«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Конспект урока литературы в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter._avtor_koleushchenko.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя»
1. Брага Любовь Николаевна
2. г. Приморско-Ахтарск, МАОУ СОШ №18
3.Учитель
4.Литература
5. 8 класс
6. «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя» . 1 урок
7.В. Я. Коровина «Литература. 8 класс»
8. Цель урока: продолжить изучение творчества М. Ю. Лермонтова, познакомить учащихся с понятием « романтический герой литературного произведения» .
9. Задачи:
-научить учащихся элементам характеристики главного героя
-развивать литературный кругозор учащихся
-воспитывать любовь к поэтическому слову
10.Обучающий
11. Коллективная, индивидуальная
12. Компьютер, мультимедиа установка, иллюстрации
13. Структура и
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
Учитель: Тема нашего урока «Поэма Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя в поэме.
(Ученики записывают тему в тетрадь)
- Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, на уроках литературы в младших классах вы уже знакомились с творчеством М.Ю. Лермонтова. На дом вы получили задание вспомнить и повторить стихи М. Ю. Лермонтова, изученные ранее.
-Давайте вспомним, каким темам посвящал свои стихи этот поэт, каковы мотивы его творчества. Кто желает прочитать стихи наизусть?
(Ученики читают наизусть стихотворения: «Парус», «Тучи», «Молитва», др.
- М.Ю.Лермонтов - автор стихов о Родине, природе, любви. Есть в его творчестве произведения на историческую и философскую темы, во многих стихах поэта звучит мотив одиночества и поиска смысла жизни, призыв к свободе).
3.Объяснение нового материала
Учитель
демонстрирует на экране портрет М.Ю.Лермонтова, читает материал, связанный с биографией поэта.(Гиперссылка №1http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4879c4f8-d271-4e63-8d66-d443fc6c318e/Zabolotskij.PortretLermontova.jpg)
Рассказывает об истории создания поэмы «Мцыри»
-Поэма была написана в 1838 г. под впечатлением реальных событий, а также под влиянием романтической литературы и грузинской народной поэзии. (Гиперссылка №2. Шаг №1 http://www.fcior.edu.ru/card/15797/literaturnyy-pazl-obraz-glavnogo-geroya-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri-tragediya-mcyri-uglublennoe-iz.html
Романтизм - литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе 19 века, для которого характерны следующие черты:
- Герой-одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастья в реальной жизни.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)
-Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
(учащиеся записывают в тетради черты романтизма)
- На уроке мы постараемся найти в произведении текстовые подтверждения тому, что «Мцыри» - это романтическая поэма.
Учитель: Ребята, скажите, какова роль эпиграфа в произведении?
( Эпиграф - короткий текст, предпосланный художественному произведению, помещаемый перед текстом. Эпиграф выражает основную мысль автора, идею или настроение произведения, содержит авторскую оценку излагаемых событий).
Учитель:
- Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна», но поэта такой эпиграф не удовлетворил. После прочтения поэмы мы поговорим о том, почему Лермонтовым был выбран эпиграф из Библии. Послушайте библейскую легенду, из которой Лермонтов взял строки эпиграфа.
Ученик: (один из учеников получил индивидуальное задание заранее)
- Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не победит своих врагов, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Он самовольно напал на врага и разбил его, а когда усталый возвращался домой, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду, и вот я должен умереть». Но народ освободил Ионафана за то, что тот спас Израиль.
Учитель: Ребята, чтобы дать характеристику главному герою поэмы, ответьте на вопросы:
-Кто такой Мцыри? Как главный герой оказался в монастыре?
(«Мцыри» - в переводе с грузинского языка значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество. В шесть лет он был взят в плен русским генералом, но ребенок заболел, и его оставили в ближайшем монастыре. Там его выходил один монах, но мальчик «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».)
Учитель: Почему однажды Мцыри убежал из монастыря?
(Мцыри тосковал по родине и мечтал о свободе)
Учитель: Сколько дней провёл герой на свободе?
(три дня)
Учитель: В какой форме представлена основная часть поэмы? Почему?
(центральная часть поэмы – это исповедь героя; такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты)
Учитель: Какую главную мечту вынашивал в своём сердце Мцыри?
(герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной»)
Учитель: Какие испытания выпали на долю нашего героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?
(встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу и т. д.; комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются данные испытания героя, его чувства, переживания)
Учитель: Чем, по мнению Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провёл на воле?
( Ты хочешь знать, что делал я на воле?
Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей… )
Учитель: Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»?
(В воде привольное житьё/
И холод, и покой…но Мцыри не устраивает покой: он мечтает о настоящей жизни, полной борьбы, истинных чувств)
Учитель: Какова последняя просьба главного героя?
( Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт…)
(Демонстрация литературного пазла. Гиперссылка №2. Шаг №2 http://www.fcior.edu.ru/card/15797/literaturnyy-pazl-obraz-glavnogo-geroya-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri-tragediya-mcyri-uglublennoe-iz.html .
Учащиеся делают обобщение ответов под руководством учителя и записывают вывод в тетради:
Мцыри - романтический герой, он одинок, мечтает о свободе, но не может её обрести, это исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
Итог урока. Обобщение изученного материала. Выставление и комментарий отметок.
Домашнее задание:
(Выучить наизусть 4 главу поэмы (отрывок из исповеди Мцыри). Определить стихотворный размер произведения, проиллюстрировать понравившийся эпизод (по желанию)
Зайти в Интернет по гиперссылке №2 http://www.fcior.edu.ru/card/15797/literaturnyy-pazl-obraz-glavnogo-geroya-v-poeme-m-yu-lermontova-mcyri-tragediya-mcyri-uglublennoe-iz.html
и выполнить задание литературного пазла «Образ главного героя в поэме Лермонтова» на странице 3 (Шаг №3)
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | Приветствие, объявление темы | Запись темы урока | 2мин. | |
2 | Проверка домашнего задания | 1 | Беседа с учащимися, прослушивание чтения наизусть стихов Лермонтова | Ответы на вопросы, чтение наизусть | 10мин |
3 | Объяснение нового материала | 2(шаг №1,2) | Рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, прослушивание аудио фрагмента 1,2 | Ответы на вопросы с цитированием текста произведения | 20мин. |
4 | Подведение итогов урока | Выставление отметок и их комментирование | Рефлексия | 3мин | |
5 | Домашнее задание | 2(шаг №3) | Пояснение домашнего задания | Запись домашнего задания | 5мин |
Приложение к плану-конспекту урока
«Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя произведения».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс,обеспечивающий доступ к ЭО Р |
1. | Портрет М.Ю. Лермонтова | информационный | иллюстрация | |
2. | Литературный пазл «Образ литературного героя в поэме «Мцыри» | Информационный, сетевой | Иллюстрация, текст |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Образ главного героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
Презентация к изучению темы....
М.Ю. Лермонтов.Поэма " Мцыри". Образ главного героя.
Урок литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова " Мцыри" с использованием произведений живописи....
Главные герои поэмы Н.В. Гоголя " Мёртвые души".
Характеристика главных героев поэмы Н.В. Гоголя " Мёртвые души"....
Образ главного героя в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"
Презентация по теме "Образ главного героя в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"...
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.
ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....
Урок литературы по теме "Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" и средства его создания
Материал может быть использован на заключительном уроке по поэме "Мцыри"....
Тема: «Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы».
Цель урока: показать мастерство А.С.Пушкина в изображении характера цыган...