«Написанная кровью сердца…» Урок внеклассного чтения К.Д.Воробьев «Это мы, Господи!» ( 9 класс)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Козлова Елена Павловна

Урок внеклассного чтения 9 класс. Раздел" xx век. Литература великих и трагических лет".  Программы для общеобразовательных учреждений.Литература 5 – 11 классы / под ред. Г.И. Беленького.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_kozlova_e.p._-_kopiya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 93

603148 г. Нижний Новгород, ул. Мечникова, д. 74

тел 225-19-88

«Написанная кровью сердца…»

Урок внеклассного чтения

К.Д.Воробьев «Это мы, Господи!» ( 9 класс)

                                         Козлова Елена Павловна, учитель  русского                 языка и литературы

г. Нижний Новгород, 2015

Тема: «Написанная кровью сердца…»

К.Д.Воробьев «Это мы, Господи!»

Цели и задачи урока:

1)совершенствование у обучающихся навыков анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий;

2)учить понимать авторскую позицию, учить сравнивать и сопоставлять произведения одного автора;

3)развивать образное и аналитическое мышление:

4)развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

5)воспитывать чувства патриотизма, милосердия.

 Оборудование: презентация « Жизнь и творчество К.Воробьева», карточки с эпизодами текста у каждого ученика, репродукция картины В.Е.Попкова «Шинель отца», стенд «Как отозвалась война в судьбе моей семьи», выставка книг

Предварительно ребята готовят выразительное чтение отрывков из повести, презентацию, готовят материалы «Как отозвалась война в судьбе моей семьи»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока

Более полувека отделяет нас от того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. В этом году мы празднуем 70-летие Победы. Война ушла в историю, но не ушла из истории. Мы попросили вас поговорить с родителями, бабушками, дедушками, посмотреть домашние архивы. Письма, фотографии и подумать над вопросом: как отозвалась война в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных? Из собранных материалов ребята нашего класса оформили стенд.

К сожалению,  не во всех семьях смогли помочь.  Многие забыты, о многих мы не знаем.

Но мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям В. Быкова, В. Кондратьева, Б. Васильева, В. Астафьева и многих других писателей имеем возможность приобщиться к истории, пережить ее в своих сердцах.

Сегодня в центре внимания на нашем уроке повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!» В ходе нашего урока мы постараемся понять, почему повесть,  написанная в 1943 году, была найдена и напечатана спустя четыре десятилетия?

А еще, ребята, заглянем  в лицо войны, страшное и трагическое. «Написанная кровью сердца…»- такова тема нашего урока. Запишем тему урока.

III.  Беседа с элементами размышления.  Первичное восприятие.

Как вы думаете, почему повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!..» мы решили изучать  вслед за «Сашкой» В. Кондратьева?

(герои этих повестей очень близки по мировосприятию, возрасту, характеру, события обеих повестей происходит в одних и тех же местах, возвращают нас , говоря словами Кондратьева, « в самое крошево войны, в самые кошмарные и бесчеловечные ее страницы». Однако у К.Воробьева другой,   по сравнению с Кондратьевской повестью,  лик войны – плен)

-Что Вы  знаете ( слышали от родных или читали) о наших пленных? Как относитесь к людям, пережившим плен?

Горький опыт старшего поколения, которому было внушено настороженное, недоверчивое отношение к пленным, все-таки чему-то нас научил. Но, как мы услышали,  существует и другое мнение. « Вот Алексей Ястребов из повести «Убиты под Москвой» жизни  не жалел за Родину, а Сергей ведь только и получается свою и своих друзей жизнь спасал. Разве можно того и другого считать героями?» Рассудить несогласных может только внимательное чтение и анализ повести.

IV. Выразительное чтение отрывков. Осмысление прочитанного.

Дома, ребята, вы выбирали эпизоды и описания, особенно запомнившиеся, заставившие переживать за героев. Давайте почитаем.

1.Гонят пленных по широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск – глава вторая

2.Вот Каунасский пересыльный лагерь- глава седьмая

3. Сцена из жизни немецкого концлагеря, находившегося в Ржеве - глава четвертая

4.Звучит описание, дающее представление о Смоленском лагере - глава шестая

Чтение закончено.   В классе мертвая тишина.

- Я вижу, что прочитанное не оставило вас равнодушными,  Как вы относитесь к услышанному?

V. Биография писателя. ( Рассказывают подготовленные ученики, используя презентацию)

VI. Анализ повести

-Почему под повестью «К. Воробьева «Это мы, Господи!..» должны стоять три даты: 1943-1946-1986?   В 43г.  повесть была написана, в 46  предложена московскому журналу и … потеряна. Единственный ее экземпляр был обнаружен случайно. В 86 году предложен женой писателя В.В. Воробьевой журналу «наш современник» и опубликован на его страницах.

- Итак,  не выдумано ничего. Об этих страданиях, невозможных, невыносимых, нечеловеческих, еще никто так не писал. Воробьев и хотел, чтоб о них все узнали, спешил написать, боялся не успеть, ведь в любую минуту могли убить… Как вы думаете, а какую мысль несет заглавие ?

- В заглавии как бы слышится голос- стон измученных: « Мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятым тобой, Господи! МЫ прошли все круги ада, но свой крест несли до конца, не потеряли в себе Человеческое.

- В заглавии и мысль о безмерном страдании, о том, что  в этом страшном обличье полуживых существ, скелетов, обтянутых кожей, трудно узнать самих себя… «Это мы, Господи!..»

Почему Воробьев меняет каноническое звучание этой фразы?

Перемена местоимения на  «мы» призвана выделить мысль о  непомерном страдании, общем для всех заключенных: ««Это мы, Господи!..»

- Что мы можем сказать о совершенстве художественного слова писателя, сравнивая описания фашистов и пленных?

-Фашисты нарисованы как серая масса упырей, убийц. Психологизм , индивидуальные черты в описании отсутствуют, поскольку нет таких черт у разъяренных людей.

- Внимание сосредоточено, конечно, на изображении пленных, прежде всего Сергея и его товарищей

- Что давало силы бороться измученным, больным людям? Ненависть к врагам сильна, но она ли основной двигатель?

VII. Работа в группах.

Чтобы ответить  на этот вопрос,  давайте в группах обсудим разные сцены из повести и заполним таблицу, которая поможет при выполнении домашнего задания.

Эпизод

Черты характера героя

1 группа « Сергей в беспамятстве  в Ржевском лагере»

2 группа «Сергей на допросе» Вопрос о вере.

3 группа» Диалог с капитаном Николаевым» несобственно-прямая речь: «Нет, не так! Ты не прав, капитан! То, что там есть в самой глубине души,  не выругнул  с блевотиной  Сергей. Это самое «то» можно вырвать, но только цепкими когтями смерти»  

- Так что же это такое «то»?

VIII. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос

«Имеют ли значение  эти особенности характера Сергея для других узников?

Можно ли считать Сергея Кострова героем?»

IX. Мастерство Воробьева-художника. Исследование.

Кондратьев писал, что повесть К. Воробьева-это «написанная кровью сердца

 страница из той летописи войны, которую мы все пишем и пишем и не можем дописать»

-Как вы понимаете эти слова и согласны ли вы с ними?

- Зачем в повести пейзажные описания? Они тоже написаны кровью сердца?

С подобными пейзажными зарисовками мы не встречались раньше.

- Давайте проведем небольшое исследование.  У вас на партах два описания природы.

- Зачем они в повести? Почему они такие разные? Найдите ключевые слова в том и другом отрывке.

Чаще  всего пейзажи соотносятся писателем с постоянной, напряженной устремленностью к побегу героев, которую воспринимают как своего союзника или противника. Тучи - уроды в Ржеве, поземка, сумерки не поддерживают узников, а в Вязьме - другое дело, здесь «хохочущее солнце» позволяет Сергею с товарищами работать у зенитчиков. Бала там надежда получить граммов сто- двести и «великая  возможность смыться» Описание пейзажа поэтому дается в другой тональности.

XI. Вывод по уроку. Работа с репродукцией картины В.Е.Попкова «Шинель отца»

Такого гуманного, уважительного отношения к пленным, как у Воробьева, еще не знала наша военная литература.

-У вас, лично у каждого, оставила ли след в душе? Если оставила и если можно поделиться с товарищами, скажите- какой?

Ваши высказывания убеждают меня, что произведение пробудило глубокие чувства и серьезные мысли о прошлом и будущем Родины, о своей собственной жизни.

Давайте посмотрим на репродукцию картины В.Е. Попкова «Шинель отца»

- Какую мысль утверждает художник своим полотном? Как помогает понять замысел название картины?

Художник изобразил себя на переднем плане примеряющем шинель. Вся его поза, движения нетвердых рук, выражение лица говорят: по росту, по плечу ли нам , ныне живущим, эти шинели?»

От имени отцов, прошедших Афганистан, Чечню, а в нашем классе есть такие,  выступят…

XII. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Их боль воспримем как свою" (10 класс)

Урок внеклассного чтения "Их боль воспримем как свою" ( по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"; 10 класс) с приложением-презентацией...

Урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 9-11 классов «МЫ ВЛАСТНЫ НАД СВОЕЙ ДУШОЙ? ПО ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧУКОВСКОЙ «СОФЬЯ ПЕТРОВНА»

О сталинских репрессиях на уроках литературы мы говорим в 11 классе в связи   с обращением к биографическому материалу  некоторых писателей и поэтов, а также при изучении произведения А...

Внеклассное чтение на уроках английского языка в 5 классе по произведению «Красавица и чудовище»

Данная методическая разработка содержит идеи для проведения занятий по внеклассному чтению на уроках английского языка в 5 классе по сказке "Красавица и чудовище" Жанны-Мари Лепренс де ...

Конспект урока внеклассного чтения "У войны не детское лицо" (6 класс)

Цель урока: воспитывать у учащихся любовь к Родине, патриотизм, гражданскую позицию на основе общечеловеческих ценностей...

Презентация "К.Воробьев "Это мы, господи!""

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СУДЬБЕ ПИСАТЕЛЯ КОНСТАНТИНА ВОРОБЬЕВА И ЕГО КНИГЕ О ВОЙНЕ "ЭТО МЫ, ГОСПОДИ"...

Урок внеклассного чтения "Устное народное творчество" в 9-м классе

Цель урока: развитие устойчивого интереса учащихся в книге как источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как свойства личности.Задачи.Образовательные:обобщ...