Поэзия войны
план-конспект по литературе на тему
Литературно-музыкальная композиция, посвященная поэтам-фронтовикам, знакомит студентов с поэзией времён Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeziya_voyny.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэзия войны
Литературно-музыкальная композиция, посвященная поэтам-фронтовикам
Цель:
Познакомить студентов с поэзией времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Задачи:
- Знакомство студентов с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
- Развитие речи студентов, навыков выразительного чтения наизусть, расширение их кругозора;
- Воспитание чувства патриотизма и глубокого понимания истинного героизма, любви к родине, интереса к поэтическому творчеству, отражающему прошлое нашей страны и судьбы людей.
Методические приёмы: слово преподавателя, рассказы студентов, чтение наизусть.
Оборудование: записи песен военных лет, выставка книг, презентация «Поэзия войны».
Мой сверстник!
Нам всего-то было
Тогда по восемнадцать лет.
Георгий Орлов
Вступительное слово преподавателя.
Вряд ли в истории нашей страны есть даты, сопоставимые с праздником Дня Победы. Для тех, кто прошёл дорогами войны, эти дни стали незабываемыми. Наша безмерная благодарность и низкий поклон всем ветеранам Великой Отечественной, тем, кто вернувшись, строил новую жизнь, тем, кто не дожил до самого светлого Дня – Дня Победы. Светлая и вечная память о них навсегда сохранится в наших сердцах. Предлагаю почтить память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания.
Нет, пожалуй, ни одной семьи, кого не коснулась бы война. Наши деды и прадеды, надев шинели, отправились на фронт. И вместе с ними ушли на войну писатели и поэты, «рабочим местом» которых являлся тёмный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж…..
Александр Твардовский, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Юлия Друнина, Вероника Тушнова, Ольга Берггольц – это лишь немногие талантливые поэты-фронтовики, представители блестящей творческой плеяды. Война была для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом взрослой жизни. В эти свинцовые дни формировался их талант, определился характер творчества. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами передового края. И сегодня, в канун 70-й годовщины Победы над фашистской Германией, мы посвящаем им литературно-музыкальную композицию «Поэзия войны».
Выходит студент, читает наизусть
стихотворение С.Щипачева «22 июня 1941 года».
(слайд 1)
Казалось, было холодно цветам
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
(слайд 2)
1 ведущий: 22 июня 1941 года… Война! Позже А.Т.Твардовский напишет свои знаменитые строки:
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
(Слайд 3)
2 ведущий: В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров.
(слайд 4)
1 ведущий: Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».
(слайд 5)
2 ведущий: 1215 писателей и поэтов ушли на фронт, каждый третий из них не вернулся с поля боя. Поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день, 24 июня 1941 года, в газете «Известия» была опубликованы стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война», а на следующий день композитор А.В.Александров написал к ней музыку. Песня, как призыв, зазвучала по всей стране. Ещё через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы, с которого уходили на фронт военные эшелоны. Ни одно литературное произведение периода Великой Отечественной войны не обретало столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня.
Средь песен наших славных есть одна,
Которую нельзя спокойно слушать,
В тот грозный час, как началась война,
Народ вложил в неё всю боль, всю душу.
Она всегда в сердцах у нас стучит,
Она всегда нам силы прибавляет,
Когда она торжественно звучит,
Народ встает и плечи расправляет.
(Звучит песня «Священная война»)
(слайд 6)
1 ведущий: С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была "взята на вооружение" нашей армией, всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. Каждое утро после боя кремлёвских курантов по радио звучала "Священная война".
2 ведущий: Прошло почти 69 лет с того дня, как впервые прозвучала песня Александрова и Лебедева-Кумача. Но и сегодня её нельзя слушать без трепета и горького чувства утраты Она заставляет вспомнить и снова пережить грозные, озарённые пламенем дни начала войны, она напоминает о небывалом мужестве русских людей, отстоявших нашу Родину от врага.
(Слайд 7)
1 ведущий: Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов» Поэзия сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль. Горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.
2 ведущий: Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.
(Слайд 8)
(Выходит чтец и рассказывает о жизни и творчестве поэта)
Константин Михайлович Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году, а через два года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-Гол, прервав учебу в аспирантуре, куда больше и не вернулся.
Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом.
1 ведущий: Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Черного до Баренцева моря. Все опубликованное в годы войны в газетах составило позже четыре книги: «От Черного до Баренцева моря», «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии».
2 ведущий: В годы войны Симоновым написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи» и две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». О войне Константин Михайлович писал всю жизнь. Он видел ее собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. В послевоенные годы поэт продолжал много писать, работать. В 50-е годы появилась его трилогия «Живые и мертвые», в которой он рассказывает о трагических военных событиях.
1 ведущий: Умер Константин Михайлович Симонов 28 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.
2 ведущий: Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанное в 1941 году. По признаниям участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, глубоко затронувшим души воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову.
(Слайд 9)
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
1941
2 ведущий: Это стихотворение никого не может оставить равнодушным. В нем с огромной поэтической силой поэт передал горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. А еще в нем слышится огромная любовь и гордость автора за свою страну. И «усталые женщины», и «деревни с погостами», «изба под Борисовом» - все это для Симонова его Родина, его земля. Пусть «горькая», но «самая милая», за которую и жизнь отдать в бою не жалко.
Звучит стихотворение К.Симонова «Смерть друга».
(Слайд 10)
Смерть друга
Памяти Евгения Петрова
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.
В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.
Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.
Упрямство, гнев его, терпенье —
Ты все себе в наследство взял,
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.
Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.
Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.
Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего,
Огню, штыку, врагу навстречу,
Неси его, неси его!
Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что, голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.
И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет.
1942 г.
Звучит стихотворение поэта «Если дорог тебе твой дом».
(Слайд 11)
Если дорог тебе твой дом
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;
Если мил тебе бедный сад
С майским цветом, с жужжаньем пчел
И под липой сто лет назад
В землю вкопанный дедом стол;
Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…
Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Чтобы те же руки ее,
Что несли тебя в колыбель,
Мыли гаду его белье
И стелили ему постель…
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал…
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел, – так ее любил, —
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви…
Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем, —
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где жил,
Своей родиной не зови.
Пусть фашиста убил твой брат,
Пусть фашиста убил сосед, —
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.
За чужой спиной не сидят,
Из чужой винтовки не мстят.
Раз фашиста убил твой брат, —
Это он, а не ты солдат.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина, —
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
1942 г.
Ведущий 1: Глубоким лиризмом пронизано стихотворение К.М. Симонова «Жди меня». Обращенное автором к конкретной женщине, а именно к актрисе В. Серовой, оно словно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым. Вот почему поэт заклинает дорогую для него женщину, чтобы та ждала его, несмотря ни на какие трагические обстоятельства:
Жди меня, и я вернусь
(Слайд 12)
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941 г.
2 ведущий: Действительно, это стихотворение – гимн любви, верности. Такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать, «как никто другой», нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.
(Исполняется песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики!»)
(Слайд 13)
1 ведущий: Семен Гудзенко, Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий…
(Слайд 14)
В 41-м году им было чуть больше, чем сегодня нам. Не всем суждено было вернуться с войны. Под Новороссийском был убит поэт, лейтенант Павел Коган. Он поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию здоровья был снят с воинского учета.
(Слайд 15)
2 ведущий: Павел писал в 1942 году: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обольстительная вещь – жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимается».
Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!»
Ему принадлежат слова:
Я – патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!
1 ведущий: В январе 1943 года под Сталинградом погиб двадцатитрёхлетний Михаил Кульчицкий, написавший известные строки:
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда, черна от пота, вверх
Спешит по пахоте пехота.
(Слайд 16)
2 ведущий: В предвоенные годы был в Москве, в Сокольниках, Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ). Когда началась война, многие студенты-ифлийцы ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко.
(Слайд 17)
1 ведущий: Из записных книжек солдата Семена Гудзенко: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».
2 ведущий: Поэт и писатель Илья Эренбург вспоминал: «Утром в дверь моей комнаты постучали. Я увидел высокого грустноглазого юношу в гимнастерке. Я сказал ему: «Садись!» Он сел и тотчас встал: «Я Вам почитаю стихи». Я приготовился к очередному испытанию – кто тогда не сочинял стихов о войне! Молодой человек читал очень громко, а я слушал и повторял: «Еще…Еще» - потом мне говорили: «Вы открыли поэта». Нет, в то утро Семен Гудзенко открыл многое из того, что я смутно чувствовал. А ему было всего двадцать лет, он не знал, куда деть длинные руки, и сконфуженно улыбался».
Одно из первых стихотворений, которое он прочитал Эренбургу, хорошо известно: «Когда на смерть идут – поют».
(Слайд 18)
Звучит стихотворение С.Гудзенко «Когда на смерть идут – поют»
Когда на смерть идут – поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв - и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв - и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.
1942 г.
1 ведущий: Незадолго до Победы Семен Гудзенко писал: « Недавно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 очень не хочется».
А в 1946 году он напишет: «Мы не от старости умрем – от старых ран умрем». Так и случилось. В 1952 году Гудзенко серьезно заболел – последствия военной контузии. Врачи не знают, выживет ли он. Поэт снова набирает высоту, как в ранних стихах 1942 года:
До чего мне жить теперь охота,
Будто вновь с войны вернулся я!
2 ведущий: Борясь со смертью, Гудзенко написал стихотворение
«Я пришел в шинели жестко-серой»
Я пришел в шинели жестко-серой,
выданной к победному концу,
юный, получивший полной мерой
все, что полагается бойцу.
Для меня весна постлала травы,
опушила зеленью сады,
но опять из-за военной травмы
побывал я на краю беды.
Сон мой был то беспробудно жуток,
то был чутче гаснущей свечи,
жизнь мою спасали много суток
в белом, как десантники, врачи.
На Большую землю выносили
сквозь больницы глушь и белизну,
словно по завьюженной России,
первою зимою, в ту войну.
Смерть, как и тогда, стояла рядом,
стыл вокруг пустынный, черствый снег,
кто-то тихо бредил Сталинградом,
звал бойцов, просился на ночлег.
Все мои соседи по палате,
в белоснежных, девственных бинтах,
были и в десанте, и в блокаде,
и в других неласковых местах.
Мы врага такого одолели —
никому б его не одолеть,
на войне ни разу не болели,
а теперь случилось заболеть...
весна 1952 года
1 ведущий: Семен Гудзенко умер в феврале 1953 года – незадолго до первой оттепели. Умер от старых ран…
2 ведущий: Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станками, растить детей, воевать.
1 ведущий: Говорят у войны не «женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Бергольц…
(Слайд 19)
Их стихи знали, ждали. На фронт идет 17 летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.
(Слайд 20)
Студентка рассказывает об Ольге Бергольц.
(Слайд 21)
Ольга Федоровна Берггольц – «блокадная поэтесса», влюбленная в свой город, в свой народ и в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Окончив в 1930 году Ленинградский университет, Ольга Берггольц работала корреспондентом в Казахстане, а в 1931 году вернулась в Ленинград, пишет стихи, рассказы.
Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. «В скудости судьбы я упрекнуть не смею», - напишет она позже.
Первый муж ее Борис Корнилов, был расстрелян. Второй, Николай Молчанов, умер от голода в блокадном Ленинграде. Сама О.Берггольц в 1937 году была арестована по ложному навету. 171 день провела она в тюрьме, в 1939 году была реабилитирована. Две дочери ее (8 лет и 1 год) умерли еще до ареста, третий ребенок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его сгубила тюрьма. Как сумела она все это вынести?
Неужели вправду это было:
На окне решетки, на дверях?..
Я забыла б – сердце не забыло
Это унижение и страх,-
написала О.Берггольц после освобождения.
Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знала, что такое блокада.
(Слайд 22)
По свидетельству ее сестры, Ольга Федоровна «Умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», поэму «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинградский дневник» и др. Голос Берггольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев…
Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдается и пишет лучшие свои стихи. Одно из них, написанное в 1941 году, - «Я говорю с тобой под свист снарядов»
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Август 1941
2 ведущий: Вы почувствовали трагедию Ленинграда? В каких словах она передана?
Студент: А меня потрясло стихотворение Ольги Берггольц «Армия», написанное в 1942 году.
Мне скажут - Армия... Я вспомню день - зимой,
январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой -
они несли с реки в бутылках воду.
Их путь был страшен, хоть и недалек.
И подошел к ним человек в шинели,
взглянул - и вынул хлебный свой паек,
трехсотграммовый, весь обледенелый,
и разломил, и детям дал чужим,
и постоял, пока они поели.
И мать рукою серою, как дым,
дотронулась до рукава шинели.
Дотронулась, не посветлев в лице...
Не видал мир движенья благодарней!
Мы знали всё о жизни наших армий,
стоявших с нами в городе, в кольце.
...Они расстались. Мать пошла направо,
боец вперед - по снегу и по льду.
Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,
от голода качаясь на ходу.
Он шел на фронт, мучительно палим
стыдом отца, мужчины и солдата:
огромный город умирал за ним
в седых лучах январского заката.
Он шел на фронт, одолевая бред,
все время помня - нет, не помня - зная,
что женщина глядит ему вослед,
благодаря его, не укоряя.
Он снег глотал, он чувствовал с досадой,
что слишком тяжелеет автомат,
добрел до фронта и попал в засаду
на истребленье вражеских солдат...
...Теперь ты понимаешь - почему
нет Армии на всей земле любимей,
нет преданней ее народу своему,
великодушней и непобедимей!
Январь 1942
Поэтесса показала, что и в страшные, голодные дни блокады человек оставался человеком. Гуманность победила фашизм, любовь победила ненависть…
Студентка: А вот какую картину нарисовала Берггольц в «Ленинградской поэме»:
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
-Сменяй на платье,- говорит,-
Менять не хочешь – дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хорошо, ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам…
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило – привести
Ее к себе, шепнув угрюмо:
-На, съешь кусочек, съешь…прости!
Мне для живых не жаль – не думай.
Студент: Мы продолжаем рассказ о поэтах войны. Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней ее, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»…
(Слайд 23)
Я ушла из школы в блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому, что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать…
Судьбу Юлии Друниной можно одновременно назвать и трагической и счастливой. Трагической – потому, что в ее юность вторглась война, счастливой – потому, что война сделала ее поэтом, потому, что она выжила.
Студентка: Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. В1952 году окончила Литературный институт имени М.Горького. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Его ядро составили стихи военных лет.
Книги Ю. Друниной «Стихи», «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Современник», «Тревога» - это лирический монолог человека, характер которого сформировался в труднейших фронтовых испытаниях. «Бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи»,- писала поэтесса.
Студент: В 1975 году Юлии Друниной была присуждена Государственная премия РСФСР. Получая награду, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».
Студентка: В память о своей подруге – однополчанке, о Герое Советского Союза Зинаиде Самсоновой Юлия Друнина написала стихотворение «Зинка» .
(Слайд 24)
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька,
я – против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый,
у меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт…
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг – приказ:
«Выступать вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.
II
С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
III
…Знаешь, Зинка, я –
против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.
Студент: А мне нравится вот это стихотворение Юлии Друниной (читает наизусть «Балладу о десанте»).
(Слайд 25)
БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был...
Четырнадцать школьниц — певуний, болтушек —
В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
"Ой, мамочка!" — тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь...
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку —
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Бессмысленной гибели нету на свете —
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды...
1 ведущий: Дорогие друзья! Вы услышали много стихов, написанных в годы войны, узнали о судьбе отдельных поэтов-фронтовиков.
Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются в строю?
(Слайд 26)
Звучит песня «День Победы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный журнал, посвящённый 65-летию победы русского народа в Великой Отечественной войне «Поэзия, опалённая войной».
. Сегодня наш литературный журнал посвящён 65-й годовщине ...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Презентация к музыкально-литературной композиции "Поэзия войны"
Данная презентация знакомит студентов с поэтами - фронтовиками, оставившими свой след в литературе военной поры....
Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)
Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....
"Школа. Поэзия. Война"
Презентация о выпускнике МБОУ г.Мурманска "Гимназия №2", ушедшего на фронт во время ВОВ, А.В Подстаницком....
Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза «Идёт война народная…»
методические материалы для преподавателей литературы...
Проект "Поэзия войны"
Этот материал подходит как для урока, так и для классных часов, связанных с памятью Великой Отечественной войны....