"Весна идёт, весне дорогу". Литература. 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Плужник Татьяна Петровна

Урок внеклассного чтения с элементами интеграции (музыка, живопись).  Можно использовать на уроках литературы в 5, 6 классе. По произведениям русских поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_idyot_vesne_dorogu.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс. Урок  внеклассного чтения. Тема: «Образ весны в поэзии, музыке и живописи»

Тип урока:  Урок-фестиваль.


Методы обучения: 

  • метод творческого чтения;
  • иллюстративный метод;
  • эвристический метод;
  • исследовательский метод;
  • метод анализа и синтеза.

Цели:

  • научить учеников анализировать стихотворные  произведения, определять средства художественной выразительности;
  • развивать навыки выразительного чтения наизусть поэтических произведений;
  • воспитывать чувство любви к родной природе.

Оборудование урока: выставка книг о природе, интерактивная доска, проектор, иллюстрации,

презентация, музыка П.И.Чайковского «Времена года», песня «Журчат ручьи», «мертвое» царство – декорации, цветы.

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                   Ф.И.Тютчев.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В ходе урока формируются

I. Мотивация.

Целеполагание

-У Б.Л.Пастернака в дневнике встречается фраза: «Опять весна». (1 слайд) Конечно, под этими словами мог бы любой из нас подписаться. Просто поэты острее это чувствуют. И выражают это в своих стихах. А что для вас значит весна?  Закройте на секунду глаза и представьте себе красавицу-весну. Запишите в тетрадь все возникшие ассоциации.

Закрывают глаза на несколько секунд.

Затем записывают в тетрадь ассоциации.

Регулятивные УУД:

Учащийся учится самостоятельно  поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения,  корректировать работу по ходу выполнения.

Учащийся учится владеть основами использования  при выполнении заданий различных средств: справочной литературы, ИКТ.

Познавательные УУД

Учащийся учится владеть  навыками аналитической деятельности,

выбора необходимого материала.

Коммуникативные УУД

Учащийся учится владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 

 Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Оказывать взаимопомощь.

Личностные УУД

Учится  проявлять интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;

формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты;

целеустремленно и настойчиво идти к достижению целей, готов к преодолению трудностей;

проявлять толерантность к чужому мнению.

Предметные результаты:

знание содержания произведений, некоторых фактов из истории их создания.

Умение находить  в тексте необходимую информацию, составлять связный рассказ, анализируя  текст, умение цитировать.

- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

(2 слайд)

Высказывают свои мысли.

- Предлагаю вам прослушать песню  «Журчат ручьи»)

 (3 слайд)

- Что же такое весна?

Слушают песню, отвечают на вопрос:

- Весна – это время года, когда все пробуждается, И на улице уже все проснулось.

- Вот только в нашем царстве еще не успела похозяйничать красавица-весна, поэтому здесь так серо и уныло, как настроение у прохожего из песни, которую сейчас мы слушали. (4 слайд).  Но мы можем помочь всему расцвести, если выполним ряд заданий. Готовы? Что мы можем сделать?

 

- Мы будем читать стихи наизусть, анализировать их, представлять свои иллюстрации.

II.Актуализация знаний

- Эпиграфом  к уроку я выбрала слова выдающегося русского поэта Ф.И.Тютчева. Как вы их понимаете? (6 слайд)

        

Высказывают свое мнение, аргументируют его.

- Вы заметили, ребята, что уже мы знаем и задачи, и цели, и эпиграф, а вот темы урока еще не знаем. Давайте вместе подумаем, о чем же будет идти речь сегодня. Какие ключевые слова вы заметили?

 Находят ключевые слова: поэзия, музыка, живопись, весна.

Формулируют с помощью учителя тему урока: «Образ весны в поэзии, музыке и живописи.  Записывают в тетради. (7 слайд)

- Какие ключевые понятия нам необходимы для анализа текстов?

- Пейзажная лирика, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, рифма. (8 слайд)

III. Изучение материала.

Проверка домашнего задания.

 - Предлагаю вам представить подготовленные вами дома стихи.

Учащиеся рассказывают стихотворения русских поэтов о весне, которые они выбрали сами.

(Фоном звучит музыка П.И.Чайковского) Комментируют, почему выбор пал именно на это произведение,  как раскрыта тема прихода весны в данной поэзии.

В процессе урока

на стенах, дверях, шкафах, окнах появляются цветы (сделанные заранее из бумаги), «мертвое царство» оживает.

Работа в группах.

Организует работу в группах.

Выписывают средства художественной выразительности из стихотворений «Весна», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева, «Уж тает снег, бегут ручьи» А.Н.Плещеева, «Весна» А.М.Жемчужникова». (9-14 слайды)

Работа с репродукциями картин.

Предлагает прослушать историю создания картины А. Саврасова «Грачи прилетели» и сравнить со стихотворением А.М. Жемчужникова «Лесок дремал». (15-16 слайды)

Предлагает ответить на вопросы: Что вы видите на репродукциях картин знаменитого русского пейзажиста И.И.Левитана? Совпадает ли видение художника и ваше видение весны? Подходят ли эти картины к теме сегодняшнего урока? (17-18 слайды)

Ученица, подготовленная заранее, представляет историю создания картины А. Саврасова «Грачи прилетели». (Опережающее задание).

Дети сравнивают картину с пейзажем, нарисованным в стихотворении Жемчужникова.

Отвечают на вопросы.

Анализ музыкального произведения.

- Ребята, послушаем музыку П.И.Чайковского.

- Как называется этот цикл?

- Почему мы выбрали композицию «Апрель»?

- Как меняется настроение музыки? (19 слайд)

Слушают композицию Чайковского «Апрель».

Отвечают на вопросы.

Впечатление от музыкального произведения записывают в тетрадь.

IV. Рефлексия

Весна пробуждается.

Девочка, изображающая весну, обращается к детям: «Спасибо вам, ребята, что помогли мне выбраться из оков цепкого сна. Я с радостью погосподствую в вашем царстве». Рассказывает свое стихотворение.

V. Домашнее задание

Найти народные приметы, связанные с весной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий устного журнала « Весна идёт, весне дорогу»

Внеклассное мероприятие по литературе....

"Весна идёт, Весне дорогу!"

Сценарий праздничного концерта с элементами театрализации....

Весна идёт - весне дорогу. Проект.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в хо...

Праздник «Весна идёт, весна идёт!»

Материал для учителей и воспитателей, работающих в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

конкурс "Весна идёт-весне дорогу". Сочини музыку весны 1-3 классы- школьный уровень

МБОУ "Топкановская ООШ" конкурс "Весна идёт-весне дорогу". Сочини музыку весны 1-3 классы-...

Презентация на тему: "Весна идёт, весне дорогу!"

Данная презентация - это приложение к уроку внеклассного чтения по произведениям русских поэтов....

Творческий проект "Весна идёт, весне- дорогу!"

Творческий проект , проведённый в рамках месячника предметной области "Филология"...