Контрольный тест/ Тема и идея художественного произведения.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Кормашова Надежда Сергеевна

Тест по литературе. 7 класс. Тема и идея художественного произведения (по рассказам И.А.Бунина и повести М.Горького "Детство").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_po_literature_20_veka_7_klass.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Русская литература XX века. 7 класс.

 Контрольный  тест

Тема и идея художественного произведения.

Вариант 1.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

  1. Какое произведение можно отнести в автобиографическим?

А). Произведение, в котором описывается биография автора.

Б). Произведение, которое основывается на живой памяти о прошлом, достоверности описываемых событий.

В). Произведение, в котором подробно описана биография героя.

  1. Какие из приведённых произведений можно отнести к автобиографическим?

а) И.С.Тургенев «Бирюк»

б)Л.Н.Толстой «Детство»

в) И.А.Бунин «Лапти»

  1. Портрет какой героини приведён в данном ниже отрывке?

…Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

А) Акулина Ивановна

Б) Марфа Игнатьевна

В) мать Алёши

  1. Напишите, о каких «мерзостях дикой русской жизни» говорит писатель в повести «Детство»?

Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая подлая правда, она не издохла по сей день.

За каждый пример – 1 балл.

  1. Выбрать определение понятия темы художественного произведения.

А) Главная мысль художественного произведения.

Б) Круг жизненных явлений или событий, изображённых автором в произведении и образующих его основу.

Уровень №2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

  1. Темой рассказа «Цифры» является

А) сложные взаимоотношения взрослых и детей;

Б) ссора мальчика и дяди;

В) как мальчику не хотели показывать цифры.

  1. Соотнесите характеристики литературных героев с названиями произведений.
  1. В детстве он стерег скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники, – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила чуть не через полгода после свадьбы.
  2. Лоб его странно светился; брови высоко поднялись; косые глаза пристально смотрели в чёрный потолок; тёмные губы, вздрагивая, выпускали розовые пузыри; из углов губ, по щекам, на шею и на пол стекала кровь; она текла густыми ручьями из-под спины.
  3. Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шёлковые косынки на шеях.

А) Цыганок      б) Кукушка       в) дед Каширин

8.  Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки, с примерами из текста.

1) «До неё как будто спал я»                         а) Эпитеты

2) «Ласковые, яркие, сочные слова»            б) сравнения

3) «молодое и светлое лицо»                         в) инверсия

9. Как можно объяснить слова Кукушки?

– Известно, замерзнет, – равнодушно сказал Кукушка, садясь около ямы и нюхая табак. – Зимой нашему брату плохо, – прибавил он, загадочно улыбаясь в раздумье.

А) Кукушка сравнивает себя с волчонком, а им зимой холодно и голодно.

Б) Кукушка говорит о том, что у него нет своего дома, а без своего гнезда скорее всего он скоро погибнет.

10. В каком произведении повествование ведётся от имени рассказчика?

А) И.А.Бунин «Кукушка»

Б) И.А.Бунин «Цифры»

В) М.Горький «Детство»

Русская литература XX века. 7 класс.

 Контрольный  тест

Тема и идея художественного произведения.

Вариант 2.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

  1. Продолжить фразу, чтобы высказывание стало верным.

Автобиографическая проза – это…

А) произведение, в котором описывается биография автора.

Б) произведение, которое основывается на живой памяти о прошлом, достоверности описываемых событий.

В) произведение, в котором подробно описана биография героя.

  1. Какие из приведённых произведений можно отнести к автобиографическим?

А) А.М.Горький «Детство»

Б) А.П.Чехов «Хамелеон»

В) И.А.Бунин «Кукушка»

  1. Портрет какой героини приведён в данном ниже отрывке?

Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она – тёмная, но светлая изнутри – через глаза светилась  неугасимым, весёлым и тёплым светом.

Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

А) Мать Алёши     б) Бабушка Алёши      в) тётка Наталья

  1. О какой правде, которую «необходимо знать до корня», говорит М.Горький в повести «Детство»?

   Это правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

Ответ запишите.____________________________________________________

  1. Выбрать определение понятия идея  художественного произведения.

А) Главная мысль художественного произведения.

      Б) Круг жизненных явлений или событий, изображённых автором в произведении и образующих его основу.

Уровень №2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

  1. Можно ли сказать, что приведённый фрагмент раскрывает идею повести М.Горького «Детство»?

Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая подлая правда, она не издохла по сей день.

Варианты ответов:

А) Да        б) Нет

7. Соотнесите характеристики литературных героев с названиями произведений.

  1. Был ли он на самом деле так сильно болен, как говорил, – неизвестно; несомненно, что он преувеличивал свою хворь, но несомненно и то, что он сильно постарел, пожелтел и похудел за эти две недели. И когда он ковылял по дороге к селу, где вскоре должна была быть ярмарка и, значит, хорошая работа нищим – он имел вид настоящего дряхлого старика-калеки…
  2. Лоб его странно светился; брови высоко поднялись; косые глаза пристально смотрели в чёрный потолок; тёмные губы, вздрагивая, выпускали розовые пузыри; из углов губ, по щекам, на шею и на пол стекала кровь; она текла густыми ручьями из-под спины.
  3. …казалось, он  крепко спит, сцепив зубы, только руки его живут отдельной жизнью; изогнутые пальцы правой неразличимо дрожали над тёмным голосником, точно птица порхала и билась; пальцы левой с неуловимой быстротой бегали по грифу.

А)Цыганок       б) дядя Яков      в) Кукушка

8.  Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки, с примерами из текста.

1) «точно большая кошка», «мягкая такая же, как этот ласковый зверь»

2) «до неё как будто спал я»

3) «белые крепкие зубы», «бескорыстная любовь», «тёмная кожа щёк»

А) сравнение     б) эпитет      в) инверсия

  1. Как можно объяснить слова деда Каширина?

Ты знай: когда свой, родной бьёт – это не беда, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего!

а) дед пытается оправдать свою жестокость

б) дед объясняет, что порка- это  естественное наказание за проступок

в) дед объясняет, что поступает так из благих побуждений, это, с его точки зрения, метод  воспитания

  1.  В каком произведении повествование ведётся от имени автора?

А) И.А.Бунин «Цифры»

Б) М.Горький «Детство»

В) А.Чехов «Лошадиная фамилия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бизнес-идея "Художественная мастерская"

Бизнес-идея "Художественная мастерская"- проект, представленный на первом муниципальном конкурсе бизнес-идей , ставшая призером. Под руководством Антоненко НВ, Чебуровой ВН учащиеся 9 класса Щербаков ...

Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.

Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).

Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)

Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование  рассчитан на работу в группах. Задачи урока:- формировать навыки выборочного поиска учебного материала...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....