Урок литературы «Формирование личности героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данный урок - урок обобщения знаний по теме с элементами развивающего обучения.
Цели урока:
- учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцентное вычитывание)
- Актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного героя;
- Показать значение родительского воспитания в становлении духовных качеств человека
Задачи урока:
Развивающие:
- Формирование исследовательских навыков; ение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
- Развитие навыков акцентного вычитывания
- Развитие связной речи учащихся: понимание авторской позиции и ум
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся нравственные качества, а именно: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства ответственности за воспитание будущих детей; воспитание чувства уважения к своим родителям.
Здоровьесберегающие:
Избегать переутомления учащихся путем смены деятельности.
К уроку предлагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_a.pushkina_kapitanskaya_dochka.rar | 808.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок открытых мыслей по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Тема урока: «Формирование личности героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Тип урока: урок обобщения знаний по теме с элементами развивающего обучения.
Класс: 8
Цели урока:
- учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцентное вычитывание)
- Актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного героя;
- Показать значение родительского воспитания в становлении духовных качеств человека
Задачи урока:
Развивающие:
- Формирование исследовательских навыков;
- Развитие связной речи учащихся: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
- Развитие навыков акцентного вычитывания
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся нравственные качества, а именно: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства ответственности за воспитание будущих детей; воспитание чувства уважения к своим родителям.
Здоровьесберегающие:
Избегать переутомления учащихся путем смены деятельности.
Оборудование:
Мультимедийное сопровождение
видеозапись с фрагментами фильма «Русский бунт»
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Уважаемые коллеги! Мы с учениками 8 класса Шелеховской средней школы рады приветствовать вас на нашем уроке. Ребята, проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: тетради, учебники, ручки и …хорошее настроение!
Я думаю, что тема сегодняшнего нашего разговора будет для вас интересна. Говорить мы будем о героях произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Мы попытаемся понять, чему учит нас Пушкин, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может, мысли и доводы, к которым он приходит, совсем неактуальны сегодня или наоборот.
Сегодня у нас урок открытых мыслей.
- Как вы думаете, что это значит? [Слайд 1(портрет Пушкина, тема урока и тип урока)] (Каждый волен высказывать свою точку зрения)
Слайд 2 Эпиграфом взяты слова святителя Иоанна Златоуста «Если бы отцы воспитывали своих детей, то не нужно было бы судилищ»
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке?
(о значении отеческого воспитания для формирования характера человека)
Игра в ассоциации: я предлагаю вам игру со словом. Запишите слова дом, семья,
Мама, отец
- Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эти слова?
( надежность, воспитание, уроки добра, наказание, страх, крепость, семья, тепло, уютно или наоборот) Покажите соседу по парте. А теперь прочитайте вслух.
А вот такие ассоциации возникли у меня. Слайд 3
В любом случае мы видим, что среди нас не нашлось ни одного человека, который бы отрицал связь с родительским домом, несмотря на возраст, место жительства, положение, профессию.
А еще уже в УНТ мы встречаем огромное количество пословиц, которые можно объединить темой «Дети и родители».
Проверка домашнего задания: работа над пословицами.
Вы получили домашнее задание найти и проанализировать пословицы по данной теме. Давайте их послушаем. Попробуйте исследовать данный материал с точки зрения тематики. Слайд 4
(1. Огромное значение родительского воспитания для формирования личности человека
2. Значение детей для родителей;
3. Редко! Без должного родительского воспитания вырастает хороший ребенок, но и в этом случае: на ошибках учимся
4. Дети должны почитать своих родителей, не забывать их.)
Бесспорно одно: дети и родители неразрывно связаны.
В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин противопоставил благородство и бесчестие, качества, которые, несомненно, формируются с детства.
- О каких семьях рассказывает нам А.С.Пушкин? (Гриневы и Мироновы)
В центре нашего внимания Петр Гринев и Маша Миронова.
Блиц-опрос. «Анкета героев»
Подумайте и составьте вопросы по данной теме. Задайте вопросы одноклассникам. Слайд 5
Сначала задаем вопросы, касающиеся семьи Гриневых.
ФИО Петр Андреевич Гринев
ФИО отца Андрей Петрович Гринев
ФИО матери Авдотья Васильевна Гринева
Количество детей в семье. Девять, но все умерли в младенчестве
Возраст героя, когда он выучился «русской грамоте» (на двенадцатом году)
Предмет, бережно хранимый матерью героя с момента крещения сына (сорочка)
Учебное пособие, из которого Гринев сделал бумажного змея во время урока географии (географическая карта)
Название полка, куда герой был зачислен до рождения (Семеновский полк)
Теперь о семье Мироновых.
ФИО Маша Миронова.
ФИО отца Иван Кузьмич Миронов
ФИО матери Василиса Егоровна
Цвет волос героини Светло-русый
Приданое «Частый гребень да веник, да алтын денег»
Фамилия офицера, сватавшегося за Машу до Гринева (Швабрин)
Кавалер, посвятивший Маше стихи (Гринев)
Подарок, с помощью которого, по мнению Швабрина, можно с легкостью добиться расположения героини (пара серег)
Вот мы и познакомились с нашими героями. Слайд 6
Расскажите о жизни П.Гринева в родительском доме. В каких условиях воспитывался Петруша. Кто кроме отца и матери сыграл немалую роль в воспитании героя? Не забывайте, что вы должны выказать свое отношение на те или иные моменты.
Ответы учащихся.
Мать мягкая, но безвольная. Заботится только о том, чтобы Петруша был накормлен, чтобы ему было хорошо. Но это только на первый взгляд. Влияние матери скажется потом, когда станет раскрываться характер Петруши. Уроки добра не прошли даром: Помните, как по-доброму он относится ко всем, кто его окружает. Приведите примеры таких поступков. ( Пожаловал шубу бродяге с одной стороны в знак благодарности, с другой - потому что он тоже человек, ему холодно.)
Кто прав: Савельич или Петруша? Ваши мысли по этому поводу.
Желание прийти на помощь из чувства милосердия, уважения к человеку.
А сегодня есть такое понятие милосердие?
(Отец Гринева, Андрей Петрович Гринев, был настоящим боевым офицером, мужественным и храбрым. Это человек строгий. В его понимании родительская любовь- это долг, обязанность воспитывать ребенка добрым словом, добрым примером.)
Можно ли согласиться с отцом Гринева, что ребенка нужно воспитывать в строгости? Может он просто не любит своего сына?
Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего. Андрей Петрович Гринев вместо того, чтобы отправить Петрушу в Петербург, решает: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат…»
Прав ли отец Гринева, что сознательно отправляет сына туда, где сложнее?
(праздность и пустые развлечения погубят Петрушу, его характер еще не сформировался, закалится в трудностях)
Какое напутствие произносит Андрей Петрович Гринев, благословляя сына на службу? Слайд 7
«Прощай, Петр, Служи верно, кому присягнешь… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.». Видеозапись
Как вы понимаете смысл данной пословицы? Какое из данных значений слова честь имел в виду А. П. Гринев? Актуальны ли эти слова сегодня или этот наказ можно считать устаревшим?
А теперь давайте обратимся к нашему постоянному помощнику - толковому словарю.
Слайд 8,
Иллюстрация ЛШ 7-05
береги платье снову, а честь смолоду
Толковый словарь!
Честь- 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы; 2.Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя;
3. Целомудрие, непорочность;
4.Почет, уважение.
Слайд 9
Нарушил ли Петр Гринев наказ отца?
(Узнав о дуэли сына, в письме к нему отец пишет: «Собираюсь до тебя добраться да проучить тебя как путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин… »
Узнав о предстоящем наказании сына, отец с отчаянием восклицает: «Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести…Но дворянину изменить своей присяге…Стыд и срам нашему роду!»
Отец хочет видеть сына достойным продолжателем рода Гриневых, в котором ценились такие качества как благородство, честь, верность Отечеству.
В роду Гриневых ценился твердый и мужественный характер. Слайд 10
Имя Андрей в пер. с греческого – мужественный, храбрый. Петр в переводе с греческого - скала, утес, каменная глыба.
Как вы думаете, были ли ошибки, которые допустил отец в воспитании своего сына? Может именно они и стали причиной того, что, выйдя из родительского дома, Петр допускает ряд серьезных проступков?
(грамоте научился на 12 году под руководством стремянного Савельича, в дальнейшем образованием Петруши занимался француз Бопре, парикмахер, никакого отношения не имевший к педагогике - не стоит перепоручать дело воспитания другим людям
до 16 лет жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворянскими мальчишками)
Вывод: к серьезным жизненным испытаниям Петруша был не готов. Но, видимо, уроки отца да встреча с семьей Мироновых все-таки не прошли даром. И их серьезных жизненных ситуаций Петру удалось выйти с честью. Перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и своему долгу. Слайд 11
Развитие творческого воображения. Как вы думаете, какой наказ мог бы дать Петр Гринев своему внуку в письме?
Хочется привести слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману - обращение пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе,…если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества: доброту и благородство… »
Что вы можете сказать о семье Мироновых?
Живут Мироновы открыто, принимают гостей радушно, ценят в человеке душевные качества, а не титул. В обеих семьях почитаются одни и т е же жизненные ценности.
Генерал Андрей Карлович Р., старый друг и товарищ Гринева отца, дает такую характеристику капитану Миронову: «Ты будешь в командовании капитана Миронова, доброго и честного человека» Служба мужа стала жизнью Василисы Егоровны. «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить - вместе умирать»
Что вы можете сказать о характере Маши Мироновой?
Во время первого знакомства мать представила нам Машу трусихой, Швабрин - совершенною дурочкой, но тихая робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра, его честь, его семью.
Честность, нравственность, чистота - основные черты характера Марьи Ивановны. Неслучайно повесть носит такое название - «Капитанская дочка». Марья Ивановна- любимый женский образ Пушкина.
Что роднит семьи Петра Гринева и Маши Мироновой?
И Гриневы, и Мироновы живут по законам христианской совести: Маша отказывается выйти замуж без родительского благословения, но родители Гринева радушно принимают ее в своем доме. Они видят благодать Божью в том, что имели случай приютить сироту.
Почему Петр Гринев не боялся суда, а Маша верила в милость императрицы?
Совесть их была чиста перед людьми и богом. «Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы… спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет»
Чем заканчивается произведение?
(Гринев оказался достойным сыном своего отца, человеком чести и достоинства, Маша Миронова также достойна своих родителей. Именно поэтому автор дарует им семейное счастье)
Хочется обратить ваше внимание на одну единственную фразу: «Потомство их благоденствует в Симбирской губернии.»
Скорее всего, дети Петра Гринева и Маши Мироновой унаследуют лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность.
Историю творят люди, и от того, какие они, зависит благополучие народа и страны.
Какие нравственные уроки Пушкина мы передадим своим детям?
Выводы учащихся.
Воспитанием ребенка должны заниматься сами родители, не перекладывать свои родительские обязанности на педагогов, соседей, родственников.
Заниматься воспитанием необходимо с самого рождения ребенка.
Личный пример - лучший способ воспитания.
Нужно приучать ребенка к труду, не решать за него все проблемы, а дать ему возможность делать это самому. Слайд 12
Рефлексия. Слайд 13
Подошел к концу наш урок. Я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили и ответить на следующие вопросы:
Когда было трудно?
Когда было радостно?
Чему удивились?
Когда хотелось спорить?
Для тех, кто ответил на мои вопросы, приготовлен тест по произведению.
Слайд 14-15.
Домашнее задание: акцентное вычитывание по теме: образ Пугачева в произведении. (Вопросы раздаются на карточках)
- Когда впервые появляется Пугачев на страницах повести?
- Прочитайте сцену «военного совета». Обратите внимание на портрет Пугачева, на содержание и характер его речи, на его обращение к окружающим его казакам и Гриневу.
- Какую песню поют Пугачев и его сподвижники?
- Какую сказку рассказывает Пугачев?
- Когда Пугачев говорит о своих людях, что они ненадежны и воры?
- Почему автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести А.С. Пушкина....
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин."
Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев....
Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...
Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Пушкин показал Пугачева человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу....
Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...
Урок литературы «Поговорим о прочитанном» (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Открытый урок по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...