"Весна идёт, весне дорогу". Литература. 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок внеклассного чтения с элементами интеграции (музыка, живопись). Можно использовать на уроках литературы в 5, 6 классе. По произведениям русских поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_idyot_vesne_dorogu.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс. Урок внеклассного чтения. Тема: «Образ весны в поэзии, музыке и живописи»
Тип урока: Урок-фестиваль.
Методы обучения:
- метод творческого чтения;
- иллюстративный метод;
- эвристический метод;
- исследовательский метод;
- метод анализа и синтеза.
Цели:
- научить учеников анализировать стихотворные произведения, определять средства художественной выразительности;
- развивать навыки выразительного чтения наизусть поэтических произведений;
- воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование урока: выставка книг о природе, интерактивная доска, проектор, иллюстрации,
презентация, музыка П.И.Чайковского «Времена года», песня «Журчат ручьи», «мертвое» царство – декорации, цветы.
Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф.И.Тютчев.
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | В ходе урока формируются |
I. Мотивация. Целеполагание | -У Б.Л.Пастернака в дневнике встречается фраза: «Опять весна». (1 слайд) Конечно, под этими словами мог бы любой из нас подписаться. Просто поэты острее это чувствуют. И выражают это в своих стихах. А что для вас значит весна? Закройте на секунду глаза и представьте себе красавицу-весну. Запишите в тетрадь все возникшие ассоциации. | Закрывают глаза на несколько секунд. Затем записывают в тетрадь ассоциации. | Регулятивные УУД: Учащийся учится самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения. Учащийся учится владеть основами использования при выполнении заданий различных средств: справочной литературы, ИКТ. Познавательные УУД Учащийся учится владеть навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала. Коммуникативные УУД Учащийся учится владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь. Личностные УУД Учится проявлять интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества; формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты; целеустремленно и настойчиво идти к достижению целей, готов к преодолению трудностей; проявлять толерантность к чужому мнению. Предметные результаты: знание содержания произведений, некоторых фактов из истории их создания. Умение находить в тексте необходимую информацию, составлять связный рассказ, анализируя текст, умение цитировать. |
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. (2 слайд) | Высказывают свои мысли. | ||
- Предлагаю вам прослушать песню «Журчат ручьи») (3 слайд) - Что же такое весна? | Слушают песню, отвечают на вопрос: - Весна – это время года, когда все пробуждается, И на улице уже все проснулось. | ||
- Вот только в нашем царстве еще не успела похозяйничать красавица-весна, поэтому здесь так серо и уныло, как настроение у прохожего из песни, которую сейчас мы слушали. (4 слайд). Но мы можем помочь всему расцвести, если выполним ряд заданий. Готовы? Что мы можем сделать? |
- Мы будем читать стихи наизусть, анализировать их, представлять свои иллюстрации. | ||
II.Актуализация знаний | - Эпиграфом к уроку я выбрала слова выдающегося русского поэта Ф.И.Тютчева. Как вы их понимаете? (6 слайд)
| Высказывают свое мнение, аргументируют его. | |
- Вы заметили, ребята, что уже мы знаем и задачи, и цели, и эпиграф, а вот темы урока еще не знаем. Давайте вместе подумаем, о чем же будет идти речь сегодня. Какие ключевые слова вы заметили? | Находят ключевые слова: поэзия, музыка, живопись, весна. Формулируют с помощью учителя тему урока: «Образ весны в поэзии, музыке и живописи. Записывают в тетради. (7 слайд) | ||
- Какие ключевые понятия нам необходимы для анализа текстов? | - Пейзажная лирика, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, рифма. (8 слайд) | ||
III. Изучение материала. Проверка домашнего задания. | - Предлагаю вам представить подготовленные вами дома стихи. | Учащиеся рассказывают стихотворения русских поэтов о весне, которые они выбрали сами. (Фоном звучит музыка П.И.Чайковского) Комментируют, почему выбор пал именно на это произведение, как раскрыта тема прихода весны в данной поэзии. В процессе урока на стенах, дверях, шкафах, окнах появляются цветы (сделанные заранее из бумаги), «мертвое царство» оживает. | |
Работа в группах. | Организует работу в группах. | Выписывают средства художественной выразительности из стихотворений «Весна», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева, «Уж тает снег, бегут ручьи» А.Н.Плещеева, «Весна» А.М.Жемчужникова». (9-14 слайды) | |
Работа с репродукциями картин. | Предлагает прослушать историю создания картины А. Саврасова «Грачи прилетели» и сравнить со стихотворением А.М. Жемчужникова «Лесок дремал». (15-16 слайды) Предлагает ответить на вопросы: Что вы видите на репродукциях картин знаменитого русского пейзажиста И.И.Левитана? Совпадает ли видение художника и ваше видение весны? Подходят ли эти картины к теме сегодняшнего урока? (17-18 слайды) | Ученица, подготовленная заранее, представляет историю создания картины А. Саврасова «Грачи прилетели». (Опережающее задание). Дети сравнивают картину с пейзажем, нарисованным в стихотворении Жемчужникова. Отвечают на вопросы. | |
Анализ музыкального произведения. | - Ребята, послушаем музыку П.И.Чайковского. - Как называется этот цикл? - Почему мы выбрали композицию «Апрель»? - Как меняется настроение музыки? (19 слайд) | Слушают композицию Чайковского «Апрель». Отвечают на вопросы. Впечатление от музыкального произведения записывают в тетрадь. | |
IV. Рефлексия | Весна пробуждается. Девочка, изображающая весну, обращается к детям: «Спасибо вам, ребята, что помогли мне выбраться из оков цепкого сна. Я с радостью погосподствую в вашем царстве». Рассказывает свое стихотворение. | ||
V. Домашнее задание | Найти народные приметы, связанные с весной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий устного журнала « Весна идёт, весне дорогу»
Внеклассное мероприятие по литературе....
"Весна идёт, Весне дорогу!"
Сценарий праздничного концерта с элементами театрализации....
Весна идёт - весне дорогу. Проект.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в хо...
Праздник «Весна идёт, весна идёт!»
Материал для учителей и воспитателей, работающих в специальной (коррекционной) школе VIII вида...
конкурс "Весна идёт-весне дорогу". Сочини музыку весны 1-3 классы- школьный уровень
МБОУ "Топкановская ООШ" конкурс "Весна идёт-весне дорогу". Сочини музыку весны 1-3 классы-...
Презентация на тему: "Весна идёт, весне дорогу!"
Данная презентация - это приложение к уроку внеклассного чтения по произведениям русских поэтов....
Творческий проект "Весна идёт, весне- дорогу!"
Творческий проект , проведённый в рамках месячника предметной области "Филология"...