Конспект урока "Удались от зла и сотвори добро"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока "Удались от зла и сотвори добро" (урок-исследование по повести А.С.Пушкина "Дубровский")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udalis_ot_zla_i_sotvori_dobro.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Удались от зла и сотвори добро»
(урок- исследование по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)
Цели: помочь учащимся увидеть, почувствовать мир души героев А.С. Пушкина, обрести нравственные ориентиры для дальнейшей жизни; продолжить духовно - нравственное развитие учащихся; воспитывать внимание и творческий подход к чтению художественного произведения, развивать навыки работы с текстом, связную монологическую речь.
Оборудование: 1. Ноутбук 2. Мультимедийный проектор 3.Зкран 4. Слайд – репродукция картины В. Васнецова «Витязь на распутье» 5. Демонстрационный материал с иллюстрациями к повести
Ход урока
- Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Учитель. Сегодня с нами – вновь А.С. Пушкин. Каждая новая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами снова Пушкин-прозаик. На ваших столах его повесть «Дубровский». Вспомним слова Пушкина: «Точность и краткость – вот главные достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей...» Давайте и мы соберем свои мысли и оправимся в путь…
Человек, идущий по дороге жизни, очень часто оказывается на распутье, стоящим перед выбором.
( Демонстрируется слайд с репродукцией картины Васнецова «Витязь на распутье»).
Между чем приходится нам выбирать в жизни?
(Уащиеся высказывают свои мнения.Учитель обобщает).
- Чаще всего приходится выбирать между добром и злом. Как не ошибиться в выборе? Может быть, герои повести Пушкина «Дубровский» помогут нам?
Тема нашего урока «Удались от зла и сотвори добро». Имеют ли эти слова какое-то отношение к повести? Какова цель нашей встречи с пушкинскими героями?
(Учащиеся предлагают варианты ответов)
Учитель: Мы с вами должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, понять, почему герои не могут быть счастливыми. Помогут нам в этом:
- внимательные читатели;
- лингвисты;
- мастера выразительного чтения;
- психологи;
- литературоведы.
II. Работа по теме урока.
- «Зло – начало всей цепи событий»
- Много зла встречается на пути героев повести. Давайте на основе цитат, представленных внимательными читателями на экране, поясним, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале всей цепи событий.
Выступление учеников – внимательных читателей.
(На экране - цитаты.Внимательные читатели должны объяснить, о каком герое идет речь и в чем заключаются его несчастья.)
- «… батюшка скончался» ( умер Андрей Гаврилович Дубровский)
- «… будущее являлось для него покрытым грозными тучами» (Размышления Владимира Дубровского после смерти отца)
- «… до сна ли нам … До чего мы дожили, кто бы подумал?» (крестьяне Дубровского , оставшиеся без своего барина, старого Дубровского)
- « …кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского)
- «Она …все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована…» (Маша Троекурова после венчания с князем Верейским)
- «…выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены» (эпизод боя разбойников под предводительством Владимира Дубровского с солдатами )
Учитель. Мы убедились, что зло в повести действительно является началом всей цепи событий. А что лежит в основе зла, в основе поступков, ставших причиной несчастья других?
Наши социологи провели исследование повести, выявили зависимость поведения героев от их социального положения, материального состояния. Дадим им слово.
Выступление социологов: они демонстрируют таблицу, приводят пояснения из текста повести.
Герой | Социальное положение | Материальное положение | Чувство, подтолкнувшее к недоброму поступку |
Дубровский Андрей Гаврилович | Дворянин | Беден | Независимость, зависть, гордыня |
Троекуров Кирила Петрович | Дворянин | Богат | Вседозволенность, распущенность, самодурство |
Князь Верейский | Дворянин | Богат | Черствость, эгоизм |
Владимир Дубровский | Дворянин | Беден | Отчаяние, месть, ненависть |
Архип-кузнец | Крепостной крестьянин | Не имеет никакого имущества | Преданность барину, месть |
Вывод социологов: В основе недобрых поступков – не социальное положение героя, не его материальное состояние, а его человеческие качества и черты характера.
Учитель. (благодарит социологов за проделанную работу) В исследованиях социологов встретились слова, со значением которых мы должны познакомиться поближе. Вот они…(На экран проецируется слайд «Словарь урока»):
Зависть
Гордыня
Самодурство
Эгоизм
Черствость
Месть
Ненависть
Лингвисты, нам не обойтись без вашей помощи, Пожалуйста, объясните нам значение этих слов.
Выступление лингвистов.
Учитель. Как вы думаете, почему мы остановили свое внимание именно на этих словах? ( Выслушиваются мнения учащихся.Учитель обобщает их предположения). Потому, что они обозначают те человеческие чувства и качества, которые мешают человеку, стоящему на распутье, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале, не допустить, чтобы оно разрослось, набрало силу.
Давайте еще раз обратимся к словам Пушкина, что «проза требует мыслей и мыслей…». Подумаем, какие герои повести являются носителями
зла. Какие их поступки оборачиваются злом и делают тех, кто находится рядом с ними, несчастными?
С чего все началось?
- С неприятной истории: ссора, обмен между поссорившимися помещиками недобрыми, высокомерными письмами, начало судебной тяжбы, отчаяние и ненависть Дубровского в суде, чернильница, которую он бросает в судебного заседателя.
- Зло разрастается: ссора между бывшими друзьями переходит в действия, опасные для жизни других людей.
- Ссора превращается в стихию, которую уже трудно остановить: горит дом Дубровских, погибают заседатели. Ничего уже нельзя исправить.
- Архип-кузнец становится причастным к пожару.
- В беду втянута Маша Троекурова, она оказывается в ситуации несвободы и безысходности. Следовательно, ее судьба складывается несчастливо.
- Владимир Дубровский тоже оказывается заложником ситуации: нет у него ни свободы, ни возможности жить так, как он хотел бы.
Обстоятельства складываются так, что в повести нет счастливых героев.
И все-таки, есть ли что-то доброе, хорошее в душах героев, например,Кирила Петровича Троекурова? Дадим слово психологам.
Психологи представляют свою работу:
Кирила Петрович Троекуров. «Внезапное сумасшествие Дубровского отравило его торжество… Желание мести завлекло его слишком далеко.. Совесть в нем роптала.. Победа не радовала его сердца…Противоположные чувства наполняли его душу… Последние чувства (более благородные) наконец восторжествовали…Он решился помириться… уничтожить следы ссоры».
Но «лицо его стало мрачнее тучи, он с презрением улыбнулся…»
Что вызвало такую реакцию Троекурова? (Психологи приводятв пример строки из III главы повести)
Учитель.Кирила Петрович попытался уклониться от зла, но у него ничего не вышло. Росточки добра не смогли пробиться сквозь толщу обиды, высокомерия, гордыни, спеси…А получится ли это у Владимира Дубровского? Давайте еще раз послушаем психологов.
Психологи защищают Синквейн «Владимир Дубровский»:
1.Дворянин.
2.Бедный, благородный.
3.Мстит, страдает, любит.
4.»Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше».
5. Разбойник.
Учитель. Давайте вернемся к началу повести. Попробуем найти ответ на вопрос: С чем Владимир Дубровский вступает в новую для него взрослую жизнь?
Чтение эпизода «В церкви» (гл.5 )
- Какие слова, по-вашему, являются здесь важными?
(… Он не плакал, не молился, но лицо его было страшно»)
Давайте проследим дальнейший путь Дубровского.
Выступление литературоведов.
Схема выступления:
Дом – именно здесь все самое дорогое для Владимира Дубровского.
Портрет матери – глядя на этот портрет, Владимир вспоминает о самой светлой поре своей жизни – детстве, именно этот портрет заставляет Владимира осознать трагизм случившегося.
Письма – перебирая письма матери отцу, Владимир переживает душевное волнение, теплеет на его душе.
Свеча – символ веры, добра. При ней молилась Егоровна, няня Владимира.
Белое платье – в белом платье изображена на портрете мать Владимира; Владимир, увидев между стволов деревьев белое платье Маши Троекуровой, отказывается от мести ее отцу.
Сердце – символ любви. Это ЧУВСТВО СПАСАЕТ Владимира от зла и ненависти. Учитель: Зло не победило во Владимире. Почему? Потому что в глубине его души живет любовь:
- К родительскому дому
- К семье
- Маше Троекуровой.
Он помнит преданность близких людей(няня, крестьяне)
Он чувствует ответственность перед людьми, которым нужен.
Владимир удалился от зла благодаря своим нравственным качествам, благородству.
Однако важно не только удалиться от зла, но и сотворить добро. Смог ли Владимир справиться с этой задачей? Получается, что отказавшись от мести, благородный разбойник Дубровский никакого блага не сотворил.
А кто же из героев никому не причиняет зла? Конечно, это Маша Троекурва. Она спасает от расправы разбойников князя Верейского. Почему она так поступает? Потому что в ее душе есть ценности, позволяющие противостоять злу: дом, семья, родные и близкие люди. 3. Подведение итогов урока.
Учитель: вы только вступаете в жизнь, и вам, вероятно, не раз придется оказаться на перепутье. Если вам придется выбирать между добром и злом, вспомните героев повести «Дубровский». Не оступитесь, найдите верный выход из создавшейся ситуации.
А я хочу еще раз напомнить вам, что «проза требует мыслей и мыслей…» Мысли понадобятся вам при выполнении домашнего задания. Попробуйте поразмышлять на тему «Каким я вижу будущее Владимира Дубровского».
Литература:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика: книга для учителя, М.: Просвещение, 2005 .
2.Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе, М.: Вако, 2009
3. Тареева Л. И. Активные формы обучения. Литература, 5 – 9 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект группового занятия из цикла "Круг ДОБРА" на тему: "Поговорим еще раз о любви"
Данное групповое занятие расчитано на обучающихся старшего звена. В форме беседы на разнообразном материале учащиеся пытаютсся понять, что такое любовь; обращаясь к ярким, неординарным обра...
Конспект занятия по актерскому мастерству "Сотвори себя сам"
Желаете избавить воспитанников от комплексов, научить творчески мыслить и не бояться выражать себя, применять творческий подход к любому делу?Организуйте занятие "Сотвори себя сам"!...
Конспект внеклассного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"
БЕСЕДА-ДИАЛОГ С ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА» Цели: - дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, помочь детя...
Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."
Конспект и презентация урока: "Человек славен добрыми делами."...
Открытый урок по литературе в 7 классе на тему "Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей…."
Тема урока: «Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка»)Тип урока: урок открытия нового знания...
«Удались от зла и сотвори добро» (урок- исследование по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)
Помочь обучающимся увидеть, почувствовать мир души героев А.С. Пушкина, обрести нравственные ориентиры для дальнейшей жизни; продолжить духовно - нравственное развитие обучающихся; воспиты...
Акция "Сотвори добро... "
В рамках реализации проекта «Уроки доброты» наша школа провела ряд интересных мероприятий.При подготовке и проведении классных часов была изучена литература по проблеме, продуманы вопросы ...