Интегрированный урок, как средство активизации творческого потенциала учащихся
статья по литературе (9 класс) на тему

Статья об интегрированном уроке описывает формы творческих работ в формате проекта, где конечным результат является интегрированный урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в проектной деятельности является итогом всей работы учителей и учеников. Работа над проектом – процесс не только интересный, но и длительный. Как правило он готовится в течение 3-4 месяцев. Поэтому работа по теме проекта подразделяется на несколько этапов :
1. Этап рождения идеи – учителя предметники находят интересную и продуктивную тему, имеющие межпредметные связи. Например рассказ Л.Н.Толстого «После бала» имеет общие темы со сходными в истории: «Политика Николая I», «Аракчеевская Россия». В результате родилась тема проекта «Николаевская Россия в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» и глазами историков».
В процессе изучения поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» нашлись смежные темы не только по истории («Петр Первый – строитель Петербурга»), но и по географии «Наводнения в Петербурге»
При изучении темы японские хокку также обнаружились родственные темы : «Культура Японии по географии». В результате родилась идея проекта «Япония : география и культура».
Формулировка темы урока «Фантастические рассказы предупреждения Р.Брэдбэри» натолкнула на мысль о совместном с географией проекте «Экология и её проблемы в рассказах Р.Брэдбери и с точки зрения география».
2. Этапы «погружения» в материал : на этом этапе идёт изучение тем по предметам и начинается работа над творческими заданиями по лит-ре.
Творческие задания в формате проекта «Николаевская Россия» были следующие :
1) Письменный анализ рассказа по вопросам
2) Эссе на тему «Два утра»
3) Конкурс иллюстраций
4) Конкурс синквейнов
Из формата заданий понятно, что их «ассортимент» даёт возможность раскрыть свой потенциал не только сильному, но и слабому ученику. А разве не это главная цель проекта?
При изучении поэмы «Медный всадник» учащиеся оформляли обложки своих презентаций экслибрисами, рисунками, стилизованными под 19 век.
Следующей обязательной работой было эссе по теме «Ужасный день в Петербурге». Отдельная группа учащихся получила задания реконструировать маршрут Евгения по Петербургу с использованием топонимики и цитат из поэмы.
Небольшая тема по лит-ре хокку вылилась в широкоформатный творческий процесс :
- конкурс авторских книжек с иллюстрациями в стиле японских гравюр
- конкурс хокку собственного сочинения
- конкурс синквейнов
-конкурс инсталляций (икебана, сад камней, садово-парковые композиции
В ходе подготовки к проекту проблема экологии в рассказах-предупреждениях Р.Брэдбери творческими работами учащихся стали плакаты : «Сохраним нашу Землю!»
3. Этап расширенного знакомства с темой проекта – это обязательные учебные экскурсии. Экскурсии позволяют узнать о теме в визуальном формате, буквально потрогать руками. Увидеть и дополнить свои представления о понятиях и предметах. Например на экскурсии в Артиллерийском музее учащиеся действительно подержали в руках шпицрутены и ружьё николаевской эпохи, на экскурсии в Петропавловской крепости видели те самые ординары, выше которых поднималась вода в Неве. В Этнографическом музее любовались изящными кимоно, веерами, интерьерами Японии.
4. Интегрированный урок – результат, «выход» проектной деятельности. Учащиеся выступают с рефератами, с сообщениями у карты, зачитывают свою синквейны. Заранее оформлены вытсавки их творческих работ: книжек, рисунков, инсталляций.
Работа над проектом является мощной мотивацией для каждого ученика, так как позволяет не только проявить свой креатив, раскрыть потенциал, увидеть изучаемую тему в формате 3D, но и почувствовать себя успешным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого потенциала учащихся через ИКТ

file:///media/disk/Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических.pptfile:///media/disk/рецензия.ppt...

Статья "Активизация творческого потенциала учащихся при использовании методики проектного обучения

В статье рассмотрены особенности использования методики проектного обучения в старшей школе, представлены примеры различных проектов и этапы их создания...

Использование пословиц для активизации творческого потенциала учащихся

Ни для кого не сектрет, что уроки литературы подчас превращаются в рутинный пересказ текста произведения, критической статьи на него или, что еще хуже, - в "пересказ краткого пересказа".  Мне так...

"Активизация творческого потенциала учащихся с помощью ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития современного общества. Главной задачей образования ...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Все мы знаем выражение «Человек создан для счастья как птица для полета», но как  мало мы делаем для того, чтобы дети обрели эти крылья! Я думаю, что отношение к искусству и отношение к жизни тес...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...

«Формы и методы активизации творческого потенциала учащегося на уроках изобразительного искусства»

Именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающегопоколения тех духовных добродетелей , стяжение которых делают человекасчастливым - вера, надежда, любовь, доброта и сострадание, п...