Использование пословиц для активизации творческого потенциала учащихся
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Ирина Викторовна Володина

Ни для кого не сектрет, что уроки литературы подчас превращаются в рутинный пересказ текста произведения, критической статьи на него или, что еще хуже, - в "пересказ краткого пересказа".  Мне такие уроки не нравятся, но вот обновить "арсенал" приемов не всегда получается самостоятельно. Поэтому и решила повысить квалификацию - записалась на курсы педуниверситета "1 сентября".

Здесь-то я и вспомнила об интересном, полезном, но давно забытом мною приеме: творческое задание "с порога". Что это? Придумал его Л. Н. Толстой. Он вместе с детьми писал рассказы "на пословицу", посмеивался, что у них лучше получается!

Что дает использование пословицы в начале урока? Во-первых, организовывает внимание учащихся, во-вторых,  активизирует их воображение. Обе эти составляющие позволяют крайне продуктивно перейти к основной теме урока (задействовав еще и ассоциативные механизмы). Как это выглядит на примере?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bog_odinakovo_nauchil_vseh_ptic_vit_gnezda.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бог одинаково научил всех птиц вить гнезда, но гнезда у всех птиц разные (индейцы племени Дауами).

В 10-11  классах мы все чаще говорим об идее (политической, научной, философской, художественной, социальной…). Связано это вот с чем: именно на данном этапе обучения учащемуся необходимо научиться анализировать, отбирать, систематизировать полученные ранее знания. И это не «внешнее» требование. Познавательные мотивы школьника в старших классах становятся избирательны, усиливается интерес к выбору способа действий, к методам теоретического и творческого мышления.  Это возраст, когда критическое осмысление действительности, осознание собственного мировоззрения, потребность в осознании себя  как целостной личности, оценке своих возможностей весьма актуальны. Именно поэтому я предлагала бы ребятам подумать над пословицами с глубоким философским подтекстом.

Выбранная мною пословица позволяет на вводном уроке в 10 классе думать в нескольких направлениях – в зависимости от волнующих человека вопросов. Например:

  1. У нас есть много общего (24 часа в сутках, 2 руки, голова, способности, возможность жить и развиваться…), но результаты (даже если мы делаем одно и то же) мы получаем разные. Отчего?
  2. Разные результаты – это плохо? Отличный от других результат – показатель индивидуальности? В чем такая индивидуальность выражается?
  3. Есть птицы, которые не вьют гнезд. Они, безусловно, птицы. Тогда почему не вьют?... А если люди имеют способности, но не развивают их в себе, если имеют возможности, но не используют – это выбор? Все ли способности и возможности нужно использовать? Чем обуславливается выбор развиваемых способностей, используемых возможностей?
  4. Что же скрыто в этой пословице: оправдание (имеют право) или осуждение (не все пользуются тем, что дано, не все развивают).
  5. Если речь идет о литературном процессе, философской идее: одни и те же темы, проблемы поднимают авторы, вроде все произведения написаны по-русски, с использованием словарного запаса одного языка, но решаются проблемы и задаются темы у каждого автора по-своему. Как это получается? Какой инструментарий использует каждый из авторов? Чего позволяет добиться каждый из языковых  «инструментов»? Почему «набор инструментов» у каждого автора свой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого потенциала учащихся через ИКТ

file:///media/disk/Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических.pptfile:///media/disk/рецензия.ppt...

Статья "Активизация творческого потенциала учащихся при использовании методики проектного обучения

В статье рассмотрены особенности использования методики проектного обучения в старшей школе, представлены примеры различных проектов и этапы их создания...

Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий.

Кто повторяет старое и узнаёт новое, тот может быть предводителем. Конфуций.В настоящее время понятие педагогических технологий прочно вошло в словарный обиход, а их использование стало одним из иннов...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

Предметные недели – одна из форм активизации творческого потенциала учащихся.

В плане проведения недели иностранного языка предусмотрены уроки и внеклассные мероприятия в оригинальной,  нетрадиционной форме. Их цель - не только развитие основных видов речевой деятельности,...

"Активизация творческого потенциала учащихся с помощью ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития современного общества. Главной задачей образования ...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...


 

Комментарии

Анисимова Ольга Викторовна

Несочетаемое словосочетание - ужасно интересная тема. Прочитала, еще раз прочитала, скачала и взяла на вооружение. Спасибо за идею.