачи: познакомить детей с различными жанрами фольклора, раскрыть значимость фольклора народов разных стран.
Ход мероприятия
Звучит музыка. Входит гостья.
Гостья. (раскланиваясь) Сколько лет, сколько зим. Всем гостям по сту лет, хозяину двести, да всем бы вместе.
Иван. На добрый привет добрый и ответ.
Юлиана. Добрый привет и кошке люб.
Тамара. Привет за привет, любовь за любовь.
Юлия. Дай бог с нами пожить да хлеб-соль поводить.
Татьяна. Помилуй тя и сохрани господь на сто лет со прилетками.
Екатерина. Будь здорова, как вода, плодовита, как земля.
Гостья. (обращаясь ко всем) И вам не хворать.
Юлия. Просим на избу: красному гостю красное место.
Тамара. Да, хороший гость хозяину в почет.
Екатерина. Гость в дом, а Бог в доме.
Зульфия. Хоть не богаты, а гостям рады.
Юлиана. Разговорами гостей не накормишь.
Иван. Что есть в печи, все на стол мечи.
Гостья. Где блины, там и мы: где оладьи, там и ладно.
Юлия. Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
Иван. Пирог ешь, да хозяина не съешь.
Тамара. Ешь, дружки, набивай брюшки по самые ушки.
Екатерина. Чем богаты, тем и рады.
Зульфия. Напои, накорми, а после вестей попроси.
Гостья. Приехала баба из города, привезла вестей три короба.
Юлиана. От добрых гостей ждут добрых вестей.
Гостья. Жил-был царь Тофута, вот и сказочка вся тута.
Екатерина. Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Иван. Не дочитав сказки, не кидай указки!
Татьяна. Быль за сказкой не угонится.
Тамара. Сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Зульфия. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Юлиана. Либо сказки сказывать, либо дело делать.
Гостья. Что верно – то верно! Делу-то время, потехе – час. А первое дело – учеба у нас. Кто таки- черные, кривые, от рожденья все немые. Станут в ряд – сейчас заговорят.
Все. Буквы.
Екатерина. Да. Сперва Аз да Буки, а там и науки.
Тамара. Азбуку учат, на всю избу кричат.
Юлия. Аз, Буки, Веди страшат, как медведи.
Юлиана. Кто много знает, с того и много спрашивается.
Зульфия. Идти в науку – терпеть муку.
Татьяна. Да. Кто хочет много знать, тому надо мало спать!
Тамара. И поедим, и спляшем, только пашни не напашем.
Екатерина. Кто как умеет, тот так и бреет.
Иван. Не хочу учиться, хочу жениться!
Гостья. (Ивану) Жениться – не лапоть надеть.
Юлиана. Жена – не гусли: поиграв, на стенку не повесишь.
Татьяна. Лучше жениться, чем волочиться.
Юлия. Когда выбираешь ситец, смотри на длину, когда выбираешь жену – смотри на мать.
Тамара. Жену выбирай не глазами, а ушами.
Екатерина. У цыгана не купи лошади, у попа не бери дочери.
Зульфия. Бери, чтоб не каяться, жить в любви да не маяться.
Иван. Сведи бог вас и накорми нас!
Гостья. Вкусная еда – животу беда!
Татьяна. Не поужинавши легче, а поужинавши – лучше.
Иван. Да, киселем брюха не испортишь.
Тамара. Все полезно, что в рот полезло.
Юлия. Живот крепче – на сердце легче.
Екатерина. Тот с пирогом, кто с языком.
Юлиана. Лучше ногою запнуться, чем языком.
Гостья. Чтоб языком не запинаться, нужно в скороговорках размяться.
Зульфия. Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
Иван. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Тамара. Жадный жук жевал картошку, Пережадничал немножко:
Съел большущий корнеплод... У жука болит живот!!!
Юлия. Петруша пироги печёт, приговаривает: Пекитесь, пироги, поднимайтесь,
Полностью, пироги, пропекайтесь.
Юлиана. Птичка пончиком потчует птенчика.
Татьяна. Тарелка для торта, тарталетка для творожка.
Екатерина. Гришка грыз коржик, Орешки грыз Жоржик, А Гарик — сухарики.
Тамара. Ромка Корольков кормит морковкой кролика.
Гостья. Хвалила Халву пахлава. Халве дорога похвала. Похвала и нам дорога. Давайте хвалить соседа, за все, вплоть до обеда.
Тамара. На красный цветок и пчела летит.
Екатерина. Девичья коса — на всю Москву краса.
Юлия. Искренность – драгоценное качество человека.
Иван. Красная краса — русая коса.
Юлиана. Доброму и добрая слава.
Зульфия. Хорошую лошадь видать по жеребенку, хорошего человека – по ребенку.
Татьяна. Прямой человек, что прямой бамбук – встречается редко.
Тамара. Хороший человек по глазам узнается.
Екатерина. Мы с тобой, как рыба с водой.
Гостья. Рыба с водой – дружба горой. Кто что думает про дружбу – расскажите не в службу.
Татьяна. Друг поддерживает дух.
Иван. Дружба да братство – дороже богатства.
Юлия. Друг познается на рати да при беде.
Зульфия. Жалеть мешка – не завесть дружка.
Тамара. Друзья прямые – братья родные.
Юлиана. Не держи сто рублей, держи сто друзей.
Татьяна. В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне.
Иван. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Екатерина. Нет милее дружка, чем родная матушка.
Гостья. Это верно. На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Екатерина. При солнышке тепло, при матушке добро.
Татьяна. Маменька родимая - свеча неугасимая.
Иван. Материнская молитва со дна моря вынимает.
Тамара. С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.
Юлиана. Сердце матери лучше солнца греет.
Зульфия. Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
Юлия. Иному счастье мать, иному мачеха.
Гостья. Счастье? С кем счастье дружит, с тем и люди.
Татьяна. Счастье три раза постучит, но, если дверь не откроешь, к другому уйдет.
Юлия. Если счастье улыбнется, осел лошадью обернется.
Тамара. Счастье без ума – дырявая сума.
Иван. Счастье ума прибавляет, несчастье последний отнимает.
Зульфия. Счастье не подкова, под ногами не найдешь.
Юлиана. Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.
Екатерина. Кто встает затемно, тому удача дадена.
Иван. Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
Татьяна. Счастье – что пташка: куда захотело, туда полетело и село.
Гостья. Пташки разные бывают – кто про них загадки знает?
Тамара.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Иван. Воробей!
Юлия.
Кар-кар-кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее?
Екатерина. Ворона!
Екатерина.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица…
Юлиана. Грач!
Тамара.
Шипеть я умею, как будто змея
И словно змеиная шея моя,
А плаваю лучше, и этим горжусь,
Кто может сравниться со мною?
Я - …
Юлия. Гусь!
Гостья.
Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий …
Татьяна. Дрозд!
Зульфия.
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной тлеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись - …
Тамара. Дятел!
Юлиана.
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его?
Гостья. Петух!
Иван.
На скале он строит дом.
И хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина ..
Тамара. Орла!
Юлия.
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
Зульфия. Соловей!
Гостья. Соловьями заливаемся – речевой культуре обучаемся. А учителя уважим, «спасибо» пословицами скажем!
Зульфия. Потому что долг платежом красен.
Екатерина. Вашим же добром, да Вам же челом.
Тамара. За хлеб за соль, за щи с квасом, за лапшу, за кашу, за речь Вашу.
Иван. Почитаем учителя, как родителя.
Юлиана. Свет - от масла, знания – от учителя.
Юлия. Высока честь, такова и благодарность!
Звучит русская народная величальная песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию образования Приморского края
Данная работа посвящена 75- летию образования Приморского края. В работе представлены: история образования Приморского края, г. Уссурийска, КГАПОУ «Уссурийский колледж технологии и управления». В ходе...
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия, посвященного Дню матери "На свете выше званья нет, чем Мать!"
Мама – первое слово, которое произносит ребенок. Это самый главный человек в жизни каждого; человек, который любит безгранично, помогает повсеместно, дарит покой, тепло, уверенность. Но взрослея...
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия, посвященного творчеству А.С. Пушкина «Венок добрых чувств»
Данная методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по дисциплине «Немецкий язык» предназначена для использования преподавателями немецкого языка во всех учебных заведениях, где он ...
Методическая разработка. Сценарий профилактического мероприятия посвященного «Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом»
Практическое занятие с подростками по профилактике зависимого поведения....