Урок литературы «Формирование личности героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Данный урок - урок  обобщения знаний по теме с элементами развивающего обучения.

Цели урока:

  • учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцентное вычитывание)
  • Актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного героя;
  • Показать значение родительского воспитания в становлении  духовных качеств человека

Задачи урока:

Развивающие:

  • Формирование исследовательских навыков; ение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • Развитие навыков акцентного вычитывания
  • Развитие связной речи учащихся: понимание авторской позиции и ум

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся нравственные качества, а именно: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства ответственности за воспитание будущих детей; воспитание чувства уважения к своим родителям.

Здоровьесберегающие:

Избегать переутомления учащихся путем смены деятельности.

К уроку предлагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_a.pushkina_kapitanskaya_dochka.rar808.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытых мыслей по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Тема урока: «Формирование личности героев в повести А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»

Тип урока: урок  обобщения знаний по теме с элементами развивающего обучения.

Класс: 8

Цели урока:

  • учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцентное вычитывание)
  • Актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного героя;
  • Показать значение родительского воспитания в становлении  духовных качеств человека

Задачи урока:

Развивающие:

  • Формирование исследовательских навыков;
  • Развитие связной речи учащихся: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • Развитие навыков акцентного вычитывания

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся нравственные качества, а именно: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства ответственности за воспитание будущих детей; воспитание чувства уважения к своим родителям.

Здоровьесберегающие:

Избегать переутомления учащихся путем смены деятельности.

Оборудование:

Мультимедийное сопровождение

видеозапись с фрагментами фильма «Русский бунт»

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Уважаемые коллеги! Мы с учениками 8 класса Шелеховской средней школы  рады приветствовать вас на нашем уроке. Ребята, проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: тетради, учебники, ручки и …хорошее настроение!

Я думаю, что тема сегодняшнего нашего разговора будет для вас интересна. Говорить мы будем о героях произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Мы попытаемся понять, чему учит нас Пушкин, что может дать нам, современным  людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может, мысли и доводы, к которым он приходит, совсем неактуальны сегодня или наоборот.

Сегодня у нас урок открытых мыслей.

-  Как вы думаете, что это значит? [Слайд 1(портрет Пушкина, тема урока и тип урока)] (Каждый волен высказывать свою точку зрения)

Слайд 2 Эпиграфом взяты слова святителя Иоанна Златоуста «Если бы отцы воспитывали своих детей, то не нужно было бы судилищ»

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке?

(о значении отеческого воспитания для формирования характера человека)

Игра в ассоциации: я предлагаю вам игру со словом. Запишите слова дом, семья,

                                              Мама, отец

-  Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эти слова?

( надежность, воспитание, уроки добра, наказание, страх, крепость, семья, тепло, уютно или наоборот) Покажите соседу по парте. А теперь прочитайте вслух.

А вот такие ассоциации возникли у меня. Слайд 3

В любом случае мы видим, что среди нас не нашлось ни одного человека, который бы отрицал связь с родительским домом, несмотря на возраст, место жительства, положение, профессию.

А еще уже в УНТ мы встречаем огромное количество пословиц, которые можно объединить темой «Дети и родители».

Проверка домашнего задания: работа над пословицами.

Вы получили домашнее задание найти и проанализировать пословицы по данной теме. Давайте их послушаем. Попробуйте исследовать данный материал с точки зрения тематики. Слайд 4

 (1. Огромное значение родительского воспитания для формирования личности человека

2. Значение детей для родителей;

3. Редко! Без должного родительского воспитания вырастает хороший ребенок, но и в этом случае: на ошибках учимся

4. Дети должны почитать своих родителей, не забывать их.)

Бесспорно одно: дети и родители неразрывно связаны.

В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин противопоставил благородство и бесчестие, качества, которые, несомненно, формируются с детства.

 - О каких семьях рассказывает нам А.С.Пушкин? (Гриневы и Мироновы)

В центре нашего внимания Петр Гринев и Маша Миронова.

Блиц-опрос. «Анкета героев»

Подумайте и составьте вопросы по данной теме. Задайте вопросы одноклассникам. Слайд 5

Сначала задаем вопросы, касающиеся семьи Гриневых.

ФИО    Петр Андреевич Гринев

ФИО отца   Андрей Петрович Гринев

ФИО матери  Авдотья Васильевна Гринева

Количество детей в семье.  Девять, но все умерли в младенчестве

Возраст героя, когда он выучился «русской грамоте» (на двенадцатом году)

Предмет, бережно хранимый матерью героя с момента крещения сына (сорочка)

Учебное пособие, из которого Гринев сделал бумажного змея во время урока географии (географическая карта)

Название полка, куда герой был зачислен до рождения (Семеновский полк)

Теперь о семье Мироновых.

ФИО  Маша Миронова.

ФИО отца Иван Кузьмич Миронов

ФИО матери  Василиса Егоровна

Цвет волос героини Светло-русый

Приданое «Частый гребень да веник, да алтын денег»

Фамилия офицера, сватавшегося за Машу до Гринева (Швабрин)

Кавалер, посвятивший Маше стихи (Гринев)

Подарок, с помощью которого, по мнению Швабрина, можно с легкостью добиться расположения героини (пара серег)

Вот мы и познакомились с нашими героями. Слайд 6

Расскажите о жизни П.Гринева в родительском доме. В каких условиях воспитывался Петруша. Кто кроме отца и матери сыграл немалую роль в воспитании героя? Не забывайте, что вы должны выказать свое отношение на те или иные моменты.

Ответы учащихся.

Мать мягкая, но безвольная. Заботится только о том, чтобы Петруша был накормлен, чтобы ему было хорошо. Но это только на первый взгляд. Влияние матери скажется потом, когда станет раскрываться характер Петруши. Уроки добра не прошли даром: Помните, как по-доброму он относится ко всем, кто его окружает. Приведите примеры таких поступков. ( Пожаловал шубу бродяге с одной стороны в знак благодарности, с другой - потому что он тоже человек, ему холодно.)

Кто прав: Савельич или Петруша? Ваши мысли по этому поводу.

Желание прийти на помощь из чувства милосердия, уважения к человеку.

А сегодня есть такое понятие милосердие?

(Отец Гринева, Андрей Петрович Гринев, был настоящим боевым офицером, мужественным и храбрым. Это человек строгий. В его понимании родительская любовь- это долг, обязанность воспитывать ребенка добрым словом, добрым примером.)

Можно ли согласиться с отцом Гринева, что ребенка нужно воспитывать в строгости? Может он просто не любит своего сына?

Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего. Андрей Петрович Гринев вместо того, чтобы отправить Петрушу в Петербург, решает: «Пускай  послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…»

 Прав ли отец Гринева, что сознательно отправляет сына туда, где сложнее?

(праздность и пустые развлечения  погубят Петрушу, его характер еще не сформировался, закалится в трудностях)

Какое напутствие произносит Андрей Петрович Гринев, благословляя сына на службу? Слайд 7

«Прощай, Петр, Служи верно, кому присягнешь… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.». Видеозапись

Как вы понимаете смысл данной пословицы?  Какое из данных значений слова честь имел в виду А. П. Гринев? Актуальны ли эти слова сегодня или этот наказ можно считать устаревшим?

А теперь давайте обратимся к нашему постоянному помощнику - толковому словарю.

Слайд 8,

Иллюстрация ЛШ 7-05

береги платье снову, а честь смолоду

Толковый словарь!

Честь- 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы; 2.Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя;

3. Целомудрие, непорочность;

4.Почет, уважение.

Слайд 9

Нарушил ли Петр Гринев наказ отца?

(Узнав о дуэли сына, в письме к нему отец пишет: «Собираюсь до тебя добраться да проучить тебя как путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин… »

Узнав о предстоящем наказании сына, отец с отчаянием восклицает: «Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести…Но дворянину изменить своей присяге…Стыд и срам нашему роду!»

Отец хочет видеть сына достойным продолжателем рода Гриневых, в котором ценились такие качества как благородство, честь, верность Отечеству.

В роду Гриневых ценился твердый и мужественный характер. Слайд 10

Имя Андрей в пер. с греческого – мужественный, храбрый. Петр в переводе с греческого - скала, утес, каменная глыба.

Как вы думаете, были ли ошибки, которые  допустил отец в воспитании своего сына? Может именно они и стали причиной того, что, выйдя из родительского дома, Петр допускает ряд серьезных проступков?

(грамоте научился на 12 году под руководством стремянного Савельича, в дальнейшем образованием Петруши занимался француз Бопре, парикмахер, никакого отношения не имевший к педагогике - не стоит перепоручать дело воспитания другим людям

до 16 лет жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворянскими мальчишками)

Вывод: к серьезным жизненным испытаниям Петруша был не готов. Но, видимо, уроки отца да встреча с семьей Мироновых все-таки не прошли даром. И их серьезных жизненных ситуаций Петру удалось выйти с честью. Перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и своему долгу. Слайд 11

Развитие творческого воображения. Как вы думаете,  какой наказ мог бы дать Петр Гринев своему внуку в письме?

Хочется привести слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману - обращение пишущего записки Гринева  в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных  обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе,…если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества: доброту и благородство… »

Что вы можете сказать о семье Мироновых?

Живут Мироновы открыто, принимают гостей радушно, ценят в человеке душевные качества, а не титул. В обеих семьях почитаются одни и т е же жизненные ценности.

Генерал Андрей Карлович Р., старый друг и товарищ Гринева отца, дает такую характеристику капитану Миронову: «Ты будешь в командовании капитана Миронова, доброго и честного человека» Служба мужа стала жизнью Василисы Егоровны. «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить - вместе умирать»

Что вы можете сказать о характере Маши Мироновой?

Во время первого знакомства  мать представила нам Машу трусихой, Швабрин - совершенною дурочкой, но тихая робкая капитанская дочка  стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра, его честь, его семью.

Честность, нравственность, чистота - основные черты характера Марьи Ивановны. Неслучайно повесть носит   такое название - «Капитанская дочка». Марья Ивановна- любимый женский образ Пушкина.

Что роднит семьи Петра Гринева и Маши Мироновой?

И Гриневы, и Мироновы живут по законам христианской совести: Маша отказывается выйти замуж без родительского благословения, но родители Гринева радушно принимают ее в своем доме. Они видят благодать Божью  в том, что имели случай приютить сироту.

Почему Петр Гринев не боялся суда, а Маша верила в милость императрицы?

Совесть их была чиста перед людьми и богом. «Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы… спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет»

Чем заканчивается произведение?

(Гринев оказался достойным сыном своего отца, человеком чести и достоинства, Маша Миронова также достойна своих родителей.  Именно поэтому автор дарует им семейное счастье)

Хочется обратить ваше внимание на одну единственную фразу: «Потомство их благоденствует в Симбирской губернии.»

Скорее всего, дети Петра Гринева и Маши Мироновой унаследуют лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность.

Историю творят люди, и от того, какие они, зависит благополучие народа и страны.

Какие нравственные уроки Пушкина мы передадим своим детям?

Выводы учащихся.

Воспитанием ребенка должны заниматься сами родители, не перекладывать свои родительские обязанности на педагогов, соседей, родственников.

Заниматься воспитанием необходимо с самого рождения ребенка.

Личный пример - лучший способ воспитания.

Нужно приучать ребенка к труду, не решать за него все проблемы, а дать ему возможность делать это самому. Слайд 12

Рефлексия. Слайд 13

Подошел к концу наш урок. Я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили и ответить на следующие вопросы:

Когда было трудно?

Когда было радостно?

Чему удивились?

Когда хотелось спорить?

Для тех, кто ответил на мои вопросы, приготовлен тест по произведению.

Слайд 14-15.

Домашнее задание: акцентное вычитывание по теме: образ Пугачева в произведении. (Вопросы раздаются на карточках)

  1. Когда впервые появляется Пугачев на страницах повести?
  2. Прочитайте сцену «военного совета». Обратите внимание на портрет Пугачева, на содержание и характер его речи, на его обращение к окружающим его казакам и Гриневу.
  3. Какую песню поют Пугачев и его сподвижники?
  4. Какую сказку рассказывает Пугачев?
  5. Когда Пугачев говорит о своих людях, что они ненадежны и воры?
  6. Почему автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести  А.С. Пушкина....

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Пушкин показал Пугачева  человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу....

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

Урок литературы «Поговорим о прочитанном» (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Открытый урок по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...