Урок-викторина по сказке "Снежная королева" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Саая Элиза Васильевна

завершающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" проведена в форме викторины. Представлена презентация игры "Верю -не верю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhnaya_koroleva.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок-обобщение по сказке Г.Х Андерсена «Снежная Королева»

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»

Задачи:

I.  Дидактические.

Восстановить в памяти учащихся содержание сказки, способствуя более глубокому её восприятию.

II. Развивающие.

  1. Развивать слуховое восприятие и устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли, контроль над произносительными навыками.
  2. Развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.

III. Воспитательные.

Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Аудитория: учащиеся 5 «в» класса

Оборудование: презентация к  уроку «Снежная Королева»,  компьютер, экран, проектор, картинки по содержанию сказки.  

ХОД УРОКА

  1. Вступление

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.

 Урок-викторина. Примут в нём участие 4 команды

-   Давайте познакомимся.

Представление команд: «Команда  «Снежинка», команда «Кристаллик», команда «Льдинка», команда «Сосулька».

-  Сегодня, ребята, мы отправимся в волшебный, загадочный мир, мир сказок. Я думаю, что все вы  любите сказки. Сказка всегда рядом с человеком. Сказка учит нас добру и справедливости.

- Я желаю вам быть всегда  добрыми и справедливыми, чуткими и внимательными.  

Чтобы наш урок прошёл в дружественной обстановке, давайте вспомним  как нужно вести себя на уроке. (Дети называют по очереди правила поведения на уроке)

Правила поведения на уроке

  • Во время урока надо вести себя тихо и спокойно; не разговаривать с соседями и не отвлекаться на посторонние вещи.
  • Если вы что-то не поняли или не расслышали, не переспрашивайте у других учеников, а обратитесь к учителю.
  • Если вы хотите спросить что-либо у учителя  или ответить на вопрос,  нужно поднять руку.
  • Нельзя кричать с места и перебивать учителя и одноклассников.
  • Когда отвечает ваш одноклассник, внимательно слушайте его.  
  • Нельзя подсказывать, если кто-то не знает ответа.
  • Если учитель вызвал вас отвечать, говорите громко, чётко, внятно.  

  1. По страницам биографии

- Итак, мы начинаем.

(слайд № 2) 

- Перед вами портрет великого сказочника.  Знаете ли вы, как его зовут?

(Ганс Христиан Андерсен)

 

 Мы совершим путешествие по сказочному миру писателя Г.Х.Андерсена. Но прежде, чем перейти к нашей работе, мы немного уделим внимание его биографии.

(вопросы по биографии с презентацией)

Представители команд задают по одному вопросу и дают полный развёрнутый ответ

 

  1. Где и когда родился великий сказочник?  
  2. Чем увлекался маленький Кристиан?  
  3. Как изменилась жизнь Кристиана в 14 лет?  
  4. Какие сказки написал Х.К.Андерсен?  

- Вы прочитали на уроке литературы одну из сказок Г.Х.Андерсена.  

- Назовите эту сказку.              («Снежная королева»)

 

- Сегодня мы последний раз встретимся с героями этой волшебной сказки и вспомним её содержание.

  1. По страницам сказки

 Игра «Верю – не верю»

  

  1. Гимнастика для глаз «Снежинки»        

- А сейчас  я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

- Внимание на экран.

 

 

- Мы узнали, что тролль смастерил зеркало. Какую волшебную силу оно имело? (В зеркале всё доброе и прекрасное исчезало, а всё плохое казалось ещё безобразнее).

- Что же случилось с волшебным зеркалом тролля? (Оно разбилось).

- Как дальше развивались события в сказке? (Осколок зеркала попал Каю в глаз и в сердце, он стал злым и жестоким. Снежная королева увезла его в свой дворец. Герда отправилась на его поиски).

- Давайте вспомним путь Герды в поисках Кая.

- С чего он начинается? Куда попадает Герда, с кем она встречается? (ответы детей)

 

  1. Игра «Волшебный сундучок»

- Ребята, А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем. У меня есть сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки. Каждая  команда будет  доставать один предмет. А вы попробуйте определить, кому он принадлежат.

  • Снежинка (Снежная королева)
  • Зеркало (тролль)
  • Сушеная рыба (старуха лапландка)
  • Нож (маленькая разбойница)

 

  1. Распределить картинки последовательно

- Сейчас мы определим, кто лучше всех знаком с текстом. Перед вами иллюстрации к сказке. Ваша задача - расположить эти картинки в той последовательности, в которой они расположены в сюжете сказки.

 

1. В большом городе жили Кай и Герда. Они любили друг друга как брат и сестра. В маленьком садике они выращивали розы.

2. Снежная королева увезла Кая в свой дворец.

3. Старушка-волшебница расчесала Герде волосы гребешком , и Герда забыла  всё: и свой дом, и Кая.

4. Принц и принцесса подарили Герде шубу, шапку, рукавички, усадили её в карету и пожелали ей счастливого пути.

5. В лесу на Герду напали разбойники. Но маленькая разбойница не дала её убить.

6. Маленькая разбойница посадила Герду на северного оленя, они попрощались, и Герда отправилась в путь.

7. Герда у лапландки согрелась, поела и попила. Старуха написала несколько слов на вяленой треске и указала дорогу к финке.

8. Посреди зала на троне сидела Снежная королева. Кай совсем посинел от холода, он из льдинок составлял слово «вечность».

  1. Итог урока

- Молодцы, ребята!

- Кажется, урок можно закончить. Но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовал Г.Х.Андерсен, который приготовил для вас небольшой сюрприз – кроссворд.

 

  1. Кроссворд от сказочника  (по сюжету сказки)
  2. Вывод:

- У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло.

- Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым.  Горячее сердце – величайшая ценность в жизни!

- Как вы понимаете смысл словосочетания «горячее сердце» (ответы детей)

- Давайте вместе прочитаем выводы к сказке

 

  • Человек с горячим сердцем внимательно относится к людям, заботится о них, помогает в трудную минуту.
  1. Оценка деятельности.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Сегодня на уроке все ребята хорошо работали, соблюдали правила поведения на уроке, были внимательны друг к другу.

- Желаю, чтобы вам никогда не попадал осколок кривого зеркала в сердца, и вы всегда были бы добрыми людьми.

- Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить крепкую дружбу!

(Детям вручаются памятные сувениры - сердца)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Факты из биографии сказочника

  1. Где и когда родился великий сказочник?

Ханс Кристиан Андерсен родился  2 апреля 1805 г.  в городе Оденсе

в Дании в семье бедного сапожника.  

  1. Чем увлекался маленький Кристиан?

Маленький Кристиан увлекался театром. Он сам придумывал пьесы, мастерил кукол и шил им наряды, делал декорации из бумаги,  разыгрывал представления.

  1. Как изменилась жизнь Кристиана в 14 лет?

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец, и Кристиан уехал из Оденса в столицу – Копенгаген, чтобы стать актёром.

  1. Какие сказки написал Х.К.Андерсен?

Ханс Кристиан Андерсен написал сказки «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Соловей», «Новое платье короля» и другие.

Памятка

Правила поведения на уроке

  • Во время урока надо вести себя тихо и спокойно; не разговаривать с соседями и не отвлекаться на посторонние вещи.
  • Если вы что-то не поняли или не расслышали, не переспрашивайте у других учеников, а обратитесь к учителю.
  • Если вы хотите спросить что-либо у учителя  или ответить на вопрос,  нужно поднять руку.
  • Нельзя кричать с места и перебивать учителя и одноклассников.
  • Когда отвечает ваш одноклассник, внимательно слушайте его.  
  • Нельзя подсказывать, если кто-то не знает ответа.
  • Если учитель вызвал вас отвечать, говорите громко, чётко, внятно.  

Таблички для подписи к картинкам

1. В большом городе жили Кай и Герда. Они любили друг друга как брат и сестра. В маленьком садике они выращивали розы.

2. Снежная королева увезла Кая в свой дворец.

3. Старушка-волшебница расчесала Герде волосы гребешком, и Герда забыла  всё: и свой дом, и Кая.

4. Принц и принцесса подарили Герде шубу, шапку, рукавички, усадили её в карету и пожелали ей счастливого пути.

5. В лесу на Герду напали разбойники. Но маленькая разбойница не дала её убить.

6. Маленькая разбойница посадила Герду на северного оленя, они попрощались, и Герда отправилась в путь.

7. Герда у лапландки согрелась, поела и попила. Старуха написала несколько слов на вяленой треске и указала дорогу к финке.

8. Посреди зала на троне сидела Снежная королева. Кай совсем посинел от холода, он из льдинок составлял слово «вечность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Урок-викторина. Пассивный залог.8-9 классы

Презентация для проведения обобщающего урока-викторины по теме: "Passive voice.Страдательный (пассивный залог)" для 8-9 классов...

Урок-викторина по всеобщей истории. 8 класс

                                            ...

Урок-викторина "Политика и право", 6 класс

Познавательная викторина по обществознанию для учеников 6 класса...

Урок – викторина «Счастливый случай» в 8 классе.

Урок – викторина «Счастливый случай» в 8 классе....

Обобщающий урок-викторина по физике в 7 классе по теме "Взаимодействие тел"

Урок проводится в виде викторины с выбором ответа.Вопросы   и ответы  транслируются при помощи мультимедиа-проектора, из  предложенных вариантов ответов учащиеся выбирают один. При...

Урок-викторина по физике в 7 классе по теме Замечательные учёные

Урок проводится в 7 классе. Его можно провести как во время любого урока, либо после уроков....