Прочтение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Белоконева Любовь Анатольевна

Интересный открытый урок по литературе в 5 классе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 5 класс

Тема: Прочтение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Цели:

- углубить  первоначальное впечатление от повести Гоголя;

- помочь  учащимся  составить  целостное представление  о природе авторского слова, богатстве внутреннего мира писателя;

- развивать логическое и творческое мышление через игровые моменты;

- воспитывать у учащихся нравственные качества: доброту, любовь к людям и родине, уважение  к национальным  традициям и культуре.

Оборудование 

- презентация (Приложение); 

- украинская народная музыка;

- эпизоды фильма « Ночь перед Рождеством»,

- таблички членов аукциона;

- куклы – обереги.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок- аукцион.

                                        План урока

  1. Слово учителя. Знакомство с целями и задачами.
  2. Задания первого  лота «Биография Н.В.Гоголя».

     3.   Слово учителя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».

4.   Задания второго  лота  « Эрудиты-толкователи».

5. Выступление учащихся  с колядками и подарками

     куклами – оберегами.

6. Задание третьего лота «Блиц-турнир по повести «Ночь перед  Рождеством».

7. Просмотр фрагмента фильма «Ночь перед Рождеством».

8. Подведение итогов жюри.

                                                 Ход урока

1. Слово учителя.  Презентация (Слайды 1-3)

Сегодня для вас знаменательный день! Вы сможете с удовольствием повторить и прочувствовать самые интересные моменты понравившегося произведения. Но не просто так, а участвуя в аукционе.  Жюри будет следить за ведением  игры. Кстати о жюри: сегодня  в него входят самые компетентные аукционисты и финансисты школы (гости аукциона). Порядок и правила игры были вами изучены заранее, а сейчас – ИГРА!

Итак, мы объявляем « Аукцион знаний» по повести  Н.В.Гоголя  «Ночь перед Рождеством».

Слово учителя.

 Летом 1831 года в типографию зашёл  молодой человек. Наборщики, заметив его, начали весело фыркать и улыбаться. Молодой человек удивился такому приёму, но ему пояснили, что «штучки», присланные им в типографию для напечатания, «до чрезвычайности забавны, и наборщикам принесли большую забаву». «Штучки» эти были повестями первой книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а молодой человек сам автор – Н.В.Гоголь.

При выходе в свет «Вечеров…» Гоголю было всего 22 года. Он полон веры в своё литературное предназначение, жизненной энергии, лукавого задора. Книга «Вечеров…» сразу привлекла к себе  общее внимание и положила начало славе Гоголя.

А.С. Пушкин писал о ней:" …Прочёл "Вечера на хуторе близ  Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей         нынешней литературе, что я доселе не образумился".

Напоминаю, что аукцион имеет три лота. В 1 лоте покупаются закрытые вопросы. Ведущий озвучивает только цену вопроса  и торг за него начинается между вами. Если покупатель не может ответить на вопрос или ответил неправильно, вопрос перепродается   еще раз, только дешевле. Итак, ПЕРВЫЙ ЛОТ!  Настало время проверить насколько хорошо вы, ребята, знаете жизнь и творчество Н.В.Гоголя.

Итак, все вы – участники  «Аукциона знаний». За каждый правильный ответ вы будете получать «деньги», которые переведутся в оценочный балл. Это  и будет оценкой ваших  знаний. Жюри подведет итоги в конце аукциона и объявит самого «богатого» знаниями  ученика.

2. Первый лот «Биография Н.В.Гоголя» (Слайды 4 - 23).

  1. Имение, в котором прошли детские годы писателя Н. В. Гоголя (Васильевка).
  2. Город, в котором основали гимназию, куда в мае 1821 года поступил Гоголь (Нежин).
  3. Главное увлечение гимназистов (театр) .
  4. Музыкальный инструмент, на котором играл Гоголь (Скрипка).
  5. Страна, куда совершил путешествие Гоголь (к Гробу Господню) (Иерусалим).
  6. Писатель, с которым 20 мая 1831 года состоялось знакомство Гоголя (А.С. Пушкин)
  7. Псевдоним Гоголя (В. Алов).
  8. Место в гимназии, которое Гоголь почитал как святилище (библиотека).
  9. Страна, где больше всего жил Гоголь, будучи за границей с 1842.(Италия).

3. Слово учителя: (Слайд 24)

 - Скажите, а сколько повестей  вошли в сборник? (8 повестей. Они объединены местом действия – Диканька и его окрестности, фигурами рассказчиков, все они известные в Диканьке люди,  и издателем- Пасичником Рудым Панько.)

-   В какую часть «Вечеров…» вошла повесть «Ночь перед Рождеством»? ( во вторую). А «Пропавшая грамота»?

( 1. « Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».

2. «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».)

- Как нам известно, детские годы писателя прошли на Украине, в селе Васильевке, среди щедрой южной природы. Очень рано возник у Гоголя интерес к фольклору, к народному творчеству. Он слушал песни слепцов, заходивших в Васильевку, бывал на крестьянских свадьбах, смотрел кукольные представления. Картины украинской природы, знакомство с украинскими песнями, думами, легендами запечатлелись в сознании будущего писателя. Детская любовь к народным сказкам, преданиям и песням переросла в серьёзное увлечение.

Первый тур завершен. Просмотрите внимательно свои активы, кто еще не совсем доволен результатом купленных или не купленных лотов, есть возможность изменить ситуацию. Но сейчас это будет сделать сложнее. ВТОРОЙ ТУР! Напоминаю, что вопросы второго тура  полузакрыты. Вы можете узнать только слово на украинском языке, а перевод на русский язык  вы должны будите озвучить. Щекочущее нервы ощущение! Итак, ВТОРОЙ ЛОТ!.  Кто больше заработает в этом туре?

В "Вечерах…" Гоголь использует большое количество украинских слов и выражений. Давайте же проверим ваши знания таких слов во втором лоте.

4. Итак, второй лот « Эрудиты-толкователи» (Слайды 25 – 65)

                     

                 Галушки – клёцки

                 Дивчина – девушка

                 Кавун – арбуз

                 Кожух – тулуп

                 Камора – амбар

                 Кораблик – старинный головной убор

                 Курень – соломенный шалаш

                 Кухоль – глиняная кружка

                 Люлька – трубка

                 Левада – усадьба

                 Паляница – небольшой хлеб

                 Парубок – парень

                 Пекло – ад

                 Плахта – нижняя одежда женщины

                 Сопилка – свирель

                Хлопец – мальчик

                Цибуля – лук

                Черевички -  башмачки

                 Швец – сапожник

                 Колядки -  короткие обрядовые рождественские  песни, в которых желали                              

хозяевам благополучия.

Учитель заостряет внимание на последнем слове – колядки.

5. Выступление  учащихся  с колядками (Слайды 66 -67)

Все учащиеся поют колядки:

Коляда, Моляда!

Подавай пирога,

Блин да лепёшку

В заднее окошко!

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кильце ковбаски!

Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога -

Тому двор живота.

Кто не даст лепешки -

Завалим окошки,

Кто не даст пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

Дети дарят жюри и  гостям рождественские куклы – обереги.

Слово учителя. Подходит к концу игра! Последний тур станет решающим! Рискуйте, вы можете стать героем аукциона! Прибавить капитал и заработать «отлично», отлично поработав. Напоминаю, что третий тур имеет закрытые лоты. Вопрос лота объявляется лишь в том случае, когда лот куплен!

6. Итак, самый трудный лот, где надо будет показать ваше знание текста повести «Ночь перед Рождеством»! (Сдайды 68 – 92)

7. Просмотр фрагмента фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»».

 

8. Жюри подводит итоги. (Слайд 93)

Произведения создают особый эмоциональный настрой, являющийся связующим звеном между миром реальности и миром сказки.  «Вечера…» завораживают, заставляют художников рисовать картины, сочинять музыку. О Гоголе и его творчестве можно говорить много, и мы поговорим еще не раз.  Мы надеемся, что вы  будете перелистывать страницы произведений Николай Васильевича Гоголя и ждать новой встречи с этим писателем на уроках литературы.

Жюри переводит полученные игроками средства в баллы. Председатель жюри зачитывает итоги участия в аукционе каждого, переведя рубли в баллы.

Пожелание успехов всем в будущих аукционах и  оценка состояния каждого участника от занимательной  игры. (Слайд 94)

План урока разработан учителем русского языка и литературы

Белоконевой Л.А..__________________

Директор средней общеобразовательной  школы №2

Иванова Л.А.______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

« Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством

данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить  знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; -  развивать связную речь учащихся, логическое ...

Прочтение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Урок проведен с применением цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий.   В своей работе учитель использует презентацию, составленную в соответствии с планом урока. ...