Конспект и презентация к уроку по литературе: Александр Кушнер «Сирень».
план-конспект урока по литературе по теме
План конспект урока литературного чтения по теме А.Кушнер"Сирень" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 2.92 МБ |
Конспект урока | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели 1 ) Познакомиться в учебнике с картиной П.Кончаловского «Сирень»; 2) Познакомиться с биографией А.Кушнера и его стихотворением «Сирень»; 3) Работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Петр Кончаловский
Александр Ку̒шнер
Лило̒вый -цвет фиалки или темных соцветий сирени
Треуго̒лки (устар.) -форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков.
Допото̒пная -устарелый, старомодный, отсталый.
1 строфа 2 строфа 3 строфа Настроение Темп Сила голоса Задумчивое Медленный Средний Бодрое Средний Громкий Задумчивое Средний Низкий
Предварительный просмотр:
Этапы | Хронометраж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационный Словесный метод: слово учителя. | 09:00 -09:01 | - Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Лидия Владимировна, я сегодня у вас проведу урок литературного чтения. Всех рада видеть вас, друзья, Урок нам начинать пора Сядьте ровно, не шалите И внимательно за всем следите. Надо думать, отвечать И прочно материал запоминать. Вы готовы?(Да) Успеха вам желаю я. | Приветствуют, слушают учителя. | Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций. |
2. Постановка учебной задачи Практический метод: работа в группах. Словесный метод: ответы на вопросы. Устная фронтальная работа. | 09:01-09:05 09:05-09:08 09:08-09:10 | -Ребята, откройте содержание и посмотрите, как называется раздел в книге, который вы изучаете? (Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал настоящий писатель) Что вы можете вспомнить интересного из этой главы? Какие произведения вы проходили?
- А теперь поработаем в группах. Ваша задача отгадать загадки. 1-ая группа. Благоухает и манит, 2-ая группа. Кустарник пушистый 3-ая группа. Куста чудесней нет, 4-я группа. На листочках там и тут Фиолетовый салют. Это в теплый майский день Распускается ... 5-ая группа. Ветка в гроздья разодета 6-ая группа. Как пламя, заря угасает, -Правильно, это сирень. Откройте учебник стр.108-109 и посмотрите внимательно на эти страницы, и определите тему сегодняшнего урока?( Александр Кушнер «Сирень») Какие цели поставим перед собой на уроке? Цели:1) Познакомиться в учебнике с картиной П.Кончаловского «Сирень»; 2) Познакомиться с биографией А.Кушнера и его стихотворением «Сирень»; 3) Работать над навыком осознанного и выразительного чтения. | Слушают учителя, анализируют, отвечают на вопросы. Выполняют задание, участвуют в группой работе, отвечают на вопросы, наблюдают, делают выводы. Отвечают на вопросы, формулируют цели урока. | Ориентируются на развороте учебника, предполагают на основе названия раздела о следующей теме. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; умение ставить, формулировать и решать проблемы, |
3. Решение частных задач Словесный метод: слово учителя. Словесный метод: слово учителя. Физминутка Практический метод: чтение. Словесный метод: ответы на вопросы. Самостоятельная работа. | 09:10-09:13 09:13-09:15 09:15-09:17 09:17-09:35 09:35- 09:42 | -Ученик читает первый абзац на стр.108. - Ребята, кто-нибудь знает кто такой Петр Кончаловский? Петр Кончаловский- русский, советский художник, учился в Харьковской рисовальной школе, а так же в Париже. Известен стал благодаря своим натюрмортам. –Ребята посмотрите внимательно на картины художника и определите какими качествами характера он обладает? Почему вы так решили? Посмотрите на картину «Сирень» и опишите, что вы на ней видите. -Ребята, а кто-нибудь знает поэта Александра Кушнера? Алексаандр Семёнович Ку́шнер — русский поэт. Автор около 50 книг стихов (в том числе для детей) и ряда статей о классической и современной русской поэзии, собранных в пяти книгах. Стихам Кушнера свойственна скромность, близость к прозаической речи; мастерство поэта раскрывается только при неторопливом чтении этих стихов — в соответствии с тем, как сам Кушнер раскрывает окружающий мир. Книги стихов издавались и переводились на немецкий, английский, французский, японский, чешский и болгарский. Разминка - Настало время познакомиться со стихотворением А.Кушнера «Сирень» , но перед этим мы поработаем с новыми словами: 1)лиловой (цвета фиалки или темных соцветий сирени) - Чтение стихотворения учениками по цепочке на стр.109 –Сколько строф в стихотворении? (3)Прочитайте первую строфу. Какой вопрос нам задает Евдокия Васильевна? Найдите это в тексте и прочитайте.(Фиолетовая, белая, лиловая, ледяная, голубая, бестолковая). Для чего поэт столько определений дает сирени?(Разная, неповторимая) –Чтение вопросов по цепочке.( «Он перечисляет…» до «Ты согласишься с Таней?») Ребята, скажите мне какой цвет имеет в виду Таня Перова, когда говорит, что «ледяная»- это цветовой оттенок? ( Прозрачный, голубоватый, серебристый, как лед) -Чтение учащихся по цепочке до слов « Может быть ,Костя прав?» -Ребята обратите свое внимание на первые три строчки стихотворения, что из этих строчек видно?( Что все цветовые оттенки, которые поэт обнаруживает в сирени, являются результатом его восторженного наблюдения. Он не просто смотрит на сирень, она «представляет» перед его «взором») -Чтение по цепочке до слов «А как еще поэт..»(«Бестолковой»,т.к это связано с ее буйным цветеньем, в котором нету расчета и логики) -Чтение по цепочке до «Поэт сравнивает..»( Поэт смотрит именно на куст сирени, а не на букет: Летний полдень разбит на осколки: Острых листьев блестят треуголки, И, как облако, стелется тень) Какое впечатление создают первые 2-е строчки?(Яркого солнечного света, играющего на гладких плотных листьях.) А на третьей?(Мягкой тени в форме облака, которую отбрасывает куст сирени) Объясни строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идет речь? (Поэт сравнивает листья сирени с осколками. — Листья — острые, треугольной формы, да ещё «блестят» на солнце, как стёклышки!, если учении затрудняются, то им поможет объяснение Миши) -Чтение по цепочке до слов « А нравится ли поэту…». В каких строчках передано впечатление большого, свежего, душистого и яркого куста сирени?(«Сколько свежести в ветви тяжелой» и «Допотопная блещет краса») С помощью чего мы слышим жужжание пчел? ( С помощью звукописи: «сколько свеЖЕсти в ветви тяЖелой», «ваЖные пчелы») -Чтение по цепочке до «Давай прочитаем …» Подтвердите строчками из стихотворения, что художник помог увидеть поэту красоту живой сирени? ( Тем сильней у забора с канавкой.../На тяжелый музейный букет.) - Помогали ли тебе художники увидеть красоту окружающего мира? Приведи, если сумеешь, конкретный пример. -Ребята, давайте тоже побываем с вами художниками и нарисуем свою сирень по стихотворению А.Кушнера «Сирень». Для этого вначале прочитаем еще раз стихотворение и приступим к работе. | Слушают и воспринимают информацию. Слушают и воспринимают информацию. Выполняют двигательные упражнения. Расширяют словарный запас. Читают вслух и про себя, отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений. Читают вслух и про себя по цепочке, отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений. Читают вслух и про себя, отвечают на вопросы, проводят самоанализ. Читают, самостоятельно работают над рисунком. | Развивают умение слушать и понимать речь других. Развивают умение слушать и понимать речь других. Воспринимают информацию. Осмысленно читают текст, строят речевое высказывание. Осмысленно читают текст, стоят речевые высказывания, строят синтез. Анализируют объекты с выделением существенных признаков. Отражать полученные впечатления в рисунке. |
4. Итог урока. Рефлексия Словесный метод: выводы урока. | 09:42-09:45 | Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. -Ребята, посмотрите на свои рисунки и определите, почему у всех вас получилась разная сирень, но вы же при этом прочитали одно и тоже стихотворение? - Какова наша тема урока? -Назовите цели сегодняшнего урока? -Что нового узнали? -Что запомнили? -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? Молодцы! Всем спасибо, урок закончен! | Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения. | Отслеживать цель учебной деятельности, строить речевые высказывания и рассуждения, осуществлять итоговый контроль. |
Учитель: Волкова Л.В.
Класс: 4 «3»
Кабинет: 305
Тема: Александр Кушнер «Сирень».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомиться с биографией А.Кушнера и его стихотворением «Сирень»; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, взаимодействовать (сотрудничать) с учителем, осуществлять поиск по выполнению учебных заданий с использованием учебной литературы, формировать умение анализировать художественный текст, сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень».
Предметные: читать правильно и выразительно вслух, учиться навыкам выразительного и выборочного чтения; учитывать индивидуальный темп чтения; анализировать содержание текста.
Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению; оценки собственной деятельности; знакомиться с культурно-историческими и общечеловеческими ценностями.
Оборудование: Литературное чтение : 4 кл.: В 2ч./ Н.А. Чуракова.- 3-е издание.- М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч.2: 176с.; презентация, карточки для работы в группах, карточки для самостоятельной работы.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...
Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень"
Конспект и презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине П.П. Кончаловского "Сирень" Правда презентацию пришлось уменьшить, иначе не загружалась, но основное оставила....
Презентация к уроку по творчеству Александра Сергеевича Пушкина
Биографические сведения....
ПРезентация к уроку "Внутренняя политика Александра 3"
Данная презентация сопровождает этапы урока...
Презентация к уроку "Великие реформы. Александр II"
Презентация к уроку "Великие реформы. Правление Александра II", 10 класс....
Презентация к уроку по литературе "Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина"
Презентация используется на уроке литературы для знакомства обучающихся с биографией поэта....
Презентация к уроку, посвященному творчеству Александра Николаевича Островского
Презентация к уроку, посвященному творчеству Александра Николаевича Островского...