Проектный урок "Поэзия о Великой Отечественной войне"
проект по литературе (7 класс) на тему
Проект ориентирован на учеников 7-х классов. Учащиеся знакомятся с героическими страницами русской поэзии, у них формируются полезные и нужные навыки для жизни в информационном обществе. Рассматриваются базовые сведения о поиске информации в сети Интернет: наиболее известные поисковые системы, правила тематического поиска данных, сохранение результатов поиска. Продолжительность проекта 2 урока.
В результате самостоятельных исследований учащиеся ответят на проблемные вопросы, научатся самостоятельно или с минимальной помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться необходимыми информационными интернет-ресурсами.
Результатом работы над проектом станут:
а) знания и умения по теме «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»;
б) умение безопасного использования поисковых служб Интернета;
в) умение оформлять результаты своего труда;
г) умение представлять свою работу зрителям (одноклассникам, учителю);
д) знания норм этического поведения в сети, правил соблюдения авторских и смежных прав; защита проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_gruppa_stroka_obornvannaya_puley.pptx | 819.78 КБ |
2_gruppa_u_voyny_ne_detskoe_litso.ppt | 1.08 МБ |
3_gruppa_pesni_opalennye_voynoy_buklet.docx | 459.46 КБ |
4gruppa_frontovye_pisma.pptx | 2.89 МБ |
poeziya_o_velikoy_otechestvennoy_voyne.ppt | 1.48 МБ |
urok_proekt.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: сохранение поэтического наследия поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Задачи: 1. найти биографические сведения о поэтах, погибших в годы войны; 2. познакомиться с стихотворениями погибших поэтов.
Священна память о павших… Как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?.. Все молодые, талантливые, преданные Родине и поэзии. Что ни фамилия, что ни строчка – то молодая, оборванная войной жизнь. Давайте вспомним поэтов, чьё творчество навеки оборвала фашистская пуля.
Александр Артемов родился в 1912 году. Начал писать стихи с пятнадцати лет. В 1940 году поступил в Литературный институт. Но учеба продолжалась недолго. В 1941 году поэт ушел добровольцем на фронт и погиб в боях за Родину в 1942 году. Александр Артемов
Походным порядком идут корабли, Встречая рассветные зори, И круглые сутки несут патрули Дозорную службу на море. За мыс Поворотный до мыса Дежнев На север идти нам в тумане. Для наших судов быстроходных не нов Охранный поход в океане. Но в годы былые здесь шли наугад Корветы в далекое плаванье, Здесь, тихо качаясь, спускался фрегат На дно Императорской гавани. Шли наши отцы по высоким огням Созвездий дорогою млечной, Они оставляли моря эти нам Во власть и наследство навечно. И нашим судам по заливу одним В походы идти на рассвете. Путями отцов мы идем, и по ним Суда поведут наши дети. Летит за кормой одинокий баклан И стаи проносятся чаек. Идут корабли в голубой океан, Зарю молодую встречая. Мы знаем дорогу и ночью и днем, Наш компас проверен отцами Мы древним путем в океане идем Путем, завоеванным нами. Александр Артемов ДОРОГА ОТЦОВ
Муса Джалиль (1906 - 1944) Родился 2 февраля 1906 года в в татарской семье. У чился в МГУ на литературном отделении. В 1941 году ушел на фронт, где не только воевал, а еще был и военным корреспондентом . После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере Шпандау, где организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побеги. Там он написал целую серию стихотворений . За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года. В 1956 году писателя и активиста назвали Героем Советского Союза .
След Пламя жадно полыхает. Сожжено дотла село. Детский трупик у дороги Черным пеплом занесло. И солдат глядит, и скупо Катится его слеза, Поднял девочку, целует Несмотрящие глаза. Вот он выпрямился тихо, Тронул орден на груди, Стиснул зубы: -- Ладно, сволочь! Все припомним, погоди! И по следу крови детской, Сквозь туманы и снега Он уносит гнев народа, Он спешит догнать врага. 1942 Муса Джалиль
Родился в Симбирской губернии в крестьянской семье. В 1937 году поступил на исторический факультет Московского университета. С 1939 года одновременно учился в Литературном институте. В октябре 1941года ушел добровольно на фронт. Был политруком пулеметной роты. Погиб на фронте под Смоленском. Похоронен в братской могиле в селе Карманово Смоленской области . Николай Майоров
*** Нам не дано спокойно сгнить в могиле – Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,- Мы слышим гром предутренней пальбы, Призыв охрипшей полковой трубы С больших дорог, которыми ходили . Мы все уставы знаем наизусть. Что гибель нам ? Мы даже смерти выше . В могилах мы построились в отряд И ждем приказа нового. И пусть Не думают , что мертвые не слышат , Когда о них потомки говорят. Николай Майоров
ПРОШЛА ВОЙНА, ПРОШЛА СТРАДА, НО БОЛЬ ВЗЫВАЕТ К ЛЮДЯМ: ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ! А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ. http://www.ivgoradm.ru/vov/geroi/majorov.htm lexicon555.com › voina2/bogatkov.html http://www.strelna-lib.ru/print.php?type=A&item_id=15 verav.ru › common/message.php… history.opck.org › history/ ludi /djalil.php http://www.naslednikislavy.ru/news.php?tag=14287&page=6
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: доказать, что дети и война- понятия несовместимые. Задачи: Прочитать стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста». Рассказать о нелегкой участи детей в годы Великой Отечественной войны. Донести высокий патриотизм стихотворений о войне, показать мужество маленьких героев.
У войны не детское лицо! Но в глаза детей смотрела смерть… Не щадила маленьких бойцов, Им пришлось до срока повзрослеть. Ирина Савельева.
Детская тема в поэзии первых месяцев войны. Когда началась война, первыми откликнулись на неё поэты, представители «малых» жанров. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Герой стихотворения А. Иоффе говорит: Его я узнал не из книжки- Жестокое слово- война! Прожектором яростной вспышки К нам в детство врывалась она. В те дни мы в войну не играли- Мы просто дышали войной.
Такою все дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! (С.Щипачев) Война застала детей в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Невозможно спокойно читать строки С.Я.Маршака об одном из таких мальчишек, внезапно оставшемся без защиты взрослых в стихотворении «Мальчик из села Поповки». Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребёнок- Последний гражданин села…
Татарский поэт Муса Джалиль назвал этих фашистских убийц «варварами» и «дикарями», а их «деяния»- «варварством». Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят…
Герои стихотворений Алексея Молчанова - дети блокадного Ленинграда, дети войны, все «13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне». Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтаном радости не брызнет На мирное цветение весны…
Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно не мертвым! Это нужно живым! Роберт Рождественский. Целью нашего проекта было доказать, что у войны не детское лицо. Исследуя поэтические произведения о судьбах детей на войне, мы убедились, что война и дети-понятия несовместимые.
Интернет ресурсы
Предварительный просмотр:
Жертвенному поколению, павшим и живым, выстоявшим и победившим в той кровопролитной Великой Отечественной посвящаются | Цель проекта:
Задачи:
Информационные ресурсы:
Работу выполнили: Мичинский Алексей, Лексуков Сергей, ученики 7 «А» класса | Алексей Сурков – автор тихой, проникновенной песни «Землянка». Это грустное,лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке,во время затишья между боями. * * * Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. |
М.Исаковский «Огонёк» Известная советская военная песня. Автор слов М.Исаковский, автор музыки неизвестен. В песни поется о парне, ушедшем на фронт, которому воспоминания о возлюбленной помогают сражаться за Родину. 19.04.1943г. в газете «Правда» было напечатано стихотворение М.Исаковского «Огонек». На позиции девушка Провожала бойца, Тёмной ночью простилася На ступеньках крыльца. И пока за туманами Видеть мог паренёк, На окошке на девичьем Все горел огонёк. Парня встретила славная Фронтовая семья. Всюду были товарищи, всюду были друзья, но знакомую улицу позабыть он не мог: где ж ты, девушка милая, где ж ты, мой огонек? И подруга далекая парню весточку шлет, что любовь её девичья никогда не умрет… | Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию Великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. *** День Победы, как он был от нас далёк, Как в костре потухшем таял уголёк. Были вёрсты, обгорелые, в пыли, Этот день мы приближали, как могли. Припев: Этот День Победы Порохом пропах, Это праздник С сединою на висках. Это радость Со слезами на глазах. День Победы! День Победы! День Победы! Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели - Этот день мы приближали, как могли. | Патриотичные песни помогали военным собрать силы и выиграть последний бой. Они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Песни о Великой отечественной войне - поистине нерукотворные памятники. Из учебников истории можно узнать сведения о сражениях, даты, цифры. Но лишь литература и искусство дают возможность представить, что чувствовал человек под огнём, переносят нас в то время, в те условия и обстоятельства. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: знакомство с текстами фронтовых писем с целью сохранения памяти о защитниках Родины, погибших в годы Великой Отечественной войны. Задачи: 1.изучить архивные материалы школьного музея; 2.познакомиться с содержанием стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»; 3.написать письмо погибшему солдату.
Фронтовые письма 9 мая 2015 года исполнится 70 лет с победного окончания Великой Отечественной войны. Но память о погибших в годы войны до сих пор живет в наших сердцах. О войне написано немало книг: художественных и документальных. Но письма с фронта занимают особое место. Они написаны участниками тех героических событий. Они понятны для любого, кто читает их. Эти слова, протянувшиеся из прошлого в будущее, нерасторжимо связали судьбы прадедов и правнуков.
Письма Митрофанова Николая из села Петрищева от 23 июля и 5 августа 1941 года Питаемся хорошо, живем, вернее ночуем, все больше в небольших лесах…» В феврале 1942 года Митрофанова Анна получила извещение « пропал без вести», пятеро детей остались сиротами. «…нахожусь на Западном направлении, на берегу реки Днепра. Знакомых стало много, переславцев только двое, в боях ещё не участвовал, но к фронту уже приближаемся .
Воробьев Владимир – 26 - летний колхозный бригадир. к оторое пронизано заботой и тревогой о близких: «… эти дни для меня очень трудные, даже ночью не спится , жалко мне вас… я сейчас в тепле и чистоте, но впереди придётся встретиться с трудностями, но что делать, не мы первые, не мы последние, а защищать Родину нужно. Это долг наш…» А в августе пришло извещение о его гибели. Его часть воевала под Вязьмой, это мы видим из письма от 24 июля 1941г.,
Письмо от 26 октября Старостина Василия Евстафьевича «…дорогие мои, если вас будут эвакуировать, предложите, чтобы вас могли отправить к брату Павлу, впрочем вам там видно будет как лучше…» Эти строчки передают самый критический момент войны: Москва на осадном положении, бомбили даже станцию Рязанцево.
Фронтовые письма Хочется сказать, что, исследуя фронтовые письма, мы были удивлены их простотой. В них выражены любовь к близким и ненависть к врагам, вера в будущее и жажда жизни, прослеживается героизм и нравственная чистота авторов этих писем. Как нежно и преданно они любят матерей, жён и детей! Как точно они ощущают связь своей единственной жизни и жизни народа, свою ответственность за жизнь чужих людей и свой гражданский долг.
Нами был собран довольно богатый материал по теме «Фронтовые письма». Мы решили дополнить его, написав свое письмо погибшему солдату.
Литература и информационные ресурсы 1.«Великая Отечественная в письмах». Составитель В.Г.Гришин Москва. 1983 год. «Говорят погибшие герои 2 . Составители В.А. Кондратьев, З.Н. Политов Москва. 1982 год. 3.А . Ришин «Я пишу тебе из сорок первого..», Москва. 1990 год. 4.Книга Памяти. Ярославль. 1995 год. lex http://www.ivgoradm.ru/vov/geroi/majorov.htm icon555.com › voina2/bogatkov.html http://www.strelna-lib.ru/print.php?type=A&item_id=15 verav.ru › common/message.php… history.opck.org › history/ ludi /djalil.php http://www.naslednikislavy.ru/news.php?tag=14287&page=6 http://www6.earth.disput.az/index.php?showtopic=142981 http://gokazan.ru/page125.htm www.lexicon555.com/voina2/loboda.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Показать роль поэзии в годы войны Цель:
- Почему стихи и песни о Великой Отечественной войне звучат и сегодня, волнуя наши сердца? Проблемный вопрос:
Потомкам завещано помнить… Тема проекта:
1 группа: «Строка, оборванная пулей…» (слайд - презентация). 2 группа: «У войны не детское лицо…» (слайд - презентация). 3 группа: «Строки, опаленные войной…» (буклет). 4 группа: «Фронтовые письма» (слайд - презентация). Работа в группах над мини - проектами
* Где искать и как сохранить нужную информацию? * Как оформить свою работу? Проблемный вопрос проекта:
- Перед нами стояла задача… - Для этого мы… ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ
* Почему фронтовые письма вошли в тему урока «Поэзия о Великой отечественной войне?» * Какие чувства вызывают у вас эти письма? * Какими чувствами пронизаны стихи и песни о войне, прослушанные вами сегодня? * Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен? Итоги урока:
* Поэзия Великой Отечественной войны возвращает нас к событиям военного времени не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь к победе нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в настоящем и будущем. * Как вы думаете, кто сегодня не желает воспользоваться опытом трагических страниц Великой Отечественной войны? Вывод:
* Сегодня я узнал(а)… * Мне было трудно… * Я научился(ась)… * У меня получилось… * Работая над проектом, я узнал(а)… * Работая над проектом, я сделал(а) вывод о том, что… * Работая над проектом, я столкнулся(ась) с трудностями… Рефлексия:
Предварительный просмотр:
Тема проекта: потомкам завещано помнить… | ||
Регион | Приморский край | |
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ | Город Артем | |
Название школы/ОУ | МБОУ СОШ № 35 | |
Краткое содержание проекта | ||
Проект ориентирован на учеников 7-х классов. Учащиеся знакомятся с героическими страницами русской поэзии, у них формируются полезные и нужные навыки для жизни в информационном обществе. Рассматриваются базовые сведения о поиске информации в сети Интернет: наиболее известные поисковые системы, правила тематического поиска данных, сохранение результатов поиска. Продолжительность проекта 2 урока. В результате самостоятельных исследований учащиеся ответят на проблемные вопросы, научатся самостоятельно или с минимальной помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться необходимыми информационными интернет-ресурсами. Результатом работы над проектом станут: а) знания и умения по теме «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»; б) умение безопасного использования поисковых служб Интернета; в) умение оформлять результаты своего труда; г) умение представлять свою работу зрителям (одноклассникам, учителю); д) знания норм этического поведения в сети, правил соблюдения авторских и смежных прав; защита проектов. | ||
Предмет: литература, информатика и ИКТ | ||
Классы: 7 класс | ||
Приблизительная продолжительность проекта: 2 урока | ||
Основа проекта: тема урока по литературе «Поэзия о Великой Отечественной войне» | ||
Ожидаемые результаты обучения | ||
После завершения проекта учащиеся будут: знать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| ||
Вопросы, направляющие проект | ||
Основополагающий вопрос | Почему стихи и песни о войне звучат и сегодня, потрясая наши сердца? | |
Проблемные вопросы учебной темы | Где искать и как сохранить нужную информацию? Как оформить свою работу? | |
Учебные вопросы |
| |
Сведения о проекте: необходимые начальные знания, умения, навыки | ||
1. Умение работать на компьютере; 2. Навыки работы с браузером; 3. Простейшие навыки поиска информации в сети Интернет. | ||
Учебные мероприятия | ||
Вводная беседа, практическая работа, групповая работа по обмену найденной информацией, защита проекта – выступление. | ||
Материалы для дифференцированного обучения | ||
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Работа в группах позволяет таким учащимся выбрать то направление исследований и последовательность практических действий, которое вызывает больший интерес:
| |
Одаренный ученик | Выполнение индивидуального исследовательского проекта. Открытые темы исследований в рамках проекта. | |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | ||
Оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная система (интерактивная доска или мультимедиа проектор). | ||
Технологии: технология проектного обучения | ||
Программное обеспечение: веб-браузер, программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы создания презентаций. | ||
Материалы на печатной основе | Учебные пособия: Г.С.Меркин. Литература: 7 кл.: Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013. Дополнительная литература:
| |
Другие принадлежности | ||
Интернет-ресурсы | http://www.google.ru/ - поисковая машина, http://www.google.ru/imghp - Google.картинки, http://ru.wikipedia.org/ - онлайн энциклопедия, http://lurkmore.to/ - энциклопедия. | |
Другие ресурсы | Жизненный опыт учеников и их знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики и внеурочной работе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- обзор поэзии о Великой Отечественной войне в 11 классе
Урок литературы с применением презентации....
Методическая разработка урока "Поэзия периода Великой Отечественной войны"
Написание методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед преподавателями дисциплины «Литература» средних специальных учебных заведений. В связи ...
"Поэзия периода Великой Отечественной войны" - урок литературы в 9 классе
Цели урока:познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с многообразием её тем;показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству;отработка навыков анали...
Презентация к уроку литературы"Поэзия о Великой Отечественной войне"
Презентация к уроку...
Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)
Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....
Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Поэзия периода Великой Отечественной войны"
Данная презентация используется на уроке как дополнительный медиа материал, иллюстрирует каждую страницу устного журнала (форма проведения урока), украшает урок, является наглядным пособием...
Круг чтения: "Идет война народная" (поэзия о Великой Отечественной войне)
Данный материал можно использовать как внекласснгое мероприятие , так и отдельными фрагментами (главами) на уроках литературы. Конечно, лучше всего, чтобы участниками данного Круга чтения были старшек...