урок "Базаров- герой своего времени. Духовный конфликт героя"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

1. Тема урока « Базаров- герой своего времени. Духовный конфликт героя»

2. Тема дискуссии - Отношение автора, героев и читателей к Е.В.       Базарову

3. Форма занятия - ТОК-ШОУ

4.  Урок проводился для учащихся 10 А класса при изучении романа  И. С. Тургенева  « Отцы и дети», участвовало  27 человек

5.  Современный урок требует от учителя владения  техническими  средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание

мультимедийных  презентаций – все это позволяет расширить рамки урока, делает процесс обучения интересным, более   эффективным  и продуктивным.

                           

 6.

     1.  Обобщение изученного материала по теме

     2.  Создание мотивации для говорения в режиме диалога и

          монолога   по актуальным проблемам, поднятым в классической

          литературе и актуальным на сегодняшний день.

     3. Моделирование речевых ситуаций,  максимально приближенных  к естественным          ситуациям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая работа

Тема: « Проектирование активных методов обучения на уроках литературы»

1. Тема урока « Базаров- герой своего времени. Духовный конфликт героя»

2. Тема дискуссии - Отношение автора, героев и читателей к Е.В.       Базарову

3. Форма занятия - ТОК-ШОУ

4.  Урок проводился для учащихся 10 А класса при изучении романа

     И. С. Тургенева  « Отцы и дети», участвовало  27 человек

    5.  Современный урок требует от учителя владения  техническими  средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание

       мультимедийных  презентаций – все это позволяет расширить рамки урока, делает процесс обучения интересным, более   эффективным  и продуктивным.

    6.

         1.  Обобщение изученного материала по теме

2.  Создание мотивации для говорения в режиме диалога и

      монолога   по актуальным проблемам, поднятым в классической

      литературе и актуальным на сегодняшний день.

3. Моделирование речевых ситуаций максимально

     приближённых    к естественным ситуациям

    7.     Для  проведения ток-шоу необходимо:        

  1. начать работу с большой предварительной подготовки: готовится оборудование, готовятся сами учащиеся, выполняются необходимые предварительные задания, накапливаются по поручению учителя нужные учебные материалы.
  2. обязательно нужно включить всех учащихся в подготовку и проведение мероприятия
  3. учитывать фактический уровень подготовленности класса и возможность успешного восприятия учащимися оригинальной формы, при этом заботясь, чтобы не потратить время впустую ради просто занимательности, а принять эту форму для лучшего усвоения учебного материала.

 Предварительное задание:

1) тенденции, отрицания материалистами 60-х годов, показанные И.С.                Тургеневым в романе ( с использованием материалов критической литературы по роману)

2) Определение понятия нигилизма ( разные определения нигилизма

по разным источникам)

3) Отношение автора к своему герою

8. Организация пространства: Столы, поставлены подковой. Все учащиеся класса – зрители; небольшая группа – эксперты; один ведущий

9. Начало урока

 Выступление ведущего

 Проблема отцовства – одна из важнейших , это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней,  своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовной опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений  такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. В романе Тургенева показаны раздумья автора: кто они «новые люди», дети 60-х годов XIX в., можно ли с ними найти общий язык и связать своё прошлое с их будущим?

10. Краткое описание хода работы:

  1. Определение понятия нигилизма (лучше предложить разные определения нигилизма по разным источникам). Выделить общее: нигилизм-это идеология, основанная на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении сложившихся традиций и общественных институтов. Прав ли И.С. Тургенев, называя Е. Базарова нигилистом?
  2. Выступают эксперты, представляя взгляды Е.Базарова ( А.Кирсанов,

П.П.Кирсанов,  Н.П.Кирсанов, Ситников,  Кукшина, А.С.Одинцова)

     ( представление презентаций)

  1.  Зрители задают экспертам вопросы:

– Искренен ли Базаров в своих высказываниях?

- Является ли Аркадий единомышленником Е.Базарова?

     - Можно ли считать абсолютное отрицание Е.Базарова социально позитивным явлением?

11. Дети очень активны, с дисциплиной проблем нет, так как заранее были оговорены правила ведения дискуссии.

12. Подведение итогов: Вывод о том, что подлинных единомышленников у нигилиста Е.Базарова нет; он одинок. Он не только вступает в спор со старшим поколением, но и сама жизнь вступает с ним  в спор и противостоит ему.

13.

         Цели мероприятия:

  1. Формирование критического отношения к герою, эпохе, читательскому восприятию;
  2. Воспитание толерантности в восприятии различных точек зрения по поднятым проблемам;
  3. Обсуждение вопросов, способствующих большему взаимопониманию детей и взрослых.

  1. Развить навыки учащихся давать аргументированные ответы по данной проблематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Герой своего времени"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Урок "Самопознание героя Лермонтова. Психологизм (по роману «Герой нашего времени»)"

В основе урока -  деятельностный подход.                   Занятие начинается с небольшого музыкального в...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...

интегрированный урок обществознания с психологией "Герой своего времени"

Урок обществознания - практикум, который может быть проведен в рамках темы "Учимся быть дисциплинированными" в 7 классе совместно с психологом....

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...

Номто Очиров - герой своего времени

Презентация посвященная калмыцкому просветителю Номто Очировичу Очирову...